Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
методическая разработка
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
по теме
«Формирование универсальных учебных
действий на уроках в начальной школе»
Чердонова Е.Ж.
Учитель начальных классов
Система оценивания образовательных достижений
Сегодня быть только транслятором знаний недостаточно, необходимо осваивать новые роли: роль учителя-тьютора, который опирается на познавательные интересы обучающихся, роль учителя-модератора, побуждающего к деятельности, раскрывающего потенциальные возможности учеников, организующего процесс свободной коммуникации, и, наконец, роль учителя-консультанта-помощника. От нашего выбора будут зависеть формы и методы взаимодействия с учениками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii_uchiteley_nachalnyh_klassov.docx | 67.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Оёрская средняя общеобразовательная школа»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
по теме
«Формирование универсальных учебных
действий на уроках в начальной школе»
Чердонова Е.Ж.
Учитель начальных классов
Система оценивания образовательных достижений
Сегодня быть только транслятором знаний недостаточно, необходимо осваивать новые роли: роль учителя-тьютора, который опирается на познавательные интересы обучающихся, роль учителя-модератора, побуждающего к деятельности, раскрывающего потенциальные возможности учеников, организующего процесс свободной коммуникации, и, наконец, роль учителя-консультанта-помощника. От нашего выбора будут зависеть формы и методы взаимодействия с учениками.
ФГОС начального общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов:
- Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
- Оценивание может быть только критериальным, т.е. необходимо определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам образования. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
- Оценивать можно только то, чему учат.
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Необходимо понять, что объектом оценки личностных результатов служит сформированность внутренней позиции школьника, основ гражданской идентичности, самооценки, мотивации учебной деятельности, морально-этических суждений. (Наблюдаем и фиксируем в « Дневнике наблюдений») Эти результаты в полной мере с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность регулятивных УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция, самооценка) , коммуникативной учебной деятельности( сотрудничество, взаимодействие) и познавательных действий (общеучебных, логических, знаково-символических, постановка и решение проблем).
Правила технологии оценивания образовательных достижений в рамках требований ФГОС:
1)Что оцениваем? Результаты: предметные, личностные и метапредметные;
2)Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку по алгоритму самооценки после выполнения задания;
3)Сколько ставить отметок? По числу решенных задач;
4)Где накапливать оценки и отметки? В « Таблицах образовательных результатов» и в «Портфеле достижений»;
5) Когда ставить отметки? Текущие –по желанию, за тематические проверочные –обязательно;
За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится по желанию ученика.
За каждую контрольную работу по итогам отметка ставится всем ученикам, но ученик имеет право пересдать хотя бы один раз.
6) По каким критериям оценивать? По признакам трёх уровней успешности
-необходимый (базовый)-решение типовой задачи, «хорошо», но не «отлично».;
-повышенный - решение нестандартной задачи, «отлично», «почти отлично»;
- максимальный (необязательный) -решение не изучавшейся в классе сверхзадачи. Качественная оценка «превосходно»;
7)Как определять итоговые отметки? Предметные четвертные – по таблицам предметных результатов (средне арифметическое). Итоговые - по накопительной системе оценок
После выполнения задания рекомендуется беседовать с учеником, следуя « Алгоритму самооценки»:
1.Какова была цель задания (задачи)?
2.Удалось получить результаты (решить, ответить)?
3.Правильно или с ошибками?
4.Самостоятельно или с чей-то помощью?
5.Какую себе поставишь отметку?
6.Почему?
7. Каков был уровень задания?
8. Какое умение развивалось? и т.д. (в зависимости от этапа обучения).
Цель этих новых требований к системе оценивания - снизить показатели уровня тревожности в ситуации «предъявления себя» и в отношениях с учителями, развить качества контрольно-оценочной самостоятельности, повысить сознательное отношение учеников к цели обучения: «от умения сотрудничать к умению учить себя».
Мною выработана определённая система оценивания предметных, метапредметных, личностных результатов с выходом на формирующее оценивание. По темам на каждого учащегося заводится оценочный лист, где можно проследить, как он работал над данной темой, начиная с первого урока. Эти листы выдаются учащимся после первичного изучения темы. Таким образом, учащиеся проводят самооценку своих знаний ежеурочно. По этим листам видны изменения в изучении темы. А если эту работу правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то обучающиеся быстро её осваивают, и она даёт хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самооценке, самоконтроле и позволяет видеть свое продвижение.
Например, оценочный лист ученика 2 класса.
Оценочный лист (математика)
ученика(цы) 2 класса МБОУ «Оёрская CОШ»
………………………………………………………………………………
Форма дата | ||||||||||
Домашнее задание | ||||||||||
Устный счёт | ||||||||||
Решение задач, примеров | ||||||||||
Работа в группе | ||||||||||
Работа на уроке | ||||||||||
Итого баллов за урок | ||||||||||
Моя отметка за урок | ||||||||||
Отметка учителя |
Баллы | Домашнее задание |
2 б. | Правильно выполнена вся домашняя работа |
1 б. | Работа выполнена не полностью, есть ошибки |
0 б. | Не выполнена работа |
Устный счёт | |
2 б | Правильный ответ |
1 б | Неполный ответ |
0 б | Неправильный ответ |
Решение задач и примеров | |
Индивидуальное решение у доски (на месте): | |
2 б. | Выполнил всё задание правильно |
1 б | Выполнил всё задание с 1-2 ошибками |
0 б. | Почти ничего не смог выполнить правильно |
Работа в группе | |
2 б. | Активно участвовал в работе группы, организовал обсуждение, вовлекал всех в работу группы |
1 б | Работал хорошо, но отвлекался. |
0 б. | Я работал не очень хорошо, не совсем понял задание. |
Работа на уроке | |
2 б. | На уроке было всё понятно |
1 б | На уроке немного затруднялся, не все понятно |
0 б. | На уроке было трудно, ничего непонятно |
ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКА 1 КЛАССА Приложение1
ФИО _______________________________________________
Навыки | 1 чет-ть | 2 чет-ть | 3 чет-ть | 4 чет-ть |
Социальное становление: | ||||
Демонстрация самооценки | ||||
Сотрудничество | ||||
Независимость в работе | ||||
Работа в сотрудничестве со сверстниками | ||||
Адекватность поведения в игре | ||||
Адаптация к школе | ||||
Готовность идти на контакт | ||||
Уважение к окружающим | ||||
Индивидуальные склонности к учебе: | ||||
Умение слушать | ||||
Способность следить за развитием чужой мысли | ||||
Усидчивость | ||||
Уверенность в своих способностях | ||||
Умение задавать уточняющие вопросы | ||||
Умение не мешать окружающим | ||||
Организованность | ||||
Ответственность | ||||
Математика : | ||||
Нумерация в пределах | ||||
Чтение и запись чисел | ||||
Сравнение чисел (запись при помощи знаков) | ||||
Сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток (автоматизированный навык) | ||||
Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток | ||||
Таблица сложения в пределах 10 | ||||
Таблица сложения в пределах 20 | ||||
Решение простых уравнений | ||||
Умение чертить прямую, луч, отрезок, ломаные линии, многоугольники и обозначать их | ||||
Умение строить отрезки, равные данным | ||||
Умение строить сумму и разность отрезков | ||||
Умение определять длину отрезка по линейке | ||||
Умение выражать длину отрезка в единицах измерения | ||||
Знание единиц измерения длины и соотношения | ||||
Умение восстановить математический рассказ | ||||
Умение работать в темпе класса | ||||
Способность рассуждать | ||||
Участие в обсуждении | ||||
Умение задавать уточняющие вопросы | ||||
Русский язык: | ||||
Правильное применение прописных и заглавных букв | ||||
Грамотное списывание | ||||
Письмо под диктовку | ||||
Знание словарных слов | ||||
Проверка орфограмм | ||||
Оформление предложений | ||||
Развитие устной речи | ||||
Развитие письменной речи: | ||||
- изложение текста | ||||
- восстановление деформированного текста | ||||
- сочинение по опорным словам | ||||
Способность рассуждать | ||||
Участие в обсуждении | ||||
Литературное чтение: | ||||
Осознанность | ||||
Правильность | ||||
Способ чтения | ||||
Выразительность | ||||
Темп чтения | ||||
Интерес к чтению | ||||
Умение слушать товарища | ||||
Участие в обсуждении | ||||
Умение выразить чувство и проявить воображение | ||||
Окружающий мир: | ||||
Проявление любознательности в познании окружающего мира | ||||
Склонность к обмену впечатлениями | ||||
Формулирование вопросов | ||||
Умение рассуждать | ||||
Умение рассказывать | ||||
Общеучебные навыки: | ||||
Умение работать с книгой | ||||
Умение спланировать свою работу | ||||
Умение обосновать оценку своей деятельности | ||||
Самооценка | ||||
Сформированность ценностных отношений: | ||||
Общественная активность | ||||
Отношение к учению | ||||
Отношение к труду | ||||
Отношение к людям |
Красный цвет – высокий уровень обученности и развития
