Учебный проект "Кузбасс-мой край родной!"
проект (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Учебный проект «Кузбасс – мой край родной» разработан творческим коллективом учителей начальных классов в преддверии юбилейных дат Кемеровской области и города Кемерово. В основе разработки проекта лежит представление о необходимости поиска тех форм образовательной деятельности, которые стимулировали развитие учащихся, повышали познавательную активность, формируя осознанную мотивацию к учению, и были бы ориентированы на живую, конкретную, созидательную деятельность.
В работе представлен учебный проект «Кузбасс – мой край родной», который реализован в рамках предметных декад с использованием ИКТ технологий, активных форм и методов работы.
Данный проект предназначен широкому кругу педагогических работников: руководителям образовательных организаций, заместителям директоров образовательных организаций, методистам, учителям начальных классов, организаторам внеурочной деятельности, воспитателям группы продлённого дня.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Областной конкурс
«ИТ – педагог Кузбасса XXI века»
Учебный проект на основе ИКТ
Авторский коллектив:
Тимофеева Марина Геннадьевна
учитель начальных классов
муниципальное бюджетное образовательное
учреждение Гимназия №71 («Радуга»)
Поддубная Алина Алексеевна
учитель начальных классов
муниципальное бюджетное образовательное
учреждение Гимназия №71 («Радуга»)
Кемерово
2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение 5
II.Основная часть
- Информационная карта проекта 6
- Описание деятельности по проекту 12
- Мультимедийность учебного проекта 20
III. Заключение 21
Портфолио проекта 27
Приложение
Введение
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический потенциал.
В основных документах образовательной политики России – в Национальной доктрине образования до 2025 года и в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" - в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой.
Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Содержание духовно – нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
- Информационная карта проекта
Название проекта | «Кузбасс – мой край родной» |
Постановка проблемы | Не секрет, что на сегодняшний день остаются проблемы в воспитании подрастающего поколения. В обществе наблюдается "дефицит нравственности" во взаимоотношениях между людьми, отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Современные дети не интересуются историей родного края, происходит подмена ценностей, утрачивается связь поколений. Анкетирование учащихся начальной школы гимназии подтверждает вышесказанное. В анкетировании принимали участие порядка 200 учащихся. Анализ анкет показал: 30% - не проявляют интерес к познанию культуры своего народа; 41% - не знают историю родного края, родного города; 51% - не понимают важности передачи исторического опыта от поколения к поколению. Как пробудить интерес к истории родного края, родного города, как восполнить пробелы семейного воспитания, как воспитать гражданина, патриота своей страны? Ответы на данные вопросы должны быть включены в содержание образования, которое может быть реализовано при помощи активных технологий обучения и специфических «нежёстких» организационно-педагогических условий. Требования к технологиям и организационно-педагогическим условиям состоят в том, чтобы они обеспечивали активность ребёнка как субъекта обучения, как познающей мир личности. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии, метод проектов на основе ИКТ, применение которых способствует формированию универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. |
Цель проекта | Создание организационно-педагогических условий для проектной деятельности учащихся на основе ИКТ, направленной на формирование основ патриотизма – воспитания качеств человека, составляющих основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, уважения к истории, традициям культуре своей семьи, малой Родины. |
Задачи проекта | - воспитывать интерес к истории родного края, родного города; - развивать интерес к познанию культуры своего народа, освоению духовно-нравственных основ посредством проектной деятельности; - учить мыслить, развивать творческие способности; - воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, делиться знаниями с участниками образовательной деятельности; - способствовать формированию умения активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - формировать умения использовать различные способы поиска информации в справочной литературе и в учебном информационном пространстве сети Интернет, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; - формировать активную гражданско – патриотическую и социально – добровольческую позицию гимназистов; - способствовать освоению и сохранению национальных традиций; - способствовать формированию культурных ценностей. |
