статья "Технология этического диалога как средство совершенствования нравственного развития школьников"
статья на тему
статья "Технология этического диалога как средство совершенствования нравственного развития школьников". Технология этического диалога разработана Шемшуриной А.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_eticheskogo_dialoga.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
МОУ Лицей г.Истры
Московской области
Дубова Ольга Анатольевна
«Технология этического диалога как средство совершенствования нравственного развития школьников»
I.Сущность диалоговой технологии
Основывается на методологических подходах отечественных ученых: концепция мира и человека в мире М.М. Бахтина, концепция диалога культур B.C. Библера, учение об ассоциативном мышлении Ю.А. Самарина; идеи демократизации, гуманизациии, гуманитаризации образовательного процесса (Б.И. Канаев, Г.Н. Тарасова, В.Н. Мещеряков).
1)Цель использования технологии:
Развитие диалоговой культуры учащегося, предполагающей обогащение опыта творческой деятельности учащихся, коммуникативной компетентности, толерантных отношений как основы мультикультурного воспитания школьников.
2)Описание порядка использования технологии в практической деятельности:
Технология организации и проведения дискуссии
- Организационно-содержательный этап:
- постановка проблемы;
- осознание детьми противоречий, трудностей, связных с обсуждаемой проблемой, актуализация ранее полученных знаний;
- творческое переосмысление возможностей их применения, включения их в новый контекст и т.д.
- Организационно-коммуникативный этап: (организация взаимодействия в группе (классе):
- распределение ролей в группах-командах;
- выполнение коллективной задачи;
- согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода;
- соблюдение специально принятых правил совместной поисковой деятельности и т.д.
3. Результативный этап:
- - переработанная информация, для убедительного изложения;
- представление своей точки зрения как позиции, ее аргументация;
- выбор и взвешивание подходов к решению проблемы;
- возможное применение подхода или точки зрения как результат осознанного выбора.
- Рефлексивный этап:
- резюме сказанного по основной теме;
- обзор представленных данных, фактических сведений;
- суммирование, обзор того, что уже обсуждено, и вопросов, подлежащих дальнейшему обсуждению;
- переформулирование, пересказ всех сделанных к данному моменту выводов, анализ хода обсуждения вплоть до текущего момента.
3)Результат использования технологии:
Результативность диалоговой технологии определяется уровнями сформированности диалоговой культуры учащихся: высокий, выше среднего, средний, низкий.
II.Технология этического диалога
На уроках ОРКСЭ я использую технологию этического диалога, разработанную А.И.Шемшуриной.
Специфика технологии этического диалога заключается в ее направленности на осмысление стержневых оснований нравственной жизни человека, что позволяет рассматривать процесс диалогического взаимодействия в качестве метода воспитания школьника как субъекта нравственного развития.
Технология направлена на стимулирование этических суждений детей, самостоятельного, обоснованного рассуждения, на актуализацию ценностно-значимых устремлений учащихся, на эмоциональное наполнение канвы диалога, выход на личностную позицию школьника в нравственном выборе.
Базовым понятием рассматриваемой технологии является понятие «этический диалог».
Задача учителя заключается в том, чтобы построить этический диалог таким образом, чтобы в итоге учащиеся пришли к пониманию важности общечеловеческих, нравственных, терминальных ценностей в решении данной проблемы.
Каждый возраст требует своих средств и методов, специфики моделирования диалогического взаимодействия.
Я работаю с младшими школьниками, поэтому акцент делаю на желание ребёнка быть хорошим, на характерное внимание к нравственной стороне поступка, его моральной оценке. Диалог строю как сюжетный рисунок сказки, приключения, путешествия, открытия важной тайны, коллективной игры. В канву сюжета включаю методики, корректирующие взаимоотношения детей в коллективе, диагностирующие их особенности, динамику нравственного развития.
Конструирование этического диалога осуществляется в следующей логике:
1) завязка, выявляющая проблему;
2) процесс диалогического общения по выявленной проблеме в логике развивающего взаимодействия;
3) точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения мнений, суждений, альтернативных позиций;
4) нравственный выбор как внутренний диалог ученика с собой, как самоопределение;
5) открытый финал как последующее индивидуальное размышление.
Смысловые характеристики структурных компонентов этического диалога
1)Вывод школьников на проблему.
Это может быть сделано с помощью разных средств: интригующего вопроса, дилеммы, суждения, предложенной для анализа ситуации, игры, незаконченного сюжета, адресованного детям письма, притчи и т.д.
2)Построение логической цепочки развития мысли.
Основные вопросы данного этапа «почему?», «как вы думаете?». Последовательные, углубляющие проблему вопросы цементируют логику смысловой цепочки, выстраивают её пошаговую структуру.
3)Обращение к личности ребёнка.
Поворот «на себя» обязателен в этическом диалоге, так как он создаёт условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного Я в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ, самооценку и в связи с этим самосовершенствование.
4)Точка наивысшего напряжения как кульминация
сопряжена с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту, с необходимостью нравственного выбора в той или иной ситуации, жизненной коллизии, возникшей дилемме, что и станет для него сущностной значимостью обсуждаемой проблемы.
5)Резюме диалога как смысловое заключение или переход к следующей проблеме. Данное резюме может быть выражено как открытый финал, побуждающий детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим финалом педагог побуждает детей к рефлексии и само осмыслению, что стимулирует их нравственное развитие.
Литература.
1.Шемшурина А.И., Шемшурин А.А. Диалогическое взаимодействие учащихся и педагогов в системе непрерывного этического воспитания школьников: методическое пособие для системы общего среднего образования // Этическое воспитание. - 2007. - №5.
2. Шемшурина А. И. Основы этической культуры. Книга для учителя. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999.-112 с. - (Воспитание и доп. образование детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология этического мышления как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника
Краткое описание одного из направлений духовно-нравственного развития, работа с сопряжёнными нравственными понятиями...
Музыкальное искусство как средство духовно-нравственного развития младших школьников.
В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Чем раньше ребёнок получит возможность познакомитьс...
Индивидуальные образовательные маршруты на уроках ОРКСЭ как средство духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества» (Теодор Рузвельт) Основы религиозных культур и светской этики в ФГОС НОО осуществляют•...
Статья "Проект "Мой младший товарищ" как средство эмоционально-нравственного развития младшего школьника".
Статья посвящается воспитанию эмоционально-нравственной отзывчивости младшего школьника....
Притча, как средство для духовно- нравственного развития школьников
Я с радостью хочу сообщить вам, что нашла ключик к сердцу моих учеников. Это притчи. Ребятам очень нравится слушать поучительные истории и с самого первого класса с удовольствием слушают и береж...
Игровые технологии как средство совершенствования речевого развития школьников
Использование игровых технологий для развития речи учащихся...
ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Диалог является важным для формирования духовно – нравственного воспитания, так как слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педаг...