Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
методическая разработка
Педагогические технологии на осове эффективности управления и организации учебного процесса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Слайд 2
Дифференцированное обучение — это:
1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) это:
1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп для учёта особенностей их контингента;
2) комплекс методических, психодого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Принцип дифференциации обучения — положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный.
Один из основных видов дифференциации (разделения) — индивидуальное обучение.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.
Реализация .дифференцированного подхода предполагает формирование гомогенных типологических групп школьников.
Слайд 3
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвлённая дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств дифференциации, является включённой, проникающей технологией.
Слайды 4- 11
Педагогические технологии, где дифференцированный подход является проникающим.
Слайд 12
Однако в некоторых моделях обучения дифференциация учебного процесса — главная отличительная особенность, системообразующий фактор, и поэтому они могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».
Слайд 13
Классификационные параметры технологии дифференциации по уровню развития способностей.
Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик)
Гузик Николай Петрович — заслуженный учитель РФ, директор школы и учитель химии (Украина,
Крым).
Автор назвал свою систему «Комбинированной системой обучения», её отличительные особенности:
внутриклассная дифференциация обучения по уровню и развивающий цикл уроков по теме.
Уроки по каждой учебной теме составляют пять типов, которые следуют друг за другом: первый —уроки общего разбора темы (их называют лекциями); второй — комбинированные семинарские занятия с
углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся (таких уроков по каждой теме несколько, как правило, от трёх до пяти); третий — уроки обобщения и
систематизации знаний (так называемые тематические зачёты); четвёртый — уроки межпредметного обобщения материала (их называют уроками защиты тематических заданий); пятый — уроки- практикумы.
Из-за неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую дифференциацию
работы этих учащихся на уроке, на всех его этапах: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.
Выделяются три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной; степени сложности.
Дифференцированные программы (именно «программы», а не «задания») предусматривают два
важнейших аспекта:
а) обеспечение определённого уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от
репродуктивного до творческого);
б) обеспечение определённой степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя— работа по образцу, инструктаж и т.д. до полной самостоятельности).
Между программами «А», «В», «С» существует строгая преемственность, в каждой теме представлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть
неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их, ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Работа по первичному усвоению материала на этом уровне имеет свои особенности. Она требует многократного его повторения, умения
выделять смысловые группы, вычленять главное, знания приёмов запоминания и т.д. Поэтому в держание программы «С» вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание, какой из этого следует
вывод и т.д.
Задания программы «С» должен уметь выполнить каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе (а лучше сказать, по следующей за ней программе).
Программа «В» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приёмами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эту программу вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание, показывают, как функционируют и применяются понятия. Этот уровень несколько увеличивает объём сведений,
помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной.
Выполнение программы «А» поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приёмами учебной работы и умственных действий. Она вводит ученика в суть проблем, которые можно решить на
основе полученных в школе знаний, даёт развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование, открывающие перспективы творческого применения. Этот уровень позволяет ребёнку
проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.
При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяются три варианта-уровня дидактического материала для самостоятельных работ,
решения задач, лабораторных и практических заданий. Первый вариант (С) точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант (В) предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника, третий (А) — заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.
Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учёт достижений каждого ученика). По принципам и содержанию внутрипредметная
уровневая методика сходна с методикой «полного усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учениками общим для всех уровнем образовательного стандарта.
Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы занятий:
работа по группам (столам, рядам, командам и т.п.), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), семинарско-за-чётная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке, учёт знаний по системе «зачёт—незачёт».
Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов)
Обязательность обучения и пятибалльная оценка результатов в традиционной технологии порождают резко отрицательные последствия: ученик всё время находится в положении несправившегося. Это порождает комплекс неполноценности школьника по отношению к учению; полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха: вызывает неприязнь к предмету и к школе, а часто и фактический отказ от учения, ведёт к снижению уровня требований, процентомании.
В технологии предлагается введение двух стандартов (принцип минимакса): для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и
стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый).
Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне
ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.
Особенности концептуала
Базовый уровень нельзя представлять в виде «суммы знаний», предназначенных для изучения в
школе. Существенно не столько то, что изучалось, сколь то, что реально усвоено школьником. Поэтому его следует описывать в термин планируемых результатов обучения, доступных проверке и контролю за
их достижением.
Обязательность базового уровня для всех учащихся в условиях гуманного обучения означает, что совокупность планируемых обязательных результатов обучения должна быть реально выполнима, т.е. посильна и доступна абсолютному большинству школьников.
При демократической организации учебного процесса обязательность базового уровня, кроме того, означает, что вся система планируемых обязательных результатов должна быть заранее известна и
понятна школьнику (принцип открыто-Им обязательных требований).
Мотивация, а не констатация.
Предупредить, а не наказать незнание.
Признание права ученика на выбор уровня обучения.
Прежняя психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить всё, что даёт ему учитель»;
новая психологическая установка для учащегося: «возьми 'столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».
Ученик должен испытывать учебный успех.
Особенности содержания
Наличие стандартов базовых образовательных областей, состоящих из двух уровней требований:
1) к содержанию образования, которое школа обязана предоставить ученику;
2) к содержанию образования, которое школа должна потребовать от ученика и усвоение которого
является минимально обязательным для ученика.
В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает:
— наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь ученик;
— базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;
— базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
— система результатов, которых должен достичь по базовому уровню ученик, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);
— наряду с базовым уровнем ученику предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.
Это обеспечивается уровнем обучения, который превышает уровень минимального стандарта (ножницы). Пространство «ножниц» — зона ближайшего развития (Л.С. Выготский) — заполнено
дополнительными вариантами — «лестницей» деятельности. Здесь обучение происходит на индивидуальном максимально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию учения (Л.В. Занков).
Особенности методики
Особенностями методики преподавания являются:
1. блочная подача материала;
2. работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;
3. наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система
специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.
Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову — систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путём организации пересдачи зачётов. -
Оценивание знаний
Существенная особенность технологии уровневой дифференциации обучения — её органическая связь с системой контроля результатов учебного процесса и системой оценивания достижений школьников.
Альтернативой традиционному способу оценки «вычитанием» является «оценка методом сложения», в основе которой — минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение его обязательно
для каждого ученика. Критерии более высоких уровней строятся на базе учёта того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы зачётов.
Предусматривается: — тематический контроль;
— полнота проверки обязательного уровня подготовки;
— открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;
— оценка методом сложения (общий зачёт = сумма частных зачётов);
— двоичность в оценке обязательного уровня (зачёт—незачёт);
— повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;
— «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача);
— возможность «дробных» зачётов;
— кумулятивность итоговой оценки (годовая оценка вытекает из всех полученных).
Зачёты проводятся в учебное время, при этом:
— предусматривается резерв времени для доработки; :
— возможна помощь учителя во время зачёта;
учащимся даются «ключи» к проверочным знаниям; на каждого ведётся лист учёта и контроля;
— в случае, если учащийся претендует на оценки «4» и «5», итоговый контроль предусматривает
экзамен «на подтверждение» по всему материалу.
Модель «Смешанная дифференциация»
(предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стратовая» дифференциация)
Объединённой формой двух видов дифференциации обучения — по интересам и по уровню развития
— является модель сводных групп по параллелям (модель гибкого состава групп). Для изучения важнейших учебных дисциплин, определяющих будущую профилизацию (математика, литература,
русский язык), вся классная параллель перегруппируется. Образуются три сводные группы.
Дети, интересующиеся данным учебным предметом (например, математикой) ; и имеющие по нему
достаточно высокие показатели, объединяются в одну сводную группу (временный гомогенный класс)
продвинутого уровня. Из остальных 'учащихся параллели по принципу уровневой дифференциации
формируются ещё ; две сводные группы: группа базового стандарта и группа усиленной педагогической поддержки.
Для параллели разрабатываются три варианта учебной программы. Первый
работает в рамках группы по интересам и имеет продвинутый уровень; второй и третий варианты реализуются в тех группах, для которых этот предмет не выбран «интересным» и главная цель которых — достижение обязательных результатов обучения.
Состав основных классных коллективов при таком разделении остаётся неизменным, а состав групп меняется в зависимости от предметов дифференциации. По остальным предметам занятия ведутся по
единым программам базового стандарта.
Таким образом, учебный процесс в течение дня организуется так: первые три-четыре урока идут по классам, на четвёртом-пятом уроках классы распадаются — учащиеся в соответствии с выбранными ими
направлениями переходят в сводные предметные группы, где занятия идут одновременно по разноуровневым программам (с разными учителями). Реализуется идея о форме дифференциации, которая
не ущемляет достоинства учащихся и не нарушает сложившихся межличностных отношений в коллективах.
Слайд 14
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)
Расти должны все цветы. Евангелие
Закатова Ирина Николаевна - заслуженный учитель РФ, директор «Культурологического социально-педагогического комплекса» на базе школы № 59 г. Ярославля, кандидат педагогических наук.
