Формирование УУД на игровых занятиях внеурочной деятельности по Правилам дорожного движения.
материал (3 класс)
Формирование УУД на игровых занятиях внеурочной деятельности по Правилам дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование УУД на игровых занятиях внеурочной деятельности по Правилам дорожного движения. | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование УУД на игровых занятиях внеурочной деятельности по Правилам дорожного движения.
Лукьянцева Оксана Фёдоровна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №12» г.Байкальск
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. На уроках не всегда есть возможность дать необходимые знания о безопасном поведении на улицах и дорогах. Поэтому возникает необходимость вводить в расписание внеурочные занятия, где дети изучают правила дорожного движения.
Программа внеурочной деятельности «Правила дорожного движения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея программы — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения. Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе. Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности. Программа решает следующие задачи:
● сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
● обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
● привитие умения пользоваться общественным транспортом;
● ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
● воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
● воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
● тематические занятия
● игровые тренинги
● разбор дорожных ситуаций на настольных играх
● экскурсии
● конкурсы, соревнования, КВН, викторины
● изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
● выпуск стенгазет
● разработка проектов по ПДД
● встреча с работниками ГИБДД
● просмотр видеофильмов
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности являются:
Личностными результатами
● оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
● объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
● в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
● осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Регулятивные УУД:
● определять цель деятельности;
● учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
● устанавливать причинно-следственные связи;
● вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
● навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
● добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
● перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
● оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
● высказывать и обосновывать свою точку зрения;
● слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
● договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
● задавать вопросы
Однако дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Именно поэтому надо вводить в работу как можно больше игровой деятельности.
В дидактических играх перед детьми ставятся задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.
Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Дидактическая игра должна быть не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовать общему развитию ребёнка, служить формированию его способностей.
Так, например, мы играем на занятиях в настольные игры стандартного образца, занимаемся инсценированием дорожных ситуаций, ролевыми играми «Я инспектор», «Мы пошли гулять в парк». Дидактические и сюжетно-ролевые игры содействуют решению задач нравственного воспитания, развивает коммуникативные компетенции детей. Дети с удовольствием проигрывают различные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Учитель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Даже такая серьёзная деятельность, как проект, может стать элементом игры. Дети в ходе работы могут создать уже свою настольную игру, где сами могут менять условия, создавать различные ситуации, давать задания и совместно искать пути их решения. Они не только получают новые знания, закрепляют ранее полученные, но и учатся работать коллективно, слушать и слышать других, высказываться сами. В процессе игры становятся более дружными. Так, например, в 2017 – 2018 учебном году учащиеся 3 класса создали макет перекрестка, который успешно защитили на научно – практической конференции «Я познаю мир». Что дала работа учащимся? Она приучила детей работать в команде, развила креативные способности. Учащиеся коллективно решали ситуативные задачи, учились друг у друга, прислушивались к советам, узнали много правил и применили на практике. Познавательные, коммуникативные, регулятивные действия формировались в процессе созидательного коллективного труда. Личностный рост на лицо. Они стали взрослее, серьёзней относятся к дорожным правилам, знают многие правила, которые применяют в ежедневной практике.
Используемые материалы: Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий занятия в рамках внеурочной деятельности «Правила дорожного движения», 1 класс
Цель: закрепить знания правил дорожного движения....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасность дорожного движения" 3 класс
Программа по внеурочной деятельности акцентирует внимание на знание ПДД, поведение учащихся в различных ситуациях с опорой на знания и жизненный опыт....
Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" для начальной школы.
Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" для начальной школы....
Программа по внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» (по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма)
Разработчикучитель начальных классов Басс Наталья МихайловнаЦель Профилактика детского ...
Совместное занятие учащихся кружка внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" и родителей
Мама, папа и Я –знатоки дорожного движения!(совместная игра родителей и детей кружка внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения»)Цель:• довести до родителей требования п...
Конспект по внеурочной деятельности "Правила дорожного движения" во 2 классе
Конспект занятия внеурочной деятельности по ПДД для 2 класса....
Занятие внеурочной деятельности "Правила дорожного движения"
Данная методическая разработка рассчитана на детей младшего школьного возраста, может быть использована учителями общеобразовательных учреждений для организации и про...