Аналитическая справка по применению технологии КТД И.П. Иванова.
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГПД Башмакова А.Я.
Аналитическая справка
по применению технологии КТД И.П. Иванова.
Воспитательный процесс – это быстро текущая река, в которую, как говорил Гераклит, нельзя войти дважды. В настоящее время основными образовательными и воспитательными процессами выступают образование личностных смыслов учения и жизни, педагогическая поддержка становления детской индивидуальности, воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребёнка. Значимыми становятся не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество; целостное развитие, саморазвитие и личный рост ученика.
Наше время требует реального участия школьников в окружающей жизни, преодоления замкнутости в своем “детском” мире. Учиться сотрудничеству в общей заботе об улучшении жизни - это главнейшая задача, которая стоит перед каждым из нас, и прежде всего перед теми, кто работает с детьми. Не надо уводить ребят от трудных проблем, а вместе с ними нужно искать пути их решения. Главное, чтобы в делах детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы.
Воспитывая образованную, культурную, творческую и социально-активную личность необходимо понимать и постигать мир прекрасного, не забывая о радостях жизни, эстетически формировать мышление и чувства ребят, их отношение к Родине, к природе, к обществу, к труду, к семье, к самому себе, формировать жизненные представления по законам красоты. Такой подход позволяет осуществить гармоничный переход через красоту к сопереживанию, через сопереживание к отзывчивости, через отзывчивость к активным социальным действиям.
На мой взгляд, различные формы коллективной творческой деятельности являются наиболее эффективными, если педагог овладел методикой их разработки и проведения. Такие формы способствуют развитию отношений между участниками воспитательного процесса, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъектную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируя у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.
Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60х годов.
Игорь Петрович Иванов является изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”.
Для четкой организации жизни группы продлённого дня, разнообразных воспитательных дел мною была создана комплексная воспитательная программа «Вокруг тебя – мир», в которой важное место отводится коллективному творческому воспитанию. Осуществляется такое воспитание через применение методики коллективных творческих дел И.П.Иванова. Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях - вот что сплачивает воспитателей и воспитанников. В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание.
Исходя из основных задач методики коллективных творческих дел И.П. Иванова:
- Формирование и развитие коллектива;
- Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
- Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·
- Обучение правилам и формам совместной работы.
- Реализация коммуникационных потребностей детей.
и развития в процессе КТД всех сторон личности:
- познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),
- эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),
- действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера),
я выбрала цель использования данной методики в своей работе и поставила задачу для достижения цели:
Цель:
- обогащение коллектива и личности учащегося социально ценным опытом, совершенствование в них лучших человеческих качеств и способностей.
Задача:
- организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения.
Важность любого КТД состоит в том, что оно требует общих усилий и поисков, дает определенные импульсы и открывает широкий простор для деятельности. Поэтому в каждом из них присутствуют гибкая форма, разнообразное содержание и нестандартные варианты.
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый "веер" (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру, расти нравственно и духовно.
Методику коллективных творческих дел внедряю во все направления деятельности воспитательной работы:
личностно – ориентированное,
культурно – просветительское,
физкультурно – оздоровительное,
коммуникативное.
Различные виды КТД помогают реализовать цели этих направлений и разнообразить содержание воспитательной работы.
И так, остановимся подробнее на видах КТД, и рассмотрим как в моей педагогической деятельности они реализуются:
- Трудовые КТД.
---Обогащают знания ребят об окружающем мире, о труде, воспитывают стремление вносить свой вклад в улучшение окружающего мира, заботиться о близких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость. Из систематически проводимых мероприятий, могу выделить следующие:
трудовой десант в виде субботников, генеральных уборок кабинетов, игровой комнаты и территории школы;
акции «День добрых дел» (уборка территории близлежащих памятников, операция «Книголюб», и т.д.);
деятельность «Зелёного патруля».
- Познавательные КТД.
Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.
Наиболее интересно прошли КТД:
«Экологический калейдоскоп»
интеллектуальная игра «Умники и умницы»
интеллектуально - познавательная игра, посвящённая Дню знаний.
- Художественные КТД.
Развивают художественно- эстетические вкусы детей; воспитывают восприимчивость, благородство души; обогащают внутренний мир детей; учат видеть и понимать красоту жизни.
Запоминающимися были КТД:
отчётный концерт в День открытых дверей
«Новый год шагает по планете» - новогодний утренник
ежегодная выставка поделок из природного материала
Спортивные соревнования «Мое здоровье – моё достояние»
- Спортивные КТД.
развивают ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность:
«Браво, мальчишки», мероприятие, посвящённое Дню Защитника Отечества
День здоровья - спортивные соревнования, эстафеты (ежегодно).
- Общественно-политические КТД.
Воспитывают гражданское отношение, своей семье, школе, природе, большой и малой родине, сознательное отношение к своему здоровью; расширяют и углубляют знания об истории и культуре своей страны:
«Безопасное колесо» - мероприятие по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма,
Конкурсная программа «Если хочешь быть здоров»
участие в районной выставке социального плаката «Мы за здоровый образ жизни» и.т.д.
- участие в акции «Поздравляем Защитников Отечества», изготовление открыток своими руками
- Ученическая конференция «Неделя здоровья», номинация «Здоровая семейка»
- Урок Мужества «Горячее сердце»
Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности. Дети с удовольствием принимали участие в выпуске газет, посвященных различным календарным датам и праздникам.
В своей педагогической деятельности старалась использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия. И это удавалось сделать с помощью методики коллективных творческих дел И.П. Иванова.
Подводя итог, хочется сказать, что воспитателю необходимо поддерживать ростки дружбы между детьми в коллективе, всячески поощрять деятельность детей, как в школе, так и за ее пределами. Высоко оценивать и развивать взаимопомощь при выполнении КТД.
Не злоупотреблять массовыми делами, требующими длительной подготовки. Пусть будет больше дел хороших и разных кратких и импровизированных.
Главное, чтобы дети нашли себя, реализовали в деле, удовлетворили свои претензии к жизни, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством.
- Результатом применения методики коллективных творческих дел, считаю:
1. Включение каждого воспитанника в совместные дела на радость и пользу.
2. Творческое сотрудничество воспитателя и учащихся.
3. Проявление интереса детей в реализации своих способностей.
4. Потребность в коммуникации.
КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по итогам учебного года
Аналитическая справка о деятельности городского методического обединения учителей начальных классов за 2009-2010 учебный год...

Аналитическая справка. Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий.
Данная спавка поможет учителю описать технологии в портфолио в период аттестации...

Аналитическая справка об использовании ИКТ-технологий
Примерный образец справки для аттестации в раздел "Уровень сформированности ИКТ - компетентности"...

Аналитическая справка по применению технологии гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского
Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского является оригинальной педагогической системой, основанной на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов...

Аналитическая справка по применению игровых технологий в педагогической деятельности
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали мне возможность определить теоретические основы использования игровых технологий для всестороннего развития школьников и...

Аналитическая справка по результатам использования технологий индивидуального и группового обучения.
Посещение и анализ уроков Новиковой Марии Александровны позволяет сказать, что учитель уверенно владеет и систематически использует в своей практике технологии индивидуального и группового обучения в ...

Справка о применении здоровьесберегающих технологий в ГБОУ
Справка о применении здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении,в классе....
- Мне нравится (1)