Использование ИКТ - технологий и ЦОР для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
статья на тему
Данная статья посвящена использованию ИКТ-технологий и ЦОР в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 52 КБ |
prezentaciya_ikt.ppt | 588 КБ |
Предварительный просмотр:
Санжаина Баярма Гомбожаповна
Учитель начальных классов
Забайкальский край
Дульдургинский район
Село Алханай
Использование ИКТ - технологий и ЦОР для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
В настоящее время школа работает в период перехода к новым стандартам образования. В связи с этим приоритетным направлением в сегодняшней деятельности учителя становится обеспечение педагогического потенциала новых образовательных стандартов. Суть этого потенциала заключается в том, что развитие личности должно обеспечиваться прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД).
Готовясь к введению ФГОС, педагоги МО учителей начальных классов МБОУ «Алханайская средняя школа» внимательно изучили условия, технологии и порядок формирования УУД. Разрабатывая основную образовательную программу, в качестве механизма формирования УУД мы указали среди прочего информационно-коммуникационные технологии. Мы считаем, что методически правильное, последовательное и системное применение ИКТ позволяет не только успешно сформировать УУД, но и избежать возможных рисков.
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ- ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Формирование УУД средствами информационных технологий является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.
Формирование ИКТ- компетентности обучающихся происходит в рамках системно - деятельностного подхода. Целью является формирование и последующее развитие универсальных учебных действий обучающихся. В стандартах по каждому предмету все это конкретизировано в требованиях к уровню подготовки выпускников.
На опыте собственной работы убедилась, что преподавание в начальных классах необходимо ориентировать на использование ИКТ-технологий и ЦОР. Это позволяет сформировать у ребенка представление об универсальности приемов работы с информацией, расширить его кругозор.
Учитель может использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний. Для ученика ЦОР являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять роль тренажеров.
Мультимедийные продукты сегодня частично берут на себя функции учебников и учебных пособий, где педагог выступает в роли консультанта по возникающим вопросам, а ученику гораздо интереснее воспринимать информацию в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
Развитие обобщенных компьютерных умений в сочетании с предметными знаниями в конкретных областях составляют основу компетентостного подхода, узловым понятием которого являются ключевые компетенции.
Ключевые компетенции позволяют осуществлять системный подход к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальных классах.
Использование ИКТ- технологий и ЦОР в образовании значительно облегчает переход к личностно-ориентированному обучению. При помощи мультимедиа технологий можно совершенно по новому показать проблему учащемуся, что развивает мотивацию для дальнейшего обучения.
Использование ИКТ на различных этапах урока позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Этапы урока:
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
На этом этапе происходит формирование и развитие УУД обучающихся:
– личностные – принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– познавательные – проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– коммуникативные – контролировать действия партнера;
– регулятивные – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
2. На этапе актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности идет формирование и развитие УУД обучающихся:
– личностные – критического отношения к информации и избирательности её восприятия; развитие мышления, памяти, внимания, речи;
– познавательные – поиск информации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать аналогии;
– коммуникативные – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– регулятивные – адекватно воспринимать оценку учителя; оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
- в информационной среде вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
3. Постановка учебной задачи.
Формирование и развитие УУД обучающихся:
– личностные – учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи; формирование способности к самоучению, саморазвитию;
– познавательные – умение работать в информационной среде, ориентироваться в соответствующих возрасту электронных словарях и справочниках;
– регулятивные – принимать, сохранять и ставить учебную задачу.
4.Физминутка
Формирование и развитие УУД обучающихся:
– личностные – установка на здоровый образ жизни.
5. Этап планирования формирует и развивает УУД обучающихся:
– регулятивные – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;
6. Поисково-исследовательская работа
Формирование и развитие УУД обучающихся:
- личностные – формирование способности к самоучению, саморазвитию;
– понимание чувства других людей и сопереживание им; регулирование своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
– познавательные – умение работать в информационной среде, ориентироваться в соответствующих возрасту электронных словарях и справочниках;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– регулятивные – использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; готовить своё выступление;
– коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
– излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
7. Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием.
Формирование и развитие УУД обучающихся:
– личностные – ответственно относиться к собственному здоровью, внимательно относиться к красоте окружающего мира; нравственному содержанию поступков;
– понимать чувства других людей и сопереживать им;
– регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности;
– познавательные - фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
- структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;
-создание простых гипермедиасообщений;
-построение простейших моделей объектов и процессов
– коммуникативные – активное использование речевых средств и средств ИКТ при предъявлении результатов работы;
– регулятивные – выполнять учебные действия в громкоречевой форме; осуществлять пошаговый контроль.
8. Итог урока. Включение в систему знаний и повторение.
Формирование и развитие УУД обучающихся:
– личностные – определять личностный смысл учения;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
– способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
– познавательные – устанавливать причинно-следственные связи;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу;
– осуществлять итоговый контроль;
– оценивать результаты собственной деятельности и деятельности группы;
– коммуникативные – выступление с аудиовизуальной поддержкой.
9. Рефлексия деятельности.
Формирование и развитие УУД обучающихся:
– личностные – развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
– регулятивные – оценивать результаты собственной деятельности; создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося
Для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках возможно только при комплексном использовании многих аспектов организации учебного процесса. Необходимо менять отношение детей к изучению предметов, делать его более серьезным и осмысленным.
Для того, чтобы будущие выпускники в совершенстве владели навыками использования всех возможностей, которые представляет разнообразная компьютерная техника и интернет - технологии, нужно на уроках в начальной школе подходить системно к формированию универсальных учебных действий, для чего надо обучать детей с привлечением тех же самых технологий.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности на уроке; развитию информационного мышления школьников, формированию информационно – коммуникационной компетенции.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроке в начальной школе
В данной презентации подобраны задания по УМК "Начальна школа 21 век" для формировнаия УУД....
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Тема по самообразованию...
Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школы»
Мастер -класс по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Презентация к докладу на семинар "Формирование и отслеживание УУД на уроках начальной школы через содержание учебных предметов"...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЪЕДИНЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПЕДАГОГОВ ОС «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе...
Статья на тему: «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». (Из опыта работы)
Статья на тему: «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» (Из опыта работы)...