Дифференцированный подход в обучении младших школьников
статья
В работе рассматриваются сущность и виды дифференциации обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannyy_podkhod_v_obuchenii_uchashchikhsya.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход в обучении учащихся .
Основная цель обучения – научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки, самостоятельно выполнять практические задания. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний и познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроке при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий, задач при объяснении новой темы.
Дифференцированные задания – это система упражнений, выполнение которых поможет глубоко и осознанно усвоить правило и выработать необходимый навык на его основе
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
- Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
- Проведение диагностики по выбранному критерию.
- Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.
- Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
- Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
- Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
В работе с младшими школьниками целесообразно, на мой взгляд, использовать два критерия дифференциации: обученность и обучаемость. Обученность – это определенный итог предыдущего обучения. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, уровень усвоения навыков и умений, качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность), способы и приемы их приобретения.
Обучаемость – это восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.
Дифференциация может быть организована:
- по уровню творчества;
- по уровню;
- по объему.
Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, учитель дифференцирует по:
а) степени самостоятельности учащихся;
б) характеру помощи учащихся;
в) форме учебных действий.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.
- Дифференциация учебных заданий на выбор.
Такой способ предполагает различия в характере деятельности школьников
которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1 группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2 группа) и высоким ( 3 группа) уровнем обучаемости – творческие задания.
Например, математика: Дана задача: « В вазе лежало 5 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?»
Задание для 1-й группы: Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.
Задание для 2-й группы: Решите задачу двумя способами.
Задание для 3-й группы: Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.
- Дифференциация заданий по объему.
Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп
выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предполагаются творческие или более трудные задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из тетрадей на печатной основе.
Например, литературное чтение. В основе этой дифференциации лежит степень владения техникой чтения.
Задание для 1 группы: Прочитай первый абзац (часть), обращая внимание на грамотность и выразительность.
Задание для 2 группы: Прочитай грамотно весь текст, подготовь выразительное чтение понравившегося отрывка.
Задание для 3 группы: Подготовь выразительное чтение всего текста.
- Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных
заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
- Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности,
не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
Наиболее распространенными видами помощи являются:
а) помощь в виде вспомогательных задний, подготовительных упражнений;
б) помощи в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске и др.)
- Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Такой способ предполагает различия в характере познавательной
деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
Примерные дифференцированные задания творческого характера таковы:
1 уровень. Подготовь подробный пересказ.
2 уровень. Подготовь выборочный пересказ.
3 уровень. Подготовь краткий пересказ.
Я считаю, что авторы учебников УМК «Школа 2100» удачно реализуют личностно-ориентированный подход к обучению через дифференциацию, что обеспечивает успешность учения школьников с разным уровнем подготовки и общего развития, с индивидуальными и личностными особенностями.
На мой взгляд, ценным в этом УМК является следование принципу обучения деятельности, который реализуется в том, чтобы научить школьников предметно-практическим действиям, научит ставить цели, контролировать свои и чужие действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"
Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...
Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"
Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...
Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников
Актуальность дифференцированного обучения обусловлена тем, что в начальной школе ребенок только начинает усваивать требования и ритм учебной деятельности. В то же время у всех детей разный уровень гот...
Дифференцированный подход к обучению младших школьников
Дифференцированный подход к обучению младших школьников.Подготовила: Алленова Любовь Юрьевна,учитель начальных классов Содержание 1. Цель диф...
«Использование дифференцированного подхода в обучении младших школьников »
конспект урока по русскому языку 3 класс...