Использование технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе.
методическая разработка по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Использование технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Осуществляя личностно – значимое обучение на уроках чтения, я использую элементы технологии проблемного обучения. Они основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.
1. Проблемная ситуация с удивлением.
Приемы:
- одновременное предъявление противоречивых фактов или точек зрения;
- столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием.
2. Проблемная ситуация с затруднением.
Приемы:
- дать практическое задание, не выполнимое вообще;
- дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
На уроках чтения ставлю перед детьми проблемные вопросы. Чтобы помочь осознанию восприятия учащимся, а продумываю систему вопросов, направленных на активизацию работы души и ума, ведущих ребенка к осмыслению своих чувств.
Покажу на примере рассказа Л.Толстого «Акула» возможности совместной исследовательской работы учителя и учеников на уроках чтения.
Основными этапами изучения произведения будут:
1) выявления общего читательского восприятия;
2) постановка проблемы и решение её через анализ текста;
3) выводы, идеи.
После прочтения рассказа выясняю общее впечатление.
- Понравился ли рассказ? Чем?
- Какие эпизоды запомнились лучше всего?
Далее ставлю первый проблемный вопрос:
- Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?
а) радостное, весёлое настроение, связанное с забавами детей и спасением их;
б) тревожное настроение; вызванное опасностью, грозившей мальчикам.
Разрешение этой проблемы.
- Прочитайте описание природы в начале рассказа про себя.
- Какова его основная мысль? С помощью каких слов она выражается?
( День прекрасный, «словно из натопленной печки», «душно»)
- Прочитайте описание природы так, чтобы слушатели почувствовали жару.
- Найдите эпизод купания мальчиков.
- Найдите слова, которыми передано веселье. Прочитайте.
(«плыли, как ящерицы », глаголы « перегнал, отставать, любовался, смеялись, кричали»).
- Найдите предложения, возвещающие об опасности – приближение акулы. Прочитайте его, передав тревогу.
- Как вы понимаете выражение « артиллерист, бледный как полотно»?
- Как Толстой усиливает мотив опасности? (ребята не сразу увидели акулу)
- Какой момент в рассказе самый напряженный? (ожидание выстрела)
- Какими словами передано чувство страха?
- Как Толстой передаёт ликование команды по случаю спасения детей? (постепенным нарастанием радости: ропот стал сильнее – громкий, радостный крик).
Выводы.
- Какое настроение преобладает в рассказе? (тревожное)
- Какую роль играет радость, веселье, связанное с купанием в море в жаркую погоду? (усилить тревогу и выразить радость от избавления акулы).
Второй проблемный вопрос:
- Кто является главным героем рассказа?
- Подумайте, кто из героев участвует почти во всех эпизодах? (старый артиллерист).
- Какой герой переживает сначала радость, потом тревогу, страх, а потом облегчение? (старый артиллерист).
- Чьи черты характера переданы наиболее полно?
а) Посмотрите описание купания мальчиков. Как отражено отцовское отношение к сыну? (гордость за сына).
- Как это передано? (репликой « Не выдавай!»)
б) Почему Толстой называет его « старый артиллерист»? Какой смысл скрывается за этими словами? (опытный).
в) Перечитайте описание поведения артиллериста в момент опасности. Какие слова передают последовательность его действий? (глаголы: сорвался, побежал, повернул…)
Третий проблемный вопрос.
- Как выдумаете, каковы могли быть последствия выстрела? ( Солдат мог убить детей или акулу)
- Как Толстой передаёт страх людей за ребят, близко от которых находилась акула? Прочитайте.
- Как переданы переживания артиллериста?
- Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе? (мастерство, решительность, смекалка, храбрость, любовь к сыну).
- Так кто на самом деле главный герой рассказа? (артиллерист)
- Кого можно просто назвать действующими лицами? (мальчика, матросов)
- Зачем они нужны в рассказе? (для того, чтобы раскрыть черты характера артиллериста)
- Почему рассказ назван «Акула»? ( Потому что на её появлении основан сюжет рассказа)
На данном уроке, как мне кажется, принципиально важна исследовательская направленность в работе, которая побуждала детей к осмысливанию текста, а так же к выборочному и выразительному чтению.
Ставя пред своими учениками проблемные вопросы, стараюсь говорить просто и ясно. Успех такого урока зависит от умения вести диалог, поэтому учусь слушать и слышать учеников, находить верное решение в разных ситуациях, выбирать точные слова для комментирования ответов детей, обобщений, выводов. Не допускаю при этом категоричность, нетерпимость к иным суждениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология обучения и осмысленному чтению в начальной школе
Технология обучения и осмысленному чтению в ...
Преодоление трудностей обучения письму и чтению в начальной школе
Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей необходимо понять, как помочь ученику, а для этого нужно знать, что представляет собой процесс письма...
План -конспект родительского собрания "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"
ПЛАН - КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ«ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение з...
Родительское собрание на тему : "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе".
К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Безусловн...
Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс "Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе" был проведен с целью передачи опыта работы....
Мастер - класс для учителей начальных классов «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе».
Интерес к чтению возникает в том случае, когда ученик свободно владеет осознанным чтением, и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения. ...
Организация проблемного обучения на уроках математики в начальной школе
Основные теоретические исследования по истории развития проблемного обучения были проведены в 70-х гг. XX в. Наиболее значимые работы, где изучались истоки проблемного обучения, это: А. М. Матюшкин &l...