Дифференцированный подход к обучению младших школьников
методическая разработка по теме
Дифференцированный подход к обучению младших школьников.
Подготовила: Алленова Любовь Юрьевна,
учитель начальных классов
Содержание
1. Цель дифференциации
2. Модель подготовки урока для учащихся начальных классов с использованием технологии дифференцированного обучения
3. Критерии для выделения группы учащихся для дифференцированной работы в процессе построения урока.
4. Проведение диагностики по выбранному критерию.
5. Выбор способа дифференциации и разработка разноуровневых заданий для учащихся.
6. Виды продуктивных заданий.
7. Виды помощи при выполнении заданий.
8. Этап урока, на котором планируется использование дифференциации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznourovnevoe_obuchenie.doc | 259.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: Алленова Любовь Юрьевна,
учитель начальных классов
Содержание
1. Цель дифференциации
2. Модель подготовки урока для учащихся начальных классов с использованием технологии дифференцированного обучения
3. Критерии для выделения группы учащихся для дифференцированной работы в процессе построения урока.
4. Проведение диагностики по выбранному критерию.
5. Выбор способа дифференциации и разработка разноуровневых заданий для учащихся.
6. Виды продуктивных заданий.
7. Виды помощи при выполнении заданий.
8. Этап урока, на котором планируется использование дифференциации.
В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии начальной школы – её дифференцированное обучение.
Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.
В каждом возрастном этапе развития человека образуется как общие свойства, присущие социальной группе, так и специфические, индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста отличаются друг от друга по типологическим особенностям высшей нервной деятельности, физическому и духовному развитию, способностям, интересам и т.д. Таким образом, класс состоит из учащихся с разным развитием, разной подготовленностью, разной успеваемостью и отношением к учению, разными особенностями внимания и памяти. Учитель уже с первого класса часто ведет обучение применительно к среднему уровню – к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости. Это часто приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения: «слабые» ученики наоборот, часто обречены на хроническое отставание и так же теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения. Возникает вопрос, как построить учебный процесс, чтобы «слабому» ученику он был под силу и интересен, а у «сильного» не пропадало желание работать из-за легкости и простоты учения.
Дифференциация обучения позволяет присущими ей свойствами усовершенствовать знания, умения и навыки каждого учащегося в отдельности и, таким образом, уменьшить его отставание, углубить и расширить знания, исходя из интересов и способностей учащихся.
Дифференциация обучения охватывает воспитание личности в широком значении этого понятия. Она создает предпосылки для развития интересов и социальных способностей ребенка при этом учитываются имеющиеся познавательные интересы и побуждать новые. Дифференциация обладает дополнительными возможностями вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе. Дифференциация сохраняет и развивает индивидуальность ребенка, воспитывает такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность.
Целенаправленная дифференцированная работа смягчает недостатки домашнего воспитания, она особенно необходима тем ученикам, которые растут в неблагоприятных семьях. В этом смысле на дифференциацию ложиться миссия большого социального значения.
Развитие личности школьника в условиях дифференцированного обучения в личностно-ориентированном образовании ставит своей целью обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода индивидуальных особенностей личности на основе государственного образовательного стандарта образования, выведенного на смысловой уровень.
Необходимость дифференциации обучения обусловлена большими индивидуальными различиями тех качеств учащихся, от которых зависит результат учения. Сюда относятся уровень знаний, умений и навыков, учебные умения и способности, интересы, склонности, готовность к образованию и т. д. Кроме того, у учащихся имеются различные свойства и состояния, которые постоянно или временно влияют именно на этого ученика и которые учитываются в индивидуальных случаях.
Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.
Традиционный урок, когда учитель работает для всех, со всеми, спрашивает у всех (редкое исключение – самостоятельные работы, работы по карточкам, но все равно с жесткой регламентацией времени для всех), все больше сковывает педагога. Каждый педагог осознает и испытывает на практике трудность работы со всеми как « с одним», понимает, что дети имеют разный темп деятельности, по-разному «включаются в работу», по-разному переключаются на новый вид деятельности. Кроме этого, одному нужно повторить объяснения, другому – дать подумать, прежде чем он начнет что-то делать и т.п., не говоря уже о том, что есть индивидуальные особенности функционального и психического развития, которые нужно иметь в виду.
Необходимость дифференциации обучения несомненна, но тогда требуется найти приемлемые в условиях современной школы варианты организации работы на уроке.
Модель подготовки урока для учащихся начальных классов с использованием технологии дифференцированного обучения:
1.Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
2. Проведение диагностики по выбранному критерию.
3.Выбор способа дифференциации.
4. Разработка разноуровневых заданий для учащихся.
5.Этап урока, на котором планируется использование дифференциации.
6. Способ контроля успешности использования дифференцированного задания.
Рассмотрим особенности личности и познавательной деятельности младшего школьника, которые могут являться критерием для выделения группы учащихся для дифференцированной работы в процессе построения урока.
Усвоение знаний. Усвоение как организованная познавательная деятельность ученика включает деятельность восприятия, памяти, мышления и воображения.
Выделяют четыре основных звена процесса усвоения:
1) непосредственное восприятие, наблюдение (получение информации)
2) осмысление материала, мыслительная его обработка (переработка полученной информации)
3) запоминание и сохранение материала (хранение полученной и обработанной информации)
4) применение знаний на практике (применение информации).
Это деление в известной мере условно, так как указанные звенья не изолированы друг от друга, а тесно переплетены и взаимосвязаны.
Восприятие. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущения и восприятия. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия. Однако восприятие в 1 и в начале 2 класса ещё весьма несовершенно и поверхностно. Младшие школьники допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы. Например, они путают буквы «ш» и «щ», изображенные на картинке рожь и пшеницу, пятиугольники и шестиугольники. Часто дети выделяют случайные детали, существенное же и важное не воспринимают.
Следующая особенность восприятия в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями учителя. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребенка. Воспринять предмет для школьника – значит что-то сделать с ним, что-то изменить в нем, произвести какое-либо действие, взять, потрогать его.
В процессе обучения восприятие перестраивается, оно поднимается на более высокую ступень развития, становится целенаправленной и управляемой деятельностью. Благодаря обучению восприятие углубляется, становится более анализирующим, принимает характер наблюдения. Учитель специально организует деятельность учащихся по наблюдению тех или иных объектов, учить детей выявлять существенные признаки и свойства, указывает, на что следует специально обратить внимание, учит планомерному и систематическому анализу при восприятии. Все это необходимо делать при организации в школе практических работ, при демонстрации различных наглядных пособий, на уроках и в трудовой деятельности.
Мышление. Мышление младшего школьника, особенно первоклассника, наглядно-образное. Оно постоянно опирается на восприятие и представления. Словесно выраженную мысль, не имеющую опору в наглядных впечатлениях, младшим школьникам понять трудно.
Мышление интенсивно развивается в процессе обучения. Ученик постепенно учится выделять существенные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Начиная со 2 класса, школьники заметно освобождаются от внушающего влияния наглядных признаков и все больше опираются на признаки, которые отражают связи и отношения между предметами и явлениями.
Ученики 3 классов способны к более высокому уровню обобщения, связанному с установлением соподчинения понятий: дети вычленяют более широкие и более узкие понятия.
В последние годы психологи и педагоги все чаще ставят вопрос, что умственные возможности младших школьников недооцениваются: если мышление отличается слабой способностью к абстрагированию, то это не есть возрастная особенность мышления, а прямое следствие существующей системы обучения. Иными словами, высказывается мнение об интеллектуальной недогрузке учащихся начальных классов.
При определенном содержании и условиях обучения у младших школьников можно сформировать достаточно высокий уровень обобщения и абстракции, что подводит их к овладению знаниями научного и теоретического характера. В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи.
Воображение. Особенность воображения младших школьников – его опора на восприятие. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет все более правильного и полного отражения действительности.
Воображение у детей младшего школьного возраста развивается интенсивно. Этому содействует процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широким кругом предметов и явлений. Однако среди учеников начальных классов есть дети с очень бедными, слабыми представлениями, есть дети, не умеющие произвольно вызывать представления и оперировать ими. С такими детьми надо много работать, обогащать их реальные представления, тренировать в умении делать волевые усилия для того, чтобы произвольно вызывать то или иное представление.
Большое значение имеет включение школьника в творческую работу (рисование, мастерство). Здесь важна роль специальных методических приемов – рассказы и сочинения по картинкам, рисование иллюстраций к текстам, мысленное путешествие по географической карте с наглядным описанием природы, путешествие в прошлое с наглядным представлением той эпохи.
Память. В жизни можно наблюдать значительные индивидуальные различия в области памяти. Выделяют различные типы памяти в зависимости от того, что успешнее запоминает человек и как он предпочитает запомнить.
Наблюдая школьников, можно видеть, что одни дети успешнее запоминают учебный материал, читая его про себя, другие – читая его вслух или слушая учителя, третьи – для того, чтобы запомнить, прибегают к записи. Наиболее распространен смешанный тип памяти. «Чистые» типы памяти встречаются редко.
Память человека можно охарактеризовать и в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. У человека хорошая память, если он отличается:
1) быстротой запоминания
2) прочностью сохранения
3) точностью воспроизведения
4) способностью извлекать из запасов памяти.
Далеко не часто встречаются люди, которые и быстро запоминают, и длительно помнят, и точно воспроизводят, и вспоминают в тот самый момент, когда это нужно.
Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать или внимательно прослушать объяснения учителя. Причем эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко и полно его воспроизводят. Такие школьники выделяются среди других учащихся успехами в усвоении знаний.
Среди учащихся встречаются и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но также быстро забывают выученное. К таких детей надо, прежде всего, воспитывать установку на длительное запоминание, привычку самостоятельно повторять пройденное через определенное время, их нужно постоянно проверять и контролировать. При усвоении нового материала таким учащимся надо давать индивидуальные задания – повторять то, что из прошлых знаний связано с новым материалом.
Наиболее трудный случай – медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Такие дети тратят много времени и сил на заучивание материала, воспроизводят его неточно и быстро забывают. Слабая продуктивность их памяти объясняется различными причинами. Как правило, плохое запоминание наблюдается у школьников, которые часто пропускают занятия, не систематически выполняют учебные задания, не владеют приемами запоминания. Этим детям надо регулярно помогать, терпеливо учить их приемам рационального заучивания.
Слабая продуктивность памяти иногда является следствием заболеваний, сильного переутомления. Для таких детей кроме индивидуального обучения и непосредственной помощи в заучивании, необходим специальный режим: чередование учебной деятельности и отдыха, разумная дозировка учебных заданий.
При организации учебной деятельности младшего школьника необходимо учитывать влияние на успешность запоминания интересов, эмоционального отношения к учебному материалу, активной работы с ним. Учитель должен всегда помнить, что в каждом классе встречаются учащиеся различных типов памяти, и поэтому ему необходимо обращаться к различным анализаторам (двигательному, зрительному, слуховому). И, наконец, учителю важно знать индивидуальные особенности памяти своих учеников: это дает ему возможность, с одной стороны, опираться на более сильные стороны их памяти, а с другой – целеустремленно работать по совершенствованию слабых сторон памяти учащихся.
Умения и навыки. Обучаясь в школе, учащиеся приобретают разнообразные умения и навыки путем упражнения и тренировок.
Обучаемость школьников. Успех обучения в известной степени зависит от индивидуально-психологических особенностей учащихся. Одна из таких особенностей – различие в обучаемости каждого ученика. Всякий нормальный в психологическом отношении и здоровый школьник способен к обучению в школе. Но конкретные условия жизни каждого ребенка своеобразны и неповторимы. Какова обстановка в семье, взаимоотношения её членов, каково состояние его здоровья, каковы особенности его памяти, мышления, воображения и воли – все это сказывается на обучаемости школьника. Обучаемость – это система интеллектуальных свойств личности, от которых зависит успешность обучения. Эта система представляет единство таких качеств как обобщенность мыслительной деятельности, самостоятельность мышления, гибкость мыслительной деятельности, смысловая память, характер связи наглядно образных и отвлеченных компонентов мышления.
Обучаемость не есть постоянное и неизменное свойство личности, она развивается и совершенствуется в процессе обучения. Поэтому относительно низкий уровень обучаемости отдельных школьников никак не освобождает учителя от необходимости максимально развивать мыслительные способности этих учащихся, стремиться к полноценному усвоению ими учебного материала. Сегодня изучены некоторые типы учащихся с различной обучаемостью. Школьников с более высокой обучаемостью характеризует быстрый темп усвоения, который связан с быстрым обобщением, высокой гибкостью (подвижностью) мыслительного процесса и т.д.
Школьников с более низкой обучаемостью отличает замедленный темп усвоения, что определяется слабостью обобщения, инертностью мышления и т.д.
Особенно нуждаются в дифференцированном подходе школьники с пониженной обучаемостью, чтобы предупредить их переход в категорию хронически неуспевающих или преодолеть их неуспеваемость. В начальных классах могут встречаться дети с отсутствием достаточной познавательной активности, интеллектуально пассивные, как их называют психологи.
Эти дети обнаруживают нормальное интеллектуальное развитие, которое проявляется в играх, практической деятельности. Но в учебной деятельности они еще не привыкли и не умеют думать для них характерно стремление избегать активной мыслительной деятельности.
Психологи обосновали оптимальные пути обучения детей с низкой обучаемостью и интеллектуально пассивных детей. Обучение необходимо строить, исходя из особенности их психики – замедленного типа формирования обобщенных знаний, интеллектуальной пассивности, повышенной утомляемости при умственной деятельности. На первых порах для этой категории школьников оптимально обучение в несколько замедленном темпе, с более широкой наглядностью и словесной конкретизацией общих положений большим количеством упражнений, в выполнении которых опирается на прямой показ приемов решений, с постоянно уменьшающейся посторонней помощью и также постоянно повышающейся степенью трудностей задач. Большое внимание должно быть уделено мотивационно занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов.
Индивидуальное развитие учащихся проявляется и в уровне работоспособности. По этому признаку школьников можно разделить на три группы:
Первая – характеризуется высокой работоспособностью (таких учеников 36%)
Вторая – средней (50-55%)
Третья – низкой (8-17%)
Примечательно, что учащиеся с низкой работоспособностью чаще других попадают в ряд не успевающих, хотя в большинстве своем вовсе не страдают умственной недостаточностью или отсутствием интереса к обучению. Нет, им просто нужен другой темп работы.
Именно работоспособность как низкая, так и высокая является показателем принадлежности ученика к определенному типу нервной системы. Учащиеся со слабой нервной системой выполняют работу медленно, но очень обстоятельно. Им требуется гораздо больше времени. Они педантичны, очень чувствительны и ранимы. Поэтому их учебные неудачи следует оценивать очень осторожно, избегая резких выражений, оскорбительных упреков. Полной противоположностью являются учащиеся с сильной нервной системой, именно на них главным образом рассчитано традиционное обучение.
Специальные способности. В дифференциации по специальным способностям выделяются подвиды: по познавательным, художественным, музыкальным, коммуникативным способностям и т.д. это учет специальных способностей ученика, которые проявляются при выполнении дополнительных заданий, например, нарисовать что-либо к уроку, исполнить музыкальное произведение для создания определенного эмоционального настроя ит.д.
В дифференциации по познавательным способностям разделяют общие (или академические) способности к любой познавательной деятельности в любой сфере познания и специальные познавательные способности (например, к изучению математики, лингвистические).
Проявления дифференциации по общим познавательным способностям в педагогике довольно хорошо изучены. Это задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя ученикам. К этому виду дифференциации может быть отнесена и уровневая дифференциация.
Интересы и склонности учащихся. Наиболее широкое распространение в практике получила дифференциация по интересам и склонностям учащихся. Этот вид дифференциации проявляется в выполнении учениками творческих, исследовательских заданий в соответствии со своими интересами и склонностями. Основанием данного вида дифференциации наряду с интересами учеников являются их познавательные способности к определенным областям познания (естественным, математическим, гуманитарным наукам). Такие способности чаще всего совпадают с интересами и склонностями детей.
Проведение диагностики по выбранному критерию.
Из всех перечисленных критериев специальной диагностики требует диагностика психологических особенностей личности, так как необходимым является точное знание особенностей познавательных процессов учащихся: мышления, памяти, внимания, который может проявляться в специальных заданиях на развитие сосредоточенности, переключаемости внимания для отдельных групп учащихся, заданий на развитие логической памяти и т.д.
В качестве методической базы для проведения такой диагностики можно рекомендовать «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго. Практически задачу такой диагностики поможет решить школьный психолог.
Такие критерии, как интересы и склонности учащихся, учитель может отследить, наблюдая за учащимися в процессе учебной деятельности.
Одной из самых сложных для учителя остается педагогическая диагностика, позволяющая оценить усвоение знаний.
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
– установить уровень овладения учебной деятельностью;
– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Как видно, в определении указывается на четыре задачи, которые решает педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика позволяет выявить качество усвоения учащимися учебного материала. Под качественным усвоением понимается не репродуктивный уровень (запомнил – воспроизвел), а умение учащегося применять полученные знания в новых (в том числе, нестандартных) ситуациях; использовать приобретенные знания самостоятельно и творчески; осуществлять поиск дополнительной информации в соответствии с поставленной учебной задачей.
Диагностика позволяет выявить характер трудностей ученика и установить их причины. Это обеспечивает поступательность процесса обучения, которая предусматривает корректировку деятельности, как школьника, так и учителя. Дидактический процесс приобретает двусторонний характер и позволяет сделать обучение успешным, как со стороны обучающего, так и со стороны обучаемого.
Выявление сущности педагогической диагностики помогло разработать принципиальные подходы к конструированию системы заданий, определить их типологию. Все задания, включенные в одну диагностическую работу, в зависимости от их направленности можно разделить на три блока. Первый блок связан с диагностикой уровня развития учебной деятельности, проявляющегося в переносе знаний и использовании их в нестандартной ситуации. Задания этого блока построены определенным образом:
в каждой теме первым идет задание, проверяющее как учащиеся усвоили знания,
вторым - задание, проверяющее, как учащиеся применяют полученные знания в обычной, стандартной ситуации,
третьим идёт задание, проверяющее, как учащиеся умеют использовать свои знания в новой, непривычной для них, нестандартной ситуации.
Второй блок связан с диагностикой уровня мыслительных операций, таких как классификация, группировка, выбор нескольких решений из ряда возможных. Третий блок связан с диагностикой компетентности ученика. Например, в работах по русскому языку – это диагностика общего языкового развития учащихся, оценка объёма активного и пассивного словарного запаса. Эти задания не связаны напрямую с программным материалом, но они очень важны, так как характеризуют уровень общей языковой культуры ребенка, изменения в его языковом развитии, происходящие в процессе обучения.
Для того чтобы диагностика стала действенным инструментарием в руках учителя, диагностические работы необходимо проводить регулярно: в начале учебного года, в начале 3-й четверти и в конце апреля. Систематически проводимая педагогическая диагностика, постоянное обращение к ее результатам позволяют учителю работать не вслепую, а каждый раз точно знать, над чем и в каком направлении нужно работать с каждым учеником. Если учитель обладает реальным инструментарием для определения как динамики усвоения учащимися класса знаний, умений и навыков, так и динамики их продвижения в учебной деятельности, в математическом и языковом развитии, то происходит реальное изменение процесса обучения. В этом случае учитель не действует наугад, выбор дифференцированных заданий для каждого ученика не носит случайного характера, обусловлен реальными знаниями ребенка, особенностями восприятия им учебной задачи, его мыслительными особенностями.
Выбор способа дифференциации и разработка разноуровневых заданий для учащихся.
Педагогическое мастерство учителя представляет собой умение знать, уметь организовать и продуктивно использовать различные способы дифференциации. Используя разные способы организации деятельности, учитель может дифференцировать задания по:
Степени самостоятельности учащихся;
Характеру помощи учащимся;
Форме учебных действий.
К основным видам дифференциации можно отнести:
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества;
Дифференциация учебных заданий по уровню трудности;
Дифференциация заданий по объёму учебного материала;
Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся;
Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.
1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных
вычислительны приёмов.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.
На уроках использую различные виды продуктивных заданий, например:
классификация
преобразование объекта в новый
задания с недостающими или лишними данными;
выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
нестандартные и исследовательские задания
самостоятельное составление кроссвордов, загадок;
разработка и обсуждение путей решения различных проблем
Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним и высоким уровнем обучаемости - творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным - творческие задания на применение знаний в новой ситуации.
2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.
Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
усложнение материала (например, в задании для 1-й и 2-й группы используются двузначные числа, а для 3-й группы – однозначные);
увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, во 2-й и 3-й группах даётся задача в 3 действия, а в 1-й группе в 4 действия);
выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3-й группе даётся задание: запишите выражения в порядке увеличения их значений и вычислите);
использование обратного задания вместо прямого (например, 2-й и 3-й группам даётся задание на замену крупных мер мелкими, а 1-й группе – более трудное задание на замену мелких мер крупными).
3. Дифференциация заданий по объему учебного материала.
Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся выполняются кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время.
Как правило, дифференциация по объёму сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт. Подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.
4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это школьники с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.
Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й -- полусамостоятельная, для 3-й -фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.
Например, как организуется работа по карточкам.
I этап. Учащиеся знакомятся с текстом задания. После этого часть детей приступает к ее самостоятельной работе над ним. Им может быть дано дополнительное задание.
II этап. Анализ задания под руководством учителя: разъяснение исследуемых закономерностей, чёткое определение направленности работы. После этого еще часть детей приступает к самостоятельной работе.
III этап. Поиск решения под руководством учителя. После этого часть детей самостоятельно записывает вывод, а остальные делают это под руководством учителя.
IV этап. Проверка задания организуется для тех детей, которые работали самостоятельно.
5. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
Наиболее распространенными видами помощи являются: а) помощь в виде вспомогательных заданий, наводящих вопросов; 6) помощь в виде «подсказок» I (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске и др.).
Могут использоваться различные виды помощи:
· образец выполнения задания: показ и способа решения, образца рассуждения и оформления:
· справочные материалы: теоретическая справка в виде, схемы, таблицы, и т.п.;
· памятки, планы, инструкции (например, правила работы);
· наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, в виде рисунка, наглядных объёмных пособий и др.);
· дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных терминов; указание на какую-нибудь существенную деталь, особенность);
· вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;
· план выполнения задания;
· начало или частично его выполнение.
Различные виды помощи при выполнении учеником одного задания часто сочетаются друг с другом. Наиболее целесообразной мы считаем следующую организацию работы. Дети со средним уровнем обучаемости выполняют задания из учебника самостоятельно. Дети с низким уровнем обучаемости выполняют это же задание под руководством учителя или самостоятельно с использованием наглядных пособий. Детям с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное по сравнению с заданием из учебника.
Большинство заданий в современных учебниках построено так, что они содержат в себе и продуктивную, и репродуктивную часть, поэтому имеется возможность использования дифференциации по уровню творчества. Во многих учебниках имеются нестандартные задания повышенной трудности. Некоторые авторы дают в учебниках избыточное количество заданий, что позволяет применять дифференциацию по объему учебного материала. Для дифференцированной работы используются также тетради на печатной основе.
Этап урока, на котором планируется использование дифференциации.
Дифференциация применяется в различных звеньях процесса обучения.
Ряд дифференцированных заданий может использоваться в процессе изучения нового материала
При подготовке к прохождению нового материала дифференциация является необходимой, поскольку умения и навыки учащихся различны. Некоторые учащиеся нуждаются в простых заданиях, другие – могут получить задания, которые, с точки зрения той или иной проблемы, входящие в изучаемую тему, успешно интегрируется с наличным фондом предварительных знаний учащихся по данной теме.
При прохождении новой темы необходимо учитывать различия между учащимися, в первую очередь в учебных умениях и умственных способностях. От этих свойств зависит в каком руководстве они нуждаются и насколько сложное задание они могут выбрать для самостоятельной работы.
По сравнению с другими звеньями процесса обучения здесь можно меньше учитывать различия в знаниях учащихся. Но этот учет становиться актуальным тогда, когда какой-либо ученик имеет гораздо более обширное знание, чем его одноклассники.
При поднесении нового материала следует по возможности адресовываться к различным анализаторам (зрительному, слуховому, двигательному и т.д.), т.к. это благоприятствует лучшему осмыслению и закреплению.
Ориентация на конечный результат определяет дифференцированное отношение учителя к вводимому материалу. В условиях уровневой дифференциации в большей степени, чем при применении традиционной методики, уделяется внимание индивидуальному подходу в обучении, учитываются способности и возможности каждого ученика. На отработку нового материала слабым ученикам должно быть отведено достаточное количество времени, а сильным ученикам после объяснения темы можно дать для самостоятельного выполнения тренировочные упражнения
Процесс закрепление пройденного материала также требует дифференцированного подхода.
Необходимость дифференциации особенно велика при закреплении и применении знаний. Поэтому учащиеся нуждаются в закреплении и упражнениях не на одинаковом уровне и не в одинаковом количестве. У более сильных учеников на этом этапе работы освобождается время на выполнение дополнительных заданий, расширяющих и углубляющих их знания и умения.
Именно в ходе выполнения учебных задач происходит усвоение теоретических знаний, формируются практические умения, поэтому на этапе закрепления должны быть сконцентрированы усилия учителя. При этом очень важно так организовать учебную работу, чтобы каждый ученик выполнял посильную для себя работу, получая на каждом уроке возможность испытывать учебный успех.
Список литературы:
Амонашвили Ш.А. Гуманно личностный подход к детям. - М., 1996. - 231с.
Бутузов И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке. Новгород, 1972. - 72с.
Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабоподготовленным ученикам. Киев, 1985. - 176с.
Дик Ю.И., Орлов В.А. Дифференциация обучения и работа с одаренными школьниками на современном этапе развития школы. Перспективы общего и среднего образования. М., 1998. - 234с.
Дифференцированный подход в процессе учебно-воспитательной работы в начальной школе. - М., 1983. 168с.
Осмоловская И.М. Дидактические принципы организации дифференцированного обучения в школе. М: ИТОП РАО, 2001. -196с.
7. Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении. /АПН СССР
I. Безударные гласные в корне слова.
Задание 1 У1
К словам с безударной гласной в корне подбери по два проверочных слова. Графически выдели орфограмму.
Гр…зовая (туча) - …, ...;
пч…линый (мёд) - …, ...;
д…ждливый (день) - … , ...;
ч…таешь (книгу) - … , ...;
сл…новая (кость) -… , …;
сл… зать (сметану) -… , … .
У2
Вставь пропущенные безударные гласные, подбери проверочные слова.
... - м…ста, … - з…мля,
... - тр…ва, … - стр…на,
… - с…ва, … - л…са,
… - п…ля, … - в…дро,
… - в…зать, … - г…ристый;
… - к…чели, … - скв…рцы,
… - д…вно, … - в…ренье.
У3
Спиши предложения, вставив пропущенные безударные гласные. Подчеркни слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. С одним из таких слов составь и запиши предложение.
Л…са хв…стом зам..ла св…и сл…ды и уб…жала в лес от с…бак. Х…р…шо в л…су в полдень! З…ленные ёлки выг…бают к…лючие ветки.
У4
Спиши предложения, выпиши слова с проверяемыми безударными гласными в корне, припиши к ним проверочные слова. Найди в тексте сложные слова и разбери их по составу
После летнего дождя пахнет в лесу грибами. В густой траве краснеют большие мухоморы. На лесных полянах показались золотые лисички. У высокой сосны притаились подосиновики и сыроежки.
Задание 2.
Уровень 1.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Д(о,а)лёкий, л(а,о)скал, др(а,о)жал, л(и,е)сёнок, т(е,и)пло, зв(е,и)зда, в(и,е)сло, ст(а,о)да, т(и,е)мнота, ст(о,а)нал, т(е, я,и)жёлый.
Уровень 2.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый.
Уровень 3.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый.
Придумай предложение со словами из этой группы.
Правописание предлогов и приставок.
Задание 1.
Уровень 1.
В один столбик выпиши слова с приставками, в другой – слова с предлогами.
(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.
Уровень 2.
Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.
(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.
Уровень 3.
Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.
(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.
Придумайте свои слова с приставками и предлогами.
Задание 2
У1
Раскрой скобки.Запиши слова в два столбика по определённому признаку.
(За ) горой, (за) бежать, (с) вернула, (с) крыши, (на) конверте, (на) резать, (на) листе, (на) чертила, (ис) пекла, (из) леса.
---------------------------------------------------------------------------------------
У2
Раскрой скобки, составь и запиши сданными словами два предложения. Предлоги подчеркни, приставки выдели.
(На) писал, адрес, отец, (на) конверте.
(С) добычей, (с) делала, и, кошка, (в) траве, (с) крылась, прыжок.
---------------------------------------------------------------------------------------
У3
Придумай и запиши три предложения так, чтобы в них были и слова с приставками -от, -по, -в и предлоги от, по, в.
--------------------------------------------------------------------------------------
У4
Исправь ошибки, спиши предложения.
Па дула зема холадом. Са рвала листя сдеревьев. Стали стайками сабираться. Сабрались, па кричяли и палители втёплые кроя.
Состав слова.
Задание 1.
Уровень 1.
Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса –ник- однокоренные слова.
Малина, осина, цветы, муравей, двор.
Уровень 2.
Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса –ник- , -ов-, -н- однокоренные слова.
Малина, осина, цветы, муравей, двор.
Уровень 3.
Образуйте от основ данных слов при помощи разных суффиксов однокоренные слова.
Малина, осина, цветы, муравей, двор.
Задание 2.
Уровень 1.
Разберите слова по составу.
Пляска, торг, огуречный, жёлтый, аккуратный, корзинка, перебежка, пересоленный, отвинтит, плита, завтрак, беседка, камыш, посадка, вагоны.
Уровень 2.
Распределите слова в каждую графу таблицы.
Пляска, торг, огуречный, жёлтый, аккуратный, корзинка, перебежка, пересоленный, отвинтит, плита, завтрак, беседка, камыш, посадка, вагоны.
Корень.
Корень, суффикс.
Корень, суффикс, окончание.
Корень, окончание.
Приставка, корень, суффикс, окончание.
Уровень 3.
Подберите в каждую графу таблицы по три слова. Запишите.
Корень.
Корень, суффикс.
Корень, суффикс, окончание.
Корень, окончание.
Приставка, корень, суффикс, окончание.
Перенос слов.
У1
Спиши слова, деля их для переноса по образцу.
Лей – ка, зайка, майка, стройка.
Маль – чик, пальчик, кольцо, пальто.
Рус – ский, группа, касса, ванна.
Се – мья, ружьё, колья, стулья.
--------------------------------------------------------------------------------------------
У2
Спиши слова, разделив их чёрточками для переноса. Сделай фонетический анализ слова, которое нельзя делить для переноса.
Карандаш, линейка, тетрадь, мальчик, классная, пенал, язык, уроки, оценка, учительница, пятёрка, радость.
----------------------------------------------------------------------------------------------
У3
Сначала раздели слова на слоги, затем для переноса. Найди и подчеркни слово, у которого звуков больше, чем букв.
Коллектив, радость, Азия, школьник, стол, лейка, платье, зимний.
У4
Составь два предложения по опорным словам. Все слова, которые возможно, раздели чёрточками для переноса.
Осенью, льёт, деревья, дождик, воробьи, стайка.
Парные согласные в корне слова.
У1
Вставь пропущенную парную согласную, используй данные проверочные слова.
Ошибаться – оши…ка, кружечка – кру…ка,
голуби – голу…ь, гладенький – гла…кий,
пироги – пиро…, скользит – сколь…кий,
улыбаться – улы…ка, газета – газе…ка,
связать – свя…ка, близость – бли…кий.
У2
Вставь пропущенную парную согласную, подобрав проверочное слово.
Восходы – восход, … – гря…ка,
… - зага…ка, … – сла…кий,
… - витя…ь, … – морко…ь,
… - запи…ка, … – заморо…ки,
… - шу…ка, … – кни…ка .
У3
Запиши слова, вставь пропущенные буквы. Найди среди записанных слов имена прилагательные. Разбери их по составу.
б – п д – т з – с в – ф
голу…ка бесе…ка причё…ка морко…ка
ро…кий нахо…ка кра…ка тра…ка
ша…ка сла…кий ни…кий ко…та
улы…ка кле…ка зама…ка ла…ка
У4
Найди, исправь ошибки. Спиши предложения. Выпиши слова, в которых были допущены ошибки, подбери проверочные слова.
У кошки ужки чуткие. Усы длинные, шупка шёлковая. Гласки огневые, кокти цебкие. Днём на солнышке лежит и всё скаски говорит.
Парные согласные на конце слова.
Задание 1.
Уровень 1.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Ястре(б, п ) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - …. .
Уровень 2.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….
Уровень 3.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
Разделите слова на 2 группы.
Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….
Задание 2.
Уровень 1.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.
Ры(б, п)ки, бли(с,з)кий, кро(ш,ж)ки, чес?ный, поз?но, свис?нул, нахо(д, т)ка, здра?ствуйте, ла(п, б)ка, сла(т, д)кий, иву(ш,ж)ка.
Уровень 2.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Разделите на группы. Запишите в 3 столбика.
Ры(б, п)ки, бли(с,з)кий, кро(ш,ж)ки, чес?ный, поз?но, свис?нул, нахо(д, т)ка, здра?ствуйте, ла(п, )ка, сла(т, д)кий, иву(ш,ж)ка.
Уровень 3.
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Разделите на группы. Запишите в 3 столбика.
Ры…ки, бли…кий, кро…ки, чес…ный, поз…но, свис…нул, нахо…ка, здра…ствуйте, ла…пка, сла…кий, иву…ка.
Парные согласные в середине слова.
Задание 3.
Уровень 1.
Распредели слова на группы.
Гла(д,т)кий, сто(к,г), ука(з,с)ка, ко(с,з)ьба, пиро(г,к), завя(с,з)ка, но(ш,ж), хо(д,т), карапу(з,с), вперё(т,д), приба(ф,в)ка.
Уровень 2.
Спиши. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Гла…кий, сто…, ука…ка, ко…ьба, пиро…, завя…ка, но…, хо…, карапу…, вперё…, приба…ка.
Уровень 3.
Распредели слова на группы. Выпиши каждую группу в отдельный столбик. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные.
Гла…кий, сто…, ука…ка, ко…ьба, пиро…, завя…ка, но…, хо…, карапу…, вперё…, приба…ка.
Допиши по 2 слова в каждый столбик.
Непроизносимые согласные в корне слова.
Задание 1
Уровень 1.
Прочитай. Найди слова с непроизносимой согласной в корне слова.
Ездить, езда, поезда, поездка, наездник.
Звёздный, звезда, звёздочка.
Свист, свистнуть, свистеть, засвистел.
Честь, честный.
Вести, известить, известный.
Уровень 2.
Выпиши слова с непроизносимой согласной. Обозначь орфограмму.
Ездить, езда, поезда - поез…ка, наез…ник;
Звезда, звёздочка – звёз…ный.
Свист, свистеть, засвистел - свис…нуть.
Честь – чес…ный.
Вести, известить – извес…ный.
Уровень 3.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Поез…ка - …, наез…ник - …, звёз…ный -…, свис…нуть - …, чес…ное - …, извес…ный -… .
Задание 2
У1
Спиши, вставив непроизносимые согласные.
Звезда – звёз…ный, грусть – грус…ный,
место – мес…ный, счастье – счас…ливый,
радость – радос…но, прелесть – прелес…но,
солнечный – со…нце, капуста – капус…ный.
---------------------------------------------------------------------------------------
У2
Спиши, вставив пропущенные буквы. Подбери и запиши проверочные слова.
… - чес…ный, … - сер…це, … - грус…ный,
… - здра…вуй, … - со…нце, … - свис…нул,
… - извес…но, … поз…но, … - трос…ник .
---------------------------------------------------------------------------------------
У3
Вспомни и допиши стихи. Выпиши слова с непроизносимыми согласными, подбери к ним проверочные слова.
С … гор уже снега сбежали мутными ручьями.
Мальчишек радос …ный народ коньками звучно режет лёд.
У4
Замени данные слова однокоренными с непроизносимыми согласными в корне.
Опоздать, солнышко, грустить, известие, звёздочка. Сердечко, здравие, прелесть.
------------------------------------------------------------------------------------
Слова, в которых нет непроизносимого согласного.
Задание 1.
Уровень 1.
Прочитай. Выпиши слова, где нет непроизносимой согласной. Напиши проверочные.
Лестница, вкусный, опасный, искусный, здравствуй, прекрасный, пастбища.
Уровень 2.
Прочитай. Запиши, вставьте пропущенные согласные.
Лес(…)ница, вкус(…)ный, опас(…)ный, искус(…)ный, здра(…)ствуй, прекрас(…)ный, пас(…)бища.
Уровень 3.
Распредели слова в 2 столбика. Запиши.
Лес(…)ница, вкус(…)ный, опас(…)ный, искус(…)ный, здра(…)ствуй, прекрас(…)ный, пас(…)бища.
Задание 2.
Уровень 1.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные.
Вес…ник - …, учас…ник - …, завис…ник - …, трос…ник - … .
Уровень 2.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные.
Вес…ник - …, учас…ник - …, завис…ник - …, трос…ник - … .
Уровень 3.
Образуйте с помощью суффикса –ник- однокоренные слова. Запишите.
Весть - …, двор - …, лёд - …, участвовать - …, зависть -…, работа - …, трость - …, шутка - … . Подчеркните в словах непроизносимую согласную.
Ь и Ъ разделительные знаки.
У1 Спиши данные слова, запомни их написание. Допиши по три слова в каждый столбик.
муравьи съезд
деревья въезд
соловьи предъявить
… …
… …
… …
---------------------------------------------------------------------------------------
У2
Запиши слова в два столбика по определённому признаку.
Сем…я, в…ехал, бул…он, в…ёт, в…юга, об…явление, руч…и, Ил…я, руж…ё, с…едобный, об…яснил, певун…я, об…ехал.
-------------------------------------------------------------------------------------
У3
Придумай и запиши по 5 слов с разделительными Ъ и Ь знаками.
Запиши данные слова и разбери их по составу: деревья, разъяснила.
---------------------------------------------------------------------------------------
У4
Замени словосочетания словами с ь или ъ знаками. Запиши слова в алфавитном порядке.
1. Растолковывать, сделать понятным.
2. Грибы, которые можно есть.
3. Недоеденные куски.
4. Мясной отвар.
5. Вход в здание.
6. Восхождение на крутую гору.
Ь знак на конце имён существительных после шипящих.
У1
Определи род имён существительных, запиши слова по образцу.
Образец: луч – м.р., мышь – ж.р.
Помощ…, врач…, ноч…, печ…, багаж…, вещ…, молодёж…, плащ…, трубач…, доч…, реч…, москвич…, скрипач…, лещ.. .
У2
Запиши слова в два столбика по определённому признаку.
Трубач…, доч…, скрипач…, рож…, печ…, матч…, лихач…, тиш…, брош…, циркач…, молодёж…, глуш…, кирпич…, помощ…, калач…, луч….
--------------------------------------------------------------------------------------
У3
Запиши словосочетания в единственном числе.
Аккуратные чертежи, полевые мыши,
пасхальные куличи, мясные гуляши,
красивые пейзажи, колючие ерши,
новые вещи, лунные ночи.
---------------------------------------------------------------------------------------
У4
Спиши, вставив пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Д…рога шла через рож… . Вот (про)б…жала мыш… . (В)роще (по)слышался плач… - это сыч… (за)т…нул песню. (На)ступила ноч… и ловля нач…лась. Кругом ст…яла тиш… . камыш… шептался (с)р…кой.
---------------------------------------------------------------------------------------
Гласные после шипящих.
У1
Вставь пропущенные буквы. С любыми тремя словами составь и запиши предложения.
Душ…стый, рыж…к, хиж…на, дощ…тый, печ…тать, печ…льный, печ…рка, щ…плый, внуч…та, ч…деса, кувш…нка, пруж…на.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
У2
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
Прощ…льный, зайч…та, ч…десный, пищ…т, тащ… ,
2.Измени слова, чтобы в них появились сочетания чк-чн.
Молоко, лисица, скука, замок, цветы, удача.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
У3
К данным слогам слева или справа припиши буквосочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу так, чтобы получились слова. Запиши полученные слова.
ла на ту до пи чи
------------------------------------------------------------------------------------------------
У4
Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Спиши предложения.
У нас ж…вёт л…сёнок Рыж…к. Он совсем крошеч…ный.
На г…л…ве торч…т два остреньких уха. У него пуш…стый хвостик. Сам он ж…лтенький, а шейка и ж…вот беленькие.
------------------------------------------------------------------------------------
Частица не с глаголами.
У1
Выпиши из текста глаголы с частицей не.
Ленивая кошка не ловит мышей.
Ленивый мальчишка не моет ушей.
Ленивая мышка не выроет норку.
Ленивый мальчишка не любит уборку.
--------------------------------------------------------------------------------------
У2
Раскрой скобки, спиши текст.
Мальчик бежал, пока (не)очутился у огромного, разбитого бурей дерева. Кругом возвышались столетние вязы, они (не)пропускали света. Ни одна птица (не)пела в этом ужасном месте, да и (не)смела залететь сюда. Мальчик (не)знал, что ему надо делать.
-------------------------------------------------------------------------------------
У3
Придумай и запиши пять предложений со словосочетаниями:не бойся говорить, не лезь в воду, не разоряй гнёзда, не рви цветы, не ломай деревья.
У4
Составь и запиши пять предложений с частицей не о правилах поведения в школе. Выдели окончания глаголов.
--------------------------------------------------------------------------------------
I склонение имён существительных.
У1
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи падежи имён существительных.
М…чтать о побед… - … падеж,
путь к побед… - … падеж,
приём в поликлиник… - … падеж,
быть у поликлиник… - … падеж,
жить в д…ревн… - … падеж,
уехать из д…ревн… - … падеж,
прыгал по д…рог… - … падеж,
росла у д…рог… - … падеж.
---------------------------------------------------------------------------------------
У2
Спиши предложения. Слова в скобках поставь в нужном падеже, обозначь падеж этих слов.
На (верхушка берёза) кричал грач. На (ветка черёмуха) распевал соловей. По (аллея роща) проехал велосипедист. Привольно зверю в лесу, (птица) на просторе, (рыба) в реке, (букашка) в (трава).
--------------------------------------------------------------------------------------
У3
Спиши текст. Найди в нём имена существительные 1 склонения, обозначь их падеж.
Летом Костя с Галей приехали отдыхать к дяде и тёте в деревню. До деревни они ехали по железной дороге. Утром дядя отвёз их на машине к бабушке. Домик бабушки стоял на берегу узкой речки. По речке плавали гуси и утки.
У4
Составьте и запишите три предложения со словом берёза, употребив его в И.п., Р.п., Д.п. .
II склонение имён существительных.
У1
Прочитай слова, вставь пропущенные буквы, выпиши имена существительные 2 склонения.
Б…лото, книга, т…варищ, з…мля, гн…здо, степь, д…журный, м…л…дёжь, кирпич, м…талл, д…ревня, б…льница, со…нце.
---------------------------------------------------------------------------------------
У2
Спиши пословицы, допиши окончания имён существительных, определи их падеж.
Вежливость не купишь на базар… .
Не суди об арбуз… по корке, а о человек… по платью.
В июн… солнце на зиму, а лето на жару.
---------------------------------------------------------------------------------------
У3
Спиши предложения, раскрывая скобки. Обозначь склонение и падеж имён существительных, которые были в скобках.
Футболисты встретились в (центр) спортивной (площадка).
Билеты на поезд мы купили в (касса) на (вокзал).
На (верхушка ёлка) снег лежал (шапка).
У4
Спиши, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Определи падежи имён существительных 2 склонения.
Коршун гнался за (голубь). Под (дуб) много желудей. Со…нце всходит на (восток). В (март) будут в…сенние каникулы. При (солнышко) тепло.
--------------------------------------------------------------------------------------
III склонение имён существительных.
У1
Прочитай слова, выпиши имена существительные 3 склонения.
Изгородь, прорубь, офицер, нож, полка, чиж, мышь, армия, помощь, печь, ключ, дичь, столица, глушь, оттепель, коллекция. учитель, телевизор, компьютер.
---------------------------------------------------------------------------------------
У2
Просклоняй имена существительные мать, сирень. Выдели падежные окончания данных имён существительных.
------------------------------------------------------------------------------------
У3
Запиши ответы на вопросы, включив в них слова, данные в скобках, определи их падеж.
1. Где спит ребёнок? (кровать)
2. На чём душистые лиловые цветы? (сирень)
3. В чём пекут пироги? (печь)
4. На чём душистая хвоя? (ель)
--------------------------------------------------------------------------------------
У4
Спиши текст, заменяя имя существительное ёлка именем существительным ель. Вставь пропущенные буквы.
В л…су на п…ляне растёт ёлка. На ёлке висят ш…шки. Ч…сто на ёлку забирается белочка. Нередко к ёлке прил…тает дятел. Под ёлкой прячется пугливый заяц. Зимой около ёлки увидишь на сн…гу сл…ды зв…рей.
Окончания имён прилагательных.
У1
Допиши окончания имён прилагательных.
(Какая?) Летн… жара заставила меня укрыться в роще. Я устроился под (какой?) высок… сосной. Над ней (какой?) молоденьк… клён раскинул свои (какие?) тонк… ветки. Листья слабо колебались в (какой?) син… вышине, и их (какие?) невесом… тени скользили надо мной.
---------------------------------------------------------------------------------------
У2
Допиши окончания имён прилагательных.
Сладк… яблоко, син… небо, красн… лента, горяч… молочко, узк… тропинка, хмур… утро, близк… подруга, очаровательн… девушка, широк… дороги, письмен… ответы.
---------------------------------------------------------------------------------------
У3
Допиши окончания имён прилагательных.
Вода Мёртв… моря голуб… цвета, как и обычн… морская, только несколько более тёмн… оттенка. Она немного масляниста на ощупь благодаря больш… содержанию соли. На вкус она непрятн…, горьк… .Содержание солей в воде Мёртв… моря в среднем в шесть раз больше, чем в океане.
---------------------------------------------------------------------------------------
У4
Допиши окончания имён прилагательных, составь с данными словосочетаниями предложения, запиши их.
Добр… девочка, спел… яблочко, красн… свитер, дружн… ребята.
--------------------------------------------------------------------------------------
Личные окончания глаголов.
У1
Проспрягайте глаголы: читать, строить, дышать.
--------------------------------------------------------------------------------------
У2
Спиши предложения. Определи спряжение глаголов.
Устав от городского шума, ты тёплым мартовским днём отправляешься за город. Весеннее солнце припекает. Ты жмуришь-ся на ярком солнышке и смотришь, как суетятся скворцы около своих домиков. Зацветает душистая сирень, в воздухе звенит
весёлая песня птиц.
---------------------------------------------------------------------------------------
У3
Спиши предложения. Допиши безударные гласные в окончаниях глаголов.
Погода стоит прекрасная! Весело сия…т майское небо. Направо и налево по обеим сторонам речки тихо колыш…тся зелёная рожь. Вдалеке темне…т
недоверчиво смотр…т на нас и подпрыгива…т , тяжело отлета…т в сторону.
У4
Вставь безударные гласные в окончаниях глаголов, подчеркни глаголы-исключения. Определи спряжение всех глаголов.
Как прекрасен мир! Выйд…шь на открытое место и вид…шь долины, леса, реки, озёра, луг с пестреющими цветами, пашни, сады. Всё тихо, но ты прислушива…шься и слыш…шь, как щебе-
чет свою весёлую песню в вышине крошечный жаворонок. В синем небе сия…т великолепное солнце. По земле стел…тся приятный аромат душистых цветов.
Части речи.
Задание 1.
Уровень 1.
Выпишите слова в таком порядке - существительные, прилагательные, глаголы.
Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.
Уровень 2.
Выпишите слова в таком порядке - существительные, прилагательные, глаголы.
Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.
В каждую группу допиши по два своих слова.
Уровень 3.
Выпишите слова по частям речи.
Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.
В каждую группу допиши по два своих слова.
Род имен существительных.
Задание 1.
Уровень 1.
Запиши имена существительные в три столбика: слова женского рода, мужского рода и среднего рода.
Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.
Уровень 2.
Запиши имена существительные по родам.
Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.
Уровень 3.
Запиши имена существительные по родам.
Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.
В каждую группу допиши по два своих слова.
Число имён существительных.
Задание 1.
Уровень 1.
Образуйте из данных слов слова во множественном числе по образцу: полено – поленья.
Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .
Уровень 2.
Образуйте из данных слов слова во множественном числе.
Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .
Уровень 3.
Образуйте из данных слов слова во множественном числе.
Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .
Допишите два своих слова.
Карточка – 1
Просклоняй словосочетание, выдели окончания имен прилагательных.
И. П.(какие?) смешные детские шалости
Р.П. (каких?)
Д.П. (каким?)
В.п. (какие?)
Т.п. (какими?)
П.п. ( о каких?)
Карточка – 1
Просклоняй словосочетание, выдели окончания имен прилагательных.
И. П.(какие?) красногрудые снегири
Р.П. (каких?)
Д.П. (каким?)
В.п. (какие?)
Т.п. (какими?)
П.п. ( о каких?)
Карточка – 1
Просклоняй словосочетание, выдели окончания имен прилагательных.
И. П.(какие?) древние времена
Р.П. (каких?)
Д.П. (каким?)
В.п. (какие?)
Т.п. (какими?)
П.п. ( о каких?)
Карточка 1
Просклоняй имена прилагательные мужского рода с ударными и безударными окончаниями
И.п. большой дом, ясный день
Р.п
Д.п
В.п
Т.п
П.п
Выдели окончания имен прилагательных
Карточка 1
Просклоняй имена прилагательные мужского рода с ударными и безударными окончаниями
И.п. большой дом, ясный день
Р.п
Д.п
В.п
Т.п
П.п
Выдели окончания имен прилагательных
Карточка - 4
Спиши и укажи склонение над именами существительными. Над выделенными словами укажи падеж.
В лесу можно набрести на болото. Ходить по болоту опасно, особенно перепрыгивать с кочки на кочку. Можно оступиться и оказаться в болоте. Не всякая кочка может быть крепкой.
Карточка - 4
Спиши и укажи склонение над именами существительными. Над выделенными словами укажи падеж.
В лесу можно набрести на болото. Ходить по болоту опасно, особенно перепрыгивать с кочки на кочку. Можно оступиться и оказаться в болоте. Не всякая кочка может быть крепкой.
Карточка - 4
Спиши и укажи склонение над именами существительными. Над выделенными словами укажи падеж.
В лесу можно набрести на болото. Ходить по болоту опасно, особенно перепрыгивать с кочки на кочку. Можно оступиться и оказаться в болоте. Не всякая кочка может быть крепкой.
Карточка - 4
Спиши и укажи склонение над именами существительными. Над выделенными словами укажи падеж.
В лесу можно набрести на болото. Ходить по болоту опасно, особенно перепрыгивать с кочки на кочку. Можно оступиться и оказаться в болоте. Не всякая кочка может быть крепкой.
Карточка – 5
Соедини слова из столбиков, чтобы получилось предложение. Запиши их, подчеркни в каждом предложении главные члены.
Зимой наступают рыхлый снег.
Весной тает холода.
Летом идут листья на деревьях.
Осенью желтеют теплые дожди.
Карточка – 5
Соедини слова из столбиков, чтобы получилось предложение. Запиши их, подчеркни в каждом предложении главные члены.
Зимой наступают рыхлый снег.
Весной тает холода.
Летом идут листья на деревьях.
Осенью желтеют теплые дожди.
Карточка – 5
Соедини слова из столбиков, чтобы получилось предложение. Запиши их, подчеркни в каждом предложении главные члены.
Зимой наступают рыхлый снег.
Весной тает холода.
Летом идут листья на деревьях.
Осенью желтеют теплые дожди.
Карточка - 6
Заполни таблицу своими примерами.
Имена существительные |
Имена прилагательные |
Глаголы |
Местоимения |
Наречия |
Предлоги (не являются членами предложения) |
Карточка - 6
Заполни таблицу своими примерами.
Имена существительные |
Имена прилагательные |
Глаголы |
Местоимения |
Наречия |
Предлоги (не являются членами предложения) |
Карточка - 6
Заполни таблицу своими примерами.
Имена существительные |
Имена прилагательные |
Глаголы |
Местоимения |
Наречия |
Предлоги (не являются членами предложения) |
Карточка -7
Вставь пропущенные буквы.
Солов..иная песня, мурав..иный дом, в..южная зима, девич..и посиделки, птич..и стаи, л..ется быстро, в..ется веревочка, б..ют часы.
Карточка -7
Вставь пропущенные буквы.
Солов..иная песня, мурав..иный дом, в..южная зима, девич..и посиделки, птич..и стаи, л..ется быстро, в..ется веревочка, б..ют часы.
Карточка -7/1
Вставь пропущенные буквы. Выдели приставки, после которых пишется разделительный ъ
Высокогорный под..емник, крутой под..ем, об..езд на дороге, в..езд во двор, об..емная картина, с..едобный гриб, с..емная деталь.
Карточка -7/1
Вставь пропущенные буквы. Выдели приставки, после которых пишется разделительный ъ
Высокогорный под..емник, крутой под..ем, об..езд на дороге, в..езд во двор, об..емная картина, с..едобный гриб, с..емная деталь.
Карточка -7/1
Вставь пропущенные буквы. Выдели приставки, после которых пишется разделительный ъ
Высокогорный под..емник, крутой под..ем, об..езд на дороге, в..езд во двор, об..емная картина, с..едобный гриб, с..емная деталь.
Карточка - 8
Впиши в словосочетания имена прилагательные, изменяя их окончания. Подчеркни предлоги.
Над _____ заданием, под ______ столом, около ____ дома, перед ___ окном, за _____ стенкой, у _______ папы, по _____ льду, от_____ подруги, возле _________ ели.
Слова для справок: кухонный, трудный, загородный, крепкая, открытое, тонкий, строгий, голубая, давней.
Карточка - 8
Впиши в словосочетания имена прилагательные, изменяя их окончания. Подчеркни предлоги.
Над _____ заданием, под ______ столом, около ____ дома, перед ___ окном, за _____ стенкой, у _______ папы, по _____ льду, от_____ подруги, возле _________ ели.
Слова для справок: кухонный, трудный, загородный, крепкая, открытое, тонкий, строгий, голубая, давней.
Карточка - 8
Впиши в словосочетания имена прилагательные, изменяя их окончания. Подчеркни предлоги.
Над _____ заданием, под ______ столом, около ____ дома, перед ___ окном, за _____ стенкой, у _______ папы, по _____ льду, от_____ подруги, возле _________ ели.
Слова для справок: кухонный, трудный, загородный, крепкая, открытое, тонкий, строгий, голубая, давней.
Карточка - 9
Образуй глаголы с приставками, укажи их спряжение
Смотрит, видит, терпит, вертит, слышит, дышит, держит, гонит.
Карточка - 9
Образуй глаголы с приставками, укажи их спряжение
Смотрит, видит, терпит, вертит, слышит, дышит, держит, гонит.
Карточка - 9/1
Спиши, вставь пропущенные буквы и определи спряжение глаголов.
На свете много разных профессий. Врач леч..т б..льных. Поэт пиш..т стихи. Тракторист паш..т землю под новые посевы. Каменщик стро..т дома из камня. Геолог ищ..т полезные ископаемые в земной коре. Шофер вод..т грузовые и легковые автомобили.
Карточка - 9/1
Спиши, вставь пропущенные буквы и определи спряжение глаголов.
На свете много разных профессий. Врач леч..т б..льных. Поэт пиш..т стихи. Тракторист паш..т землю под новые посевы. Каменщик стро..т дома из камня. Геолог ищ..т полезные ископаемые в земной коре. Шофер вод..т грузовые и легковые автомобили.
Карточка - 9/1
Спиши, вставь пропущенные буквы и определи спряжение глаголов.
На свете много разных профессий. Врач леч..т б..льных. Поэт пиш..т стихи. Тракторист паш..т землю под новые посевы. Каменщик стро..т дома из камня. Геолог ищ..т полезные ископаемые в земной коре. Шофер вод..т грузовые и легковые автомобили.
Самостоятельная работа.
Задание №1
Тема: Задачи на движение.
Цель: развивать умение решать задачи на движение.
3-й уровень
Реши задачу: "Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?”
2-й уровень
Составь обратную задачу
1-й уровень
Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.
Задание №2.
Цель: развивать мышление, вычислительные навыки
3-й уровень
Найди значение выражения:
7800 – (398 + 507 • 6) =
2-й уровень
Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.
3-й уровень
Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.
Задание №3
Цель: формировать понятие о взаимосвязи между площадью, периметром и сторонами прямоугольника.
1-й уровень
Реши задачу: "Площадь прямоугольника равна 36см2. Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?”
2-й уровень
Реши задачу: "Площадь прямоугольника 32см2. Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем его длина?”
3-й уровень
Реши задачу: "Периметр прямоугольника равен 26 см, площадь – 42см2. Определи его длину и ширину”
Задание №1
3-й уровень
Реши задачу: “Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км.Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?”
2-й уровень
Составь обратную задачу
1-й уровень
Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.
Задание №2.
3-й уровень
Найди значение выражения:
7800-(398+507*6)=
2-й уровень
Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.
3-й уровень
Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.
Задание №3
1-й уровень
Реши задачу: “Площадь прямоугольника равна 36см2.Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?”
2-й уровень
Реши задачу: “Площадь прямоугольника 32см2.Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем его длина?”
3-й уровень
Реши задачу: “Периметр прямоугольника равен 26см, площадь – 42см2. Определи его длину и ширину”
Разноуровневый дидактический материал по математике по теме «Таблица умножения» 3 класс.
1 уровень
Заполни таблицу:
Делимое | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Делитель | 1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 12 |
Частное |
Найди значение выражений:
100 – 6 · 9 6 · 4 : 3 + 24
6 · 7 + 28 48 : (16 : 2) · 5
4 · 8 – 27 : 3 90 – (3 · 6 + 30)
Реши задачу:
За день в ларьке продали 24 кг лука, чеснока в 4 раза меньше, чем лука, а моркови в 5 раз больше, чем чеснока. Сколько килограммов моркови продали за день?
Реши задачу:
Чтобы связать 3 свитера, потребовалось 12 мотков шерсти. Сколько мотков шерсти понадобится, чтобы связать 5 таких же свитеров?
Сравни:
15 см * 1 дм 5 см 7 дм * 69 см
70 см * 7 дм 1 см 50 см * 5 дм
45 дм * 5 дм 4 см 3 м 6 дм * 83 дм
2 уровень
Проверь, верны ли неравенства. Исправь ошибки.
15 : 3 < 5 2 · 5 < 5 · 2
7 + 7 + 7 + 7 > 4 · 3 (78 – 8) : 2 > 10
8 : 2 > 6 : 3 (15 + 5) · 2 < 15 + 5
4 м < 38 дм 4 дм 5 см > 44 см
Каждое из чисел 72, 56, 48, 64 уменьши на 40, а результат уменьши в 4 раза.
Каждое из чисел 12, 16, 20, 24 уменьши в 4 раза, а результат увеличь в 7 раз.
Вычисли, найди лишнее выражение:
48 : 8 42 : 7
36 : 6 56 : 7
60 : 10 30 : 5
54 : 9
Измени условие задачи так, чтобы она решалась только сложением:
За день в ларьке продали 24 кг лука, чеснока в 4 раза меньше, чем лука, а моркови в 5 раз больше, чем чеснока. Сколько килограммов моркови продали за день?
Реши задачу:
Летом Петя отдыхал 10 дней на даче и 2 недели с родителями в доме отдыха. Сколько всего дней Петя был в отъезде?
Найди периметр и площадь фигур:
3 уровень
Поставь нужные знаки арифметических действий:
26 * 6 * 7 = 13 8 * 9 * 2 = 70
7 * 9 * 2 = 18 9 * 9 * 2 = 20
2 * 2 * 4 = 0 9 * 2 * 2 = 16
Даны числа: 20, 21, 22, 23, 24, 25.
Выпиши четные числа. Составь и вычисли различные суммы, слагаемые которых состоят из 2 четных чисел.
Составь и вычисли различные суммы, слагаемые которых состоят из двух нечетных указанных чисел.
Заполни пропуски:
70 : = 8 5 : 7 =
9 · = 6
Составь задачу по выражению:
(15 : 3) · 2
Составь задачу по выражению:
3 · 8 + 6
Какова может быть длина сторон прямоугольника и квадрата при условии, что площади их равны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"
Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...
Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"
Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...
Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников
Актуальность дифференцированного обучения обусловлена тем, что в начальной школе ребенок только начинает усваивать требования и ритм учебной деятельности. В то же время у всех детей разный уровень гот...
«Использование дифференцированного подхода в обучении младших школьников »
конспект урока по русскому языку 3 класс...
Дифференцированный подход в обучении младших школьников
В школу приходят ученики с разным уровнем подготовки.Пробуем решить проблему с помощью разноуровневых заданий по предметам....