Дифференцированный подход в обучении младших школьников
материал на тему
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход в обучении младших школьников
«Подлинный смысл педагогики заключается в том,
чтобы даже человек, которому трудно то,
что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным,
испытывал высокую человеческую радость,
радость познания, радость интеллектуального труда,
радость творчества».
Сухомлинский В.А. « Трудные дети»
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности.
Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.
Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своём развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти.
Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.
Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода.
Один их путей индивидуального подхода – дифференциация обучения.
Положительные стороны дифференцированного обучения (<Cлайд 3 >)
- сильным учащимся можно уделить время;
- слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
- повышается уровень Я-концепции
(ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);
- повышается уровень мотивации у сильных учеников
Условия эффективности дифференцированного подхода (<Cлайд 4>)
Способы дифференциации учебной работы (< Cлайд 5>)
Способы дифференциации предполагают:
- дифференциацию содержания учебных заданий (<Cлайд 6>);
- по уровню творчества (<Cлайд 7>);
- по уровню трудности (<Cлайд 8>);
- по объёму (<Cлайд 9>);
- использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется (<Cлайд 10>);
- по степени самостоятельности (<Cлайд 11>);
- по степени и характеру помощи учащимся (<Cлайд 12>);
- по характеру учебных действий.
Задания по выбору учащихся (<Cлайд 13>)
«Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора». Ш.А. Амонашвили.
Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Ученики сами определяют, какой вариант будут выполнять.
Возможно применение игровых приемов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания. (<Cлайд 14>)
Дифференциация домашних заданий (<Cлайд 15>)
Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются интересные соображения, которые нам хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних заданий отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.
Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:
- Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических
( здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.
Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты обследований, проводимых нашими психологами и логопедом.
2.Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:
- различным уровнем усвоения материала на данный момент;
- уровнем работоспособности и темпом работы;
- особенностями восприятия, памяти, мышления;
- уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся.
С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.
Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.
Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий. Важно соблюдать педагогический такт при распределении по группам. Учитель зачитывает состав групп, дает им нейтральные названия и предупреждает, что каждая группа (команда) будет получать свои задания на уроках.
Можно не объявлять в классе состав групп, а раздать учащимся символы, которые соответствуют названиям их групп.
Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?
По математике можно проводить «блиц-турниры» - это уроки решения задач.
На блиц-уроке учащимся предлагается весь урок решать задачи. Разнообразие и интерес в это занятие вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задачи трёх уровней сложности, а право выбора сложности задачи оставляет за учеником. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решённых задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например 3 сложных и 6 простых задач – выбор за ним.
Учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более «слабых» учащихся, обучая их. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся.
Даже самые неуспешные ученики могут справиться с заданиями, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, а в случае затруднения всегда можно взяться за другую задачу или воспользоваться помощью консультанта. Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решении задач одного вида ( по теме « Периметр», « Площадь»).
Из нестандартных жанров уроков часто используют уроки-игры.
Разноуровневые задания: (<Cлайд 16>)
1.Найти значение выражения - одним детям, и дополнительное задание - раздели равенства на группы.
2.Работа в группах - в парах сменного состава, где каждый учит другого.
3.Одно и тоже задание дано в 5 вариантах: 1-й самый сложный, не справился, смотри карточку №2 и т. д.
4.Задачи на выбор по степени сложности на «5» «4» «3». (<Cлайд 17>).
5.Задачи повышенной сложности.
6.Задача и её исследование по степени доступности для детей.
7.Игра «сюрприз» (справился с работой-дополнительное задание-»сюрприз»: сделал задание на открытке правильно-возьми её себе).
8.Дифференцированные карточки-»красный,желтый, зеленый».
(<Cлайд 18>)
9.Опоры, памятки, алгоритмы, образцы выполнения заданий.
1.Наиболее удобное средство работы – это карточки. Например, по теме
« Безударные гласные». (<Cлайд 19>)
1группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.
В…лна, в..сна, д..мишко, Волнистый, волноваться,
л..сной. с..оновый, в..дичка. волны, вёсла, домище,
весенний, домовой, дом,
лесок, лес, сосны, вода,
сосенки, водный.
2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.
б-гун - Алгоритм.
