Проведение диагностических работ как как способ подведения итогов изучения конкретной темы на уроках в начальной школе.
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Бабаджанова Ольга Николаевна

Статья содержит теоретическое обоснование использования диагностических работ на уроках в начальной школе и практические рекомендации из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon provedenie_diagnosticheskih_rabot.doc45.5 КБ
Файл diagnosticheskaya_rabota_po_teme.docx45.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение диагностических работ как как способ подведения итогов  изучения конкретной темы на уроках в начальной школе.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям

При проектировании учебных занятий по развитию контрольно-оценочных действий учитель должен учитывать особенности класса, особенности материала, предусматривать способы привлечения внимания и вызывать желание у детей заниматься освоением способа действий, в то время как они уже все поняли и не испытывают интереса к "разжевыванию" материала.

Проектирование таких уроков и учебных занятий предполагает большую свободу маневра, возможности привлечения дополнительного материала, использование разнообразных форм и приемов работы (в отличие от постановочных уроков). Однако и на этом этапе работы можно выделить ряд последовательных действий учащихся и учителя.

1) Проведение тестовой диагностической работы на "входе"

После урока, на котором был сконструирован новый способ совершенно не очевидно, что все дети освоили этот способ одинаково и в полном объеме. Однако часто учителя сразу же начинают задавать домашнее задание, решать частные задачи на применение этого способа, что вызывает определенные трудности у некоторых учеников. Иногда эти трудности ощущаются детьми как непреодолимые, и это приводит к отказу детей решать подобного рода задачи. Поэтому целесообразно переходить к решению частных задач по конкретизации открытого способа только после того, как большинство учащихся его освоили. В связи с этим следует провести на этом этапе тестовую диагностическую работу, проверяя первичное понимание детьми открытого способа действия, выявляя "слабые" звенья в работе отдельных учеников.

Тестовые диагностические работы должны быть направлены на выявление освоенности отдельных предметных операций с целью последующей их коррекции как со стороны учителя, так и самими учащимися. Такие работы целесообразно проводить дважды: "на входе" в этап решения частных задач и "на выходе" из темы – при переходе к изучению новой темы. Именно диагностическая работа может задавать для каждого ученика свой "вектор" работы над совершенствованием какого-либо знания или умения на последующих уроках. Отсюда целями тестовой диагностической работы ("на входе") являются: определение уровня владения учащимися операционным составом осваиваемого действия (способа, правила) и организация "точечной" (по отдельным операциям) помощи школьникам в рамках этапа решения частных задач.

Основные требования к построению и проведению такого вида контроля со стороны учителя таковы:

  •  задания должны позволять фиксировать прежде всего операциональный состав действия;
  • задания должны строиться так, чтобы по записи можно было восстановить весь операциональный состав способа действия;
  • за учеником должно сохраняться право оставлять под знаком вопроса некоторые задачи и их решение (ученик не должен опасаться открытого выражения своих сомнений и трудностей);
  • исправления в тетрадях не должны рассматриваться как неаккуратное выполнение задания (по исправлениям можно обнаружить трудности ребенка, ход поиска им решения; целесообразно прямо в такой тетради иметь место "черновика", которое специально ребенком помечается);
  • задания должны выполняться в классе в обстановке, не вызывающей беспокойства и напряжения у детей (это достигается малыми объемами заданий и созданием у детей установки на последующий, качественный анализ результатов работы, проведения коррекции);
  • работы такого рода должны проводиться регулярно (любое запаздывание с диагностикой и коррекцией пагубно сказывается не только на качестве знания, но и мотивации учения).

Такие работы проводятся в специальных тетрадях "Мои достижения по...". Для каждой такой работы может быть разработан специальный оценочный лист, с помощью которого вначале учащийся, а затем и учитель производят оценку выполнения работы. Основными значками для фиксации результатов такой работы в оценочном листе и классном журнале могут быть знаки "+" и "–", ими отображается освоение учащимися каждой конкретной операции.

