Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
статья по теме
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Рассмотрим пример формирования УУД на одном из уроков русского языка средствами УМК ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_pedsoveteslayd_1.doc | 516.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24»
Сообщение на педсовете:
«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Подготовила: учитель начальных классов
Родькина Людмила Кузьминична
Саранск, 2012
Слайд 1
Огромную роль в обучении и воспитании подрастающего поколения играет именно начальная школа. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться; научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. В Болонской декларации 1999г. отмечается, что современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет статус субъекта образования.
Слайд 2
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.
Слайд 3
Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Слайд 4
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.
Слайд 5
Таким образом, нарисовался портрет совершенно нового выпускника начальной школы: способного к самореализации, доброжелательного, умеющего слушать и слышать партнера, владеющего учебной самостоятельностью, умеющего учиться
Кто-то сказал: « Ум без совести- крушение личности». Понимая это, главная роль отводиться формированию личностных качеств.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Слайд 6
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Слайд 7
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Слайд 8
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Слайд 9
Показатели, влияющие на уровень сформированности универсальных учебных действий:
-состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-степень владения русским языком;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.
А теперь рассмотрим на примере как на одном из уроков УМК «Перспективная начальная школа» формируются УУД. Это урок русского языка в первом классе страницы учебника 8-9
Слайд 10
Личностные – смыслоопределение и нравственно-этическая ориентация(ученики участвуют в интриге помогают героям, с этой целью решают интеллектуальные задачи).
Регулятивные- самоконтроль процесса и результатов деятельности(задание- проверь, на какие буквы на твоих полках нет фамилий писателей. А у твоего соседа?).
Познавательные- пользуются инструкциями к упражнению и освоенными закономерностями- применяют знания алфавита;
работают с разными видами информации :поиск начала урока по условным обозначениям, а также умение соотносить эти обозначения в учебнике и в тетради, умение читать дидактические иллюстрации с размещением внутри словами и словосочетаниями;
удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту- работа с вертикальным звуко- буквенным столбиком;
понимание и преобразование информации;
установление причинно- следственных связей(ученик должен установить связь между отсутствием некоторых букв на библиографических табличках в библиотеке и отсутствием фамилий, начинающих на эти буквы, зависимость произношения слов от их написания).
Коммуникативные- инициативное сотрудничество (надо распределить работу с соседом по парте);
коммуникация как взаимодействие- учет позиции собеседника (задание: Маша растерялась, помоги ей решить эту проблему. Ученикам необходимо высказать свое мнение, а также выслушать одноклассников)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроке в начальной школе
В данной презентации подобраны задания по УМК "Начальна школа 21 век" для формировнаия УУД....
Использование ИКТ - технологий и ЦОР для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Данная статья посвящена использованию ИКТ-технологий и ЦОР в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах....
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Тема по самообразованию...
Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школы»
Мастер -класс по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Презентация к докладу на семинар "Формирование и отслеживание УУД на уроках начальной школы через содержание учебных предметов"...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЪЕДИНЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПЕДАГОГОВ ОС «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе...