Статья "Проект "Мой младший товарищ" как средство эмоционально-нравственного развития младшего школьника".
статья (4 класс) на тему

Статья посвящается воспитанию эмоционально-нравственной отзывчивости младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_proekt.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «МОЙ МЛАДШИЙ ТОВАРИЩ» КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Титова Анастасия Юрьевна,

учитель начальных классов,

воспитатель ГПД.

ГБОУ средняя школа № 376 Московского района

 

Аннотация: данная статья посвящена проблеме воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости младшего школьника.  Это опыт студенческого исследования по проблеме использования проектной технологии как одного из средств, позволяющих стимулировать положительную динамику  развития эмоционально-нравственной отзывчивости ученика начальной школы.

Роль морального выбора человека, механизмов нравственной регуляции его поведения и отношений возрастает в условиях демократизации общества, увеличения свободы личности. Состояние нравственности в обществе зависит от культуры и развития каждого человека, основы которых закладываются в детстве.

Проблема развития доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваемся с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает значительную тревогу у  взрослых, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Из этого следует, что теряются нравственные ориентиры, что  взрослые не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. И это ставит достаточно остро проблему нравственного воспитания, ориентирует образование на воспитание человека, способного к конструктивному изменению своей жизни, имеющего положительную установку на Другого и ответственного за свои поступки; воспитание личности, стили жизнетворчества которой будут созвучны стилям гуманистического общества.

Эти изменения нашли отражение в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). В документах обозначена необходимость восстановления роли образования в физическом, интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии человека; ставится задача развития этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей [1; 2]. В ФГОС НОО подчёркивается важность воспитания у младшего поколения эмоционально-нравственной отзывчивости как составляющей социального потенциала общества. Вместе с тем понятие «эмоциональная отзывчивость», введённое в педагогическую науку и практику, ещё не получило достаточно глубокого понимания и описания [2].

Периодом развития, в котором формируется личность, является дошкольное детство и младший школьный возраст. Благодаря освоению первых этических эталонов, соподчинению мотивов, ребенок способен осуществлять моральный выбор. Получая от ближайшего социума позитивные нравственные образцы, ценности, ребенок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества.

По мнению ученых и педагогов Л.С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Т.В. Морозовой, О.Г. Дробницкого, Н.И. Болдырева, проблема нравственного воспитания имеет большую социальную значимость, а нравственное совершенствование общества и конкретной личности может быть отнесено к категории общечеловеческих, общенаучных и вечных [3; 4]. Этот вопрос интересовал как философов, социологов, так и педагогов и психологов.

В науке создана существенная теоретическая основа для изучения данной проблемы. Большое значение имеют исследования вопросов развития личности младшего школьника в процессе обучения (В.В. Давыдов, JI.B. Занков, Д.Б. Эльконин и др.), коррекции эмоционального развития детей (Г.Л. Бар-диер, И.П. Воропаева, JI.JI. Лебедева, И.М. Никольская, О.В. Хухлаева и др.), воспитания у младших школьников ценностного отношения к природе (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин и др.), формирования валеологических ориентаций школьников (В.О. Морозов, Н.М. Полетаева и др.). За последнее десятилетие выполнены исследования, посвящённые проблеме развития у младших школьников эмоциональной отзывчивости средствами народной музыки и в процессе обучения игре на музыкальных инструментах (В.Т. Романов, A.B. Славская), развития эмоционально-нравственной отзывчивости подростков в воспитательной системе школы (Ю.В. Удовина)[5].

В современной психолого-педагогической науке и практике дискутируются возможности психологического сопровождения развития личности. Разработаны разнообразные модели, технологии и программы сопровождения развития детей.

Эмоционально-нравственная сфера личности характеризуется системой понятий, среди которых центральное место занимают такие, как нравственные потребности, нравственные убеждения, привычки и поступки, эмоции и чувства, отношения [6; 7; 8].

Задача формирования доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости личности состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности младших школьников.

