Работа учителя по речевому развитию обучающихся начальных классов
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников. В работе представлены разные методические подходы, направленные на развитие речи, наиболее распространенные приемы работы с текстом, виды творческих работ на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа учителя по речевому развитию обучающихся начальных классов.
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.
Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.
Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.
Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности.
Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.
В развитии речи выделяются три линии:
- работа над словом;
- работа над словосочетанием и предложением;
- работа над связной речью.
Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарём учащихся придаётся очень большое значение. Особенность словарной работы в начальной школе (как, впрочем, и многих других видов по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.
Словарная работа включает в себя четыре направления:
- обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;
- уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
- активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
- устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.
Все эти направления работы тесно связаны между собой. Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение. Работа над словосочетанием ведёт учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.
Упражнения с предложениями можно разделить на три группы:
- Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций.
- Конструктивные упражнения – это построение предложений на основе усвоенных закономерностей. С помощью этих упражнений школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретическими сведениями. Школьники учатся перестраивать предложения, расширять их, объединять.
- Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Строя предложения, школьники опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности.
Все указанные упражнения идут параллельно на всех этапах обучения в школе. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели).
Выделим общие задачи учителя в развитии речи учащихся:
- Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ.
- Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.
- Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
- Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом.
- Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Главные требования к речи учащихся:
- содержательность;
- логичность;
- точность;
- выразительность;
- ясность;
- правильность.
Оценивая выполнение речевых упражнений учащимися, следует учитывать все перечисленные требования как критерии овладения речью.
Речь тесно связана с процессом мышления.
Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.
Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И.Жилкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».
Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Развитие речи ребенка — не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Для этого необходимы условия: создание оптимальных условий, способствующих более успешному развитию речи учащихся.
В современной методике существуют разные методические подходы, направленные на развитие речи. В основе курса «русский язык» в начальной школе взят системно-деятельностный подход. Речь является своеобразной деятельностью человека, целенаправленной, творческой деятельностью. Признание этого факта и научный анализ соответствующего понятия положили начало новому подходу к работе по развитию речи — с позиций теории речевой деятельности. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Система речевых упражнений эффективная лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая сфера, которую создает школа и которую расширяет классное и внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии, другие языковые занятия.
В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи (или упражнения по развитию речи):
-развернутые ответы на вопросы (в том числе в беседе);
-различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм или лексики, если высказывания (или написанные тексты) в основном отвечают изложенным выше требованиям;
-записи по наблюдению, ведение дневников погоды, другие дневники;
- составление по серии картинок;
-устный пересказ прочитанного (в его различных вариантах);
-устный рассказ учащихся по заданной теме, по картинке, по наблюдениям, по данному началу и концу и т.п.;
-рассматривание художественных текстов, заученных на память;
- изменение стиля теста;
-импровизация сказок, зачатки литературно - художественного творчества;
-письменные изложения образцовых текстов;
-перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценировка рассказов и пр. (как устно, так и письменно);
-диалоги - пересказы с сохранением диалогической формы, а также самостоятельные диалоги между учащимися (устно);
-различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, воображаемой экранизации прочитанных произведений или собственных рассказов;
-письменные сочинения разнообразных типов;
-статьи в газетах, отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах, то есть в сущность сочинения особых жанров;
-письма;
-деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и др.
Это лишь самое общее перечисление тех видов связанных текстов, которыми пользуются младшие школьники на традиционных уроках. Я использую в работе технологию продуктивного чтения и проблемно – диалогическую технологию.
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то свободно высказываются, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и другое.
Упражнения по развитию речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка и литературы. Каждый устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания.
Наиболее распространенными приемами работы с текстом являются:
- Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.
- Сочинение сказок – это способность реализовать через речь воображение ребенка, наблюдательность и мышление младших школьников.
При работе со сказкой можно использовать следующие приемы:
- «Выворачивание сказки наизнанку» по технологии Джанни Родари (т.е. события в сказке излагаются в той же последовательности, но вместо персонажей этой сказки вводятся новые персонажи или другие объекты). Этот прием помогает детям отойти от стереотипов при придумывании продолжения уже знакомой сказки.
(Например, придумайте сказку, в которой вместо репки вырос гигантский горох…)
-Решение сказочных задач.
- Что нужно сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
- Что может сделать колобок, чтобы и песенка была услышана, и живым остаться?
- Пересказ сказки с опорой на схему – загадку.
- Сказка, у которой три концовки. Прослушав начало сказки и ее три концовки, ученики выбирают окончание сказки и доказывают свой выбор.
- Переделаем сказку. Даются опорные слова: например, петушок, курочки, цыплятки, дед, баба, двор, лиса. Сначала ученики вспоминают, какую сказку напоминают слова, какие слова лишние. На основе лишних слов нужно придумать новые интересные действия в известной сказке.
- Сказочные истории. Ученики придумывают по воображению, заданию учителя, личным наблюдениям.
- Метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего (игра — рисование, сопровождающееся рассказом)
Помимо того, что сказка способствует развитию речи младших школьников, она помогает развивать руки. Не случайно говориться “Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю”. Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематически, показать эпизод с помощью жестов и мимики, драматизировать. Используемая серия игровых заданий, способствует формированию образного видения сюжета и персонажей произведения.
Виды творческих работ на уроках русского языка
Творческое списывание:
Творческое списывание обычно усложняется заданиями по развитию речи. Прежде чем проводить списывание, отрабатывается правописание орфограмм.
Задание должно быть четко сформулировано и разъяснено учащимся.
Тема урока: «Слитное и раздельное написание не с глаголами». Задание:
Вставь пропущенные глаголы с не.
Футбольная команда в полном сборе. До начала матча осталось три минуты, а вратаря нет. «Что же с ним случилось?»- ... игроки. «Сорвать решающий матч!»-... капитан. «А может, Игорь заболел. Ему всю неделю ...»,- сказал Олег, (недоумевают, негодует, нездоровится)
Тема урока: «Диалог».
Задание: Восстанови пропущенные реплики.
- Да, на юге.
- В Крыму.
- Конечно, видел! Купался в нем!
- Море огромное! На одном берегу стоишь, а другого даже не видно.
Тема урока: «Число имен существительных».
Задание: Продолжи ряд однородных членов, употребив имена существительные, имеющие форму
одного числа.
В продовольственном магазине. На Садовой улице открылся новый продовольственный магазин. В нем три отдела. В первом отделе большой выбор молочных продуктов: кефир, ... , ... .Во
Втором отделе можно купить макароны,........ В третьем отделе вам любезно предложат
различные кондитерские изделия: конфеты... .
Терминологический диктант.
Он способствует развитию словарного запаса учащихся и усвоению литературных норм
произношения слов.
Тема урока: «Лексическое значение слов».
1. Шторы из пластинок, навешиваемые на окна (жалюзи).
2. Начитанность, глубокие познания человека в какой-либо области науки (эрудиция).
3. Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплета с самой книжкой (форзац).
4. Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном
творчестве (филология).
Работа с фразеологизмами.
Чтобы речь стала легкой, понятной, выразительной, не изобиловала бы лишними словами, следует, конечно, потрудиться. Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы.
Тема урока: «Употребление слов в прямом и переносном значении» Задание:
1. Найди фразеологический оборот, составь с ним предложение: Она улыбается редко, ей некогда лясы точить.
2.О ком так говорят?
Белая ворона звезд с неба не хватает
Гусь лапчатый правая рука
Желторотый птенец язык без костей
Собаку съел семь пядей во лбу
Тема урока: «Обогащение лексики русского языка».
Задание: Замени фразеологические обороты словами-синонимами.
В час по чайной ложке (медленно)
Рукой подать (близко)
Кривить душой (лгать)
Повесить нос (грустить)
Себе на уме (хитрый)
Гонять лодыря (бездельничать)
Во все лопатки (быстро)
Раз два и обчелся (мало)
Куры не клюют (много)
Кожа да кости (худой)
Тема урока: «Как пополняется словарный состав языка».
Задание: Восстанови фразеологизмы:
Купить ... в мешке
Пустить ... в огород
Делить шкуру неубитого ...
Смотреть как ... на новые ворота
Дуется как ... на крупу
Набито как в бочке ...
Писать как ... лапой
Тема урока: «Спряжение глагола. Лицо, число»
Задание: Закончи предложения. Вставь пропущенные окончания.
Много слыш... и вид... в лесу внимательный охотник. Он слыш..., как ..., ... . Он вид..., как ..., ... . «Охотник слыш... , как лес дыш...»,- говор... русская пословица.
Тема урока: « Слово как самостоятельная часть речи. Морфология»
Задание: Определи, слова какой части речи пропущены. Объясни роль имен прилагательных в тексте. Допиши 2-3 предложения о том, что будет сниться ежику в его лесных снах.
В ... дни готовит ... логово. Ночью и днем таскает в ... нору под ... пнем ... листочки и ... мох стелет ... постель.
Придет ... зима, накроет его нору ... сугроб. Тепло ежу под ... одеялом. До солнышка проспит зверек. И будут сниться ему лесные ....
Редактирование текста.
Распространение рассказа.
Этот вид работы учит распространять текст на основе его зрительного восприятия. Тема урока: «Распространенные и нераспространенные предложения». Задание: Распространи текст.
Утро. Лето в разгаре. Поляна в березовом лесу. Буйно цветут травы. Четыре косца встали в ряд и взмахнули косами.
