Развитие речевой деятельности обучающихся начальных классов на уроках
материал
Развитие речевой деятельности обучающихся начальных классов на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechevoy_deyatelnosti_na_urokah_v_nach_shk_sokrashch.docx | 37.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевой деятельности обучающихся начальных классов на уроках
литературного чтения.
1. Сущность речевой деятельности как вида деятельности
В первую очередь мне бы хотелось остановиться на понятии речевая деятельность – процесс приема и передачи информации с помощью языка в процессе общения, представляющего собой совокупность речевых действий.
Речевая деятельность является сформированным навыком, объединяющим в своём понятии письмо, речь и чтение. Это умение служит человеку на протяжении всей жизни и позволяет ему:
- коммуницировать с другими членами общества;
- приобретать определённые навыки;
- вести полноценную трудовую деятельность.
Само понятие включает в себя целый комплекс навыков и умений:
- Чтение- воспринимать и обрабатывать ту информацию, которая зашифрована буквенными символами.
- Аудирование-воспринимать чужую речь на слух, обрабатывать её на ментальном уровне для того, чтобы сформировать представление о том, что было произнесено.
- Устная речь -устно выражать свои собственные мысли или озвучивать какую-либо информацию.
- Письменная речь-графически отображать свои мысли и ощущения, знания, навыки или умения.
Только сформированность всех 4-х видов навыков позволяет говорить о полной речевой деятельности у конкретного индивида. Развитие речи – это канал интеллектуального развития человека – это во – первых, во – вторых, развитие речи есть развитие мышления, в – третьих, от того, насколько человек владеет речью, зависит его карьера, способность к самовыражению, успехи в личной жизни.
3. Формирование речевой деятельности у учащихся
Для того, чтобы речь служила средством общения, необходимо:
-наличие материала для высказывания;
-создание специальных речевых ситуаций, рождающих у обучающихся желание вступить в речевое общение;
-организация мыслительной деятельности.
Формирование речевой деятельности у учащихся предполагает развитие умений:
-слушать и понимать обращённую речь;
-обращаться с учителем (поддерживать диалог);
-отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их;
-ориентироваться в ситуации общения(знать Зачем? О чём? Кому? Как говорить?);
-правильно строить своё высказывание в зависимости от ситуации общения.
Требования, предъявляемые, к речи:
-ясность – доступность речи для понимания другими людьми;
-частота речи – отсутствие «паразитических слов»;
-точность – умение передать свою мысль, рассказать о каком – либо случае, описать предмет или явление в соответствии с действительностью.
-выразительность – умение ярко, убедительно, и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на слушателя;
-богатство языковых средств - отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.
В методической литературе описано много приёмов по развитию речи. Но я всё же нахожу новые формы, методы и средства обучения применимые именно к моему классу. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Для урока отбираю занимательный текстовый материал. Обращаю особое внимание на постановку вопросов и задач проблемного характера, использую игровые формы упражнений, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики вводятся в определённую речевую ситуацию. Учу детей пользоваться справочной и научной литературой, самостоятельно добывать знания, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Развитие речи происходит на всех уроках литературного чтения.
В работе по развитию речи я выделяю четыре линии:
1)работа над звуковой культурой речи(дикция, артикуляция, дыхание логическая пауза, логическое ударение) Постановка правильного дыхания, развитие правильного звукопроизношения (внятности речи)-чистоговорки, скороговорки, артикуляционная зарядка,
достижение выразительности речи на материале скороговорок, стихов.
Предлагаю такие задания:
- прочитай шепотом, беззвучно, тихо, громко
- прочитай с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно.
-проговаривание, сопровождаемое определенными действиями: хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями;
- импровизационная инсценировка скороговорок;
- создание скороговорных приветствий;
- письмо скороговорок по памяти.
