"Развитие исследовательских способностей младших школьников"
статья на тему
Именно опыт исследовательского, творческого мышления является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тема по самообразованию | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию
«Развитие исследовательских способностей младших школьников»
“Учение без размышлений – тщетный труд;
Размышления без учения – пагубны”.
Конфуций
Введение
Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.
Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.
Основным принципом развития исследовательских способностей ребенка являются строки:
“Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из главных задач современного образования.
Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательской деятельности можно использовать самые разные методики.
Первая из них – развитие умений видеть проблему. Поиск проблем дело непростое. Умение видеть проблему развивается в течение долгого времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития я подбираю специальные упражнения, начиная с первого класса.
Задания:
Составить рассказ от имени другого персонажа. «Представьте, что вы вдруг стали маленькой капелькой воды ( пушинкой, снежинкой, собачкой, птичкой зимой и т.д.) » Опишите один день вашей жизни.
Составьте рассказ, используя данную концовку. Например: «Желтый листок упал на землю».
Составьте текст рассуждение «Что я думаю о женщине?»
Назовите как можно больше признаков предмета. Игра «Спор».
На уроках математики, когда подходит новая тема, иногда не объясняю тему сама, стараюсь подбирать такие задания, которые заставляют детей найти решение самостоятельно, путём проб, ошибок, разных способов.
Совсем недавно на уроке русского языка мы решали такую проблему: «Почему в слове «вьюга» пишется разделительный мягкий знак, а в слове «въезд» - твёрдый знак?
- Как вы предлагаете это узнать?
Дети предложили выполнить ряд заданий:
Разобрать слова по составу.
Разделить на слоги.
Определить часть речи, число, род.
Сделать звуко-буквенный анализ слов.
Дети заметили, что по фонематическому восприятию произношение этих слов похожи. Ребята предложили попробовать ещё подобрать слова с разделительным «ь» и с твёрдым знаком. В этих словах дети сначала выделили корни. Затем они заметили, что «Ъ» знак пишется после приставки, а разделительный «Ь» в корне слов. Сколько было радости. Я надеюсь, благодаря поиску новый «багаж» знаний станет прочным.
Вторая методика – развитие умений задавать вопросы.
Дети очень любят задавать вопросы и если их от этого не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве.
Прием «Сундучок мудрости»,
- Кто такой кархародон? Что о нем интересного можно рассказать?
- В честь кого был назван водопад Виктория?
- Как узнать возраст дерева?
«Найди загаданное слово».
Дети задают друг другу вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем».
Очень любят дети игру «Угадай, о чем спросили». Ребенок выходит к доске, берет карточку с вопросом, читает ее, и, не проговаривая вопроса вслух, отвечает на него.
Вопрос «Почему заяц зимой белый?»
Ответ ребенка - зайцу зимой очень легко прятаться в снегу, потому что у него белая шерсть.
Третья методика – развитие умений давать определения понятиям. Приемы:
1. Описание.
Описать объект, это значит ответить на вопросы: «Что это такое?», «Чем это отличается от других предметов?», «Чем это похоже на другие предметы?»
Сочинения – описания «Белая берёза»
………………………………………………………………
2. Сравнение.
Подберите сравнение для таких предметов как: слон, сахар, дерево, велосипед. Если в 1-2 классах, дети делают маленькие сравнения, ответы односложные, то в 3 классе дети уже сравнивают более глубоко. Здесь я часто применяю загадки с подробным обобщением «Почему ты так решил?»
Четвертая методика – умение классифицировать.
Этот метод часто применяю на уроках математики, когда классифицируем разные объекты, числа, выражения по определенным признакам, на русском языке, слова предложения, на окружающем мире.
Упражнения:
«Продолжи ряды».
Раздели на две группы.
«Третий лишний»
Объединение геометрических фигур по определенным признакам.
Найди ошибку и докажи, что там ошибка.
Пятая методика – развитие умений наблюдать.
Упражнения:
Найди различия.