Зеленый цвет – средний уровень обученности и развития
Синий цвет – низкий уровень обученности и развития
ЛИСТ УЧЁТА ДОСТИЖЕНИЙ
обучающихся 1 класса
…………………………………………………………………………………
Литературное чтение (обучение чтению)
№ п/п | Формируемые навыки и умения | Четверти | ||||
I | II | III | IV | |||
1. | Способ чтения | По буквам | ||||
По слогам | ||||||
По слогам и целыми словами | ||||||
Целыми словами | ||||||
2. | Правильность чтения | Без ошибок | ||||
1 – 2 ошибки | ||||||
3 и более | ||||||
Пропуск, замена, искажение | ||||||
Постановка ударения | ||||||
Ошибки в окончаниях | ||||||
Повторы | ||||||
3. | Темп чтения | |||||
4. | Выразительность чтения | |||||
5. | Пересказ | |||||
6. | Чтение наизусть | |||||
7. | Составление собственного рассказа |
Русский язык (обучение письму)
1. | Звуко – буквенный анализ слов | Последовательность звуков в слове | ||||
Характеристика звуков | ||||||
Деление на слоги | ||||||
Ударение | ||||||
Составление схемы слова | ||||||
2. | Каллиграфия | |||||
3. | Списывание | |||||
4. | Письмо под диктовку | |||||
5. | Орфограммы | Пропуски, замены, искажения | ||||
Большая буква в начале предложения | ||||||
Знаки препинания в конце предложения | ||||||
Пробелы между словами | ||||||
Большая буква в именах собственных | ||||||
Жи – ши, ча – ща, чу – щу | ||||||
Обозначение мягкости согласных на письме | ||||||
Словарные слова | ||||||
Перенос слов | ||||||
6. | «Опасные места» | При письме букв гласных звуков | ||||
При письме букв согласных звуков |
Математика
1. | Числа от 1 до 10 | |||||
2. | Состав чисел | 2 | ||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
3. | Вычислительные навыки | Сложение в пределах 10 | ||||
Вычитание в пределах 10 | ||||||
4. | Название компонентов и результата действий | Сложение | ||||
Вычитание | ||||||
5. | Умение сравнивать числа и выражения |
ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
ученика(цы) 2 класса …………………………………………………………………………………………….
Литературное чтение
№ п/п | Формируемые навыки и умения | Четверти | |||||
I | II | III | IV | ||||
1. | Способ чтения | по слогам | |||||
по слогам и целыми словами | |||||||
целыми словами | |||||||
2. | Правильность чтения | без ошибок | |||||
1 – 2 ошибки | |||||||
3 и более | |||||||
пропуск, замена, искажение | |||||||
постановка ударения | |||||||
ошибки в окончаниях слов | |||||||
повторы | |||||||
3. | Темп чтения | ||||||
4. | Выразительность чтения | ||||||
5. | Пересказ | ||||||
6. | Чтение наизусть | ||||||
7. | Составление собственного рассказа |
Русский язык
1. | Звукобуквенный анализ слов (транскрипция) | |||||
2. | Морфемный анализ слов | |||||
3. | Списывание | |||||
4. | Письменный пересказ текста повествовательного характера | |||||
5. | Письмо под диктовку | |||||
6. | Создание речевых произведений определенных жанров | |||||
7. | Каллиграфия | |||||
8. | Прием письма «с окошечками» | |||||
9. | Ошибкоопасные места | пропуски, замены, искажения | ||||
большая буква в начале предложения | ||||||
знаки препинания в конце предложения | ||||||
пробелы между словами | ||||||
большая буква в именах собственных | ||||||
жи – ши, ча – ща, чу – щу | ||||||
обозначение мягкости согласных при письме | ||||||
разделительный ь и ъ знаки | ||||||
безударные гласные в корне слова | ||||||
парные по глухости – звонкости согласные в корне слова | ||||||
непроизносимые согласные в корне слова | ||||||
удвоенные согласные | ||||||
правописание приставок | ||||||
правописание суффиксов | ||||||
словарные слова | ||||||
перенос слов |
Математика
1. | Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20 | |||||
2. | Сложение и вычитание в пределах 100 | |||||
3. | Название компонентов и результата действий | сложения | ||||
вычитания | ||||||
умножения | ||||||
4. | Умение сравнивать числа, выражения | |||||
5. | Единицы длины (см, дм, м), единицы времени (ч, мин, с) | |||||
6. | Решение задач | составление рисунка, схемы … | ||||
выбор действий | ||||||
7. | Таблица умножения | х 8 | ||||
х 9 | ||||||
○- ученик самостоятельно, правильно выполняет задания
○- ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить сам○-ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки
Оценочный лист (математика)
ученика(цы) 2 класса МБОУ «Оёрская CОШ»