- 2)работа по обогащению словаря-(толкование слова с помощью одного или нескольких приемов: контекстуальный; подбор синонима, антонима; наглядный; развернутое описание, актуализация слова, использование слова в речи, составление словосочетаний и предложений с трудными, новыми словами)
3)работа над словосочетанием и предложением (построение предложений по образцу;выделение словосочетаний из предложения;установление связей между словами с помощью вопросов;составление самостоятельных словосочетаний, использование фразеологизмов в предложении, составление вопросов (Ромашка вопросов)
4)работа над связной речью на уровне текстов(пословицы, загадки, фразеологизмы, работа с текстом – смысловое чтение, пепресказ, диалог).
3.2. Работе по обогащению, активизации словарного запаса на уроках чтения также уделяется большое внимание. В процессе словарной работы необходимо добиться не только понимания слов и обозначаемых ими образов, представлений, понятий в тексте, но и научить употреблять слова в связной, живой речи – составляем предложения с этим словом и также обсуждаем, где будет уместно применить это слово в жизни.
3.3. Работа над словосочетанием и предложением.
Систематическая, кропотливая работа над словом способствует обогащению, уточнению, активизации словаря, устранению нелитературных слов, позволяет плавно перейти к работе над словосочетанием и предложением:
Основные виды заданий:
- Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках: Тишина царит в дремучем …
- «Найди ошибку»: В полу лежит красивый ковер.
- Составление предложений по разным моделям: Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко.
- Распространение предложения: Ярко светит солнце. На небе ярко светит солнце.
- Изменение порядка слов: На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.
- Восстановление деформированного предложения: лесу, роет, в, лиса, нору
- Составление предложения по аналогии: Песок сыплют, а воду…
3.4. Работа над связной речью на уровне текстов.
Особое внимание уделяю осмысленному восприятию прочитанного текста, через:
3.4.1.ПОСЛОВИЦЫ
Обязательно для развития речи учащихся необходимо вводить пословицы, поговорки, крылатые выражения, загадки, так как они являются строительным материалом русского языка и способствуют формированию личностных качеств, привития интереса к культуре и обычаям страны,
Виды заданий с пословицами:
- раскрытие их смысла(прямого и переносного);
- доскажи пословицу;
- соотнеси пословицу и картинку;
- составь пословицу;
- викторина «Кто больше?»(вспомнить пословицу на определённую тему).
- «перевести» на русский язык.
(Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам.) - Семь раз отмерь, один раз отрежь. Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан.) -Шило в мешке не утаишь.
Назови пословицы, чтобы в них были числа семь и один. (Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
- Подбор или выбор, из предложенных пословиц, к прочитанному тексту.
3.4.2. ЗАГАДКИ
Богатый материал для развития речи содержат в себе загадки. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает к чёткой логике, обогащает их словарный запас, учит выделять основные свойства, признаки предметов, воспитывает любовь к русской словесности, народному творчеству.
Приёмы работы с загадками очень разнообразны:
- звуковой анализ отгадок;
- подбор педагогом загадок так, чтобы слова- отгадки объединяла одна орфограмма;
- отгадывание кроссвордов из загадок;
- сочинение загадок;
- словарная работа(тематические загадки о временах года, животных ит.д.) ;
- определение темы урока с помощью загадок.
3.4.3. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы.
- 1. Найди фразеологический оборот, составь с ним предложение:
(Она улыбается редко, ей некогда лясы точить.)
- 2. О ком так говорят?
Белая ворона звезд с неба не хватает
Гусь лапчатый правая рука
Желторотый птенец язык без костей
Собаку съел семь пядей во лбу
- 3. Замени фразеологические обороты словами-синонимами.
В час по чайной ложке (медленно)
Рукой подать (близко)
Кривить душой (лгать)
3.4.4.РАБОТОЙ С ТЕКСТОМ – СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ (читательская грамотность) – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Это значит, что учащимся необходимо овладеть осознанным, осмысленным чтением, а затем полученную информацию передать слушателю.
Виды работы:
1. Умение найти и извлечь информацию из текста. (Ищут и подтверждают это словами текста);
2. Выделять главную мысль всего текста или его частей,умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию.
