Статья "LEGO в начальной школе: превращаем абстрактное в конкретное"
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Во время «Весеннего калейдоскопа», который проходил в марте 2018 года на базе ИПК г. Красноярска, мне представилась возможность работать в группе «LEGO в начальной школе: превращаем абстрактное в конкретное». Руководитель группы Ольга Анатольевна Шишова, преподаватель технологии и психологии Московской школы №1540 представила свой опыт работы с семейством конструкторов Lego и указала на эффективное развитие с помощью конструктора у учащихся УУД в рамках ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья "LEGO" в начальной школе: превращаем абстрактное в конкретное" | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«LEGO в начальной школе: превращаем абстрактное в конкретное»
Одним из основных направлений развития современного образования является необходимость перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на развитие. Современное требование общества заключается в развитии функционально грамотной личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования предполагает построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющегося у ребенка универсальные учебные умения. Термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Наша школа участвует в проекте ФЦПРО по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в Красноярском крае. Участие предоставило педагогам возможность повышать свою квалификацию, профессиональный уровень, изучать новые технологии на базе ИПК г. Красноярска. Одной из новых технологий является работа с семейством конструкторов Lego. В настоящее время детская игра и конструирование, как одни из ведущих и предпочитаемых младшими школьниками видов деятельности, занимают достойное место, как в методологии, так и в практике начального образования. Уже Платон видел единственно правильный путь жизни в игре, которая представлялась ему одним и полезнейших занятий.
Во время «Весеннего калейдоскопа», который проходил в марте 2018 года на базе ИПК г. Красноярска, мне представилась возможность работать в группе «LEGO в начальной школе: превращаем абстрактное в конкретное». Руководитель группы Ольга Анатольевна Шишова, преподаватель технологии и психологии Московской школы №1540 представила свой опыт работы с семейством конструкторов Lego.
Познакомились с видами семейства конструкторов, с их особенностями и эффективным использованием в разных предметных областях.
Работа в школах с конструктором всегда велась только на уроках технологии. С введением ФГОС ввели групповой проект, как один из видов итоговой аттестации за курс начальной школы, где формируются личностные и метапредметные умения. Конструкторский проект включает в себя проектирование объектов из пластилина, бумаги и картона, и конструктора Lego. Новизна работы с семейством конструктора заключается в том, что позволяет школьникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO- конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Преподаватель Московской школы показала возможность интегрирования различных образовательных областей с помощью «ЛЕГО». Особенно поразило, что можно его использовать при изучении таблицы умножения на уроках математики. Эта работа ведется с конструктором Lego Wedo.
LEGO воплощает идею модульности, наглядно демонстрирующую детям то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также формирует навыки сборки, ремонта и разборки техники.
Компания была основана в 1932 году. Ее основателем стал датчанин Оле Кирк Кристиансен (Ole Kirk Christiansen), являвшийся в то время бригадиром команды плотников и столяров. В 1947 году компания расширила производство и начала выпуск пластиковых игрушек. Начиная с момента своего появления, элементы LEGO во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом. Так, элементы, созданные в 1958 году, по-прежнему соединяются с элементами, выпущенными сейчас, несмотря на радикальные изменения в дизайне и форме элементов за эти годы.
Компания LEGO начала производство пластмассовых кирпичиков в 1949 году. С тех пор LEGO расширила сферу своей деятельности, создавая фильмы, игры, организуя конкурсы, а также открыв шесть тематических парков LEGOLAND по всему миру. В 2014 году компания LEGO Group стала мировым лидером по производству игрушек. Разработчики LEGO видят свою миссию в том, чтобы «вдохновлять и развивать строителей завтрашнего дня», что является отражением основополагающей веры компании в ценность игры и обучения в игре в обществе, особенно среди детей.
Играя, дети развивают свои творческие способности и получают ценные навыки. Главный девиз компания LEGO Group - невозможно играть, не получая знаний, как и невозможно учиться без игры. Поэтому, разрабатывая свою продукцию, компания стремится к тому, чтобы помочь детям реализовать их право на игру и развитие. Это означает, что и Группа LEGO, и Фонд LEGO занимаются научными исследованиями в области игр и обучения и активно участвуют в продвижении этих возможностей среди детей.
Безопасность детей во время игры всегда являлась основным приоритетом для группы LEGO, поэтому каждый год в инновации и поддержание самого высокого уровня безопасности продукции компании вкладываются значительные ресурсы.
Все конструкции проходят строгие испытания на надкусывание, растяжение, давление и наступание - то есть на все то, что дети обязательно будут делать даже со своими самыми любимыми игрушками. Безопасность продуктов начинается с материалов, используемых для деталей LEGO.
Ольга Анатольевна также познакомила нас с правилами безопасности работы с конструктором детьми, правилами «тишины» на занятиях. Говорила о том, что удобнее Lego уроки проводить в малых группах. У каждого конструктора свое назначение. Во время работы простраиваются коммуникационные навыки, вырабатываются умения внимательно слушать, слышать и выполнять цель, навыки работы в команде. Для развития указанных умений у нее созданы авторские игры «Деревня», «Близнецы», диктанты «Собачка», «Крокодильчик» и другие. Здесь поможет конструктор More Tohath. Диктанты «Собачка» и «Крокодильчик» я использовала на уроках математики во время изучения таблицы умножения. Познакомила с признаками конструктора (кирпичики - наличие кнопочек, рядов, фасонных деталей). Ребята с большим увлечением учили по-новому таблицу умножения, очень хорошо усвоили, как правильно применять чтение и запись «взять по два четыре раза» - значит 2 умножить на 4, и «взять по четыре два раза» - 4 умножить на 2, и как при этом пользоваться кирпичиками конструктора. Такой вид работы помогает эффективному усвоению конкретного смысла умножения. Диктанты показали недостатки учащихся слушать и слышать правильно, повторять действия работы по конструированию животных. Ясно, что у детей слабое внимание, сосредоточенность. В своей работе я наметила использовать такой вид деятельности с конструктором, чтобы концентрировать внимание обучающихся, которое необходимо во всем образовательном процессе.
