Военно – патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
статья
В данной статье раскрываются наиболее эффективные формы военно – патриотического воспитания младших школьников через внеурочную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Сажина Евгения Эдуардовна
Учитель начальных классов
МКОУ «НОШ № 3»,
г. Балей
Военно – патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Аннотация: в данной статье раскрываются наиболее эффективные формы военно – патриотического воспитания младших школьников через внеурочную деятельность.
Ключевые слова: военно - патриотическое воспитание, внеурочная деятельность, младшие школьники.
В настоящее время уделяется большое внимание военно-патриотическому воспитанию школьников. Именно школа должна дать определенный уровень знаний подрастающему поколению, научить его практической деятельности, подготовить ребенка к выполнению гражданского долга, воспитать патриота своей Родины.
В период подготовки и празднования славной даты 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне военно-патриотическое воспитание приобрело особую актуальность.
Как воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ, который жил и живет рядом с нами?
Как организовать работу так, чтобы память о наших дедах, их подвиге во имя Отчизны, во имя нашего мирного неба никогда не иссякла?
Эти вопросы можно решить через военно-патриотическое воспитание учащихся в процессе внеклассной формы работы. Это позволит учащимся понять прошлое и настоящее, сохранить все ценное в историко-культурном наследии своей Родины, сохранить память для созидания будущего.
Память нам необходима…
Ведь Великая Отечественная война коснулась каждой семьи. Кто-то, не щадя своей жизни, защищал Родину на фронтах, а кто-то совершал трудовой подвиг в тылу. Эта страшная война коснулась всех…
Все дальше уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. С каждым днем с нами рядом остается все меньше тех, кто защищал нашу землю, нашу Родину. И самое большое, что мы можем сделать, это помнить о защитниках Отечества и передавать нашим потомкам память о них. Мы до конца своей жизни будем испытывать огромное уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, которое они заслужили тем, чтобы небо над нашими головами стало и до сих пор остается мирным. Пройдет еще немного времени, и свидетелей и участников той кровавой и страшной войны не останется вовсе. Поэтому важно очень трепетно относиться к этой дате – 9 Мая.
Наша начальная школа – обыкновенная, и интересна тем, что имеет богатую историю, славится своими традициями, направленными на формирование военно-патриотического сознания. Воспитательная практика в нашей школе всегда была ярка патриотическим содержанием, интересными формами работы.
В сентябре 2019 года мы начали готовиться к будущему масштабному празднованию этой знаменательной даты. Среди учащихся нашей школы, в октябре был проведен конкурс чтецов «Стихи о войне». Мы надеемся, что данное мероприятие глубоко проникло в души наших маленьких патриотов.
Военно - патриотическое воспитание уже в младшем школьном возрасте влияет на дальнейшую жизнь ребенка, и от личностных качеств педагога, от организации его работы зависит, направят ли учащиеся свою деятельность на служение во благо Родине, станут ли действительно патриотами Отечества.
27 января 2020 года для нашей школы был необычным днем. В этот день мы проводили Всероссийскую акцию памяти «Блокадный хлеб».
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
...О, мы познали в декабре -
не зря "священным даром" назван
обычный хлеб. И тяжкий грех -
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.
Такими словами начинался Урок Памяти в каждом классе нашей школы…
На глазах учителей были слезы, а кто – то не смог сдержать их совсем. Блокадный хлеб – символ жизни и надежды, звучали слова на устах учителя; блокадных хлеб – символ жизни и надежды, звучало в сердце каждого ученика. Словами не передать всего, нужно было видеть, с какими глазами и дрожащими ручонками брали приготовленный хлеб мои первоклашки. Я уверена, они прочувствовали всю боль той блокады и надолго сохранят эту память.
Площадкой для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов нашей Родины являются такие мероприятия: смотры строя и песни, соревнования «А, ну-ка, мальчики!», «Вперед, мальчишки!».
В этом году, мы готовили песню о моряках. Выучили девиз, речевку и песню, приготовили костюмы. Какую же гордость испытали мои дети, исполняя эту песню и пройдя строевым шагом по спортивному залу. А какой у нас был замечательный командир , самый лучший. За это он получил Почетную грамоту.
Много ещё впереди разных задумок и планов. Надо сделать так, чтобы наши ученики были достойными памяти своих предков: гордились, чтили, были верными и преданными памяти.
Будут проведены Уроки Мужества, как наиболее распространенная и действенная форма военно-патриотического воспитания школьников. Опыт работы показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, когда дети встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, которые ковали Победу. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление.