1. Знакомство с текстом.
2. Детальное рассмотрение картины А.Пластова «Косцы».
3. Знакомство с худ. произведениями, в которых описывается тяжелый, но бодрящий труд косцов (К.Ваншенкин. «Покос в лесу», отрывок из романа Л.Толстого «Анна Каренина» «Косцы»)
4. Распространение рассказа на основе художественных текстов.
Описание по аналогии.
Составление небольших рассказов, подобных прочитанным - работа, стоящая на грани простого изложения и творческого описания. Изменения, которые дети вносят в свой рассказ, нередко бывают подлинно творческими.
Тема урока «Что обозначает имя прилагательное».
Задание: Опиши какое-нибудь животное также интересно, используя для этого имена прилагательные.
Огромный жук был словно в латах - истинный воин. Усы его напоминали стальные плети, состоящие из жестких подвижных булавообразных звеньев; один из сегментов груди был щедро утыкан по краям острыми шипами; клещи- это два широких острых серпа.
Говорят, что когда он летит, слышен издалека, и зрелище очень эффектное- летящий с глухим жужжанием крест.
Осложненное списывание.
Тема урока: «Когда слова употребляются в переносном значении».
Задание: Спиши, вставляя подходящие по смыслу слова. Подчеркни слова, употребленные в переносном значении. В огороде у дорожки Стоит солнышко на ... . Только желтые лучи У него не ... .
Вывод: Название одного предмета перенесено на другой предмет, сходный с ним по цвету и форме. Это метафора. На метафоре построены почти все загадки.
Изложение- миниатюра.
Творческая работа данного вида помогает усвоить содержание и стиль образцового текста.
Тема урока: «Знаки препинания при прямой речи».
Задание: Напиши изложение- миниатюру по данному тексту, употребив предложение с прямой речью. Озаглавь в соответствии с основной мыслью.
Дятел с длинным белым червем в клюве нырнул в круглое отверстие дупла. Я закрыл дырочку ладонью. Но в это время дятел из дупла вдруг как долбанет мою ладонь, что я с криком отдернул руку.
И тут я подумал: «Какой храбрец! Не посмотрел на то, что я раз в двести больше его».
Тема урока: «Второстепенные члены предложения».
Задание: Напишите изложение- миниатюру по данному тексту, употребив предложение с обобщающим словом. Используй выразительные средства языка. Озаглавь.
Тише! Здесь лесная столовая. Поваром оказался шустрый дятел. Он брал тяжелые еловые шишки и загонял их клювом в расщелину дерева, а затем принимался их теребить. Многие зерна из шишек падали на снежную скатерть, на которой ужинала целая крылатая стая: осторожные синицы, красногрудые снегири, бедовые воробьи. На верхушке дерева трещала сорока - надо же посплетничать перед сном, рассказать последние новости ужинающим.
Разгадывание кроссвордов.
В заключении хочется отметить, что такая работа над связной речью дает очень хорошие результаты: дети становятся более раскрепощенными, учатся выступать перед сверстниками, речь их становится более насыщенной, развернутой. Кроме того, дети узнают много интересного о художественных произведениях, их разнообразии, знакомятся с разными авторами, с историей создания книг, с материалами, из которых они делались в древние времена и делаются сейчас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-363592-1386518534.jpg)
Внеурочная деятельность – путь к развитию обучающихся начальных классов.
В статье рассмотрены виды внеурочной деятельности в начальных классах. Целью внеурочной деятельности является создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального оп...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/19/picture-249779-1560944944.jpg)
Мастер-класс «Проектная деятельность как условие творческого развития обучающихся начальных классов»
В данном материале учитель передает свой опыт по организации проектной деятельности учащихся начальных классов путём комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм орган...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/01/picture-911945-1491051129.jpg)
Отчет учителя-логопеда Валовой А.С 16-17 г.г. о речевом развитии обучающихся на педагогическом совете по адаптации обучающихся 5 классов.
В начале каждого учебного года учитель-логопед проводит диагностическое обследование среди обучающихся классов с ОВЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-1361913-1636961678.jpg)
Работа по выявления и развитию учащихся начальных классов
Работа по выявления и развитию учащихся начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-993723-1515643711.jpg)
«Организация работы учителей – логопедов по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР и ЗПР»
Речь является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.Речь современных шк...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/31/picture-1432145-1667239729.jpg)
Развитие речевой деятельности обучающихся начальных классов на уроках
Развитие речевой деятельности обучающихся начальных классов на уроках...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/31/picture-1432145-1667239729.jpg)
Развитие речевой деятельности обучающихся начальных классов на уроках
Развитие речевой деятельности обучающихся начальных классов на уроках...