Содержание деятельности |
|
Место реализации | МБОУ «Гимназия №71» (Радуга) города Кемерово |
Руководители проекта | Тимофеева М.Г. – руководитель методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Гимназии №71» («Радуга»), учитель начальных классов Поддубная А.А. – учитель начальных классов |
Участники проекта | Учащиеся, педагоги, родители |
Партнеры проекта | Сотрудники библиотек, музеев города Кемерово Представители родительской общественности |
Срок реализации проекта | 3 года 1 год - «Путешествие по родному краю» 2 год - «Кемерово - столица шахтёрского края» 3 год - «Город Кемерово – моя малая Родина» |
Планируемые результаты | Личностные универсальные учебные действия: - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать этическим нормам; - гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Кемеровской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия - умение предвосхищать результат; - готовность слушать собеседника и вести диалог; -готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; - концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия - ставить вопросы; - обращаться за помощью; - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия - ставить и формулировать проблемы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; - запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; - устанавливать причинно-следственные связи. |
- Описание деятельности по проекту
Содержательная часть учебного проекта «Кузбасс – мой край родной»
Дорожная карта реализации учебного проекта №1 «Путешествие по родному краю»
(первый год реализации)
№п/п | Основные направления совместной деятельности детей и взрослых. | Цели и задачи | Прогнозируемые приобретения ребёнка в данной деятельности | Возможные формы деятельности | Участие родителей | ||
знания | умения | в деятельности | В теоретическо-практическом обучении | ||||
1. | Стартовый период проекта | Введение детей в содержание проекта. | О названии проекта, его содержании (чему посвящён проект, для чего он нам нужен, что мы узнаем, чему научимся и что будем делать). Участвуя в проекте «Кемерово- столица шахтёрского края», дети получат знания о родном городе. | Находить информацию по теме, оформлять в виде презентации, оформлять фотовыставку, делать устное сообщение, презентовать информацию, составлять ребусы.
| Аналитическая деятельность: Проводим исследование: Какие достопримечательности города мне знакомы, о каких хотелось бы узнать больше; какие улицы города, названные в честь известных людей, я знаю; о каких хотелось бы узнать. Познавательная деятельность: Смотрим презентации о городе, читаем книги в библиотеке, смотрим видеофильмы о городе, его достопримечательностях. Слушаем песни о родном городе. Разучиваем песню о городе Кемерово. | Помочь ребёнку определиться с выбором содержания по теме данного проекта. | Знакомство с проектом определение форм участия родителей в проекте. |
2. | Основной период | Запуск проектов по классам (1-4 классы) | |||||
Лесные задачки | Организовать поисково-познавательную деятельность: поиск информации по численности представителей живой природы и их соотношения, сравнения, а также цифровую информацию интересную детям и составление задач разных типов с использованием найденных числовых данных. | Знать представителей флоры и фауны Кузбасса, а также представителей Красной книги Кузбасса. | Находить информацию по теме, оформлять в виде презентации, оформлять для выставки, делать устное сообщение, презентовать информацию.
| Поиск информации о Выпуск книги, газеты «Лесные задачки» | Организовать экскурсии в краеведческий музей, экскурсия с семьёй. | Помочь найти информацию, составить задачи, оформить для выставки. | |
Красная книга Кемеровской области | Организовать поисково- познавательную деятельность учащихся и родителей через запуск проекта «Красная книга Кузбасса» (2 класс) | Знать представителей флоры и фауны Красной книги Кузбасса, информацию о заповедниках Кузбасса | Находить информацию по теме, оформлять в виде презентации. | Просмотр презентации «Животные Красной книги Кузбасса», «Растения Красной книги Кузбасса» | Творческое домашнее задание: помочь оформить презентацию, выставку фото графий. | Помочь найти информацию, помочь оформить презентацию, уметь представить информацию. | |
Горы и водоёмы родного края. | Организовать поисково- познавательную деятельность учащихся и родителей через запуск проекта «Горы Кемеровской области», «Водоёмы Кузбасса» (3 класс) | Знать горы, водоёмы Кемеровской области. | Находить информацию по теме, оформлять в виде презентации. Делать устное сообщение, презентовать информацию.
