Развитие речевой деятельности обучающихся начальных классов на уроках
презентация к уроку
Развитие речевой деятельности обучающихся начальных классов на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechevoy_deyatelnosti.ppt | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Р ечевая деятельность – процесс приема и передачи информации с помощью языка в процессе общения, представляющего собой совокупность речевых действий. Речевая деятельность позволяет человеку: коммуницировать с другими членами общества; приобретать определённые навыки; вести полноценную трудовую деятельность .
Виды речевой деятельности: 1.Чтение (воспринимать и обрабатывать ту информацию, которая зашифрована буквенными символами). 2.Аудирование (воспринимать чужую речь на слух, обрабатывать её на ментальном уровне для того, чтобы сформировать представление о том, что было произнесено). 3.Устная речь (устно выражать свои собственные мысли или озвучивать какую-либо информацию). 4.Письменная речь (графически отображать свои мысли и ощущения, знания, навыки или умения).
К.Д.Ушинский писал: «Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное их (детей) развитие: умение выражать свои мысли словесно и отчасти письменно, охота к учению, и чистая детская нравственность».
Условия для формирование речевой деятельности: наличие материала для высказывания; создание специальных речевых ситуаций рождающих у обучающихся желание вступить в речевое общение; организация мыслительной деятельности.
Требования к речи: ясность – доступность речи для понимания другими людьми; частота речи – отсутствие «паразитических слов»; точность – умение передать свою мысль, рассказать о каком-либо случае, описать предмет или явление в соответствии с действительностью. выразительность – умение ярко, убедительно, и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на слушателя; богатство языковых средств - отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.
Четыре линии развития речи: 1) работа над звуковой культурой речи; 2) работа по обогащению словаря; 3) работа над словосочетанием и предложением; 4) работа над связной речью на уровне текстов.
Работа над звуковой культурой речи: Постановка правильного дыхания . Развитие правильного звукопроизношения (внятности речи), чем способствуют чистоговорки, скороговорки, артикуляционная зарядка. Достижение выразительности речи на материале скороговорок, стихов. Предлагаю такие задания: - прочитай шепотом, беззвучно, тихо, громко - прочитай с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно. -проговаривание, сопровождаемое определенными действиями: хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями; - импровизационная инсценировка скороговорок; - создание скороговорных приветствий; - письмо скороговорок по памяти.
Работа по обогащению словаря: Уточнение словарного запаса возможно через: беседы о рассматриваемых предметах ( название, назначение, детали предмета, внешний вид) Обогащение словарного запаса осуществляется через: - введение новых слов в этапы работы: толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:(контекстуальный; подбор синонима, антонима; наглядный; развернутое описание.) актуализация слова, Работа над образцами употребления слова ( готовыми словосочетаниями и предложениями) использование слова в речи составление словосочетаний и предложений с трудными, новыми словами.
Работа над словосочетанием и предложением: Основные виды работы: построение предложений по образцу; построение предложений на основе усвоенных закономерностей, определённых правил; творческое построение упражнений без опоры на образец либо определённую конструкцию; выделение словосочетаний из предложения; установление связей между словами с помощью вопросов; составление самостоятельных словосочетаний использование фразеологизмов в предложении. составление вопросов. (Ромашка вопросов).
Работа над словосочетанием и предложением: Основные виды заданий: Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках: Тишина царит в дремучем … «Найди ошибку»: В полу лежит красивый ковер. Составление предложений по разным моделям: Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко.) Распространение предложения: Ярко светит солнце. На небе ярко светит солнце. Изменение порядка слов: На пороге сидела и жалобно мяукала кошка. Восстановление деформированного предложения: лесу, роет, в, лиса, нору Составление предложения по аналогии: Песок сыплют, а воду…
Работа над связной речью на уровне текстов: ПОСЛОВИЦЫ Виды заданий с пословицами: раскрытие их смысла (прямого и переносного); доскажи пословицу; соотнеси пословицу и картинку; составь пословицу; викторина «Кто больше?» ( вспомнить пословицу на определённую тему). «перевести» на русский язык. (Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам.) - Семь раз отмерь, один раз отрежь. . назови пословицы, чтобы в них были числа семь и один. (Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь.) подбор или выбор, из предложенных пословиц, к прочитанному тексту.