Особенности дифференциации по интересам. Учебный план школы предоставляет ребенку довольно широкий комплект образовательных дисциплин, имеющий общекультурное значение и обеспечивающий всестороннее и гармоническое развитие. В то же время этот комплект дает ребенку возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности. Каждый предмет позволяет выявить задатки и способности ребенка (в виде интереса, склонности), т.е. осуществить одну из социально-педагогических проб личности. Поэтому совершенно естественно предоставить ребенку необходимые условия для оптимального развития выявленных задатков и способностей. Это реализуется с помощью различных видов дифференциации по интересам (углубления, уклоны, профили, факультативы, клубная деятельность). Дифференциация по интересам по своему влиянию на результаты обучения и воспитания не менее значима, чем дифференциация по уровню развития.
Классификационные параметры
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: 1) СЭН + 2) ЗУН.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.
По типу управления: современная традиционная + дифференциация.
По организационным формам: дифференцированная.
По подходу к ребенку: гуманно-личностная + социоцентрическая.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + творческая.
По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности детей.
По категории обучающихся: все категории.
Целевые ориентации
• Развитие эмоциональной сферы личности (СЭН).
• Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности.
• Воспитание человека высокой гуманитарной культуры.
• Превращение школы из преимущественно просветительного учреждения в центр духовной, нравственной и эстетической культуры (СЭН).
Концептуальные положения
• Основная гипотеза: только в атмосфере высокой гуманитарной культуры и только на основе широкой гуманизации школьного образования, освоения богатств мировой художественной культуры возможно воспитать личность, стремящуюся к самоактуализации и обладающую чувством социальной ответственности, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его духовности.
• Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной школы.
• Использование дифференциации обучения детей по интересам как главной мотивационной базы обучения
• Сохранение базового ядра образования, обеспечивающее возможность перехода ребенка с одного отделения на другое.
• Гуманизация содержания образования, насыщение его «кислородом» гуманитарной культуры.
• Обеспечение достоверной психологической диагностики способностей школьника.
Особенности содержания
На основе этих принципов разрабатывается и выращивается новая, культуро-воспитывающая технология среднего образования, которая должна привести к формированию человека высокой гуманитарной культуры.
В учебно-воспитательном процессе представлены все основные направления гуманитарной культуры, из которых ребенок может выбрать то, что соответствует
его интересам, то есть используется модель дифференцированного обучения по интересам.
Веер культурологических направлений дифференциации включает восемь учебных отделений.
1. Отделение музыкальной культуры (обучение восприятию музыки, пению в хоре, игре на каком-либо инструменте, ознакомление с богатством русской национальной и мировой музыкальной культуры).
2. Отделение изобразительного искусства (обучение восприятию красоты природы, произведений изобразительного искусства, гармонии цвета, развитие чувства прекрасного, навыков рисования, лепки, ваяния, декоративного искусства, дизайна).
3. Отделение языковой культуры (обучение родному и иностранным языкам, навыки красивой и выразительной речи, культура общения, углубленное изучение человековедческих и философских знаний, этики и эстетики, знакомство с мировой художественной литературой, искусством театра и кино).
4. Отделение нравственно-патриотического воспитания (знакомство с духовной культурой, с этикой, историей религии, мифологией, освоение нрав ственных богатств народа, военно-патриотическая подготовка
5. Отделение экологической культуры (ознакомление с проблемами сохранения природы, среды обитания человека, уникальной человеческой куль туры. Воспитание любви к природе, углубленное изучение географии, биологии и химии).
6. Отделение физической культуры (воспитание здорового образа жизни, правильного отношения к своему здоровью, культ физической красоты, занятия различными видами спорта, обучение основам медицинских и психологических знаний).
Совершенно естественно, что все интересы детей микрорайона не ограничиваются одной только гуманитарной, культурологической сферой. Определенная часть ребят расположена к восприятию практических умений, технических и математических знаний.
7. Отделение математической культуры (углубленные занятия по предметам математики, физики, химии, ознакомление с научными методами изучения природы, обучение решению количественных задач с помощью компьютера).
8. Отделение прикладного творчества (овладение современными прикладными ремеслами-искусствами: слесарными, токарными и столярными умениями, выпиливанием, резьбой по дереву, гравировкой, лепкой, моделированием, шитьем, вышивкой, вязанием и т.п., формирование умений и навыков общей культуры труда).
Культурологические направления организуются с 1 класса. Отделения не являются профилями для поступления в определенные учебные заведения. Они:
- олицетворяют конкретный интерес для ребенка, обеспечивают мотивационный аспект его ученья;
- являются культурным фоном, культурной составляющей образования (не обходимой любому человеку, любому специалисту);
- могут быть для некоторых детей и первой ступенькой к профессиональному выбору, могут выводить их на фарватер профессионального самоопределения; для этого на старшей ступени предусмотрено развитие дифференциации обучения внутри самих отделений, переход дифференцированного обучения в профильное и даже индивидуальное, готовящее выпускников к продолжению образования в определенном учебном заведении или к определенному виду деятельности.