х-дить- 1. Прочитай слово.
сл-ды- 2. Поставь ударение.
в-да - 3. Выдели корень.
б-да - 4. Измени слово или подбери однокоренные, найди
в-лна - проверочные слова.
5. Напиши слово, вставь букву.
6. Обозначь орфограмму.
3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.
прол-тать-
д-ждливый-
в-сенний-
гр-зовой-
тр-винка-
стр-ла-
Русский язык. 3 класс. Тема: «Сложные слова» (<Cлайд 20>).
1 уровень ( 3 )
Вставить соединительную гласную. Выделить корень.
Скал…лаз, камн…пад, вод…лаз, солнц…пёк, мор…ход.
2 уровень ( 4 )
Составить и записать сложные слова с корнем: хлеб, снег, лист, лес.
3 уровень ( 5 )
Придумать по 2 слова с соединительными гласными –о- , -е- . Составьте и запишите предложения с этими словам
Разноуровневые карточки (<Cлайд 21>).
Работа с отстающими учащимися предполагает обязательный индивидуальный подход к учащимся, а также индивидуальные задания отдельным учащимся.
Отстающему приходится проделывать больший объём работы, чем успевающему учащемуся. Поэтому эти задания должны быть невелики.
Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт.
На зачёте можно пользоваться всем: тетрадью, учебником, памятками, советами консультантов.
Проводить зачёт можно начинать со 2 класса, причём в каждый из уроков-зачётов добавлять элемент новизны.
Проводя зачёт впервые, всю подготовку к зачёту берёт на себя учитель:
- составление вопросов, подбор практического материала, оценивание и организацию работы на уроке.
Постепенно подключаю к работе по подготовке и проведению зачёта учащихся: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и зкспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.
К окончанию 3 класса готовят и проводят зачёт сами учащиеся.
Учителю при внедрении зачётной системы помогут советы:
1.До проведения зачёта попросите учеников письменно ответить на вопросы: Что было непонятно в данной теме? Что вызвало затруднение? О чём бы ты хотел узнать подробнее?
2. По ответам детей составьте вопросы зачёта и подготовьте консультантов (к ним можно будет обратиться в случае затруднения), по всем вопросам темы поработайте с экспертами ( учащиеся, которые будут принимать ответы по теоретической и практической части у одноклассников).
3. Для отбора экспертов и консультантов можно попросить ребят составить вопросник по пройденной теме. Поработав с учебной литературой, выделив основные моменты в теме, сформулировав их в виде вопросов, найдя ответы на них, дети могут свободно ориентироваться в материале.
4. Чтобы привлечь к активной работе на зачёте « средних» и « слабых» учащихся, возлагают на «сильных» роли наблюдателей: они должны следить за приёмом и сдачей зачёта, помогать малоопытному эксперту, направлять его деятельность.
Таким образом, на уроке все учащиеся активны, осознают важность и значимость выполняемых ролей, учатся задавать наводящие, провокационные вопросы, оппонировать друг другу.
5. Попробуйте ввести рейтинговую систему оценивания, чтобы избежать ярлыков « троечник», « двоечник», хотя на уроках-зачётах эти отметки крайне редки. Успешность каждого вселяет в детей уверенность в качественном выполнении контрольных работ, что подтверждают компьютерные программы- эксперты.
Проводя контроль, педагоги обязательно должны сделать анализ работ, довести его до учащихся, выполнить работу над ошибками.
Вывод:
При работу с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.
Я использую дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель.
Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"
Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...
Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"
Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...
Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников
Актуальность дифференцированного обучения обусловлена тем, что в начальной школе ребенок только начинает усваивать требования и ритм учебной деятельности. В то же время у всех детей разный уровень гот...
Дифференцированный подход к обучению младших школьников
Дифференцированный подход к обучению младших школьников.Подготовила: Алленова Любовь Юрьевна,учитель начальных классов Содержание 1. Цель диф...
«Использование дифференцированного подхода в обучении младших школьников »
конспект урока по русскому языку 3 класс...
Дифференцированный подход в обучении младших школьников
В школу приходят ученики с разным уровнем подготовки.Пробуем решить проблему с помощью разноуровневых заданий по предметам....