(Работа над заголовком, перед чтением текста выдвижение гипотезы о чем будет говориться в тексте, затем после прочтения соотнести с гипотезам.
Составление модели обложки (жанр, о чем или о ком произведение, главные герои, чему учит, подбор пословиц или фразеологизмов).
Составление вопросов по тексту –Ромашка вопросов. )
3. Понимать информацию, содержащуюся в тексте, умение использовать для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных.
4. Умение сделать из полученной информации соответствующие выводы. (Чему учит данное произведение)
3.4.5. ПЕРЕСКАЗЫ ТЕКСТОВ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯУСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
Преодолеть механическое чтение, научить вдумчиво относиться к содержанию произведений во многом помогают различные виды пересказов:
- полный и сжатый пересказы;
- пересказ по плану;
- творческий пересказ от лица литературного персонажа;
- пересказ с элементами сочинения, додумывания своей концовки произведения,
- выборочный пересказ,
- а также пересказ по ролям с инсценированием;
- заучивание текстов наизусть.
Развитию способности аналитического мышления, навыка осмысленного восприятия произведений способствуют такие виды упражнений, как:
- самостоятельное озаглавливание текста;
- составления плана текста;
- создание текста по предложенному заголовку;
- анализ и корректировка текста с нарушенным порядком предложений;
Развитию же творческого, образного мышления, умению рассуждать логически, чётко, ёмко, кратко и выразительно оформлять речевое высказывание, помогут такие виды работ, как:
- создание книжек-малышек с собственными загадками, небылицами, сказкой;
- придумывание похожих историй;.
- составление историй по картинкам;
- придумай продолжение истории;
- придумывание иной концовки произведения;
- придумывание монолога- порицания литературного героя, совершившего отрицательный поступок
- сочинение писем, поздравительных открыток, записок и других небольших текстов для конкретных ситуаций общения.
- высказывание своего отношения к герою и его поступкам;
- составление письменного описания характеристик героя;
- составление письменных ответов на вопрос;
3.4.6. ДИАЛОГ – первая ступень развития связной речи ученика. Очень важно научить диалогу.
Примеры формирования диалогической речи:
1. Восстанови пропущенные реплики.
- Да, на юге.
- В Крыму.
- Конечно, видел! Купался в нем!
- Море огромное! На одном берегу стоишь, а другого даже не видно.
2. Игра «Журналисты» (Составляют вопросы по ромашке)
Задача «журналистов» – задать интересный, необычный вопрос.
3. Игра «Философский стол».(Чему учит произведение?)
4. Заключение.
Формирование речевой деятельности – сложный и длительный процесс, требующий «долгой и кропотливой работы обучающихся и учителя». Работа по развитию речи учащихся на уроках вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову. Развитие речи в начальной школе не может ограничиться простым пересказом текста, ответами на вопросы, а требует постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной творческой работой над текстом, с формированием сложных речевых умений.Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи.Развитие речевой деятельности определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни. Хочу закончить своё выступление словами К.Д. Ушинского: «Дар слова … развивается не иначе как от упражнений … Развить в детях дар слова – значит, … развить в них логичность мышления … Привычка к нему… дает возможность учащемуся учить урок логически, т. е. находить в нем главную мысль, привязывать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие речевой деятельности в начальных классах.
Описаны эффективные методы, приемы и формы работы учителя на уроках русского языка и речевого развития....
Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"
Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"...
«Создание условий для развития речевой компетенции обучающихся начальной школы на уроках английского языка в говорении посредством использования нетрадиционных форм уроков»
методическая разработка...
Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Наша задача не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмет...
Средства развития познавательной деятельности обучающихся начальных классов.
Формирование познавательного интереса у младших школьников...
Развитие речевой деятельности обучающихся начальных классов на уроках
Развитие речевой деятельности обучающихся начальных классов на уроках...
Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность
Тема работы : "Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность" с приложениями...