«Специфика проблемных ситуаций на уроках литературного чтения».
материал на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Косиновская основная общеобразовательная школа»
Подготовила: учитель начальных классов
Башкатова Людмила Васильевна
2013г
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем и трудностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы не менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.
Анализируя данный метод преподавания, я пришла к выводу,
что, если наряду с объяснением часть знаний добывается учащимися в итоге самостоятельной поисковой деятельности, путем систематического решения учебных проблем, тогда не только формируются глубокие и прочные знания, но и развиваются речь, мышление школьника и его творческие способности.
Основу метода составляют проблемные ситуации. Главным элементом проблемной ситуации является неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения поставленного задания. Решение проблемы осуществляется на основе выдвижения и обоснования гипотез,
их проверки.
При постановке проблемы перед детьми я всегда учитываю ряд факторов :
** слишком трудное и слишком легкое задание не вызовет проблемной
ситуации;
** система заданий должна включать основные и доступные школьникам
типы проблем, характерные для данного предмета;
** система проблемных задач должна строиться по принципу возрастающей
сложности;
** проблема, выдвигаемая мною на уроке, должна решаться детьми
творчески.
Этапы осуществления проблемного подхода.
Проблемная ситуация может быть сформирована учителем на любом этапе урока и цель ее создания напрямую должна зависеть от задач этого структурного момента урока.
На начальной ступени обучения в моей деятельности
приоритетными задачами являются : обучение учащихся умению ставить
цели и оценивать результаты своих действий.
Одним из приемов, способствующих формированию активного целеполагания на уроке, является создание разных проблемных ситуаций уже на первых его минутах.
Приведу примеры таких ситуаций:
1). С-ция неожиданности (знакомство с фактами, идеями, вызывающими удивление, поражающие своей неожиданностью)
2). С-ция конфликта (противоречие с новым и известным представлением)
3). С-ция несоответствия (противоречие с жизненным опытом и полученной информацией)
4). С-ция неопределенности (в пробл. Задании недостаточно данных для его решения)
5). С-ция выбора (сделать выбор из предложенных решений и обосновать его)
6). С-ция предположения (выдвижение своей версии решения проблемы).
Процесс целеполагания формирует не только мотив действия, учит целеустремленности, осмысленности действий, развивает творческие и познавательные способности учащихся.
Существуют различные формы организации учебного процесса при проблемном обучении :
коллективные, индивидуальные, работа в парах и малых группах.
Для организации самостоятельной работы на уроках я использую
работу в парах. В отличии от работы в малых группах, где учащиеся отвечают по очереди командиру, в парах в каждый момент половина детей говорит, а вторая половина контролирует. Затем они меняются ролями. Степень повышения активности учащихся при работе в парах значительно выше, чем в малых группах. Кроме того, создаются условия для их естественного общения.
Общение в группе, в паре учит ребят умению видеть позицию другого человека, оценивать ее, а главное – иметь собственную точку зрения, уметь ее отстаивать.
Существуют определенные принципы организации групповой работы на уроке:
1). Учебная группа 5-6 человек;
2). Группы постоянные, но дифференцированные-это ускоряет работу слабых;
3). назначается руководитель группы, но на разных уроках руководители меняются
4). Учебные группы ориентируются на работу примерно в одинаковом темпе
Применяя в своей практике групповые формы организации процесса обучения могу с уверенностью сделать следующие выводы :
1. возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
2. на формирование понятий, умений и навыков тратится меньше времени,
чем при фронтальном обучении;
- уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности ( не остается
учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашних заданий );
4. ученики комфортнее чувствуют себя на уроке, получают огромное
удовольствие от занятий;
5. возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность
учащихся на уроке;
6. меняется характер взаимоотношений детей : исчезает безразличие,
прибавляется теплота, человечность;
7. сплоченность класса резко возрастает;
8. растет самокритичность : ребенок, имевший опыт работы со сверстниками,
более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
9. дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением, менее
потребительски относятся к труду учителя;
10. учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе :
ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции
других людей.
Активизация исследовательской деятельности учащихся
через постановку проблемного вопроса или проблемной ситуации
на уроке.
Постановка проблемной ситуации перед учащимися и поиск ее решения активизируют исследовательскую деятельность учащихся.
Проведение учебных исследований я рассматриваю как особое направление внеклассной и внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие
исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них ЗУН. Эту работу я провожу индивидуально с каждым ребенком.
С первых дней занятий в школе мы с детьми рассматриваем методы исследования, откуда можно получить информацию. Это задать вопрос самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере…
Начиная со второго класса я работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы. Я предлагаю ученикам задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблемы – способность изменять свою точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Например задания:
** продолжи неоконченный рассказ ;
** составь рассказ от имени другого персонажа ;
** опиши один день твоей воображаемой жизни или используя данную
концовку ;
** определи, сколько значений у предмета
(найти варианты нетрадиционного, но при этом реального использова-
ния обычных предметов );
** назови, как можно больше признаков предмета.
Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость.
Еще важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого я применяю в своей практике следующие упражнения :
- показываю картинки людей и животных и предлагаю задать им вопросы;
- игры «Найди загаданное слово» или «Угадай, о чем спросили ?»
Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в
будущем, а потому приучаю их к дальнейшим вопросам : что еще может интересовать тебя в этой проблеме? Что еще ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребенка.
Созданная на уроке проблемная ситуация может стать поводом для проведения эксперимента – важнейшего из методов исследования. Я учу детей анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения. Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в четвертом классе.
Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, я сделала выводы :
- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию
научного мировоззрения учащихся;
- значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
- дает импульс к саморазвитию, самоцелеполаганию, самореализации,
самоконтролю и самооценке;
- формирует социальный опыт в труде и общении.
Исходя из вышесказанного, я делаю вывод, что исследовательская тактика ребенка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности.