«Организация работы учителей – логопедов по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР и ЗПР»
статья по логопедии
Речь является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Речь современных школьников отличается наличием многих ошибок в произношении слов (орфоэпии) и произнесение звуков речи (дикции), неумелом обращении с дыханием и голосом.
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психических процессов - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией. Они испытывают затруднения в усвоении учебных программ, что, обусловлено наличием речевых нарушений:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_uchitelya.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад учителя-логопеда Рябцевой Нелли Викторовны
на тему: «Организация работы учителей – логопедов по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР и ЗПР»
Речь является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Речь современных школьников отличается наличием многих ошибок в произношении слов (орфоэпии) и произнесение звуков речи (дикции), неумелом обращении с дыханием и голосом.
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психических процессов - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией. Они испытывают затруднения в усвоении учебных программ, что, обусловлено наличием речевых нарушений:
- словарь ограничен рамками обиходно-бытовых тем;
- нарушена звуковая сторона речи;
- нарушен грамматический строй речи;
- скудная диалогическая речь;
- отсутствует способность построить монолог;
- отсутствует логическое обоснование своих выводов и утверждений.
Речевые нарушения, в свою очередь приводят к нарушению процесса коммуникаций
- дети часто не понимают друг друга;
- не могут вести разговор с друзьями;
- вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём;
- не стремятся к сотрудничеству;
- используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), которые характерны для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормальным речевым развитием пользуются в процессе общения преимущественно речью.
На фоне всех этих недостатков отмечается и недостаточность общей культуры поведения детей.
Таким образом, несовершенство коммуникативных умений учащихся с ТНР и ЗПР осложняет процесс свободного общения, затрудняет развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствует созданию условий для успешной социальной адаптации.
В то же время современная социальная действительность требует от детей с отклонениями в развитии умения читать, писать, излагать собственные мысли в устном и письменном виде, соблюдать речевую культуру. В связи с этим высокую актуальность приобретает развитие речевой компетенции у обучающихся.
Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции и представляет собой практическое овладение языком, базовыми умениями и навыками использования его словарного запаса, грамматического строя, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм в процессе коммуникации, овладение всеми видами речевой деятельности для восприятия и порождения речевых высказываний в жизненно важных ситуациях общения.
Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь, невнимательность к речи собеседника), всё это приводит к снижению коммуникативной активности.
Школьники не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения. Ученики пассивны на уроках русской словесности, затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний.
Речевая компетенция детей с нарушениями речи, которые прошли дошкольную коррекционную программу, при поступлении в школу в большинстве случаев все равно остается недостаточной, что объясняется их психологическим и психическим развитием. Даже у таких детей в первом классе речевые нарушения усугубляются, т.к. происходит смена игровой деятельности на учебную, и переключится таким детям гораздо труднее. В случае если ребенок не проходил предшкольную логопедическую подготовку, задачи коррекции его речи необходимо решать на первой ступени его обучения в школе.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к числу метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования относится активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Для достижения наибольшей эффективности логопедического воздействия, коррекционная работа должна проводиться в тесном взаимодействии с учителями начальных классов, воспитателями ГПД и психологом и другими узкими специалистами.
Для возрастания коммуникативной активности и успешного решения коммуникативных задач необходимо решить и ряд коррекционных задач по устранению речевого дефекта: исправление дефектов звукопроизношения, овладение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи, владение связной речью (монологической, диалогической), использование интонационных средств выразительной четкой речи.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности, но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Курс «Развитие речи» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно читать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения о культуре речи.
Курс «Развитие речи» позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русского языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Работа по «Развитию речи» мотивирует младших школьников совершенствовать свою речь. Она является шагом к реализации коммуникативного подхода к обучению родному языку младших школьников, который должен строиться на осознанном использовании его в различных речевых и житейских ситуациях. Исходя из этого, особое место отводится работе правилам выразительного чтения.
Выразительное чтение:
- Учит внимательно относиться к каждому слову и понимать смысл прочитанного.
- Учит грамотно излагать собственные мысли.
- Развивает память и расширяет словарный запас.
- Способствует развитию абсолютной грамотности.
- Исправляет недостатки произношения и ставит голос.
- Доставляет эстетическое удовольствие.
Цель: обучение выразительному чтению и грамотной речи.
Задачи:
Обучающие:
- формировать знания, умения, навыки по основным правилам выразительного чтения;
- совершенствовать общее языковое развитие обучающихся;
- учить работать с текстом литературного произведения (осуществлять поиск информации и понимать прочитанное и передавать свою информацию).
Развивающие:
- приобщить школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать ВПФ (память, внимание, мышление, воображение, восприятие);
- развивать умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание.
Воспитательные:
- побуждать обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- воспитывать культуру обращения с книгой.
Учителя-логопеды на занятиях формируют у детей свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, которые позволят реализовать свой замысел во взаимодействии субъектов общения в различных коммуникативных ситуациях. Для развития коммуникативной компетентности младших школьников с речевыми нарушениями необходимы следующие условия: социальная ситуация развития ребенка; совместная деятельность и обучение. Таким образом, в процессе интенсивной, систематической и последовательной логопедической работы педагоги смогут помочь обучающемуся с ТНР и ЗПР скорректировать имеющиеся недостатки коммуникативных умений и навыков, максимально реализовать его потенциальные возможности.
Постепенно школьники научаются осознавать цели и условия общения, сознательно пользоваться языковыми средствами, с помощью которых может быть решена коммуникативная задача, активно взаимодействовать в конкретной ситуации общения. Обучающиеся овладевают умением адекватно усваивать и передавать информацию в процессе межличностного общения, руководить коллективными формами работы, правильно реагировать на различные ситуативные факторы общения. Под влиянием всестороннего коррекционного обучения и воспитания у обучающихся с нарушениями речи происходят позитивные изменения в развитии речевой и познавательной деятельности. У большинства учеников прослеживается активность в общественной жизни, стремление к дальнейшему образованию, добросовестное отношение к труду в разных видах профессиональной деятельности. Всё это позволяет положительно оценить возможности их полной социальной адаптации и успешной самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"
Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...
Организация работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта общеобразовательного учреждения
В презентации представлены материалы организационной методической работы учителя - логопеда в рамках школьного логопедического пункта и паспорт логопедического кабинета....
Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС
Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...
Методический семинар "Развитие речевой компетенции обучающихся"
Данный материал поможет коллегам при работе над развитием речевой компетенции. В ней раскрываются приемы работы, которые можно использовать на разных образовательных предметах, как в начальной школе, ...
Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»
РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...
«Создание условий для развития речевой компетенции обучающихся начальной школы на уроках английского языка в говорении посредством использования нетрадиционных форм уроков»
методическая разработка...
Организация работы учителей – логопедов по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР
В этой статье освещена организация работы учителя-логопеда по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР на занятиях по логопедической ритмике....