Конструктор Lego Siti – «Построй свою историю» - используется на уроках русского языка, литературного чтения, математики, истории, детской риторики. Во время курсов мы - педагоги создавали свои истории: сказки «Репка», «Лиса и журавль», «Репка наоборот», «Колобок». Можно создавать гербы, логотипы, алфавит, числа и многое другое.
Механические конструкторы особо будут интересны мальчикам, но и девочкам тоже это будет интересно. Можно создавать конструкции разных технических подвижных устройств (машин, кранов). При работе в группах мы создали машину, которая помогла нам гофрировать обычную цветную бумагу, из полученный гофрированных полосок бумаги мы «вырастили» цветы на клумбах, поставили их в вазы. Это было очень увлекательно, интересно и захватывающе! Во время процесса развивались навыки: умение моделировать, работать в команде, представлять, общаться, слушать и сохранять цель до эффективного выполнения, мыслить творчески и эстетично.
Само овладение построением моделей включает два последовательных этапа: построение моделей по наличной ситуации и по собственному замыслу. При выполнении собственного замысла, моделирование выступает в функции планирования деятельности, а возможность построения модели и ее особенности свидетельствуют о степени формирования внутренних, идеальных форм моделирования. Они же, по мнению авторов семейства конструктор, и представляют собой ядро умственных способностей ребенка.
Другое назначение в развитии ребенка имеют готовые конструкторы мини-роботы Bee-Bot- «Умная пчелка»». Им задают программу движения с помощью кнопочек для движения по тематическим полям. Есть готовые поля, но в целях экономии можно и самим создавать тематические поля с заданиями по всем предметам. Роботы имеют свою зарядку и выполняют 40 команд. В наборе 6 пчелок. Возможностей приобрести мини-роботов нет, поэтому использую модели из кирпичиков. Детям нравится работать с тематическими полями, они проявляют свою инициативу и составляют свои задания и придумывают траекторию движения своих моделей, развивают пространственную ориентацию, мелкую моторику, коммуникативные навыки, умения работать в группе, считать, повышают словарный запас.
Особую роль в развитии Ольга Анатольевна отметила у детей с ОВЗ пр и работе с конструкторами. Учебная деятельность школьников с ОВЗ отмечается снижением познавательной активности, что приводит к низкой учебной деятельности. В педагогической и психологической практике особого внимания заслуживает проблема развития познавательной сферы данной категории учащихся, как стратегии повышения успешности учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. В школе намечены пути по созданию благоприятных условий для развития у младших школьников и детей с ОВЗ первоначальных конструкторских умений на основе LEGO – конструирования, способностей к техническому творчеству, предоставления им возможности творческой самореализации посредством овладения LEGO – конструированием.
Внедрение в образовательный процесс кружков, применения на уроках конструирования с Lego способствует формированию УУД:
предметные:
- формирование знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
- развитие у школьников интерес к моделированию и
конструированию, стимулировать детское техническое
творчество;
- создание условий для овладения основами конструирования;
- формирование знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
познавательные:
- создание условий для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
- содействие формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и проделанной работы;
- развитие мелкой моторики рук, стимулируя
общее речевое развитие и умственные способности;
- расширение кругозора и развитие представлений об окружающем мире.
Коммуникативные:
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при
работе в паре, коллективе;
Регулятивные:
- формирование предпосылки учебной деятельности: умение
и желание трудиться,
-выполнение задания в соответствии с
инструкцией и поставленной целью, доводить начатое
дело до конца, планировать будущую работу, осуществлять самоконтроль, самооценку;
личностные:
- самоопределение, мотивационную готовность, коммуникативную;
- содействие воспитанию организационно-волевых качеств личности;
- развитие творчества, инициативы, самооценку;
Внедрение новых технологий таких, как семейство конструкторов Lego в образовательный процесс позволит оптимизировать и индивидуализировать обучение детей, создавать ситуацию «успеха». Возможно заинтересовав школьников моделированием и программированием с мини –роботами мы увидим в будущем специалистов, способных воплощать в жизнь смелые конструкторские идеи, превращать абстрактное в конкретное.
Учитель начальных классов МОБУ Тальская сош И.В. Зимарева, июнь 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»
В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...
Проведение диагностических работ как как способ подведения итогов изучения конкретной темы на уроках в начальной школе.
Статья содержит теоретическое обоснование использования диагностических работ на уроках в начальной школе и практические рекомендации из опыта работы...
Поурочное планирование урока математики УМК "Школа России" 2 класс . Конкретный смысл деления.
Конкретный смысл деления. 2 класс УМК "Школа России"...
Проблемный урок математики во 2 классе по программе « Школа России» на тему: « Конкретный смысл действия умножения»
Цель:Раскрыть конкретный смысл действия умножения.Задачи:Сформировать представление о новом арифметическом действии – умножении , раскрыть его смысл , как сложение одинаковых слагаемых.Познакоми...