| Просмотр презентаций «Водоёмы Кемеровской области», «Горы Кемеровской области» Просмотр презентаций, стендовая выставка презентаций. | Помочь в создании презентации Водоёмы Кемеровской области», «Горы Кемеровской области» Подготовить для выставки фотографии из семейного альбома из серии «Наши путешествия по родному краю» . | Подготовить ребёнка к выступлению с презентацией. Помочь оформить презентацию. Учить правилам оформления презентации. | |
Кузбасс-родина моя. | Организовать поисково- познавательную деятельность учащихся и родителей через запуск проекта «Кузбасс-родина моя» (1-4 класс) | Знать интересную информацию из истории Кузбасса. Уметь составлять вопросы, используя найденную историческую информацию. | Находить информацию по заданным вопросам. Составлять мини-викторину «Моя Родина-Кузбасс» | Просмотр книг выставки «Кузбасс-родина моя» | Помочь работать с дополнительными источниками информации. | Учить искать информацию в Интернет | |
3. | Итоговый период проекта. | Подведение итогов участия детей и взрослых в реализации проекта. Проведение итогов игры «Хочу всё знать!» (участники сборные команды по 2 человека из каждого класса и по 5 болельщиков, родители) Рефлексия игры. Размещение материалов, фотоотчётов на школьном сайте, через статью в школьной газете. Огласить результаты на линейке Достижений и на родительских собраниях. | Получили много новых знаний о Кузбассе. | Знать географические названия, представителей флоры и фауны, уметь составлять задачи, используя найденные числовые данные, знать знаменательные исторические даты Кемеровской области» | Викторина «Кузбасс-родина моя» Интеллектуально-познавательная игра «Хочу всё знать» | Принять участие в качестве болельщиков в интеллектуально-познавательной игре. Подготовить отзывы в виде статьи и фотоотчёта для сайта гимназии, школьной газеты, стендовый вариант. | На родительском собрании по теме «Воспитание патриотических чувств через участие в проектах» поделиться своими впечатлениями, эмоциями, практическими советами по теме, своими наблюдениями, находками. |
Анализ результатов реализации проекта | Подготовить и провести анкеты для учащихся и родителей. Выполнить анализ результатов анкетирования, сделать выводы. Разработать и провести викторину «Кемерово- столица шахтёрского края» Выполнить анализ вовлечённости детей и родителей в проектную деятельность. | Знать правильные ответы на вопросы анкеты. Рефлексию своих знаний через тесты и анкеты, участие в викторине и итоговой игре. | Уметь делать выводы о своих знаниях по теме, помогать другим ребятам отвечать на вопросы. | Анкетирование, тестирование, викторина. | Принять участие в анкетировании. | Донести результаты анкетирования до родителей на родительском классном, общем собрании. | |
Основные направления деятельности педагогов. | Цели и задачи | Прогнозируемые приобретения педагога в проектной деятельности | Возможные формы деятельности. | ||||
Знания | умения | В деятельности | Для педагогического коллектива | ||||
Обобщение и распространение методического опыта работы по реализации проекта «Кемерово-столица шахтёрского края» | Представление материалов на методическом объединении и на педагогической конференции, на педагогическом совете, участие в районных городских педагогических семинарах, кон-курсном движении, распространение педагогического опыта, использовать материалы для проведения педагогической практики студентов педагогического колледжа. | -теоретические знания о проектной деятельности, распространение активных форм обучения в российских школах; - этапы проектной деятельности | -ставить педагогические задачи, планировать пути их реализации -прогнозировать результаты -организовать проектную деятельность в классе, в школе -уметь проконсультировать учащихся и родителей по данной деятельности; -уметь собирать материал для выставки, презентации, для познавательной игры, составлять вопросы для викторины по теме. | - организовать познавательную деятельность в классе через просмотр фильмов, презентации по теме проекта, организовать выставку работ, фотовыставку, провести викторину -организовать разучивание Гимна Кузбасса. | - узнать о положительном опыте коллег -использовать активные методы обучения в своей педагогической деятельности - продолжить педагогическое творчество по данной теме - подготовить итоги проектной деятельности к участию в конкурсе |
Материалы интеллектуально-познавательной игры «Хочу всё знать» - Приложение 1
Дорожная карта реализации учебного №2 «Кемерово - столица шахтёрского края»
(второй год реализации)
№п/п | Основные направления совместной деятельности детей и взрослых. | Цели и задачи | Прогнозируемые приобретения ребёнка в данной деятельности | Возможные формы деятельности | Участие родителей | ||
знания | умения | в деятельности | В теоретическо-практическом обучении | ||||
1. | Стартовый период проекта | Введение детей в содержание проекта. | О названии проекта, его содержании (чему посвящён проект, для чего он нам нужен, что мы узнаем, чему научимся и что будем делать). Участвуя в проекте «Кемерово- столица шахтёрского края», дети получат знания о родном городе. | Находить информацию по теме, оформлять в виде презентации, оформлять фотовыставку, делать устное сообщение, презентовать информацию, составлять ребусы.
