Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
элективный курс на тему
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_universalnyh_uchebnyh_deystviy_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Большинство учёных, педагогов, методистов, изучая роль школы в обучении и воспитании подрастающего поколения, отмечают, что главную роль в этом процессе играет начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чём заключается эта роль? В свете новых требований - научить ребёнка учить себя.
Почему одни дети учатся с желанием, а другие – приходят в школу по обязанности? Почему одни слушают внимательно, а другие – думают на уроке о чём-то постороннем? Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответ на вопрос? Почему одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие – сидят в стороне и не принимают участия в обсуждении? Эти и множество других вопросов говорят нам о несформированности универсальных учебных действий.
Система универсальных учебных действий (УУД) прописана во ФГОС 2 поколения для начальной школы. На мой взгляд, это фундамент всего образования.
УУД делятся на группы: регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные. Для определения уровня сформированности УУД каждой группы можно использовать различные методики. Вот некоторые из них:)
- «Лесенка» (1-4 класс)
- Оценка школьной мотивации (Н.Лусканова 1-2 класс)
- Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д.Андреева 3-4 класс)
- «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс)
- «Незаконченные предложения» (3-4 класс)
- Проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка»
- Методика «Кто я?»
- Рефлексивная самооценка учебной деятельности
- Выраженности учебно-познавательного интереса - опросник мотивации
- Методика выявления характера атрибуции успеха / неуспеха задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи )
Оценка метапредметных результатов
Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.) Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основной образовательной программы школы. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д. По программе мониторинга оценивание УУД начинается с первого класса (проводится в начале и в конце учебного года). Во 2, 3, 4 классах диагностика УУД проводится один раз, в конце учебного года.
Формирование УУД должно проходить в соответствии с программой. Каждый урок я планирую, прописывая методы и пути формирования УУД на всех этапах работы.
Вот некоторые из них:
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний. На обобщающем уроке русского языка в 4 классе по теме «Имя существительное», прослушав стихотворение Т. Рика «Имя существительное» дети ставят задачи: повторить изученное о роде, числе, склонении и падежах имени существительного. Прогнозируют область применения данных знаний: научиться в будущем правильно писать безударные окончания имён существительных. Составляют план работы при обобщении знаний: например, в том порядке, в котором изучали данные темы.
Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой и контролируют свою работу самостоятельно.
При выполнении индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование. Прочитав задание, ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки, соответствующие количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование, самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково-символических средств, осуществление анализа задания - познавательные. Важно, чтобы учитель, проверяя работу, показал своё отношение к шкалированию ученика: можно обвести кружком крестик в правильном задании и зачеркнуть в неправильном, или придумать другие знаки, договорившись об этом с классом. . Обязательно анализируем итоги самооценки и оценки учителя.
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Это работа в парах или группах временного и постоянного состава. Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке:
- возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала;
- на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше
времени, чем при фронтальной работе;
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность
учащихся;
- возрастает сплочённость класса;
- ученик более точно оценивает свои возможности;
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;
-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Для данных видов работы ребята выработали свои правила:
1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Не критикуйте, а предлагайте.
2. Вы уважаете мнение каждого участника.
3. Шум может быть только рабочим.
Роли в группах распределены и время от времени происходит их смена для того, чтобы каждый мог попробовать свои силы.
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
1. Работа над проектами.
При работе над среднесрочным проектом «Что такое здоровый образ жизни?» ребята провели много исследований, сделали выводы, выступали с отчетами по группам..
2.Творческие задания на уроках.
Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично. При изучении стихотворений использую, например, такие:
1. Пересказать.
2. Спеть.
3. Написать мини-сочинение.
4. Придумать загадку.
5. Сыграть мини-спектакль.
6. Составить тест.
7. Написать отзыв.
Проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся (технология проблемного диалога). Использую чаще всего при изучении новой темы. Например, на уроке окружающего мира по теме «Кто такие рыбы?», дети высказывают предположения: кит – рыба и кит – млекопитающее. После чего спрашиваю: «Что вас удивило? Какое противоречие видите? Какой возникает вопрос?», тем самым подвожу к
проблемному диалогу.
На уроках чтения часто провожу по следам прочитанного эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению.
Я почувствовал (а) …
Я увидел (а) …
Я улыбнулся (ась) …
Я вспомнил (а) …
Мне стало грустно …
Я бы продолжил (а) написанное так …
Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …
Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …
Будущее героев я представляю …
Произведение вызвало у меня чувства…
Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать её, осмысливать тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.
Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями, я использую практически на каждом уроке. Например, при работе над проектом «Что такое здоровый образ жизни?», ребятам предложены фотографии здорового и больного мальчиков, рядом с которыми лежит пустая пачка сигарет и задан вопрос: «Кому принадлежала пачка?». Дети отвечают, аргументируя выбор, и делают вывод о вреде курения.
На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты. На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы.
Схема работы над ошибками, в которой зашифрованы все изучаемые орфограммы.
1. Большая буква в начале предложения.
2. Пропуск буквы.
3. Перенос слова.
4. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
5. Ударение.
6. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
7. Большая буква в именах собственных и далее.