Работа над связной речью на уровне текстов: ЗАГАДКИ Виды заданий с загадками: звуковой анализ отгадок; подбор педагогом загадок так, чтобы слова- отгадки объединяла одна орфограмма; отгадывание кроссвордов из загадок; сочинение загадок; словарная работа(тематические загадки о временах года, животных ит.д.) ; определение темы урока с помощью загадок.
Работа над связной речью на уровне текстов: ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Виды заданий с фразеологизмами: найди фразеологический оборот, составь с ним предложение: (Она улыбается редко, ей некогда лясы точить.) о ком так говорят? Белая ворона звезд с неба не хватает Гусь лапчатый правая рука Желторотый птенец язык без костей Собаку съел семь пядей во лбу замени фразеологические обороты словами-синонимами. В час по чайной ложке (медленно) Рукой подать (близко) Кривить душой (лгать)
Работа над связной речью на уровне текстов: РАБОТА С ТЕКСТОМ Смысловое чтение (читательская грамотность) – способность понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Это значит, что учащимся необходимо овладеть осознанным, осмысленным чтением, а затем полученную информацию передать слушателю в устном или письменном виде.
Работа над связной речью на уровне текстов: РАБОТА С ТЕКСТОМ Виды заданий: Умение найти и извлечь информацию из текста. (Ищут и подтверждают это словами текста); Выделять главную мысль всего текста или его частей, умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию .(Работа над заголовком, перед чтением текста выдвижение гипотезы о чем будет говориться в тексте, затем после прочтения соотнести с гипотезами). Составление модели обложки (Определение жанра, о чем или о ком произведение, главные герои, чему учит, подбор пословиц или фразеологизмов). Составление вопросов по тексту –(Ромашка вопросов). Умение сделать из полученной информации соответствующие выводы. (Чему учит данное произведение? )
Работа над связной речью на уровне текстов: ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА Виды пересказов: полный и сжатый пересказы; пересказ по плану; творческий пересказ от лица литературного персонажа; пересказ с элементами сочинения, додумывания своей концовки произведения, выборочный пересказ, пересказ по ролям с инсценированием; заучивание текстов наизусть .
Работа над связной речью на уровне текстов: ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА Виды упражнений: самостоятельное озаглавливание текста; составления плана текста; создание текста по предложенному заголовку; анализ и корректировка текста с нарушенным порядком предложений.
Работа над связной речью на уровне текстов: ДИАЛОГ Виды упражнений: Восстанови пропущенные реплики. - Да, на юге. - В Крыму. - Конечно, видел! Купался в нем! - Море огромное! На одном берегу стоишь, а другого даже не видно. Игра «Журналисты» Задача «журналистов» – задать интересный, необычный вопрос. Игра «Философский стол». (Чему учит произведение?)
Заключение Формирование речевой деятельности – сложный и длительный процесс, требующий «долгой и кропотливой работы обучающихся и учителя». Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи. Развитие речевой деятельности определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни.
«Дар слова … развивается не иначе как от упражнений … Развить в детях дар слова – значит, … развить в них логичность мышления … Привычка к нему… дает возможность учащемуся учить урок логически, т. е. находить в нем главную мысль, привязывать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова». К.Д.Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие речевой деятельности в начальных классах.
Описаны эффективные методы, приемы и формы работы учителя на уроках русского языка и речевого развития....
Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"
Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"...
«Создание условий для развития речевой компетенции обучающихся начальной школы на уроках английского языка в говорении посредством использования нетрадиционных форм уроков»
методическая разработка...
Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Наша задача не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмет...
Средства развития познавательной деятельности обучающихся начальных классов.
Формирование познавательного интереса у младших школьников...
Развитие речевой деятельности обучающихся начальных классов на уроках
Развитие речевой деятельности обучающихся начальных классов на уроках...
Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность
Тема работы : "Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность" с приложениями...