Много мероприятий прошло и еще пройдет в стенах нашего городского музея. Музей - это достояние всех. Музей – хранилище национальных традиций, обычаев, истории нашего народа и, как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств, своего существования в виде памятников, экспонатов, писем, дневников, воспоминаний участников ВОВ. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на младших школьников, являются одним из наиболее убедительных приемов военно – патриотического воспитания младших школьников.
Эффективным средством в системе патриотического воспитания является игровая деятельность, которая в последнее время активно используется во время проведения спортивных праздников.
Планируем провести военно-спортивную игра « Зарница». «Зарница» - это ролевая игра с элементами "военизации", в которой используется некоторые термины и понятия, применяемые в военном деле, организационной структуре армии и флота, в некоторых родах войск. Игра - выход в большую жизнь, осуществленные мечты, исполнение желаний.
Много будет творческих мероприятий: конкурс рисунков на окнах школы «Страницы войны», конкурс военной техники, письмо прадеду и многое другое.
В нашей школе оформлены стенды по военно-патриотическому воспитанию, посвящённые героям Великой Отечественной войны, в котором периодически обновляется информация, раскрывающая новые страницы страшной войны 1941 - 1945 годов.
Для каждого из нас месяц май - это не только весна. Прежде всего, май - это месяц, торжественный и трагический. Май - это месяц великой Победы над фашизмом. Ежегодно в преддверии главного праздника в нашей школе проводится традиционный «Смотр инсценированной военной песни», на который приглашаем ветеранов и жителей нашего города. Пройдет он и в этом году, но гораздо грандиознее и величественнее.
В День Победы, 9 мая, мы с учениками, пройдем в «Бессмертном полку». В нашем городе «Бессмертный полк» с каждым годом становиться все более массовой акцией.
Бессмертный полк - полк доблести и славы,
И память тем, кто не пришёл с войны.
Прошедшим путь жестокий и кровавый,
Их подвиг забывать мы не должны!
Они шагают с нами в День Победы,
Как и тогда, защитники страны.
Отцы и братья, бабушки и деды...
Их много, не вернувшихся с войны...
«Река памяти» - так еще называют «Бессмертный полк», принять участие, в котором с каждым годом стремится все больше учащихся нашей школы.
Для школьников, пройти в «Бессмертном полку» - это значит, отдать дань памяти их дедам, прадедам, бабушкам, прабабушкам и просто всем людям, воевавшим в Великую отечественную войну против немецко-фашистских захватчиков. Многих ветеранов давно нет в живых, но они должны идти победным строем в любые времена!
Именно с такой позиции рассматривается воспитание военно -патриотических чувств у учащихся нашей школы. Много ещё надо сделать для того, чтобы наследники победы были достойными памяти своих предков: гордились, чтили, были верными и преданными памяти.
Для меня День 75-летия Победы - это память, гордость и честь за своего деда, за его героический поступок, за любовь к моей Родине, которую я обязана пронести через всю свою жизнь и передать своим детям и внукам.
Мы, учителя, должны сделать всё, чтобы носителями исторической доблестной памяти навсегда ушедших соотечественниках стало молодое поколение. Без прошлого, нет будущего! Лишь только тогда, когда молодое поколение будет передавать по наследству память, единственную меру времени, у них есть будущее!
Список литературы:
- А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения)
- Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика.- № 5. -2007.
- Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. – 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданственно- патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ре...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/24/picture-70383.jpg)
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Выступление на педсовете по теме "Патриотическое воспитание младших школьников на внеурочном занятии " Я - гражданин России"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-971619-1510314273.jpg)
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
В статье рассмотрено понятие «патриотическое воспитание» личности. Описаны цели, задачи и формы работы по патриотическому воспитанию младших школьников. Приведён ряд мероприятий, способств...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/25/picture-1074103-1540468272.jpg)
Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...
Статья "Патриотическое воспитание младших школьников через краеведческую деятельность"
В статье рассматриваются направления и формы организации краеведческой работы с младшими школьниками. Авторы представляют опыт работы по реализации задач патриотического воспитания через проведение со...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/13/picture-931112-1497333453.jpg)
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности и на уроках.
В статье рассматривается проблема воспитания чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и на уроках. Автор раскрывает эффективные формы работы, в процессе котор...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/11/picture-796747-1465594233.jpg)
Патриотическое воспитание младших школьников через урочную деятельность
выступление на тему "Патриотическое воспитание младших школьников через урочную деятельность"...