…………………………………………………………………………………
Форма дата | ||||||||||
Домашнее задание | ||||||||||
Устный счёт | ||||||||||
Решение задач, примеров | ||||||||||
Работа в группе | ||||||||||
Работа на уроке | ||||||||||
Итого баллов за урок | ||||||||||
Моя отметка за урок | ||||||||||
Отметка учителя |
Баллы | Домашнее задание |
2 б. | Правильно выполнена вся домашняя работа |
1 б. | Работа выполнена не полностью, есть ошибки |
0 б. | Не выполнена работа |
Устный счёт | |
2 б | Правильный ответ |
1 б | Неполный ответ |
0 б | Неправильный ответ |
Решение задач и примеров | |
Индивидуальное решение у доски (на месте): | |
2 б. | Выполнил всё задание правильно |
1 б | Выполнил всё задание с 1-2 ошибками |
0 б. | Почти ничего не смог выполнить правильно |
Работа в группе | |
2 б. | Активно участвовал в работе группы, организовал обсуждение, вовлекал всех в работу группы |
1 б | Работал хорошо, но отвлекался. |
0 б. | Я работал не очень хорошо, не совсем понял задание. |
Работа на уроке | |
2 б. | На уроке было всё понятно |
1 б | На уроке немного затруднялся, не все понятно |
0 б. | На уроке было трудно, ничего непонятно |
ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ (литературное чтение)
ученика(цы) 2 класса МБОУ «Оёрская CОШ»
…………………………………………………………………………………
Условные обозначения:
Умею +
Умею, но допускаю ошибки + –
Не умею –
Трудно-!
Есть вопрос?
№ | Умения дата | |||||||||||||||
1 | Выразительно и правильно читать. | |||||||||||||||
2 | Пересказывать текст. | |||||||||||||||
3 | Отвечать на вопросы к тексту. | |||||||||||||||
4 | Составлять вопросы к тексту. | |||||||||||||||
5 | Делить текст на части | |||||||||||||||
6 | Составлять план текста | |||||||||||||||
7 | Строить своё высказывание (монолог) на заданную тему (строить монолог). | |||||||||||||||
8 | Участвовать в диалоге. | |||||||||||||||
9 | Аргументировать (доказывать) свою точку зрения. | |||||||||||||||
10 | Пользоваться словарями. | |||||||||||||||
11 | Количество слов при проверке техники чтения |
Лист самооценки
ФИ учащегося_________________________________
Незаконченное предложение
Сегодня на уроке:
Я научился ____________________________________________________________
Было интересно_________________________________________________________
Было трудно____________________________________________________________
Больше всего мне понравилось_____________________________________________
Сегодняшний урок показался мне___________________________________________
Лист самооценки работы в паре (группе)
Оцени, насколько хорошо ты работал в группе: используй знаки: «оцени работу на уроке (3, 2, 1,0 баллов)
Самооценка | +, - |
Я всегда активно участвовал во всех заданиях группы (пары). | |
Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу | |
Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы. | |
Я подавал группе правильные ответы. | |
Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы. | |
Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим. | |
Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальных классах
В данной статье раскрыта тема о формировании универсальных учебных действий на уроках в 1 классе по УМК "Перспектива"...
Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...
Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»на тему:"Формирование универсальных учебных действий"
Все изменения, которые происходят в жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Учебный процесс при изучении всех ра...
Мастер-класс на тему "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"
Материал содержит разработку мастер-класса, раздаточный материал, презентацию....
"Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальных классах "
Универсальные учебные действия Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, Темпы обновления знаний настолько высоки, ...
Мастер-класс по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»
Мастер-класс по теме:«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»СЛАЙД 1Здравствуйте, уважаемые члены жюри! Тема, которую я выбрала для рассмотрения «Форми...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЪЕДИНЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПЕДАГОГОВ ОС «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе...