«Организация работы учителей – логопедов по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР и ЗПР»
статья по логопедии

Нелли Викторовна Рябцева

Речь является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Речь современных школьников отличается наличием многих ошибок в произношении слов (орфоэпии) и произнесение звуков речи (дикции), неумелом обращении с дыханием и голосом.

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психических процессов - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией. Они испытывают затруднения в усвоении учебных программ, что, обусловлено наличием речевых нарушений:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_uchitelya.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад учителя-логопеда Рябцевой Нелли Викторовны

на тему: «Организация работы учителей – логопедов по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР и ЗПР»

Речь является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Речь современных школьников отличается наличием многих ошибок в произношении слов (орфоэпии) и произнесение звуков речи (дикции), неумелом обращении с дыханием и голосом.

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психических процессов - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией. Они испытывают затруднения в усвоении учебных программ, что, обусловлено наличием речевых нарушений:

  • словарь ограничен рамками обиходно-бытовых тем;
  • нарушена звуковая сторона речи;
  • нарушен грамматический строй речи;
  • скудная диалогическая речь;
  • отсутствует способность построить монолог;
  • отсутствует логическое обоснование своих выводов и утверждений.

Речевые нарушения, в свою очередь приводят к нарушению процесса коммуникаций

  • дети часто не понимают друг друга;
  • не могут вести разговор с друзьями;
  • вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём;
  • не стремятся к сотрудничеству;
  • используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), которые характерны для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормальным речевым развитием пользуются в процессе общения преимущественно речью.

На фоне всех этих недостатков отмечается и недостаточность общей культуры поведения детей.

Таким образом, несовершенство коммуникативных умений учащихся с ТНР и ЗПР осложняет процесс свободного общения, затрудняет развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствует созданию условий для успешной социальной адаптации.

В то же время современная социальная действительность требует от детей с отклонениями в развитии умения читать, писать, излагать собственные мысли в устном и письменном виде, соблюдать речевую культуру. В связи с этим высокую актуальность приобретает развитие речевой компетенции у обучающихся.

Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции и представляет собой практическое овладение языком, базовыми умениями и навыками использования его словарного запаса, грамматического строя, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм в процессе коммуникации, овладение всеми видами речевой деятельности для восприятия и порождения речевых высказываний в жизненно важных ситуациях общения.

Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь, невнимательность к речи собеседника), всё это приводит к снижению коммуникативной активности.

Школьники не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения. Ученики пассивны на уроках русской словесности, затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний.

Речевая компетенция детей с нарушениями речи, которые прошли дошкольную коррекционную программу, при поступлении в школу в большинстве случаев все равно остается недостаточной, что объясняется их психологическим и психическим развитием. Даже у таких детей в первом классе речевые нарушения усугубляются, т.к. происходит смена игровой деятельности на учебную, и переключится таким детям гораздо труднее. В случае если ребенок не проходил предшкольную логопедическую подготовку, задачи коррекции его речи необходимо решать на первой ступени его обучения в школе.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к числу метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования относится активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Для достижения наибольшей эффективности логопедического воздействия, коррекционная работа должна проводиться в тесном взаимодействии с учителями начальных классов, воспитателями ГПД и психологом и другими узкими специалистами.

Для возрастания коммуникативной активности и успешного решения коммуникативных задач  необходимо решить и ряд коррекционных задач по устранению речевого дефекта: исправление дефектов звукопроизношения, овладение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи, владение связной речью (монологической, диалогической), использование интонационных средств выразительной четкой речи.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности, но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Курс «Развитие речи» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно читать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения о культуре речи.

Курс «Развитие речи» позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русского языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Работа по «Развитию речи» мотивирует младших школьников совершенствовать свою речь. Она является шагом к  реализации коммуникативного подхода к обучению родному языку младших школьников, который должен строиться на осознанном  использовании его в различных речевых и житейских ситуациях. Исходя из этого, особое место отводится работе правилам выразительного чтения.

Выразительное чтение:

  • Учит внимательно относиться к каждому слову и понимать смысл прочитанного.
  • Учит грамотно излагать собственные мысли.
  • Развивает память и расширяет словарный запас.
  • Способствует развитию абсолютной грамотности.
  • Исправляет недостатки произношения и ставит голос.
  • Доставляет эстетическое удовольствие.

Цель: обучение выразительному чтению и грамотной речи.

Задачи:

Обучающие:

  1. формировать знания, умения, навыки по основным правилам выразительного чтения;
  2. совершенствовать общее языковое развитие обучающихся;
  3. учить работать с текстом литературного произведения (осуществлять поиск информации и понимать прочитанное и передавать свою информацию).

Развивающие:

  1. приобщить школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  2. развивать ВПФ (память, внимание, мышление, воображение, восприятие);
  3. развивать умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание.

Воспитательные:

  1. побуждать обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  2. воспитывать культуру обращения с книгой.

Учителя-логопеды на занятиях формируют у детей свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, которые позволят реализовать свой замысел во взаимодействии субъектов общения в различных коммуникативных ситуациях. Для развития коммуникативной компетентности младших школьников с речевыми нарушениями необходимы следующие условия: социальная ситуация развития ребенка; совместная деятельность и обучение. Таким образом, в процессе интенсивной, систематической и последовательной логопедической работы педагоги смогут помочь обучающемуся с ТНР и ЗПР скорректировать имеющиеся недостатки коммуникативных умений и навыков, максимально реализовать его потенциальные возможности.

Постепенно школьники научаются осознавать цели и условия общения, сознательно пользоваться языковыми средствами, с помощью которых может быть решена коммуникативная задача, активно взаимодействовать в конкретной ситуации общения. Обучающиеся овладевают умением адекватно усваивать и передавать информацию в процессе межличностного общения, руководить коллективными формами работы, правильно реагировать на различные ситуативные факторы общения. Под влиянием всестороннего коррекционного обучения и воспитания у обучающихся с нарушениями речи происходят позитивные изменения в развитии речевой и познавательной деятельности. У большинства учеников прослеживается активность в общественной жизни, стремление к дальнейшему образованию, добросовестное отношение к труду в разных видах профессиональной деятельности. Всё это позволяет положительно оценить возможности их полной социальной адаптации и успешной самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Организация работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта общеобразовательного учреждения

В презентации представлены материалы организационной методической  работы учителя - логопеда в рамках школьного логопедического пункта и паспорт логопедического кабинета....

Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС

Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...

Методический семинар "Развитие речевой компетенции обучающихся"

Данный материал поможет коллегам при работе над развитием речевой компетенции. В ней раскрываются приемы работы, которые можно использовать на разных образовательных предметах, как в начальной школе, ...

Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»

РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...

Организация работы учителей – логопедов по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР

В этой статье освещена организация работы учителя-логопеда по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР на занятиях по логопедической ритмике....