«Портфолио ученика начальной школы как индикатор социальной успешности и проявления активной жизненной позиции». Доклад.
статья (4 класс) на тему
В материале сообщения «Портфолио ученика начальной школы как индикатор социальной успешности и проявления активной жизненной позиции"подробно раскрывается механизм работы с портфолио ученика начальной школы, представляются вниманию разделы, их наполнение по годам обучения. Приведены примеры таблиц, которые помогают систематизировать накопленные достижения ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_uchenika.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Митина Людмила Валерьевна,
учитель начальных классов,
МБОУ гимназия №19
«Портфолио ученика начальной школы как индикатор социальной успешности и проявления активной жизненной позиции: из опыта работы МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка».
Федеральный государственный образовательный стандарт Начального общего образования важным инструментом оценивания личностных результатов учащихся предусматривает ведение портфолио.
Целью внедрения в образовательный процесс технологии портфолио является:
отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных образовательных достижений учащихся, и их динамики.
Основными задачами портфолио являются:
- раскрытие и реализация индивидуальных способностей учащихся;
- поддержание и поощрение высокой учебной мотивации учащихся, их активности и самостоятельности;
- формирование умения ставить цели, планировать, организовывать, контролировать собственную деятельность, осуществлять самоанализ достижений;
- содействие индивидуализации образования и успешной социализации учащихся.
В нашей гимназии для решения этой задачи с 1 сентября 2016 года реализуется проект «Мир гимназиста» или маршрут индивидуального развития гимназиста. Это долгосрочный проект, который рассчитан на 5 лет. В нем принимают участие учащиеся 1-6 классов при поддержке родителей, классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования.
Этот проект был создан на основе положения о портфолио индивидуальных достижений учащихся начального общего образования гимназии №19.
Структура портфолио ученика начальной школы в гимназии чётко отражена в этом положении. Очень важно, чтобы в образовательном учреждении были нормативные документы, которые бы задавали определённые рамки, отражали его особенности и специфику.
Портфолио ученика начальной школы в гимназии №19 состоит из следующих разделов:
- Раздел «Моя маленькая планета» характеризует социально-личностное развитие ученика и содержит следующие обязательные материалы:
- 1 класс: «Будем знакомы!» (рассказ ребёнка о себе, его новой роли как ученика; фотографии или рисунки ребёнка);
- 2 класс: «Моя семья» это рассказ о папе, маме, братьях, сестрах; о семейных и классных традициях, о своих друзьях; фотографии или рисунок семьи, класса;
- 3 класс: «Моя родословная» (ребёнок представляет свою родословную в виде «древа» или таблицы; пишет небольшие рассказы о родственниках по линии папы и мамы, их роли в жизни нашего города, области, страны);
- 4 класс «Моё созвездие успеха» (рассказ о своих жизненных принципах, о правилах поведения, об участии в жизни школы и класса, о своих поступках, об отношении к окружающим; возможно, ставит цели на будущее).
2.Раздел «Хочу все знать» помогает проследить учебно-познавательное развитие ученика и включает информацию о достижениях в различных предметных областях (урочная деятельность), успехи в проектной и исследовательской деятельности (внеурочная деятельность). Данный раздел представлен обязательной и вариативной частями. В начале года ученик вместе с педагогом и родителями планирует принять участие в предложенных мероприятиях и вносит свои дополнения. Оформление информации представлено в таблицах на слайде.
3.Раздел «Здоровье – это здорово» характеризует физическое развитие и здоровье ученика, включает информацию о режиме дня, посещении спортивных кружков и секций, об участии и результатах участия в конкурсах, акциях, других мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни, об умении плавать. Дети самостоятельно вписывают в таблицу мероприятия, в которых принимали участие на школьном, региональном и всероссийском уровнях.
На слайде вы видите примерные мероприятия, предложенные учащимся.
4.Раздел «Дорогою добра» характеризует духовно- нравственное развитие ученика и включает информацию об участии в социально-значимых мероприятиях проводимых на уровне класса, гимназии, города и т.д. Оформление информации представлено в таблице.
5.Раздел «Разные разности» заполняется учеником по его усмотрению и может включать материалы, которые являются дополнением к разделам портфолио. Фиксирует значимые для ученика результаты (решение поставленных задач, путешествия, события и др.), а также отражают их индивидуальные интересы, потребности. Заполняется учеником по его усмотрению в произвольной форме.
В данное положение о портфолио в апреле- мае этого года были внесены определённые изменения в связи с реализацией проекта «Энергия молодых», который касается трёх направлений: трудового воспитания и профориентации, здорового образа жизни и правовой культуры.
И в частности в разделе «Моя маленькая планета», который предполагает во 2 классе рассказ о «Моей семье», теперь ученик рассказывает и о трудовых достижениях членов своей семьи. А в 3 классе, когда ребёнок вместе с родителями составляет родословное древо, он представляет и профессиональные династии, существующие в семье.
В раздел «Здоровье-это здорово» с нового учебного года внесён пункт - участие в одном из направлений деятельности спортивного клуба гимназии «Новое поколение».
Я представила вашему вниманию структуру портфолио и внесённые изменения, зафиксированные в положении. А механизмом, который заставляет работать этот локальный акт, делает его живым и является проект «Мир гимназиста».
Реализуется наш проект в первую очередь на уровне классного коллектива – это создание личного портфолио, на уровне гимназии – это участие во внутригимназических конкурсах и мероприятиях, а так же на муниципальном и региональном уровне. На уровне гимназии мой класс участвовал в конкурсе социальных проектов «Дорогою добра», где был представлен проект «Матрёшка в подарок». В этом учебном году, осенью, наш классный коллектив выпускников и родителей примет участие в Межрегиональном конкурсе «Лучшее портфолио - 2017», а ученик 3 «А» класса нашей гимназии Захаров Владимир, уже стал одним из победителей этого конкурса среди школьников.
Результаты наших учеников появляются благодаря возможностям, которые нам предоставляет циклограмма традиционных мероприятий. А она, в свою очередь, является одним из комплексов воспитательной системы гимназии №19 «Гражданин России XXI века». Достижениям учеников способствуют и мероприятия, которые я как классный руководитель запрограммировала в рамках курса внеурочной деятельности. На параллели первых классов учителя реализуют программу «Буквария», во втором классе - «Дружляндия», в третьем классе «Родниковия», в 4 классе «Яландия». Это и мероприятия, которые могут быть предложены в рамках различных комплексов, существующих в нашей гимназии. Например, центр воспитания «Музеи», фестивальная площадка «Мы вместе», где родители сами предлагают мероприятия, участвуют в них со своими детьми и обмениваются опытом с другими классными коллективами.
Каждому ученику гимназии предоставляется возможность поучаствовать и в коллективных делах, и в индивидуальных проектах, массовых мероприятиях, которые даёт воспитательная система, а ребёнок и его родители заранее проинформированы об этом на классных и родительских собраниях.
Портфолио - это совместное творчество педагогов, учеников и их родителей, увлекательная кропотливая работа. Ученики младших классов, которые впервые оформляют портфолио, не смогут обойтись без помощи родителей. Но помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, а так же формировать личное отношение к полученным результатам.
Ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной и внеурочной деятельности, хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио ученика начальной школы
Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....
Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.
1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...
Портфолио ученика начальных классов как средство формирования успешной личности.
Школа – единственный институт, через который проходит вся нация. Это значит, что все и каждый заинтересованы в том, какой быть петербургской Школе в 2020 году....
Доклад "Портфолио ученика начальной школы"
Ведение портфолио – одна из важнейших задач ФГОС 2 поколения, и на современном этапе развития школы ведение портфолио становится актуальным. Это особенно актуально для учащихся начальных классо...
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к докладу «Портфолио ученика начальной школы в условиях введения ФГОС»
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальн...
Проектная деятельность как форма проявления активной жизненной позиции
В данной статье обобщаются основные направления и этапы деятельности в области социального проектирования, актуализируется ее значимость в формировании активной жизненной позиции у школьников....