Л.С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребёнка». Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального.

Возраст младшего школьника является периодом, в котором происходит интенсивное усвоение первичных этических норм поведения и формирования моральных переживаний. Значимое переживание определяет существенные сдвиги в духовном мире ребенка, закрепляет их и приводит к формированию новых черт личности. Целостность личности наиболее четко выступает именно в ее эмоционально-нравственном развитии.

Эмоционально-нравственное развитие личности в этом возрасте обусловлено качественными изменениями в эмоциональной и мотивационной сферах: развитие и понимание положительных и отрицательных эмоций, развитие социальных эмоций, формирование моральных переживаний, развитие эмпатии, формирование высших чувств, выражающих отношение человека к миру и окружающим его людям, умение произвольно управлять своими эмоциями и чувствами; устойчивый характер соподчиненности мотивов и потребностей поведения, развитие Я-концепции, развитие эмпатии и самоконтроля определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном возрастном этапе.

Специфика эмоционально – нравственного развития состоит в том, что оно подчиняется действию общественно-исторических законов путем присвоения выработанных обществом форм и способов деятельности и поведения. Эмоционально-нравственное развитие детей осуществляется как процесс, состоящий из формирования и разрешения различных противоречий.

В качестве движущих сил выступают те внутренние противоречия, с которыми ребенок сталкивается в процессе взросления, а также внешние стимулы, побуждающие его изменяться.

 Актуальность нашей темы связана с тем, что в требованиях к личностным   результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО ставится задача развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей. Тогда как существует проблема в  концептуальном обосновании данного процесса. С другой стороны существует противоречие между потребностью практики воспитания младших школьников в современных средствах воспитания эмоциональной отзывчивости и недостаточной разработкой конкретных методик воспитания этого качества в педагогической науке;

Термин «эмоциональная отзывчивость» активно используется в педагогической учебной и методической литературе, в нормативных материалах, предлагаемых школьным учителям. Вместе с тем определение этому понятию современные словари не дают.

Научно-технический прогресс, стремительно приближающий людей к «обществу знаний» [9; 10], вместе с тем способствует возникновению проблем, связанных с социальным потенциалом «общества знаний». Потому одним из направлений в формировании личности становится воспитание у младшего поколения эмоционально-нравственной отзывчивости – одной из составляющих социального потенциала «общества знаний».

С позиции  отечественных психологов, физиологов Л. С. Выготского. П.Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева,  В. В. Рубцова учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 6-10 лет, а возраст является сенситивным периодом для воспитания и обучения.  Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью  творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся,  их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи и в тоже время человек должен оставаться человеком с присущими ему эмоциями, чувствами, желанием помочь ближнему.

Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают  новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения.  Помимо  традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Активно используются и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в  сотрудничестве, разноуровневое обучение, широко внедряется проектная деятельность. Среди разнообразных направлений педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность.

Таким образом, можно считать проект достаточно эффективным средством для формирования эмоционально – нравственной отзывчивости школьника.

В связи с вышесказанным мы определили предмет и объект нашего исследования. Объект исследования: процесс развития эмоционально – нравственной отзывчивости младшего школьника.  Предмет исследования: проект как средство развития эмоционально – нравственной отзывчивости младшего школьника.

Целью нашего исследование стало: изучение эмоционально – нравственной отзывчивости младшего школьника в ситуации введения проектной деятельности соответствующей направленности.

