Научная публикация. Развитие исследовательских умений у младших школьников в курсе "Окружающий мир".
статья по окружающему миру по теме
Исследовательская деятельность в начальных классах, этапы, условия, методика развития исследовательских умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_issledovatelskih_umeniy_u_mladshih_shkolnikov_v_kurse.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие исследовательских умений у младших школьников в курсе «Окружающий мир».
В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и самообразования личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого, формирует предметные и общие умения.
Психологические, теоретические, дидактические и методические основы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах А.В.Леонтовича, И.Я.Лернера, С.Л.Рубинштейна, М.Н.Скаткина, В.А.Крутецкого, М. Н. А.Н.Поддьякова. О значимости творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали Е.Н.Кикоть, А.С. Обухов, В. Оконь, А.И. Савенков.
Опираясь на указанные научные труды, творчески работающие педагоги, стремятся организовывать в практике обучения исследовательскую деятельность школьников. Однако это касается в первую очередь учащихся старшего и среднего звена, а в отношении начальной школы теория и подобная практика не получила достаточного освещения. Таким образом, становится очевидными противоречие между ценностью исследовательской деятельности сообразной возрасту младших школьников и недостаточной разработанностью в педагогической теории и практике условий и технологии для ее практического применения в образовательном процессе массовой начальной школы.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. А.И.Савенков (2005) рассматривает исследовательское поведение как вид поведения, направленный на изучение объекта, имеющий в своей основе психическую потребность в поисковой активности.
В нашем исследовании мы соглашаемся с мнением А.В. Леонтовича (2002). Исследовательскую деятельностью автор рассматривает, как деятельность учащихся под руководством учителя, связанную с решением учащимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Во многих исследованиях (Андреев, 1986; Лернер,1974; Усова, 1987; Ушачев, 1991; и др.) отмечается аналогия учебной, учебно - исследовательской и научной исследовательской деятельностями. Однако существует и главное их отличие. А.В.Леонтович (1999) отмечал, что в научной деятельности главной целью является получение объективно новых данных, а при реализации учебно-исследовательской деятельности главным является достижение образовательного результата средствами проведения научного исследования.
Н.Н.Поддьяков (2006) выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью идет от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Очевидно, что в начальной школе второй вид более приемлем.
Виды исследований в начальной школе:
- по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные и внеурочные;
- по времени: кратковременные и долговременные;
- по теме: предметные и свободные.
Темы для исследовательской работы детей можно объединить в группы:
- фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих объектов и явлений;
- эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение наблюдений, экспериментов;
- теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках.
Основные этапы учебного исследования, проводимого младшими школьниками:
Тема.
Цель.
Задачи.
Гипотеза.
Выбор методов.
Определение последовательности проведения исследования.
Сбор и обработка информации.
Анализ и обобщение результатов.
Итак, исследовательская деятельность младших школьников — это деятельность учащихся под руководством учителя. Она связанна с решением учащимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Главное в учебном исследовании - не овладение новыми фактами, а научение алгоритму ведения исследования. Данные исследований (Леонтович, 2002; Поддьяков, 2006; Савенков 2005) говорят о возможности успешного обучения некоторым элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования. Уроки курса «Окружающий мир» особенно способствуют организации исследовательской деятельности учащихся и развитию у них исследовательских умений.
Исследовательские умения младших школьников и условия их развития.
Умения – это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операции. Умения всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений.
Одной из главных задач учебно-исследовательской деятельности, по мнению Г.А. Русских (2001) является развитие исследовательских умений школьников.
Под общими исследовательскими умениями мы будем понимать следующие:
- умение видеть проблемы
- умение задавать вопросы
- умение выдвигать гипотезы
- умение давать определение понятиям
- умение классифицировать
- умение и навыки наблюдения (особое значение в исследованиях младших школьников отводится умению вести наблюдения)
- умение и навыки проведения экспериментов
- умение делать выводы и умозаключения
- умения и навыки структурирования материала
- умения и навыки работать с текстом
- умение доказывать и защищать свои идеи
Условия формирования и развития исследовательских умений младших школьников
Мотивированность.