Особенности методики
Каждое из отделений использует специфические частнометодические и локальные технологии:
• музыкального образования Д.Б.Кабалевского, В.В.Кирюшина, В.В.Емельянова;
• художественного образования В.С.Кузина, Б.М.Йеменского;
• филологического образования Г.Н.Кудиной, В.А.Левина, Е.И.Пассова. З.И.Новлянской;
• нравственного воспитания А.И.Шемшуриной, А.И.Кочетова;
• экологического воспитания Н.Т.Суравегиной, Т.В.Кучер и т.д. Весьма важной, но нелегкой задачей технологии является определение специальных данных детей - интересов и склонностей, задатков и способностей.
Система психолого-педагогической диагностики детей по интересам включает:
• ежегодный параллельный анкетный опрос учащихся V-XI классов, их родителей и классных руководителей;
• тестирование развития специальных способностей;
• определение готовности и области интересов ребенка, поступающего в I класс;
• определение интересов и данных для дифференциации при переходе из начальной школы в среднюю ступень;
• профориентационную диагностику при переходе из средней ступени в старшую.
Положительные и отрицательные аспекты дифференциации по интересам:
Дифференциация по интересам
Положительные аспекты | Трудности и возможные отрицательные |
последствия | |
Наилучшие условия для развития и | Отсутствие точных и надежных спо- |
реализации задатков и способностей ре- | собов диагностики специальных интере- |
бенка. | сов ребенка. |
Удовлетворение имеющихся интере- | Интересы ребенка не есть нечто |
сов ребенка. | неизменное, они меняются. |
Исключается стремление «стричь | Не обеспечивается всестороннее раз- |
всех под одну гребенку». | витие личности. |
Усиление мотивации к учебе, | Излишняя целенаправленность меша- |
самоопределение ребенка. | ет приобрести общий гарантированный |
минимум знаний и умений во всех об- | |
ластях. | |
Раннее развитие способностей, | |
профориентация, специализация. | Сужение образовательного про- |
странства, опасность одностороннего | |
Возможно более раннее распозна- | развития. |
вание и развитие природных задатков и | |
способностей ребенка. | Отсутствие научных рекомендаций |
о возрасте, с которого можно и нужно | |
Реализация свободы выбора ребен- | начинать дифференциацию |
ка, обеспечение возможности «соци- | |
альных проб». | Неопределенность, отсутствие |
рекомендаций по дозировке (мере) | |
Возможность использовать сензи- | включения, погружения ребенка в спе- |
тивные периоды в развитии личности | циальную область. |
(наиболее благоприятные для развития | |
тех или иных качеств). | Трудности наблюдения и отслежива- |
ния развития специальных качеств лич- | |
ности. |
Примечание. Американская система. В США и некоторых европейских странах существует некое подобие «дифференциации обучения по интересам». Около 50% учебного времени отводится на обязательные предметы - «ядро», куда входит пять базисов: язык и литература, математика, естествознание, социальные науки, компьютер. Другая половина учебного времени занята предметами по выбору, которые предлагаются в виде «пакетов», содержащих по несколько десятков спецкурсов. Учащиеся выбирают несколько учебных курсов в пакетах гуманитарного, естественнонаучного, математического содержания. Обязательный результат обучения состоит в зачете определенного ограниченного количества курсов в каждом пакете.
Слайд 15
Спасибо за внмание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное сотрудничество младших школьников как эффективная форма организации учебного процесса
Проект составлен учителем начальных классов.Применять технологию сотрудничества можно с 1 класса и на различных дисциплинах. Сотрудничество учащихся в совместной деятельности способствует лучшем...
Инновационный проект «Организация учебного процесса на основе технологии педагогических мастерских»
Актуализация проекта.Сегодня, в связи с изменением ценностных ориентиров российского общества, образование оказалось перед необходимостью кардинальных перемен в школе. Новые пок...
Технология эффективности управления и организации учебного процесса по методу Лысенковой С.Н. : перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении»
Дети с ОВЗ слабо усваивают программный материал. Им просто не хватает времени для усвоения темы.Поэтому я использую в своей работе технологию С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение ...
«Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса» «Технология работы в парах»
Выступление...
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Выступление на ШМО учителей начальных классов.Педагогические технологии......
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Доклад.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса...
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
ПрезентацияПедагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса....