Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
материал на тему

Презентация к докладу на семинар "Формирование и отслеживание УУД на уроках начальной школы через содержание учебных предметов"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» Ожегова М.А. учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 24»

Слайд 2

Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования, раздел 1, п. 7

Слайд 3

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося

Слайд 5

Портрет выпускника начальной школы

Слайд 6

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося ( а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, включая организацию этого процесса.

Слайд 7

Почему они носят название «универсальные»? Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможности широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.

Слайд 9

Виды универсальных учебных действий: Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД

Слайд 10

Литературное чтение (УУД) Обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий: смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации. УУД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Слайд 11

Математика (УУД) В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических , включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского опыта должны ввести недостающую информацию. Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях.

Слайд 12

Русский язык (УУД) Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка , усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - замещения (например, звука буквой), - моделирования (например, состава слова путем составления схемы) - преобразования модели (видоизменения слова).

Слайд 13

1. Коммуникативные УУД формируются, когда: ‐ ученик учится отвечать на вопросы; ‐ ученик учится задавать вопросы; ‐ ученик учится вести диалог; ‐ ученик учится пересказывать сюжет; ‐ учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно». 2. Личностные УУД формируются, когда: ‐ учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирование интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»; ‐ учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…». 3. Познавательные УУД формируются, когда: ‐ учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…». 4. Регулятивные УУД формируются, когда: ‐ учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой‐либо задачи, оценивать и пр. Примеры формирования коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных УУД.

Слайд 14

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности усвоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроке в начальной школе

В данной презентации подобраны задания по УМК "Начальна школа 21 век" для формировнаия УУД....

Использование ИКТ - технологий и ЦОР для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Данная статья посвящена использованию ИКТ-технологий и ЦОР в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах....

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школы»

Мастер -класс по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектиров...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...