Формирование универсальных учебных действий как основа современного образовательного процесса.
статья на тему
В данной работе рассматривается вопрос по использованию системно- деятельностного подхода по формированию и развитию универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_1_pushkina_2.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК – 371
Формирование универсальных учебных действий как основа современного образовательного процесса.
О. И. Пушкина
В данной работе рассматривается вопрос по использованию системно- деятельностного подхода по формированию и развитию универсальных учебных действий.
Ключевые слова: ФГОС; УУД; надпредметный; метапредметный; системно-деятельностный.
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией – ролью ученика, школьника.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века.
И в настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Таким образом, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, которые группируются в четыре основных блока: 1)личностные; 2)регулятивные; 3)коммуникативные; 4)познавательные.
ФГОС – это революция, так как произошла смена образовательной парадигмы: вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов действий. ФГОС – это эволюция, так как идеи развивающего образования давно разрабатывались российскими педагогами.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Приоритетным направлением, обозначенным в новом стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Сейчас все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, – ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности или, как говорят психологи, ее субъектом. (Учитель должен идя на урок чётко прописать деятельность ученика).
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося. УУД – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальность УУД в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Лежащий в основе ФГОС системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:
- представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;
- на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;
- выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.
Системно-деятельностный подход предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
В современной урочной системе задания носят в основном репродуктивный характер, нацелены лишь на предметные результаты. Новый стандарт – это продуктивные задания, нацеленные ещё и на метапредметные результаты. Ход их выполнения не описан в учебнике, имеются лишь подсказки.
Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе – это когда:
- учитель знает:
- важность формирования универсальных учебных действий школьников;
- сущность и виды универсальных умений;
- педагогические приемы и способы их формирования.
- учитель умеет:
- отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД;
- использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД;
- привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД.
Жёсткой градации по формированию определённого вида универсальных учебных действий в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается на учителя.
Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.
Литература.
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения.//Инвариантный академический модуль «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики».Министерство образования Московской области. ГОУ Педагогическая академия, 2011.
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли. Система заданий. М.: Просвещение, 2011
- Асмолов А.Г., БурменскаяГ.В., ВолодарскаяИ.А., КарабановаО.А., СалминаН.Г.. Культурно историческая, системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования.
- Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение.- М., 1999.
О. И. Пушкина
Формирование универсальных учебных действий как основа современного образовательного процесса.
Annotation. В данной работе рассматривается вопрос по использованию системно- деятельностного подхода по формированию и развитию универсальных учебных действий.
Operative words: FGOS; UUD; надпредметный; метапредметный; системно-деятельностный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала
Выступление на МО. Тема "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала". Презентация....
Описание опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся". Статья.
Актуальность, научно-практическая значимость................................Теоретическая база...................................................................................Этапы исследовате...
Формирование универсальных учебных действий в практике современного учителя.
В статье раскрывается роль учителя в формировании УУД....
Формирование универсальных учебных действий как основа успешности обучения
Проектирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное обществ...
Система формирования универсальных учебных действий на основе надпредметного курса "Мир деятельности", Л.Г.Петерсон.
В статье дается описание работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников...
Формирование универсальных учебных действий, как основа «Умение учиться»
Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года младшему школьнику надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – с...
Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт....