Аналитическая справка по применению игровых технологий в педагогической деятельности
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka_po_igrovym_tehnologiyam.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГПД
Башмакова А.Я.
Аналитическая справка
по применению игровых технологий в педагогической деятельности.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А.Б. Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе», А.В. Финогенова «Игровые технологии в школе» и О.А. Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей».
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали мне возможность определить теоретические основы использования игровых технологий для всестороннего развития школьников и позволили сделать выводы:
Всестороннее развитие школьников должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий.
Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов школьников. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.
Введение в процесс обучения и воспитания игровых технологий способствует повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений.
В игре происходит воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности.
Понимая важность игровых технологий и методик, я активно применяю их в педагогической деятельности и стараюсь добиться поставленной цели использования:
- Интенсификация процесса воспитания - создание условий для всестороннего развития и социализации ребенка.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий и являются одним из уникальных форм обучения и воспитания, которые позволяет сделать жизнь школьника интересным и увлекательным.
Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своем ученике человека. В связи с этим я пытаюсь с самых первых дней обучения создать атмосферу творчества, помогаю раскрыться способностям каждого моего ученика. Для этого приучаю своих детей выполнять задания, развивая при этом самостоятельность, активность, инициативу. Часто в результате таких занятий неуспевающие и пассивные ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься. У многих детей обнаруживаются способности, инициатива, изобретательность.
Игровые технологии внедряю во все направления деятельности. Важным условием применения являются:
Целенаправленность - соответствие игры учебно-воспитательным целям занятий;
Систематичность;
Доступность;
Разнообразная полезность;
Умеренность в использовании.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические и др.
По спектру целевых ориентаций различаются:
дидактические,
воспитывающие,
социализирующие
развивающие,
творческие.
Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. Планируя заранее и правильно подбирая игры, создаю условия для нормального развития и социализации ребенка. Приведу примеры использования игр по видам деятельности:
Физические (двигательные).
Применяю подвижные игры доступные для учащихся данного возраста во время прогулки на свежем воздухе, во время проведения спортивного часа - «Воробьи попрыгунчики», «Найди себе пару», «Узнай по голосу», «Скороходы», «Совушка», « Волк и зайцы» и др.;
эстафетные игры : «Передал – садись», «Бег по кочкам», «Скорый поезд» и многие другие; динамические паузы - «Ручеек», «Прыжки», «Молекула-хаос», «Съедобное-несъедобное», «Колечко», «Море волнуется раз» многие другие.
Дети любят командные игры – футбол, баскетбол, дартс и др.
Физкультминутки провожу в форме игры –зарядки со стихами.
Интересно проходят Дни Здоровья, устраиваем различные соревнования, эстафеты.
Интеллектуальные (умственные).
В игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Перечислю игры, которые я проводила с учащимися:
Блеф-клуб Команде зачитываются вопросы, ответы на которые должны быть однозначны:«да» или «нет». |
Эрудит В игре участвуют неограниченное число команд. Каждая команда выбирает «гонца»(кто умеет быстро и четко написать ответ) . Вопросы для команд – общие. Ведущий, задав вопрос, засекает время и дает «гонг», когда оно закончилось. Команды должны успеть правильно и четко ответить на вопрос и вовремя сдать его жюри. Система подведения итогов – жетоны. |
Игра-путешествие Игра проводится в одном помещении – команды передвигаются по «карте», или в нескольких – команды передвигаются по маршрутному листу, в котором отмечаются баллы. |
Счастливый случай Каждой команде дается по вопросу. Ученик, правильно ответивший первым на вопрос, становится капитаном команды. За одну минуту команда должна ответить на максимальное число вопросов. За каждый правильный ответ команда получает одно очко. |
Также использую игры на развитие речи и мышления («Дополни слово», «Составь слово», «Найди лишнее слово» «Собери пословицу» и др.); на развитие воображения и фантазии («Волшебная мозаика», «Три краски», Волшебные картинки и др.); на развитие памяти и внимательности («Найди лишний предмет», «Что изменилось», «Светофор», Найди нужный цвет», «Фигуры» и др.)
Коммуникативные
Важную роль имеет комфортный психологический климат в классе. Создать такой климат помогают коммуникативные игры:
На знакомство - «Угадай чей голосок», «Паровоз», «Союзы тезок», «Карусель» и др.
На взаимодействие - «Прыжки», «Молекула-хаос», «Оп-паньки», «Волшебный чемоданчик», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Зеркало», «Я дарю тебе этот мир» и др.
Психологические.
Психологические игры для детей могут быть направлены на развитие памяти, реакции, смекалки, внимания, воображения, музыкального слуха. Они помогут выявить лидеров в детском коллективе, сдружить и сплотить коллектив, побороть застенчивость и развить уверенность в себе. Плюс психологических игр для детей в том, что ребенок будет с удовольствием играть, даже не подозревая, что в этот момент его воспитывают.
Игры для снятия агрессии: «Доброе животное», «Дракон», «Глаза в глаза», «Я вижу» и др.
Игра с мячом, « Самый умный», «Какое оно», «Самый вежливый», «Поиск клада», «Найди различие» и др.
Творческие.
Творческое начало в ребенке развивать не только можно, но и нужно. Ведь творческий человек это человек разносторонний, талантливый, развитый духовно. Таких игр в арсенале педагога очень много:
инсценировки русской народной сказки «Репка», сказки «Красная шапочка», «Пантомима»,
игры: «Вот такая вот петрушка», «На весёлой на полянке», «Хороший танец», «Музыка и цвет», «Куча мала», «Дружеский шарж», «Художники», «Царевна Несмеяна», «Сказочные герои» и многие другие.
Заключение.
В своей педагогической деятельности я активно использую игровые технологии. Особенно радует то, что пассивные ученики, ранее не проявлявшие заинтересованности к коллективной жизни, стали заниматься с большим увлечением. Это свидетельствует о том, что применение игровых технологий и методик удовлетворяет потребности детей в самовыражении, самоутверждении, самопознании, способствует снятию напряжения, страха и неуверенности в себе, создаёт атмосферу свободного и радостного творчества, активизирует познавательную деятельность учащихся, это значит, происходит интенсификация учебно – воспитательного процесса процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме самообразования"Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста посредством применения игровых технологий "В сказку за знаниями"
Развитие познавательных способностей у детей посредством применения игровых технологий ....
Применение игровых технологий как одно из условий активизации мыслительной деятельности учащихся.
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям мож...
«Применение игровых технологий в период обучения грамоте. Упражнения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний»
Данную презентацию я представляла на Фестивале педагогического мастерства "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования" Пятой городской Выставки-ярмарки инноваци...
Аналитическая справка по применению технологии гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского
Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского является оригинальной педагогической системой, основанной на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов...
Аналитическая справка по применению технологии КТД И.П. Иванова.
Воспитательный процесс – это быстро текущая река, в которую, как говорил Гераклит, нельзя войти дважды. В настоящее время основными образовательными и воспитательными процессами выступают образование ...
Отчет по теме самообразования (из личного опыта) Применение игровых технологий в тьюторской деятельности как эффективное средство развития социального опыта и коммуникативных связей обучающихся с умственной отсталостью
В своей деятельности мы используем различные педагогические технологии(здоровьесберегающую, ИКТ, игровую,эксперементально-исследовательскую,технологию портфолио…), но наиболее эффективная, дост...
Отчет по теме самообразования (из личного опыта) Применение игровых технологий в тьюторской деятельности как эффективное средство развития социального опыта и коммуникативных связей обучающихся с умственной отсталостью
В своей деятельности мы используем различные педагогические технологии(здоровьесберегающую, ИКТ, игровую,эксперементально-исследовательскую,технологию портфолио…), но наиболее эффективная, дост...