Доклад на ШМО: «Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении»
статья по теме
Каждый учитель стремится так построить урок, чтобы ученик был активным его участником, субъектом образовательного процесса. Дети с ОВЗ слабо усваивают программный материал. Им просто не хватает времени для усвоения темы. Значит, нужно дать ребятам это необходимое для прочного и глубокого усвоения знаний и умений время, дольше и всесторонне работать с каждой изученной темой. Чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, улучшить качественные характеристики процесса восприятияучебных понятий. надо опережать их введение в учебный процесс. Поэтому я использую в своей работе технологию С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_lysenkova_2017-2018.docx | 73.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на школьном методическом объединении
«Начальная школа»
Тема:
«Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении»
Учитель начальных классов : Суманева В.В.
2017-2018 уч. г.
Классификационные параметры
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: социогенная с допущениями биогенного и психогенного факторов.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами поэтапной интериоризации.
По ориентации на личностные структуры: информационная с элементами операционной .
По характеру содержания: обучающие воспитательная, светская, технократическая, общеобразовательная.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: традиционная классно-урочная, академическая с элементами дифференциации и индивидуализации.
По подходу к ребенку: сотрудничество, партнерство.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога.
По направлению модернизации: эффективность организации и управления учебным процессом.
По категории обучающихся: массовая, без всякой сегрегации.
Целевые ориентации
• Усвоение ЗУН; ориентир на стандарты.
• Успешное обучение всех.
Концептуальные положения
• Личностный подход педагогики сотрудничества.
• Успех - главное условие развития детей в обучении.
• Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребенок, у которого что то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться.
• Предупреждение ошибок, а не работа над ними.
• Последовательность, системность содержания учебного материала.
• Дифференциация, доступность заданий для каждого.
• К полной самостоятельности — постепенно.
• Через знающего ученика учить незнающего.
“Всем известна истина – дети хотят учиться, но здесь опускается одно слово: дети хотят хорошо учиться!”
1. Задача современной школы – формирование человека, постоянно совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека творческого в широком смысле этого слова. И это посильная задача для школы при условии правильной организации учебно-воспитательного процесса, в котором происходит перераспределение ролей учителя и учащегося.
Каждый учитель стремится так построить урок, чтобы ученик был активным его участником, субъектом образовательного процесса. Дети с ОВЗ слабо усваивают программный материал. Им просто не хватает времени для усвоения темы. Значит, нужно дать ребятам это необходимое для прочного и глубокого усвоения знаний и умений время, дольше и всесторонне работать с каждой изученной темой. Но как это сделать, не отставая от сроков, утвержденных программой? Ответ может показаться парадоксальным: надо опережать программу! А для этого требуется по-иному строить процесс обучения, т.е. урок. Хозяева дорогого времени – учитель и ученики. Резерв времени кроется в их общении, взаимодействии, сотрудничестве, в понимании учителем особенностей их мыслительной деятельности, в умении управлять ею, активизировать и стимулировать. Поэтому я использую в своей работе технологию С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении.
2. Технология опережающего обучения - технология, при которой краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнётся изучение её по программе. Во время объяснения нового материала учитель объясняет фрагмент темы, которая будет изучаться значительно позже, но ее содержание приближено к теме сегодняшнего урока. Перспективная тема дается малыми дозами, раскрывается медленно. В обсуждение включаются сначала сильные учащиеся, затем средние, а уж потом и слабые ученики.
Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Причём такой пропедевтический материал по неизученной ещё теме желательно припоминать как можно чаще при возникновении удобного случая вплоть до изучения данной темы по программе.
Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия, но может применяться при изучении любых тем программы на различных предметах.
Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности, то есть происходит в «зоне ближайшего развития ребёнка». Благодаря этому опережающее обучение имеет общие черты с технологией развивающего обучения, так актуальной в современной педагогике. Главная идея развивающего обучения заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития.
Одной из первых в своих работах выдвинула необходимость опережения при обучении школьников С.Н. Лысенкова. По С.Н. Лысенковой, феномен такого обучения заключается в следующем: рассредоточенное усвоение наиболее сложного учебного материала, вводимого с опережением программы, обеспечивает его осознанное восприятие, прочное запоминание и ускоренное формирование навыка практического действия. Учитель, опережая программу, не испытывает недостатка времени, а в некоторых случаях получает даже его избыток, позволяющий дольше и всесторонне работать с каждой темой. Таким образом, «опережение – это не бездумная гонка за счет спрессовывания детского времени ценой отставания слабых, а результат хорошо продуманного, высокоорганизованного процесса обучения».