Гипотеза исследования: воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников может быть эффективным, если будет в практике работы учителя использоваться технология проектной деятельности при следующих условиях:

- эмпатийности общения, взаимодействия педагога и детей;

- стимулирования взаимодействия, общения детей разного возраста;

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

  1. Дать характеристику эмоционально-нравственной  отзывчивости личности как психологическому явлению;
  2. Описать особенности развития эмоционально-нравственной отзывчивости  в младшем школьном возрасте;
  3. Рассмотреть воспитание эмоционально-нравственной  отзывчивости у младших школьников как современную научно-практическую проблему;
  4. Проанализировать условия и средства воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников;
  5. Рассмотреть проектную технологию как одно из средств воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости;
  6. Провести диагностику  уровней эмоционально-нравственной отзывчивости младшего школьника;
  7. Организовать проект «Мой младший товарищ (друг)»
  8. Проанализировать результаты и разработать рекомендации для учителей по развитию эмоционально-нравственной отзывчивости младшего школьника с помощью проектной технологии.

Продуктом, завершающим наш проект будет игра по станциям для  1-2 х классов школы, подготовленная силами учеников 4х классов. Таким образом мы хотим доказать, что данное средство может быть достаточно эффективным, так как знакомство с психолого-педагогической литературой позволило нам сделать вывод, что деятельностный характер воспитания, субъектная позиция учащегося и целенаправленный процесс воспитания, исходя из нашей проблематики исследования должен дать положительный результат. Тем более, что проектная технология способна  содействовать развитию эмоциональной отзывчивости: активизации ощущений, переживаний детей; возможностью делиться эмоциональными переживаниями, удовлетворять желание творить, реализовать потребности в заботе о конкретных людях.

Литература

1. Данилюк А.Я, Кондаков А. М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.,  Просвещение, 2014 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образовании .  /Гончарова Н. В. М., Просвещение, 2016 г.с.-5

3. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М.: Знание. 1985 ., с.. –  64

4. Зинченко В.П. Человек развивающийся / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов // Очерки российской психологии. – М., 1994. – 304 с.

5.Курносова С.А. Диссертация «Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников». 2013 г. Электронный ресурс. Режим доступа/ http://www.dissercat.com/content/vospitanie-emotsionalnoi-otzyvchivosti-u-mladshikh-shkolnikov.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Спб., Питер. 2011 год, с.- 65

7. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: Линка-Пресс, 1998. – 111 с.

8. Мельникова Н.В. Методология исследования психологических категорий нравственно-этического аспекта личности дошкольника: монография / Н.В. Мельникова – Шадринск: - Изд-во ПО Исеть, 2005. – 283 с.

9. Карпов, А.О. Когнитивно-культурный полиморфизм образовательных систем / А.О. Карпов // Педагогика. – 2006. – № 3.– С. 13–21. 8.

10.Краевский, В.В. «Человеческий фактор» в жизни и в педагогике / В.В. Краевский // Педагогика. – 2006. – № 3. – С. 92–101.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство интеллектуально-творческого развития младших школьников.

Данная работа предназначена для того, чтобы поделиться опытом с педагогами, желающими использовать самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность учащихся в качестве средства развития лич...

Музыкальное искусство как средство духовно-нравственного развития младших школьников.

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Чем раньше ребёнок получит возможность познакомитьс...

Интеграция уроков литературного чтения и предметов эстетического цикла - средство художественно-эстетического развития младших школьников

Цель начального общего образования, согласно требованиям ФГОС, - личностное развитие младших школьников. Оно осуществляется во всех видах урочной и внеурочной деятельности.  Покажем это на пример...

Игровая деятельность, как средство воспитания и развития младших школьников

Игра неразрывно связана с развитием речи детей.Игра способствует развитию познавательных интересов.Игра является своеобразным способом усвоения новых знаний.Оказывает влияние на поведение ребенк...

Уроки физической культуры как средство воспитания физического развития младших школьников

В связи с тем, что до сих пор урок остается основной формой организации обучения школьников и занимает основное время их пребывания в школе, то именно он является основным средством в осуществлении фи...

Подвижные игры как средство воспитания и развития младших школьников в группе продленного дня.

Статья о значении подвижных игр для развития учащихся в группе продленного дня....

Организация исследовательской деятельности как средство интеллектуально-творческого развития младших школьников.

Организация исследовательской деятельности как средство интеллектуально-творческого развития младших школьников...