2) Коррекционная работа учащихся в малых группах

После оценки и проведения тестовой диагностической работы в классе организуется работа по освоению операционального способа действия. В рамках разновозрастного сотрудничества на этом этапе можно привлекать учащихся 5-6-х классов. Эта работа организуется в малых группах, в каждой из которых отрабатывается одна из операций способа действия. Освоив одну операцию, с которой учащийся испытывал затруднения, он может переходить в другую группу, где идет работа над другой операцией. Ученики, которые хорошо выполняют все операции, либо помогают другим учащимся, либо решают задачи по индивидуальным карточкам. Этот эта работы может проводиться также в форме учебного занятия.

На этом этапе работы учитель при анализе урока целесообразно сосредоточить свое внимание на следующих вопросах.

1. Какими приемами и на каком материале вы разводите общий способ действия и само действие?

2. Как дети приходят к пониманию того, что этот способ действия и есть то главное, что они должны освоить (через ваши словесные указания, прямые требования делать подобным образом, через собственную поисковую активность)?

3. Используют ли учащиеся известные им модельные средства при поиске решения учебной задачи? Возникает ли потребность у учащихся зафиксировать результат решения задачи в виде модельных схем?

4. Пытаются ли учащиеся в ходе решения учебной задачи возвращаться к ее исходным условиям, то есть осуществляют ли (и в каких формах) контроль за ходом ее решения?

5. Как используются групповые формы обучения для решения учебной задачи? Как дети организуют внутригрупповое взаимодействие, выполняют правила работы учащихся в группе? В чем испытывают затруднения дети при разных типах группового взаимодействия?

Итак, на этапе решения частных задач могут проводиться как уроки, так и тренировочные учебные занятия, где учащиеся с помощью "стола заданий" выбирают индивидуальные карточки с задачами разного уровня. На этом же этапе разворачивается в полном объеме работа по формированию действий контроля и оценки у учащихся. Каждый ребенок определяет самостоятельно объем и уровень выполнения отдельных заданий, сам решает, работает ли он на "месте на оценку" или он еще сомневается и поэтому выбирает "место тренировки", сам выбирает критерии оценивания.

4) Тестовая диагностическая работа "на выходе"

Тестовая диагностическая работа "на выходе" проводится в конце изучения темы. Однако принципиальное отличие этой работы от тестовой диагностической "на входе" заключается в том, что в каждой операции представлены все возможные варианты неправильного (ошибочного) выполнения. Задача учащихся состоит в том, чтобы не только выполнить каждую операцию, но и найти единственно правильное решение и обосновать ошибочность других вариантов решения. Задания такого характера фактически нацелены на освоение рефлексивного контроля, направленного на "план" действия и опирающегося на понимание принципов его построения. Кроме того, такая работа позволяет вычленить действие контроля как особую задачу.

Когда ребенок уже освоил способ действия, у него, как правило, нет потребности контролировать правильность своего решения, учитывая каждую конкретную операцию. Если школьник по требованию учителя и пытается выполнить это требование, то "контроль" фактически сводится к повторному выполнению действия (чаще всего с повторением допущенных ошибок), то есть оказывается формальным. Более значимой задача контроля оказывается в ситуации, которая диктует необходимость проконтролировать действия другого человека, причем не случайные, а такие, которые требуют развертывания и использования всего операционального состава действия ("плана"), на основе которого осуществляется контроль. Поэтому "ошибки" в действиях, которые контролирует ученик, необходимо специально планировать. Другими словами, первоначальным объектом контроля на первых этапах начального образования должны быть действия другого человека, в которых он намеренно допускает необходимые для развертывания контроля ошибки.

Таким образом, тестовая диагностическая работа "на выходе", с одной стороны, определяет уровень освоенности способа действия, с другой стороны, организует работу по формированию развернутого контроля.

Заканчиваться изучение темы должно обязательным возвратом к исходной конкретно-практической задаче, той задаче, из которой стал возможен выход в задачу учебную, к той, которая была предъявлена на постановочном уроке. Учащиеся должны убедиться в том, что теперь они такие задачи решать умеют, и получить от этого эмоциональное удовлетворение.

Завершающим шагом работы в рамках изучения темы является этап рефлексивной оценки, на котором проводится проверочная работа и ее анализ. Эта проверочная работа, с одной стороны, направлена на оценку владения самими учащимися освоенным способом действия в практических ситуациях, с другой стороны, выявляет ограниченность использования открытого способа (знаний) в определенных ситуациях. Другими словами, данный этап деятельности учащихся одновременно может являться как способом подведения итогов изучения конкретной темы и одновременно являться основой для постановки новой учебной (учебно-практической) задачи.



Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по теме «Процессы» (2 класс).

№1.

Подчеркни  слова, которые  называют  процессы:

закат,  горизонт,  снегопад,  звезда,  водопад, горение

№2

Выбери  и  подчеркни  только  те  фразы, в  которых  говорится  об  условиях  процессов:

Если  сахар  положить  в  воду,  то  она  станет  сладкой.

Если  спичку  зажечь,  то  она  сгорит.

Если  птицы  улетают  на  юг,  то начинается  осень.

№3.

Запиши  процесс  схемой:

К  вечеру  дождь  утих.                _______________________________________________

На  деревьях  лежит  иней.        _______________________________________________

Мыльный  пузырь  лопнул.        _______________________________________________

   

№4.

Обозначь  существенные  условия  процессов:

                                                          капли

Безымянный

Безымянный

Оценочный  лист к работе  по  теме  «Процессы».

Фамилия, имя ________________________________________________

Умения учащегося

Оценка учащегося

Оценка учителя

1.Умею  отличать  процесс от

других явлений природы.

2.Умею определять условия

процессов.

3.Умею выделять существенные

условия процессов.

4.Умею записывать процессы схемой.

5.Умею по схеме рассказать о процессе.

На следующем за диагностической работой уроке проводится работа над ошибками. Она должна формировать у учащихся особые умственные действия и операции, которые позволяли бы детям учиться на собственных ошибках. Выяснить ошибку – означает, прежде всего «довести до сознания учащихся её причину, а затем противопоставить возникшим у него неверным обобщениям, аналогиям и т.п. то или другое правило».1

    Самостоятельная работа над ошибками строится с целью формирования диагностико-коррекционного способа этой работы.

            Состав диагностико – коррекционных действий:

1.Фиксирование внимания ученика на ошибке и анализ её характера.

2.Диагностика её причин – прежде всего нарушений в умственных действиях по применению теоретических положений (работа с операциональным составом общего способа действия).

3.Определение необходимой коррекционной меры.

4.Использование откорректированных знаний и действий в процессе решения аналогичных заданий.

   

Такая работа часто проводиться с использованием специальной таблицы:

План действий по устранению моих ошибок.

Задание,

в котором была

сделана ошибка.

Причины  ошибки

Как

избежать

 ошибки

Решение

похожей

задачи

Как

действовал я

Как

надо было

действовать      

Почему

я  ошибся

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Проектирование уроков в начальной школе в соответствие с требованиями ФГОС НОО" (из опыта работы).

Данный материал может помочь учителю начальных классов в конструировании технологической карты и сценария урока в соответствии с требованиями ФГОС....

Метод интеллект-карт как способ формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде.Применение интеллект-карт позволяет развивать познавательные учебные действия, такие как:самостоятельное выделение и формулир...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

Способы формирования дивергентного мышления учащихся на уроках в начальной школе

В данной работа автор анализирует свой опыт формирования дивергентного мышления учащихся на уроках  в начальной школе посредством работы с заданиями "Четвертый лишний"....

Доклад по теме: Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников

Доклад по теме: Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников...