Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельности
статья (1 класс) на тему
Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_na_zanyatiyah_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 33.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельности».
Автор: Коростелева Галина Васильевна, учителя начальных классов
Человек, который почувствовал ветер перемен, должен
строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.
Стивен Кинг
Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Новые стандарты поднимают много проблем. Что должно стать главным результатом обучения в школе? Как построить систему обучения, чтобы выпускник мог легко адаптироваться в реальном мире? Главный ответ на многие из этих вопросов – применение знаний и умений в реальной жизни. Кто может их применить? Только тот ученик, который владеет универсальным средством – УУД. Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. Большая роль здесь отводится внеурочной деятельности. Почему мы заинтересованы в организации ВД? Наша заинтересованность и объясняется ориентацией на новые образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как внеурочная деятельность ставит своей целью, прежде всего, развитие личности обучающихся.
В условиях введения в практику работы начальной школы ФГОС НОО учителю необходимо научиться планировать и проводить занятия, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться». Все эти виды УУД взаимосвязаны между собой.
Моя работа в этом направлении началась с 2014-2015 учебного года, как только я набрала свой 1 класс.
Сразу же возникла необходимость в обновлении и совершенствовании образовательного процесса через применение современных педагогических технологий, формирующих УУД.
Передо мною стояла задача, как организовать занятия внеурочной деятельности, которые решали бы поставленные задачи по формированию метапредметных результатов? Как учить, работая на метапредметные результаты?
Каждый ребенок от рождения наделен определенным потенциалом развития. Этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Маленькому человеку, вступающему в этот мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Надо уметь анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, давать адекватную оценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать. Задача учителя – так выстроить процесс обучения, чтобы он помог раскрыться духовным силам ребенка, развил навыки практических действий, сформировал мыслительную и познавательную деятельность учащихся.
Таким образом мною была составлена рабочая программа внеурочной деятельности по следующим направлениям: общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Занятия провожу в форме кружковой работы: «РОСТ», «Путешествие в страну Оригами», «Мой край» (или «ДОБРО»).
Данная внеурочная деятельность построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться учением, историей своего края, семьи и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни. Такая заинтересованность и увлечѐнность учением может помочь при подготовке к олимпиадам, конкурсам, написанию ВПР.
Программа «РОСТ» способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
В 1- 2 классах в силу возрастных особенностей ребенка все еще трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса, придерживаясь традиций курса «РОСТ» для 1 класса, построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные: виды заданий:
- динамические – развитие мелкой моторики пальцев рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата; зрительная гимнастика;
- познавательно-логические;
- коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребенка. Предлагается разыграть небольшую сценку, этим приобретается начальный навык сценического мастерства.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребенка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – языка, губ и т. п., так и на развитие мелкой моторики пальцев рук. Это задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и т. п.
Для профилактики зрительных расстройств и в целях ослабления нагрузки на зрение учеников предлагается гимнастика для глаз.
Познавательно-логические задания формируют УУД, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными – групповыми, индивидуальными, интегрированными.
Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
Программа направлена на то, чтобы развивать метапредметные и личностные результаты.
Метапредметные:
- улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
- развитие творческой и познавательной активности каждого ребенка;
- укрепление здоровья школьников.
Личностные:
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
-уважительное отношение к иному мнению;
-навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Программа «Путешествие в страну Оригами» ставит цель: создание условий для формирования и раскрытия творческой личности каждого обучающегося.
В младшем школьном возрасте происходит становление личности, самоопределения, осознания своего собственного «Я». Не упустить эту возможность, помочь ребёнку самоутвердиться и, одновременно, обрести душевное благополучие от ощущения того, что ты значим в социуме – это основная задача всех педагогов, а не каждого в отдельности.
Большие возможности по всестороннему развитию личности таят в себе занятия по складыванию бумаги. Оригами развивает познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда, культуру труда. Но оригами также воспитывает и корректирует характер, укрепляет волевые качества. Занятия оригами помогают настроиться на положительное, жизнеутверждающее мировоззрение. Рационально-интуитивные действия, производимые с бумагой, позволяют человеку одновременно складывать руками из бумаги «нечто» и решать проблемы различного характера, находить выход из создавшегося положения, задействовав разум.
Программа «Путешествие в страну Оригами» предусматривает следующий режим занятий с детьми. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Используются такие формы, как:
– сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, что позволяет организовать содержательное общение детей;
– взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности: игрой, рисованием, развитием речи;
– реализацию для детей определенных эмоциональных условий: создание атмосферы принятия ребенка и его права на самостоятельный выбор, обеспечение ему постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью;
– использование приемов и методов общепедагогического влияния: поощрение достижений ребенка, закрепление веры в успех;
– развитие сотрудничества с родителями, которые охотно подключатся к этой деятельности: подбор книг, помощь в организации выставок, подбор материалов, организация домашнего досуга.
Выбор методов работы обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Личностные:
– осознание ответственности человека за общее благополучие,
– осознание своей этнической принадлежности,
– гуманистическое сознание,
– гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
– начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире,
– внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,
– ценностное отношение к природному миру,
– готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные:
– использовать общие приёмы решения задач;
– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера
– узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
– моделировать;
– обработка информации;
– оценка информации;
– подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
– установление причинно-следственных связей;
– обобщение;
– построение рассуждения.
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
– определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
– составлять план и последовательность действий;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
– предвосхищать результат;
– сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
– использовать установленные правила в контроле способа решения;
– вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия .
– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– определять общую цель и пути ее достижения;
– осуществлять взаимный контроль;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы;
– строить понятные для партнёра высказывания;
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Программа «ДОБРО» направлена на то, чтобы каждый ученик мог узнать нравственные ценности, накопленные веками человечеством, и смог реализовывать их в повседневной жизни.
Данная программа способствует раскрытию и развитию духовных, нравственных, патриотических качеств личности ребенка, которые не всегда удается выполнить на уроке, из-за отсутствия времени; развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности.
Целью данной программы является:
- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для духовно-нравственного развития и социализации в свободное от учебы время;
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию духовных, патриотических, эстетических и социальных интересов обучающихся в свободное время;
- формирование и развитие духовно богатой, нравственной, физически и психически здоровой, творчески мыслящей личности, умеющей находить надежные нравственные ориентиры в повседневной жизни.
Благодаря программе «ДОБРО» у детей формируются личностные результаты:
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к миру;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка за здоровый образ жизни;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к чужому мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях;
духовные, нравственные, эстетические потребности, ценности и чувства.
Итак, я считаю, что внеурочная деятельность в моем классе является одной из приоритетных составляющих учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Организованная таким образом целенаправленная деятельность будет способствовать формированию творчески развитой личности, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, готовой к успешной самореализации в современном обществе.
Конечно, я, учитель начальных классов, не могу говорить о том, что у моих обучающихся полностью сформированы все компоненты учебной деятельности. Но при такой организации учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста через занятия внеурочной деятельности
Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохр...
Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе надпредметного курса «Мир деятельности» через занятия внеурочной деятельности
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать проф...
Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.
Для решения задач подготовки младших школьников к успешной жизни в информационном обществе школа должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ–компетентность. Ее содержание составляют т...
Формирование УУД на игровых занятиях внеурочной деятельности по Правилам дорожного движения.
Формирование УУД на игровых занятиях внеурочной деятельности по Правилам дорожного движения....
Занятие внеурочной деятельности по формированию финансовой грамотности в 1 Б классе на тему «За покупками»
Занятие внеурочной деятельности по формированию финансовой грамотности в 1 Б классе на тему «За покупками»...
Формирование функциональной грамотности учащихся на занятиях внеурочной деятельности.
Эффективная форма работы, которая учит детей задумываться над тем, что читают, осмысливать прочитанное, многократно обращаться к тексту, чтобы найти ответ на вопрос.Работа с несплошными текстами помог...
«Формирование функциональной грамотности на занятиях внеурочной деятельности»
Главная задача школы в настоящее время - научить детей рационально использовать знания и навыки в разных сферах жизни....