Секрет созревания овощей и фруктов
презентация к уроку (3 класс) по теме

Краева Татьяна Васильевна
11 лет в нашей гимназии действует ГАН - гимназическая академия наук. Дети пишут исследовательские работы. Сначала проходит классный тур, затем гимназические чтения, городские, на базе гимназии проводятся региональные чтения "Я-Исследователь", в области - "Я познаю мир", Ездили в Москву, В прошлом году - в Сочи. Было бы желание, а показать свои возможности есть где. С этой работой мы выступали много, посылали в Москву на конкурс "Портфолио".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Sekret_sozrevaniya_ovoshchey_i_fruktov.rar803 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия  №1 г. Кирово-Чепецка  Кировской области»

Секрет    созревания

овощей    и   фруктов

Автор:

Винокурова Мария,

ученица 2 В класса

Руководители:

Краева Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов,

Винокурова Ирина Андреевна.

г. Кирово - Чепецк

2009

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………. 3

  1. Теоретическая  часть ………………………………………………………… 5

      1. 1. Немного истории ……………………………………………………….  5

      1. 2. Условия, необходимые для созревания фруктов и овощей …………  6

  1. Практическая часть …………………………………………………………..  8
    2. 1. Планирование наблюдений …………………………………………….. 8

2. 2. Наблюдения по проверке гипотез за созреванием бананов ………….. 9

      2. 3. Наблюдения по проверке гипотез  за созреванием помидоров …….. 10

Заключение ……………………………………………………………………...  12 Список используемой литературы …………………………………………….  13

Введение

Мама много раз говорила: «Одно плохое яблоко портит всю корзину», «Один спелый помидор превращает зеленые помидоры в красные»,  «Один зрелый банан помогает созреть другим». Интересно, а почему? Мне стало любопытно, я решила провести свое наблюдение и убедиться, так ли это на самом деле.

Думаю, что эта тема актуальна для любой семьи. Бывает так, что урожай большой, а к столу подать пока нечего. Как ускорить созревание?

И напротив, часто фрукты и овощи от собранного урожая хочется сохранить как можно дольше. Или, например, собираясь в дальнюю дорогу, мы берем с собой фрукты (бананы). Как сохранить их?

Цель моей исследовательской работы – узнать секреты созревания овощей и фруктов,  изучить влияние спелых плодов на созревание зеленых.

Предметом исследования  я выбрала помидоры и бананы, так как при созревании они меняют свой цвет и можно проследить за их созреванием.

В самом начале моего исследования  возникло несколько  гипотез:

  1. Предположим, что спелые плоды передают через воздух, какие - либо вещества, которые ускоряют созревание зеленых плодов.
  2. Может быть, спелый плод выделяет тепло и таким образом ускоряет созревание других?
  3. А что если все это просто выдумка? Может быть, плоды зреют сами по себе, независимо от спелых.

Для того  чтобы ответить на главный вопрос – в чём секрет созревания овощей и фруктов, необходимо решить следующие  задачи:

  1. Изучить литературу о созревании овощей и фруктов.
  2. Спланировать ряд опытов и наблюдений по решению поставленной проблемы.
  3. Провести наблюдения, обобщить.
  4. Сделать выводы о справедливости гипотез.

Методы исследования:

  1. Анализ литературы.
  2. Планирование.
  3. Проведение опытов и наблюдений.
  4. Обобщение и выводы.

Теоретическая часть.

1. 1. Немного истории.

Томат, или помидор, - однолетнее травянистое растение семейства паслёновых. Родина – Центральная и Южная  Америка. 

Какой язык вам больше всего по душе – итальянский или древних ацтеков? Если древних ацтеков – зовите томат томатом («туматль» - так назывался он на своей родине в Америке). Если итальянский – зовите его помидором. «Яблоко любви» или «золотое яблоко» (pomo d'oro), - так прозвали его в Италии, куда он попал в начале 16 века. В Европу томат  завезли испанские экспедиции вскоре после открытия Америки. Никто впрочем не подозревал тогда  о его питательных качествах, и сначала его выращивали как декоративное растение для украшения клумб, беседок. В пищу не употребляли, считая очень ядовитым растением.

В 1811 году в Петербурге был издан Ботанический словарь», в котором осторожно сообщалось, что помидор «хотя и считается ядовитым растением, но в Италии его едят уже с перцем, чесноком и маслом, а в Португалии даже делают из него соусы, отличающиеся приятным кисловатым вкусом».

 Как пищевой продукт помидоры попали на стол немногим более 150 лет назад. [4]

Если для жителей России бананы – лакомство, то для бедных слоёв населения тропических стран бананы зачастую заменяют хлеб. Здесь это дешёвый и сытный продукт. По калорийности  бананы превосходят картофель.

Банан принадлежит к числу самых древних культурных растений тропической зоны. Основные страны по выращиванию банана – Бразилия, Индия, Таиланд, Эквадор, Мексика и др. Это многолетнее травянистое растение. Высота его может достигать более 9 м. Растёт банан необычайно быстро: через 10 месяцев посаженное растение уже даёт плоды. Каждый побег приносит плоды только один раз. Потом он погибает, а от корня вырастают новые побеги. Бананы бывают не только жёлтые, но и красные. Красные бананы не переносят транспортировку на дальние расстояния, поэтому у нас они встречаются крайне редко. [4]

1. 2. Условия необходимые для созревания фруктов и овощей 

Заинтересовавшись вопросом созревания, я решила изучить литературу. Я нашла интересные сведения в учебнике «Биология», «Энциклопедии садовода и огородника», «Энциклопедии для детей». А так же я поговорила с учителями биологии по данной теме. А еще мы с мамой искали информацию в Интернете.

Вот что мне стало известно. Созревающий фрукт или овощ «дышит», вдыхая кислород и выдыхая углекислый газ. Кислород стимулирует процесс созревания. На созревание влияет и температура окружающей среды; чем теплее - тем быстрее созревают плоды. Но, кроме того, созревающий фрукт выделяет газ, ускоряющий созревание других фруктов, - ЭТИЛЕН, ученые называют его «гормоном созревания» или фитогормоном, который является общим ускорителем созревания для разных овощей и фруктов. Впервые этот гормон открыл еще в 1912 году известный русский ученый Дмитрий Николаевич Нелюбов. [1,3]

фрукт или овощ

                         О 2

                                                                      СО 2                t-  15-25 C 

Пищевая промышленность широко использует этилен для созревания зеленых плодов, поэтому мы можем легко купить зрелые помидоры зимой. Но эти помидоры не бывают такими сладкими, как естественные, так как газ не позволяет крахмалу превращаться в сахар. Кроме того, ученые создали вещества, тормозящие созревание, которое замещает этилен на некоторых стадиях созревания овощей, фруктов и замедляет их созревание. [2]

Существует легенда о том, как древний китайский садовник ускорял созревание помидоров. Почти за 2 тысячи лет до нашей эры при дворе китайского богдыхана жил старик – садовник. Цветы и плоды, которые он выращивал, славились по всей империи. Он умел заставлять неспелые плоды и фрукты дозревать. Со смертью садовника исчез и секрет дозревания плодов. Говорили, он окуривал их ладаном. Лишь спустя несколько столетий кто-то, услышав эту легенду, решил испытать старинный способ. Оказалось, душистый ладан действительно оказывает на плоды волшебное действие: они  дозревают. Но почему так велико его влияние, никто не знал. Это удалось выяснить совсем недавно. Исследуя пары ладана, химики нашли в них бесцветный лёгкий газ этилен. Этот газ и способствует дозреванию плодов. [1]


2.  Практическая часть

2. 1. Планирование наблюдений.

Чтобы легче было проводить опыты и наблюдения мы составили план наших действий.

План наблюдений:

  1. Подобрать спелые и зеленые плоды (помидоры, бананы)
  2. Подобрать картонные коробки для укладывания плодов
  3. Создать три направления исследования:

        - зеленые плоды в открытом месте;

      - зеленые плоды в закрытом месте;

      - зеленые плоды + спелый плод в закрытом месте;

  1. Наблюдать за созреванием и записывать результаты.

Порядок действий:

  1. Положим зеленые бананы и зеленые помидоры в картонные коробки, и поставим их на окно, не закрывая крышкой.
  2. Положим зеленые бананы и зеленые помидоры в картонные коробки (закрытое место) и закроем крышкой.
  3. Положим зеленые бананы и зеленые помидоры в картонные коробки и добавим к ним по одному спелому плоду
  4. Подписали коробки, отметили даты.
  5. Положили термометр для измерения  t  в коробках и комнате.
  6. Наблюдали за созреванием через 4, 7, 14, 30 дней.

2. 2. Наблюдения по проверке гипотез за созреванием бананов.

Через 4 дня  бананы в открытом месте несколько созрели, но сохраняли зеленоватый оттенок; бананы в закрытом месте созрели, стали равномерно жёлтыми; бананы в закрытом месте с добавлением спелого банана – стали ярко- жёлтыми с коричневыми пятнами.

Через 7 дней бананы в открытом месте созрели, стали равномерно жёлтыми; бананы в закрытом месте стали жёлтыми с единичными мелкими коричневыми пятнами;  бананы в закрытом месте с добавлением спелого банана  стали жёлто-коричневыми с множеством тёмных пятен, спелый банан стал тёмно-коричневый с элементами гниения.

На этом наблюдение за бананами было завершено. За период наблюдения t воздуха в коробке равна t воздуха в комнате и составляла 22 градуса Цельсия.