Я на практике убедилась в эффективности технологии опережающего обучения, причём как в работе с детьми с ОВЗ, так и с нормально развивающимися детьми. Попробую убедить Вас, уважаемые коллеги, что данный вид обучения способствует повышению качества знаний учащихся. В раскрытии этого вопроса первичную роль играет психологический аспект, лежащий в основе процесса формирования знаний.
3. Согласно С.Л. Рубинштейну, выделяются следующие стадии процесса усвоения: «...первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова, его осмысление, специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом — в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике». Каждая из этих стадий связана с другой и обусловлена характером взаимодействия учителя — ученика. Каждая из них определяет конечный эффект усвоения. Начальный этап ознакомления с учебным материалом, или «первая встреча» с ним, имеет большое значение для всего процесса усвоения. Не менее важно на этом этапе то, что предпосылается восприятию, а именно апперцепция. Она «включает активное сознательное отношение личности к воспринимаемому, которое не исчерпывается содержанием представлений» и не сводится к их массе.
Само восприятие включает в себя осмысление. Мыслительная работа «охватывает восприятие со всех сторон: предваряя его, в него включаясь и над ним надстраиваясь».
Процесс формирования знаний начинается с восприятия признаков, свойств объектов и явлений. Несмотря на это, первым условием эффективности процесса формирования знаний у младших школьников является организация чувственного восприятия нового учебного материала, в соответствии с возрастными возможностями учащихся начальной школы.
Восприятие нового материала является сложным постепенным процессом, обусловленным психологическими закономерностями развития школьников, их способностью анализировать, а также сложностью новых знаний и способов действия. Восприятие составляет чувственный опыт ребенка и играет важную роль в учебной деятельности, так как любой учебный материал должен быть, прежде всего, воспринят учениками. Только после этого можно говорить об усвоении знаний. Ведь от того, как воспринят новый учебный материал, какие представления и первичные понятия образовались при этом в сознании учащихся, зависит первичное понимание новых знаний, зависит дальнейшая работа над усвоением знаний и их применением. Таким образом, качество восприятия - обязательное условие эффективного усвоения. Воспринять - значит разобраться в сути изучаемого, связать его с тем, что уже известно, познать его проявления, свойства, способы применения и т. д. Успешное восприятие создает прочный фундамент учебной и учебно-производственной деятельности учащихся.
Как известно, восприятие материала многими нашими детьми несовершенно. Оно замедленно в связи с запаздыванием реакций ребенка на внешние раздражения. Не все то, что предъявляется детям для восприятия, отражается в их сознании. Одни стороны действительности схватываются полностью, другие выпадают из поля зрения. Многое из воспринятого ребенком оказывается неадекватным действительности.
Чаще всего восприятие приобретает фрагментарный характер, часто отсутствует необходимая смысловая связь, кроме того, отсутствует связь между восприятиями и представлениями, восприятием и мышлением. Это затрудняет использование предшествующего индивидуального опыта детей и нормальное протекание процесса первичного анализа воспринятого материала.
В связи с наличием указанных особенностей процесса восприятия учебного материала детьми, специалистами используются специальные приемы и средства, направленные на обеспечение полноты, точности и адекватности восприятия учебного материала:
- внутренняя установка ученика на восприятие, на усвоение учебного материала в целом;
- другое условие (фактор) успешного восприятия можно сформулировать так: то, что необходимо узнать и сознательно воспринять, должно быть выделено учениками. Мало смотреть - надо видеть, мало слушать - нужно слышать;
- успешность восприятия в значительной степени зависит от наличия у учащихся ориентировочной основы деятельности, то есть четкого представления, что, как, для чего воспринимать, какие для этого следует применять приемы, способы, средства, как ими пользоваться, т.е. детей нужно сознательно учить воспринимать материал;
- формирование положительного мотива к изучению предлагаемого материала. Опираясь на этот важнейший мотив учения, можно достичь больших успехов и результатов, чем предписаниями, жесткими требованиями;
- объекты восприятия имеют различные свойства, проявления, по-разному влияют на органы чувств (анализаторы), с помощью которых осуществляется их познание. Поэтому чем больше количество анализаторов привлекается к восприятию (слух, зрение, осязание, обоняние, двигательные чувства), чем разнообразнее методы подачи учебного материала (словесные, наглядные, практические), чем разнообразнее формы организации восприятия (коллективные, индивидуальные), чем теснее сочетается деятельность учащихся по непосредственному восприятию учебного материала с работой по его осознанию и осмыслению (повторение, решение задач, работа с карточками-заданиями, составление таблиц, конспектирования и т. п.), тем восприятие становится более четким, осознанным, прочным. Особенностью технологии опережающего обучения является использование опорных схем. Они используются во время объяснения нового материала, затем к ним обращаются в процессе повторения и обобщения. Учащиеся пользуются опорными схемами при ответах, не боятся ошибиться, а схема - это своеобразный алгоритм ответа на поставленный вопрос.
- качество восприятия в решающей степени определяется пониманием учащимися изучаемого материала. Если ученики не поняли, то восприятие фактически не будет. Понимание всегда означает включение нового материала в систему уже сложившихся представлений и понятий, связывание незнакомого материала с уже знакомым. Восприятие ребенка тесно связано с представлениями, сформировавшимися в результате предшествовавших восприятий и мышлением. На данном этапе и работает технология опережающего обучения. Дидактическая задача учителя заключается в накоплении у учащихся запаса представлений, необходимых для формирования соответствующих понятий, обеспечения их полноценного характера для того, чтобы на основе полученных представлений формировать понятия.
Подготовить учащихся к восприятию системы новых знаний означает:
- Организовать процесс восприятия таким образом, чтобы известные детьми факты, понятия (причём в разной степени) «всплыли» на данном этапе и облегчили восприятие нового материала;
- установить внутреннюю связь новых знаний со знаниями и учебно-познавательными умениями, что уже сформированы у младших школьников, или с их жизненным опытом и обеспечить переход от усвоенного ранее к новому;
- вызвать у учащихся интерес к новым знаниям, внимание к словам учителя;
- создать положительное отношение учащихся к уроку и установку на усвоение новых знаний.
Активное, осмысленное восприятие учащимися нового учебного материала происходит тогда, когда у них возникает потребность в новых знаниях, когда новые знания несут в себе ответы на вопросы, которые возникали в сознании школьников.
Усвоение учащимися нового материала требует чувственного восприятия ими объектов и явлений окружающей действительности. Отсюда следует давно признанная и важная роль наглядности обучения как средства формирования осмысленных и крепких естественных знаний у учащихся.
В процессе восприятия значительную роль играет сочетание средств наглядности со словом учителя, словесную формулировку того, что наблюдается. Для младших школьников это является необходимым условием, без соблюдения которого их восприятие становится не репродуктивным. Словесное выражение результатов восприятия вслух одним учеником позволяет каждому ребенку осознать содержание, сравнить собственный результат с результатами одноклассников, при необходимости присмотреться, прислушаться, обратить внимание на отдельные детали.
Одним из методов технологии опережающего обучения является комментируемое управление. Методический прием «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом.
С.Н. Лысенкова объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.
С помощью комментированного управления:
• средний и слабый тянутся за сильным учеником;
• развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;
• ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.
Комментируемое управление, позволяет сделать учебный труд осмысленным и одновременно обеспечивает обратную связь: даёт учителю возможность контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и практическими навыками.
Успех обучения ребенка в школе в большой степени зависит от того, как он воспринимает учебный материал. У ребенка, который поступает в школу, уже относительно развиты различные виды восприятий. За время обучения в младших классах его восприятия значительно обогащается. В процессе учебно-воспитательной работы учитель углубляет опыт ученика и обучает его правильно воспринимать, правильно наблюдать. Объекты восприятия становятся для ученика объектами специального наблюдения и изучения.
6. Вывод: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, улучшить качественные характеристики процесса восприятия учебных понятий надо опережать их введение в учебный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование опорных схем в обучении учащихся начальной школы
Тема актуальна, так как по программе ФГОС ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы и схе...
Педагогика "ТехнологияС.Н. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении".(презентация)
Презентация по педагогике...
Статья "Использование опорных схем при обучении решению простых задач в первом классе"
Схемы задач для работы над задачей в первом классе...
Статья "Использование опорных схем при обучении решению простых задач в первом классе"
Схемы задач для работы над задачей в первом классе...
Статья "Использование опорных схем при обучении решению простых задач в первом классе"
Схемы простых задач...
Технология эффективности управления и организации учебного процесса по методу Лысенковой С.Н. : перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении»
Дети с ОВЗ слабо усваивают программный материал. Им просто не хватает времени для усвоения темы.Поэтому я использую в своей работе технологию С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение ...
Перспективно опережающее обучение с использованием опорных схем
На протяжении многих лет меня всё время волновал один и тот же вопрос: «Как сделать так, чтобы не погас в глазах учеников огонек познания, чтобы учебный труд приносил детям радость успеха, а не ...