Целенаправленность и систематичность.
Творческая среда.
Психологический комфорт.
Личность педагога.
Учет возрастных особенностей.
Методика развития исследовательских умений младших школьников.
Развитие исследовательских умений младших школьников осуществляется в 4 этапа, что соответствует 4 годам обучения в начальной школе.
1 этап – соответствует 1 классу. А.И.Савенков (2005), Е.В. Кривобок и О.Ю. Саранюк (2009) считают, что развитие исследовательских умений необходимо начинать с тренинга, который является пропедевтикой к проведению исследований в последующих классах.
Также в 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение. С целью активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся рекомендуется использование: загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей; игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.д.).
На 2 этапе - во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:
1.Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности такими как: исследование, проблема, цели, задачи, гипотеза, методы.
2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам.
3. На различных уроках используются проблемные и поисковые методы, работа со словарями и другими источниками информации.
4.На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств и действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов, предлагаются логические задачи. Продолжается обучение приемам наблюдения.
На 3 этапе - в 3 классе:
1.Учащиеся продолжают знакомиться теорией исследования.
2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему.
3. Осуществляются учащимися самостоятельные кратковременные исследования с применением имеющихся знаний и умений
На 4 этапе - в 4 классе:
1. Большое внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.
2. Осуществляется подготовка и проведение самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам.
Защита результатов исследования.
Библиография:
- Алексекев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция
развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников – 2002. №1 – 2.
- Андреев В.И. Исследовательский метод обучения.- М.: Просвещение, 1986.
- Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся(методические
рекомендации для учащихся и педагогов) //Завуч, 2005.- № 6.
- Гуманистический потенциал естественнонаучного образования/Под
ред. И. Ю. Алексашиной. СПб., 1996.
- Егорова Т.А. Развитие исследовательских навыков детей старшего
дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности. - М.: Академия, 2005.
- Исследовательский метод: Современные методические искания /под
ред. М.М. Рубинштейна. - М., 1926.
- Кикоть Е.Н. Основы исследовательской деятельности: Учебное посо
бие для лицеистов. - Калининград, 2002.
- Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии / А. В. Леонтович // Народное образование. – 1999.- №10.
- Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. - М., 2002.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974.
- Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся /
А.С. Обухов // Народное образование.- 2004.- N 2.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России,1999.
- Оконь В. Основы проблемного обучения.- М.: Просвещение, 1968.
- Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности//Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве/ Под ред. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
- Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А. Н. Поддьяков // Школьные технологии. - 2006. - № 3.
- Русских Г. А. Развитие учебно-исследовательской деятельности уча
щихся / / Дополнительное образование. 2001. № 7-8.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. Самара: «Учебная литература», 2005 г.
- Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхо-
да к обучению/ А.И.Савенков. – М.:Ось-89,2006.
- Сенько Ю.В. Приобщение учащихся к элементам научного исследо-
вания и эксперимента // Советская педагогика,1976.
44. Современные ракурсы естественнонаучного образования//Методика
как наука и учебный предмет/под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Формирование исследовательских умений у младших школьников"
В проекте даны теоретические основы идеи исследовательского подхода в обучении. Указаны этапы реализации проекта и критерии ожидаемого результата....
Развитие исследовательских умений у младших школьников
Развитие исследовательских умений у младших школьников...
Формирование исследовательских умений у младших школьников на основе предпрофильной подготовки.
Концепция модернизации российского образования предполагает организацию профильного образования учащихся 3-й ступени для формирования у обучающихся готовности...
Развитие исследовательских умений у младших школьников
В данной статье рассматривается методы и способы стимулирования исследовательской активности младших школьников, Теоретический материал дополнен примерами из собственной деятельности по данному ...
СТАТЬЯ " Развитие исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности".
С Т А Т Ь Я " Развитие исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности".В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может б...
Статья "Развитие исследовательских умений у младших школьников "
Ребенок – исследователь по своей природе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире ...
Развитие исследовательских умений у младших школьников.
Для формирования у младших школьников исследовательских умений целесообразно использовать определенные приемы. Это, в частности, расширение педагогического поля, стимулирование лю...