При проверке, например, диктантов в тетради на полях я отмечаю ошибки, допущенной на этой строке. Ученик самостоятельно находит слово с ошибкой, читает название орфограммы и выполняет с объяснением работу над ошибкой.
В конце урока обязательно проводится рефлексия:
было трудно …,
я понял …,
у меня получилось …,
меня удивило… и другие.
Каждый ребёнок даёт итоговую оценку своей работы.
Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу ещё раз подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование их происходит на протяжении всего урока.
Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.
Выбрать из нового главное и приемлемое для себя, научиться и научить пользоваться новыми технологиями, но не растерять самое главное и лучшее, что было в старой школе – вот задача современного творчески работающего учителя
Результаты работы над данной темой:
1.Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока. Но этим умением не овладели ещё несколько человек. Им я даю подсказки:
а) Сколько раз ты ответил правильно, где допустил ошибки, отметил ли на рабочем листе?
б) При составлении плана работы, например, по теме «Склонение имени существительного»: что должны определить у имени существительного в первую очередь? Далее?
Этих детей иногда определяю в отдельную группу и уделяю им большее внимание. А иногда они работают в группе постоянного состава и сами ребята помогают им и учат их.
2. Цели урока и задачи обучающиеся определяют самостоятельно, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия.
3.Развивается умение работать в парах и группах:
- учащиеся учатся учитывать позицию собеседника;
- стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы.
4. Учимся использовать знаково-символические средства. Дети заинтересовались этой работой, проявляют творчество. Урок проходит продуктивно и интересно.
5. На уроках часто обсуждаем вопросы, в результате ответов на которые выясняется внутренняя позиция ученика, личностная мотивация его учебной деятельности.
Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.
Мониторинг метапредметных и личностных достижений является необходимым инструментом педагогического анализа и проектирования, позволяющим учителю своевременно ставить коррекционно-развивающие педагогические задачи, разрабатывать обоснованную педагогическую тактику и стратегию помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД | |||||||||||||||||||||||||||||
Самоопределение Внутренняя позиция школьника | Самооценка | Смыслообразование (мотивация учебной деят-ти) | Нравственно- этическая ориентация | ||||||||||||||||||||||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||||||||||||||||||
1кл - | 12% | 35% | 53% | 62% | 29% | 9% | 27% | 33% | 40% | 23% | 37% | 40% | |||||||||||||||||
2кл - | 24% | 64% | 12% | 53% | 38% | 9% | 37% | 28% | 35% | 35% | 23% | 32% | |||||||||||||||||
3кл | 48% | 50% | 12% | 48% | 40% | 12% | 45% | 28% | 27% | 42% | 31% | 27% | |||||||||||||||||
4кл | 56% | 36% | 8% | 38% | 50% | 12% | 51% | 26% | 23% | 48% | 29% | 23% | |||||||||||||||||
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД | |||||||||||||||||||||||||||||
Умение учиться и способность к организации деятельности | Формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма | ||||||||||||||||||||||||||||
высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | ||||||||||||||||||||||||
1кл- | 21% | 47% | 33% | 27% | 38% | 35% | |||||||||||||||||||||||
2кл - | 32% | 43% | 25% | 35% | 36% | 29% | |||||||||||||||||||||||
3кл- | 46% | 31% | 23% | 51% | 37% | 12% | |||||||||||||||||||||||
4кл | 58% | 25% | 17% | 63% | 39% | 8% | |||||||||||||||||||||||
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД | |||||||||||||||||||||||||||||
Универсальные логический действия | Постановка и решение проблемы | ||||||||||||||||||||||||||||
высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | ||||||||||||||||||||||||
1кл - | 14% | 38% | 48% | 16% | 42% | 42% | |||||||||||||||||||||||
2кл - | 32% | 41% | 27% | 39% | 30% | 31% | |||||||||||||||||||||||
3кл | 48% | 31% | 21% | 45% | 30% | 25% | |||||||||||||||||||||||
4кл | 52% | 32% | 16% | 57% | 26% | 17% | |||||||||||||||||||||||
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД | |||||||||||||||||||||||||||||
Общение | Кооперация | Интериоризация | |||||||||||||||||||||||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |||||||||||||||||||||
1кл - | 14% | 38% | 48% | 16% | 42% | 42% | 14% | 38% | 48% | ||||||||||||||||||||
2кл - | 32% | 41% | 27% | 39% | 30% | 31% | 32% | 41% | 27% | ||||||||||||||||||||
3кл | 48% | 31% | 21% | 45% | 30% | 25% | 48% | 31% | 21% | ||||||||||||||||||||
4кл | 52% | 32% | 16% | 57% | 26% | 17% | 52% | 32% | 16% |
Результаты мониторинга метапредметных личностных достижений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроке в начальной школе
В данной презентации подобраны задания по УМК "Начальна школа 21 век" для формировнаия УУД....
Использование ИКТ - технологий и ЦОР для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Данная статья посвящена использованию ИКТ-технологий и ЦОР в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах....
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Тема по самообразованию...
Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школы»
Мастер -класс по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Презентация к докладу на семинар "Формирование и отслеживание УУД на уроках начальной школы через содержание учебных предметов"...
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектиров...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...