| Аналитическая деятельность: Проводим исследование: Какие достопримечательности города мне знакомы, о каких хотелось бы узнать больше; какие улицы города, названные в честь известных людей, я знаю; о каких хотелось бы узнать. Познавательная деятельность: Смотрим презентации о городе, читаем книги в библиотеке, смотрим видеофильмы о городе, его достопримечательностях. Слушаем песни о родном городе. Разучиваем песню о городе Кемерово. | Помочь ребёнку определиться с выбором содержания по теме данного проекта. | Знакомство с проектом определение форм участия родителей в проекте. |
2. | Основной период | Запуск проектов по классам (1-4 классы) | |||||
Исторически знаменательные даты | Организовать поисково-познавательную деятельность: поиск событий по данным датам. | Знать знаменательные даты города, основные события. | Находить информацию по теме, оформлять в виде презентации, оформлять фотовыставку, делать устное сообщение, презентовать информацию.
| Поиск информации о данных знаменательных датах. Круглый стол «Важные исторические события нашего города» Выпуск плаката «Лента времени» | Организовать экскурсии «По городу Кемерово», «Красная горка», «Достопримечательности моего города» экскурсия с семьёй. | Помочь найти информацию по знаменательным датам, сделать историческую справку. | |
Достопримеча-тельности родного города | Организовать поисково- познавательную деятельность учащихся и родителей через запуск проекта «Достопримечательности родного города» (2 класс) | Знать достопримечательности города, узнавать их на фотографиях. Знать историческую справку. | Находить информацию по теме, оформлять в виде презентации. | Просмотр фотографий из семейного альбома «Мой город» Подготовка презентации «Мой город» Просмотр презентации «Город вчера», «Город сегодня» | Творческое домашнее задание: помочь оформить презентацию, выставку фото графий. | Помочь найти информацию: историческую справку о достопримечательности города. | |
Улицы города Кемерово, названные в честь известных людей | Организовать поисково- познавательную деятельность учащихся и родителей через запуск проекта «Улицы города Кемерово» (3 класс) | Знать улицы города, названные в честь известных людей. Знать достопримечательности, расположенные на улице. | Находить информацию по теме, оформлять в виде презентации. Делать устное сообщение, презентовать информацию.
| Просмотр презентаций «Улицы моего города, названные именами известных людей» Просмотр презентаций, стендовая выставка презентаций. | Творческое домашнее задание: помочь в создании презентации «Улицы города Кемерово» Организовать экскурсию с семьёй на улицу, о которой готовится информация. | Подготовить ребёнка к выступлению с презентацией. Помочь оформить презентацию. Учить правилам оформления презентации. | |
Географические названия города в ребусах | Организовать поисково- познавательную деятельность учащихся и родителей через запуск проекта «Географические названия города в ребусах» (1 класс) | Знать географические названия, которые расположены в черте города: реки, озёра, горы, районы. | Находить информацию по теме, составлять ребусы. | Выставка ребусов. Отгадывание ребусов. | Творческое домашнее задание: создать тематический ребус и оформить его. | Помочь понять ребёнку правила составления ребуса. Найти географическое название и зашифровать его в ребус. | |
3. | Итоговый период проекта | Подведение итогов участия детей и взрослых в реализации проекта. Проведение итогов игры «Хочу всё знать!» (участники сборные команды по 2 человека из каждого класса и по 5 болельщиков, родители) Рефлексия игры. Размещение материалов, фотоотчётов на школьном сайте, через статью в школьной газете. Огласить результаты на линейке Достижений и на родительских собраниях. | Получили много новых знаний о городе. Историю города должен знать каждый его житель. | Знать важные исторические события города, достопримечательности, улицы города, названные именами известных людей, географические названия. | Викторина «Кемерово-столица шахтёрского края» Интеллектуально-познавательная игра «Хочу всё знать» | Принять участие в качестве болельщиков в интеллектуально-познавательной игре. Подготовить отзывы в виде статьи и фотоотчёта для сайта гимназии, школьной газеты, стендовый вариант. | На родительском собрании по теме «Воспитание патриотических чувств через участие в проектах» поделиться своими впечатлениями, эмоциями, практическими советами по теме, своими наблюдениями, находками. |
Анализ результатов реализации проекта | Подготовить и провести анкеты для учащихся и родителей. Выполнить анализ результатов анкетирования, сделать выводы. Разработать и провести викторину «Кемерово- столица шахтёрского края» Выполнить анализ вовлечённости детей и родителей в проектную деятельность. | Знать правильные ответы на вопросы анкеты. Рефлексию своих знаний через тесты и анкеты, участие в викторине и итоговой игре. | Уметь делать выводы о своих знаниях по теме, помогать другим ребятам отвечать на вопросы. | Анкетирование, тестирование, викторина. | Принять участие в анкетировании. | Донести результаты анкетирования до родителей на родительском классном, общем собрании. | |
Основные направления деятельности педагогов. | Цели и задачи | Прогнозируемые приобретения педагога в проектной деятельности | Возможные формы деятельности. | ||||
знания | умения | В деятельности | Для педагогического коллектива | ||||
Обобщение и распространение методического опыта работы по реализации проекта «Кемерово-столица шахтёрского края» | Представление материалов на методическом объединении и на педагогической конференции, на педагогическом совете, участие в районных городских педагогических семинарах, кон-курсном движении, распространение педагогического опыта, использовать материалы для проведения педагогической практики студентов педагогического колледжа. | -теоретические знания о проектной деятельности, распространение активных форм обучения в российских школах; - этапы проектной деятельности | -ставить педагогические задачи, планировать пути их реализации -прогнозировать результаты -организовать проектную деятельность в классе, в школе -уметь проконсультировать учащихся и родителей по данной деятельности; -уметь собирать материал для выставки, презентации, для познавательной игры, составлять вопросы для викторины по теме. | - организовать познавательную деятельность в классе через просмотр фильмов, презентации по теме проекта, организовать выставку работ, фотовыставку, провести викторину -организовать разучивание песни «Город мой дорогой…» | - узнать о положительном опыте коллег -использовать активные методы обучения в своей педагогической деятельности - продолжить педагогическое творчество по данной теме - подготовить итоги проектной деятельности к участию в конкурсе |
Материалы интеллектуально-познавательной игры «Хочу всё знать» - Приложение 2
Дорожная карта реализации учебного проекта №3 «Город Кемерово – моя малая Родина»
(третий год реализации)
№п/п | Основные направления совместной деятельности детей и взрослых. | Цели и задачи | Прогнозируемые приобретения ребёнка в данной деятельности | Возможные формы деятельности | Участие родителей | ||
знания | умения | в деятельности | В теоретическо-практическом обучении | ||||
1. | Стартовый период проекта | Введение детей в содержание проекта. | О названии проекта, его содержании (чему посвящён проект, для чего он нам нужен, что мы узнаем, чему научимся и что будем делать). Участвуя в проекте «Город Кемерово – моя малая Родина», дети получат знания о родном городе. | Находить информацию по теме, оформлять в виде презентации, оформлять фотовыставку, делать устное сообщение, презентовать информацию, составлять ребусы.