2. 3. Наблюдения по проверке гипотез  за созреванием помидоров.

Через 4 дня помидоры в открытом месте оставались зелёными; помидоры в закрытом месте, без добавления спелого помидора начали созревать,  появились жёлтые помидоры;  помидоры в закрытом месте, с добавлением спелого помидора начали активно созревать- все оранжевого цвета.

Через 7 дней – в открытом месте появились жёлто-зелёные плоды;  в закрытом месте, без добавления спелого помидора, появились единичные красно-оранжевые плоды;  в закрытом месте, с добавлением спелого помидора все помидоры красно-оранжевые и красные.

Через 14 дней в открытом месте помидоры стали жёлто-оранжевые; в закрытом месте, без добавления спелого помидора, появилось несколько красных помидоров, все остальные оранжевые;  в закрытом месте, с добавлением спелого помидора, все помидоры ярко- красные.

Через 30 дней  в открытом месте помидоры стали красно-оранжевые и красные; в закрытом месте, без добавления спелого помидора, помидоры созрели, стали все равномерно красные; в закрытом месте, с добавления спелого помидора, спелый помидор сгнил, остальные помидоры так же с элементами гниения.

При наблюдении за помидорами t воздуха в коробке и в комнате была одинакова и составляла 22 градуса Цельсия.


Заключение

Закончив наблюдение, я убедилась в том, что:

  1. В открытом месте зеленые фрукты и овощи созревают медленнее, чем в закрытом  месте, так как их гормон созревания рассеивается в воздухе и слабо оказывает свое стимулирующее действие.
  2. В закрытом месте зеленые плоды созревают быстрее, чем в открытом, так как их этилен не рассеивается в воздухе, а ускоряет созревание.
  3. При добавлении к зеленым плодам спелого созревание происходит значительно быстрее, из-за большого количества этилена, выделяемого спелым плодом, который  ускоряет созревание зеленых.

Итак, чтобы дольше сохранить урожай нужно:

  1. Хранить овощи и фрукты в открытом месте.
  2. При появлении спелых плодов их убирать, чтобы они не влияли на зеленые.
  3. Хранить овощи и фрукты при t 10 - 14 градусов (т. к. в прохладном месте они сохраняются дольше).

А чтобы ускорить созревание урожая  нужно:

  1. Уложить овощи или фрукты в закрытое место, можно накрыть чем-либо
       тёплым.
  2. Добавить к незрелым плодам несколько спелых, которые, выделяя газ этилен,
        ускорят созревание.
  3. Поддерживать температуру окружающей среды 25°С и выше.

Таким образом, моя гипотеза №1 о том, что спелые плоды передают через воздух вещества, которые ускоряют созревание зеленых плодов подтвердилась,  а народные приметы о созревании овощей и фруктов оказались верными.

Список используемых источников

  1. Веккионе, Г. Занимательные опыты. [Текст]// Г. Веккионе. -  М.:  Астрель, 2008.
  2. Ганичкина, О. Энциклопедия садовода и огородника. [Текст]//

     О. Ганичкина. -  М.: Эксмо,  2006.

  1. Грин, Н. Биология: [Текст]// Н. Грин, У. Сатаут, Д. Тейлор. -  М.: Мир, 2003.
  2. Энциклопедия для детей. [Текст]// под. ред.  А. Майсурян. – М.: Аванта+,  

     1995.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренажёр словарные слова по русскому языку "Овощи и фрукты" 1-2 классы

Тренажёр словарных слов для работы на уроке русского языка в 1-2 классах...

Проект "Овощи и фрукты- полезные продукты!"

Проект проведённый в начальной школе в рамках реализации программы "Разговор о правильном питании"....

Реферат на тему "Овощи и фрукты. Витаминная азбука"

Реферат, подготовленный, ученицей 4 класса Ганиевой Ренатой для научно-практической конференции школьников....

Тема: Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1.Систематизировать и расширить знания о овощах и фруктах.2.Познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека3.Повторить правила гигиены....

Урок окружающего мира "Почему нужно есть овощи и фрукты"

Урок относится к технологии здоровьесбережения учащихся, направлен на развитие правильного образа жизни и отношения к природе, развивает познавательную активность и интерес к учению....

Подготовка к школе. Развитие мышления. Овощи и фрукты. Занятие 1 -2.

Презентация для школы раннего развития. А так же пригодится учителям, работающим в первых классах, работникам дошкольных образовательных учреждений и родителей....

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть? 1-2 класс

Интересный материал собран в презентации к внеклассному мероприятию в начальной школе....


 

Комментарии

Прекрасная работа! Все этапы исследования соблюдены. Есть подтверждение ввиде фотографий. Ставлю 5+! Умница!!!!