Из опыта работы. Урок-проект в образовательном процессе.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Обобщение педагогического опыта по теме "Урок-проект в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-проект в образовательном процессе. | 315.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы. Урок-проект в образовательном процессе.
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Необходимо учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них низкая мотивация к получению новых знаний. Ученика не устраивает объяснение взрослых, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. В ходе реализации проекта предполагается научить школьников самостоятельно приобретать знания, которые помогут получить практический опыт в познавательной и учебной деятельности.
Слово «проект» ( в переводе с латинского «брошенный вперёд») толкуется в словарях как план, замысел, предваряющий его создание.
Проект – разработанный план, предварительный текст какого-либо документа; замысел, план (С.И.Ожегов)
Метод проекта – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом – всегда решение какой-либо проблемы.
Учебный проект – самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность.
Цель учебного проекта: научить учащихся приобретать знания самостоятельно и применять их для решения новых познавательных и практических задач
Задачи:
- научить сотрудничать;
- приобретать знания самостоятельно;
- систематизировать полученную информацию;
- пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач;
-работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли;
- пользоваться исследовательскими методами, уметь их анализировать с разных позиций;
- делать выводы и заключения;
- получить эффектный результат решения проблемы в процессе совместной деятельности.
В процессе работы над учебным проектом формируются и непосредственно элементы проектной и исследовательской деятельности:
- мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
- презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
- коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
- поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в Интернете, формулирование ключевых слов;
- информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственного эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Урок, на котором осуществляется учебный проект, называется проектным уроком. Проект может длиться урок, а может занимать часть времени от урока. Проектные уроки по отношению к предметному содержанию, на котором они строятся, могут быть предваряющими и обобщающими проектными уроками
Выбор тематики определяется педагогом:
- по предмету;
- в соответствии с потребностями учащихся;
- с учетом учебной ситуации;
- с учетом способностей обучающихся.
Требования к содержанию и организации проведения учебного проекта.
1.Связь с программой.
Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного проекта.
2.Содержание проекта.
Должно быть понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся иллюстрируются. Цели и тема ясно изложены, хорошо определены и поддержаны вопросами темы и учебной программы. Учебный проект поддерживает разноуровневое обучение.
3. Оригинальность.
Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников
4. Мультимедийные средства.
Материалы проекта богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть проекта и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов.
5.Использование педагогических технологий.
Проект полностью соориентирован на личностно-ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве.
6. Работа в группах.
Работу над проектом в равной мере осуществляют все члены группы.
7. Графический дизайн.
Элементы дизайна и содержание представляют собой педагогически обоснованное единство, усиливающее общее впечатление от материалов презентации и развивающее учащихся.
8.Оценивание проекта учащихся.
Условия успешной организации урока-проекта:
- четкое соблюдение времени;
- форма работы в группе;
- достаточный накопленный объем оперативной информации учащихся по проблеме проектирования;
- грамотная постановка проблемы, соответствующая условиям проектной деятельности.
Таблица 1. Преимущества и недостатки урока - проекта
Преимущества | Недостатки |
| Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения. |
| Уроку-проекту должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей и задач обучения. |
| При выборе таких уроков преподавателю необходимо учитывать уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся. |
Приложение 1
Продукты реализации учебных проектов
1 класс
Обучение грамоте
Животные Ямала
(книжка-малышка для малышей)
Русский язык
Русский язык с увлечением
Сборник заданий по русскому языку(4 класс)
Схема-опора «Наречие» (4 класс)
Кластер «Глагол»
Окружающий мир
Постер «Домашние животные» (3 класс)
Постер «Состав пищи» 4 класс
Внеурочная деятельность «Учусь создавать проект»
Стенгазета «Тайна моего имени»
Математика
Таблицы «Лучший счетчик»(3 класс)
Схема-опора « Порядок действий в выражениях без скобок»
Приложение 2
Урок - проект «Словарные слова»
- Запиши слово, поставь ударение.
- Определи количество букв, звуков, слогов в слове.
- Отметь, где написание расходится с произношением.
- Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.
- Составь предложение со словом.
- Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.
- Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.
- Подбери слова, обозначающие признак этого предмета.
- Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.
- Найди пословицы, поговорки с этим словом.
Планируемый результат: книжка-малышка «Словарные слова»
«Имена прилагательные в загадках»
Цель: обогащение словарного запаса, уточнение значимости имён прилагательных в речи.
План работы:
- подобрать загадки;
- найти имена прилагательные в загадках;
- подготовить презентацию для одноклассников.
«Части речи».
Цель: обобщить знания учащихся по теме «части речи».
Задачи:
- закрепить умение определять части речи в тексте, выделять их особенности.
Учащихся делят на 3 команды:
Имя существительное;
Имя прилагательное;
Глагол.
Каждая команда получает свою часть речи.
Планируемый результат: постер «Что я знаю о части речи».
Каждая команда презентует свой постер.
«Время глагола»
Цель: составление заданий по русскому языку, с помощью которых каждому ученику можно было бы с увлечением закрепить свои знания по данной теме.
Задачи проекта:
- закрепить у младших школьников знания, умения и навыки по русскому языку в процессе разработки заданий-тренажеров;
- формировать навыки самостоятельной творческой работы на предметном содержании русского языка
Планируемый результат:
сборник упражнений, заданий по русскому языку, позволяющих закрепить полученные знания и умения по теме «Время глагола»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инклюзивное образование: стратегии успешного включения в образовательный процесс уч-ся с нарушениями опорно – двигательного аппарата (из опыта работы)»
Теоретические основы инклюзивного образования, пути его развития в конкретно взятом образовательном учреждении....
«Работа методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Айшинской СОШ ЗМР РТ» по введению ФГОС в образовательный и воспитательный процесс» (из опыта работы).
Работа методичес кого объединения учителей начальных классов по внедрению ФГОс в начальную школу. (из опыта работы)...
Итоговая работа по теме "Организация образовательного процесса в начальной школе с использованием ЭОР"
Презентация содержит слайды, в которых дается информация по использованию ЭОР на уроках в начальной школе, содержит ссылки на сайты, где можно более подробно изучить данную тему....
Обобщение опыта по теме "ЭОР в образовательном процессе"
Статья "ЭОР в образовательном процессе"...
Из опыта работы. Система управления проектированием образовательной программы образовательной организации в условиях реализации ФГОС.
Реализация ФГОС является одним из приоритетных направлений работы в каждом образовательном учреждении. На сегодняшний день для реализации стандарта разработаны и утверждены все необходимые ...
"Из опыта работы в вопросах оценки образовательных ресурсах"
Уровневые задания с успехом могут быть использованы...
Описание опыта работы учителя-логопеда в образовательной организации
В данной статье описываются направления работы учителя-логопеда в школе....