Убери лишний предмет.
Найди два одинаковых предмета.
Найди ошибки художника.
Разгадай ребусы.
На уроках чтения я также стараюсь использовать элементы исследовательской деятельности. Во 2 классе я проводила урок чтения по теме Б.С.Житков «Храбрый утенок». Дети в классе были разделены на 4 группы. Каждая группы имела свое задание по их занятию: 1 группа сценаристы, 2 группа иллюстраторы, 3 группа режиссеры, 4 группа актеры.
Цель урока – составить фильм по рассказу «Храбрый утенок». Итогом урока был разыгран рассказ 4 группой. Работу каждой группы можно было проследить на уроке.
1 группа разделила текст на части и озаглавила их,
2 группа сделали иллюстрации к этому плану под руководством 1 группы,
3 группа составляли сценарий и готовили актеров, т.е. 4 группу для показа фильма.
В итоге каждая группа проработала произведение, добились своих поставленных целей путем составления плана работы, распределения заданий каждому участнику группы, составления отчета по проделанной работе. Детям этот урок очень понравился, мы неоднократно проводили такую работу на других произведениях.
На уроке окружающего мира по теме «В гости к весне» дети тоже занимались исследовательской деятельностью по группам, где каждая группа самостоятельно изучала изменения в жизни растений и животных с наступлением весны, взаимосвязь неживой и живой природы, составляли схемы, готовили выступление.
В последнее время в практике работы с детьми младшего школьного возраста в плане развития мышления ребенка, и в плане формирования у него исследовательских умений используется также метод проектов или проектирование.
Суть проектирования заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу.
И мне и ребятам нравится составлять разные проекты.
В этом учебном году проводился полугодовой проект на тему «Цветочная почемучка». Дети самостоятельно искали литературу, ходили в библиотеки, спрашивали у меня, искали в компьютере. В итоге 10 учащихся приготовили проекты в виде докладов, сообщений, презентаций. Изготавливались модели цветов, рисовались фантастические цветы. Была создана выставка детских работ. Выставка удивила всех своей яркостью и необычностью. Защита проекта проходила на классном мероприятии.
Методы исследования – помощники:
1. Подумать самостоятельно.
2. Спросить другого человека.
3. Посмотреть в книгах.
4. Посмотреть по телевизору (использовать видео и ДВД).
5. Получить информацию у компьютера.
6. Понаблюдать.
7. Провести эксперимент.
8. Связаться со специалистом.
Литература:
1. А.И.Савенков «Я исследователь» рабочая тетрадь. Самара: Издательство «Учебная литература», 2014
2. А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Самара: Издательство «Учебная литература», 2014
3. Г.В.Шакина «Развивающее обучение в начальной школе» Волгоград: «Учитель», 2012
4. Журналы «Начальная школа» 2014 – 2016 год
№ 12 – 2002 «Проблемы проектной деятельности»
№ 8 - 2001 «Уроки исследования»
№ 2 – 2006 «Исследовательская деятельность. Условия формирования исследовательских умений младших школьников.
№ 2 2007 «Методы и приемы исследовательской деятельности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Митрясова Елена Владимировна, учитель начальных классов, МОУ «Гимназия №140», г. Омск, ХXI век – век интелл...
Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"
В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....
Научная публикация. Развитие исследовательских умений у младших школьников в курсе "Окружающий мир".
Исследовательская деятельность в начальных классах, этапы, условия, методика развития исследовательских умений....
Концепция "Развитие исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство формирования личностных компетенций младшего школьника"
Актуальность темы обусловлена обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развива...
Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников
Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....
Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников как средство формирования исследовательской компетенции
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Исследовательская работа вырабатывает у учащихся исследовательские навыки, фо...
Развитие исследовательских умений школьников при работе со словом
GРазвитие исследовательских умений школПрезентация на тему "Развитие исследовательских умений школьников при работе со словом"ьGников приРазвитие исследовательских умений школьников при рабо...