Проблемные ситуации на уроках литературного чтения
консультация на тему

Ирина Александровна Жукова

Рассматриваются различные приёмы и создание проблемных ситуаций на уроках литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie.docx59.15 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из объединяющих приёмов становятся проблемные вопросы, которые используются при любом способе создания проблемной ситуации на уроках литературного чтения.

Например, урок литературного чтения в 4-м классе: Сказка Л.Н.Толстого «Два брата».  На уроке соблюдаются основные этапы проблемно-диалогического обучения:

  • этап «вызова», в процессе которого происходит формирование мотивации  и интереса учащихся к освоению новых знаний;
  • этап «осмысления» -  организация работы с новым текстом;
  • этап «рефлексии» - анализ своей и чужой деятельности.

На стадии вызова был составлен кроссворд, ключевые слова которого легли в основу творческой работы – сочинения сказки. Применялся прием «дерево предсказаний». Каждая из пяти групп учащихся представила презентацию своей сказки.

Организация учебного диалога позволила осмыслить идею текста в целом, выделить главное.

Довольно часто педагог использует творческий пересказ, цель которого заключается в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе.

Например, придумать продолжение сказки В. Сутеева «Палочка-
выручалочка». Расскажи, как Заяц будет использовать палочку-выручалочку.

Вот и пришла осень.  Пора морковку в огороде копать. Славная уродилась морковка.
Дергаю , а в лапах только хвостики остаются. Что делать? Вспомнил про палочку-выручалочку. Стала она теперь копалочкой. С ней всю морковку выкопал. А палочку-выручалочку так и храню - от ежика память.                     Маша Пинаева

Выступая с сообщениями о творчестве М.М. Пришвина, учащиеся рассказывают о разных периодах жизни и творчества писателя, его известных произведениях. Затем под руководством учителя дети последовательно работают по этапам  с текстом-моделью «Глоток молока»:

- ознакомление с текстом-моделью (чтение текста учителем);

-  беседа по прочитанному. (Приложение №3)

1 этап.

 Обсуждаем проблему

2этап.

 Знания и дружба

3 этап.

 Рефлексия.  

Результат. Формируются коммуникативные навыки.

  • словарная работа;
  • самостоятельное чтение, нахождение слов с изученными орфограммами, запись их в тетрадь;
  • «жужжащее чтение»;
  •  выразительное чтение частей и т.д.

Дети представляют результаты работы над проектом по теме: «Наши меньшие братья».

Учитель беседует с детьми о том, что каждому из них было интересно, что он узнал нового, что давалось сначала с трудом, а потом легко

- Слушать и слышать друг друга;

-  умение прислушиваться к мнению других;

- высказывать и отстаивать свою точку зрения.  

Личностно-ориентированный подход позволяет  активно внедрять в практику  проблемно-диалогическое обучение, технологию «встречных усилий». На разминках, логических и лингвистических минутках учитель проводит языковые игры, позволяющие сделать уроки живыми, интересными, познавательными. (Приложение №4)

Пример из  логической пятиминутки.  На уроке литературного чтения мы познакомились с произведением В. Беспалькова «Совушка».

   Для того, чтобы лучше понять, какую идею хотел донести до нас автор, разделите текст на части и озаглавьте каждую часть. Перечитайте первую часть текста.  Что здесь самое главное?   О чём (или о ком) и что говорится?

Подтвердите ваше мнение словами текста. Дайте название этой части (Аналогичная работа с остальными частями текста). Получился план литературного произведения:

1.  Как Федотка совушку обидел.

2.  Все припасы пропали.

3.  Как Федотка совушку искал.

4.  Совушка вернулась.

Для того чтобы лучше понять идею литературного произведения, выделить самое главное, что хотел сказать нам автор, мы с вами разделили текст на части и подробно поработали с каждой из них, т.е. осуществили анализ текста. (Приложение №4)

Посредством подводящего диалога на уроках открытия новых знаний следует помочь ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге организовать «открытие» учащимися новых знаний, добиваясь этим понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам.

Например, учебный диалог.

- Учитель. Выделим главных героев.

- Дети. Царица-мачеха, царевна.

- Учитель. Пушкин подробно описывает, показывает их поведение, характеры. Сравним характеры царицы и царевны.

- Работать будете в группах (1-я, 3-я, 5-я, 7-я - царевны, 2-я, 4-я, 6-я, 8-я - царицы). Попробуйте составить словесный портрет.

- Дети зачитывают характеристики главных героинь.

Царевна - молода, красива (белолица, черноброва) обладает незлобливым характером, спокойная, смирная.

Царица – красивая (высока, стройна, бела), умная, ревнивая, упрямая, капризная, поступает так, как хочется ей, совсем не думая о других, всегда хочет оставаться самой красивой. Дети высказывают свои предположения.

Учитель. А как можно определить: злой человек или добрый?

Вывод делают дети.   Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.

Результатом организации чтения, как диалога с автором и освоения ребёнком позиции настоящего читателя считается:

– осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста (выделение в тексте ключевых слов, постановка вопросов к тексту, составление плана текста, составление устного развернутого ответа и пересказ текста);

– владение навыками устной и письменной речи, отражение результатов своей деятельности.  

Например, при изучении рассказов Д. Мамина-Сибиряка на этапе объяснения учащимся были предложены следующие вопросы:

  • Какое впечатление производит на вас рассказ «Приёмыш»?
  • Какое настроение вызывает?
  • Как вы оцениваете главного героя?
  • На этапе контроля: «Напишите мини-рассказ о животных в вашем доме». Дается пословица: «Глаза боятся, а руки делают». Задание. Придумайте рассказ про себя к этой пословице.
  • При использовании  приема «Мысли по кругу»  участники высказывают мысли по очереди. Если кто-то не готов предложить идею, он пропускает ход.  Вот вариант такого приёма:
  • Ведущий: Проблема может быть
  • Учащиеся по очереди отвечают: сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная,  острая, политическая.
  • Ведущий: Проблема может быть  чего….(добра, зла, мира,  воспитания, послушания.)
  • Проблему можно….(выдвинуть, поставить, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить)
  • Какая-либо проблема может…(возникать, представлять интерес, заслуживать внимания, ждать решения.)  Данные приемы способствуют развитию у  участников умения слушать  другого человека.
  • Например, допиши слова диалога.
  • - Куда ты косой? - (За медом, Косолапый! Я улей в лесу нашел).                                                         - Возьми меня с собой.  - (Не возьму! Мне одному мало будет).
  • - А пчелкам ничего не оставишь?-(А зачем им? Они себе еще насобирают...)
  • Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативной компетенции учащихся, должен хорошо представлять себе какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться на уроке литературного чтения. Автор опыта представила  это в следующей таблице №1.
  • Одним из приемов проблемно-диалогового обучения на уроках литературного чтения  является подводящий диалог.        
  • Например, в период изучения сказок А.С.Пушкина в 4 классе возникает вопрос: «Какова история рождения народных и авторских сказок?». В процессе поиска ответа на поставленный вопрос учитель использует подводящий диалог, который способствует развитию логического мышления. Под руководством педагога  школьники  приходят к выводу о сходстве и различии  между народными и авторскими сказками.
  • Учитель ставит перед детьми вопрос, выслушивает варианты ответов ребят, а затем подводит итог (систематизация темы). Каждый ученик имеет право выдвинуть свою идею, пусть даже фантастическую.
  •   - Хитрый кот положил около себя сыр и закрыл глаза. Сам не ест и мышам не даёт. Как мышам достать сыр?
  •  - Вдруг из моего крана полился апельсиновый сок…
  • - Люди придумали таблетки от сна и …
  • Учащимся интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе.
  • Диспут — это такая форма урока, которая отвечает умению учащихся высказывать и отстаивать свое мнение, навыку рассуждать о литературном произведении обоснованно и доказательно.         Так, при изучении во 2 классе рассказа В.Осеевой «Честное слово», учащимся предлагаются следующие вопросы и задания:
  • - «Дайте характеристику мальчику, стоящему в карауле, обращаясь к тексту».
  • -  Вы встречали такого мальчика в жизни?                                                              -  А как бы вы поступили на месте маленького героя?»

Самым трудным, но и самым интересным приемом организации коммуникативной деятельности учащихся на уроках литературного чтения является драматизация во всех ее формах: творческий пересказ, пантомима, драматизация.

Творческий пересказ предполагает передачу содержания  с  какими-либо изменениями. На уроках литературного чтения педагог использует следующие варианты изменений:

  • (добавления)  что  могло  предшествовать  той  ситуации,    которая изображена в произведении;
  •  придумать, как могли разворачиваться события дальше;
  •  изменить рассказчика (повествование ведется от третьего  лица  – пересказ строится от  первого  лица;  повествование  –  с  точки зрения рассказчика, а пересказ предлагается  построить  с  точки зрения главного героя или другого персонажа).

Творческие  вопросы. Например:

- Слышали ли вы, чтобы  этими словами говорили о цветке?                                   - Какие бы вы подобрали эпитеты, описывая цветок?                                                   - Как называется такой прием  в художественной литературе, когда  неодушевленным предметам приписываются  качества   одушевленных существ?  (Приложение №1)

Уточняющий вопрос. - Как вы думаете, что произойдет дальше?- Свои предположения запишите на дубовых листочках. (На доске - «дерево предсказаний».) 

Практический вопрос. (Приложение №1)

- Представьте, что вы увидели вдруг неизвестный  цветок. Какие бы чувства  вы испытали?

- Встаньте, кто выбрал восхищение. Почему?        

- Встаньте, кто выбрал удивление. Почему?        

- Встаньте, кто выбрал  радость. Почему?

- Повлияло ли это настроение на то, что Даша почувствовала благоухание? 

          Художественные тексты, позволяющие читателю актуализировать свой опыт (особенности быта, общение с природой, переживания) способны служить развитию читателя.  (Приложение №2)

     Педагогическая помощь школьнику включает в себя:

• развитие потребности к самопознанию, интерес к своему Я, своим результатам деятельности;

• реализацию своего творческого потенциала;

• самооценку;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."

Использование элементов технологии  проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение на уроках литературного чтения

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение  на уроках литературного чтения...

Технологическая карта проектирования учебной ситуации на уроке литературного чтения в 1 классе

Диагностика качества усвоения понятия “рифма и её признаки” с использованием Google -форм на уроке литературного чтения в 1 классе....

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Начало мышления – в проблемной ситуации ...