Эссе по теме "Педагогические секреты"
статья на тему

Ковтун Мария Викторовна

Дидактические игры на уроках русского языка и литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_po_teme.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

 Эссе по теме «Педагогические секреты» Подготовила: Ковтун Мария Викторовна учитель начальных классов высшей квалификационной  категории МБОУ «Каратузская СОШ» филиал Лебедевская ООШ        

Дидактические игры и игровые формы на уроках чтения и русского языка

Одной из основных задач обучения в начальной школе является задача формирования навыков чтения и письма.

 В первый класс приходят и беглочитающие дети и дети, ещё не знающие букв. Как же  учить всех детей вместе?

Проблему формирования навыка чтения  я решаю методом дифференцированного обучения. В классе выделяю группы, каждой из которых даю самостоятельное задание:

беглочитающие дети должны прочитать текст и подготовить его пересказ;

среднечитающие готовят выразительное чтения;

слабочитающие осваивают первые страницы азбуки.

Наиболее эффективным средством совершенствования процесса чтения является игра.  В младшем школьном возрасте, когда учебная деятельность ещё только осваивается ребёнком, игра остаётся средством детской самоорганизации. То, что первокласснику даётся с трудом в ситуации обучения, оказывается доступным в обучающей игре.

Большинство игр – совместные, требуют участия двух-четырёх игроков. Для организации групповых игр требуется особое расположение столов: удобнее всего сдвигать два стола вместе, так чтобы игроки сидели друг против друга. Во время игры, требующей общения между игроками, в классе не может быть тишины. Удобным средством регуляции шума является таблица, в которой оценивается работа в группе по таким критериям как согласованность, и «не мешали работать другим» и т.п.

Игры с искажением

Эта группа игр строится по единому принципу: дети должны восстановить правильную форму слов, написанных с искажениями. Это, прежде всего пропуски, перестановки, замены букв в сильных позициях (там, где звучание и написание не расходятся)

1. «Какая буква заблудилась?»

 Показываю классу картинку с  надписью, предупреждая, что какая-то буква в подписи «заблудилась»: попала не на своё место. У детей – лист бумаги, где они должны записать только одну букву-ту, которая должна стоять в данном слове, «потерянную» букву. Например: лужи-лыжи, корова-корона, стол-стул, каска-маска и т.д

2. «Помощник учителя»

Детям раздаю карточки, на которых одно и тоже слово написано несколько раз с разными ошибками. Дети должны красной ручкой или карандашом исправить ошибки. Тому, кто справляется с этим заданием, позволяю помочь мне проверить детские тетради.

Например: свокла-свекла-свкла-свекна-савекла, роза-реза-розя-рза-розо-роса.

3. «Что выросло весной»

Обитатели Королевства Русского языка сажают растения не как мы. На грядке они пишут то, что должно здесь вырасти. Если все слова написаны правильно, то урожай будет хорошим. Если допущены ошибки, то посаженное не взойдёт. Вот как засеял свой огород один маленький житель Королевства:

КАРТОХА, МОРКОВ, ЛУК, СВЕКЛ, ПЕТРУКА, МОМИДОРЫ, ОГУРЦЫ.

На каких грядках появились всходы? Помоги ему собрать урожай на всех грядках.

4. «Даю уроки русского языка»

Сюжет игры следующий: Маленький негритенок приехал в Москву и начал учить русский язык. Учитель ему задает вопросы, а он отвечает на них письменно. Вот образцы ответов: « Я приехал из Африка». «Вчера я гуляла и замерз».  «Я хотим и любим мороженое».  Дети должны исправить ошибки.

5. « Буквы озорницы»

Дети должны прочесть следующие короткие стихотворения и найти озорную букву, которая сделала описанную ситуацию смешной и неправдоподобной.

«Жучка будку не доела. Неохота. Надоело».

«На пожелтевшую траву роняет лев свою листву».

«Забодал меня котел. На него я очень зол».

Игры с пропусками

1. «Бюро находок»

Показываю карточку с надписью, дети должны у себя на листочках записать «потерянную» букву. Например: зон., к.нга.

2. Предложения, с пропущенным словом.

Туристы с тяжелыми ……………… шли по лесной дорожке.

На привале они разожгли …………и сварили обед.

3. «Стихи с пропуском рифм»

Я захотел устроить бал

И я гостей к себе …….

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый …….

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости ……..

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек ……

4. Текст с пропуском всех знаков препинания.

У меня собака есть мне ее дедушка подарил она  умная очень

5. «Письма (или рассказы) с «потерянными подписями.

Привет тебе, дорогой друг. Ты меня не очень любишь, но я к тебе страшно привязан. Я очень люблю ловить детей, которые гуляют с мокрыми  ногами, ходят без шарфа, сосут сосульки. А они меня поймать не могут, потому что я ужасно маленький. У меня на свете только один враг-лекарство. Если ты не догадался, кто я, спроси у врача.

?????????????????????????????????????????????????????

6. «Сказка с потерянным концом»

Прочитав начало сказки, завязку волшебного сюжета, дети сообща придумывают продолжение.

Словесные конструкторы

1. «Как это назвала ворона?» Из словаря выбираются слова, начинающиеся на буквы «КАР» - карман, карусель, карамель, картошка, карлик, картина,каракатица.

На карточке рисуется картинка к слову и пишется начало слово – КАР. Вторая часть слова пишется на отдельной карточке. Ребенок должен сложить слово целиком. Эту игру можно использовать для тренировки письма.

2. Слово из слогов

Собрать из слогов имена: Маша, Лиза, Мила, Катя, Толя, Аня, Ася…..

Большая буква в одном из слогов служит знаком того, что слово начинается.

3.Сбор предложений из слов

Каждой группе даю конверт, в котором вложены карточки со словами. Дети складывают из этих слов предложения. Из предложений рассказ. Каждая группа читает, какой получился рассказ.  Можно каждая группа читает по одному предложению.

4.Сбор стихотворения из строчек.

Для начала удобно использовать стихи или отрывки стихов, хорошо известные детям.

Дети должны собрать из отдельных строчек стихи С.Михалкова.

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья….

Использованная литература:

Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка.- Волгоград:Учитель, 2009.

Тарабарина Т.И, Соколова Е.И. И учеба, и игра. Русский язык.-Ярославль:Академия развития, 2006.

Русский язык. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний) \ авт. – сост. Т.А.Курушина, В.А.Басистая, Л.В.Авдощенко, Н.Ю. Кадашникова, А.И.Жданова, Т.А.Батракова. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

Д.Б.Эльконин. Как учить детей читать М.,Знание, 1976 г

Г.А.Цукерман Чтение без принуждения. М.,Знание, 1987 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. УМК "Гармония"."Открываем секреты письма".

Рабочий урок по русскому языку с применением ИКТ....

Секрет созревания овощей и фруктов

11 лет в нашей гимназии действует ГАН - гимназическая академия наук. Дети пишут исследовательские работы. Сначала проходит классный тур, затем гимназические чтения, городские, на базе гимназии проводя...

"Секреты мотивации".

Материал для родителей младших школьников....

Эссе на тему "Секреты мастерства: пять ступенек к успеху"

Образ первого учителя повлиял на выбор мною профессии. Быть учителем я решила еще в первом классе......

Эссе "Секреты мастерства: пять ступенек к успеху"

Педагогическое эссе, где раскрываются  собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в современном мире,  личное видение успеха в   об...

Эссе "Секреты воспитания классного руководителя"

Главный вопрос- В чём секрет воспитания? Мои золотые правила воспитания....