| Аналитическая деятельность: Проводим исследование: Какие музеи города мне знакомы, о каких хотелось бы узнать больше; какие промышленные предприятия есть в городе я знаю, о каких хотелось бы узнать. Познавательная деятельность: Смотрим презентации о городе, читаем книги в библиотеке, смотрим видеофильмы о городе. Слушаем песни о родном городе. Разучиваем песню о городе Кемерово. | Помочь ребёнку определиться с выбором содержания по теме данного проекта. | Знакомство с проектом определение форм участия родителей в проекте. |
2. | Основной период | Запуск проектов по классам (1-4 классы) | |||||
Проект «Профессии города Кемерово в ребусах» (1 класс) | Организовать поисково-познавательную деятельность через запуск проекта «Профессии города Кемерово в ребусах» (1 класс), через проведение классных часов «Профессии моих родных», «Династии в профессиях», «профессии шахтёрского края» | Знать профессии людей, владеть информацией о сфере деятельности людей разных профессий, знать главные профессии шахтёрского региона. | Находить информацию по теме, оформлять в виде презентации, уметь зашифровывать в виде ребусов. | Поиск информации, оформление работы, составление ребуса. Просмотр презентаций «Профессии людей в Кемерово», проведение классных часов. Встреч с людьми разных профессий, экскурсии. | Помочь зашифровать и оформить ребусы. | Помочь найти информацию, зашифровать и оформить ребусы. | |
Проект «Мосты города Кемерово» (2 класс) | Организовать поисково- познавательную деятельность учащихся и родителей через запуск проекта «Мосты города Кемерово» (2 класс), через поиск информации по численности мостов в городе Кемерово, истории их планирования и строительства, месторасположения в городе, названия. | Знать количество мостов, протяжённость, месторасположение, название. | Находить информацию по теме, оформлять в виде презентации, оформлять для выставки, делать устное сообщение, презентовать информацию. | Экскурсии, классные часы. Просмотр презентаций по теме. | Творческое домашнее задание: помочь оформить презентацию, выставку фото графий. | Помочь найти информацию, помочь оформить презентацию, уметь представить информацию. | |
Проект «Музеи родного города» (3 класс) | Организовать поисково- познавательную деятельность учащихся и родителей через запуск проекта «Музеи родного города» (3 класс) | Знать, какие музеи есть в городе, по каким направлениям они представляют экспозиции, историю создания музеев. | Находить информацию по теме, оформлять в виде презентации. Делать устное сообщение, презентовать информацию.
| Экскурсии в «Краеведческий музей», «Музей изобразительного искусства», «Красная горка», «Томская Писаница» и другие на выбор. Просмотр презентаций, стендовая выставка презентаций. | Помочь в создании презентации «Музеи родного города» Организовать семейное посещение музеев | Подготовить ребёнка к выступлению с презентацией. Помочь оформить презентацию. Учить правилам оформления презентации. | |
Проект «Промышленные предприятия города Кемерово» (4 класс) | Организовать поисково- познавательную деятельность учащихся и родителей через запуск проекта «Промышленные предприятия города Кемерово» (4 класс) | Знать, какие промышленные предприятия есть в городе Кемерово, какую продукцию они выпускают, профессии людей, работающих на данных предприятиях, историю строительства предприятий. | Находить информацию по заданной теме через сеть Интернет и книги. | Экскурсия на предприятия, встреча с людьми, работающими на предприятиях города. | Помочь работать с дополнительными источниками информации. | Учить искать информацию в сети Интернет, в книгах. | |
3. | Итоговый период проекта | Подведение итогов участия детей и взрослых в реализации проекта. Проведение игры «Хочу всё знать!» (участники сборные команды по 2 человека из каждого класса и по 5 болельщиков, родители) Рефлексия игры. Размещение материалов, фотоотчётов на школьном сайте, через статью в школьной газете. Огласить результаты на линейке Достижений и на родительских собраниях. | Получили много новых знаний о городе Кемерово. | Знать профессии людей, сферу их деятельности; промышленные предприятия города, профессии людей, работающих на предприятиях, владеть информацией о выпуске продукции на предприятиях; знать мосты города, их названия, владеть исторической справкой о строительстве мостов; знать музеи родного города, владеть информацией об экспозициях в разных музеях. Направлениях, по которым представляются экспозиции. | Викторина «Кемерово – моя малая Родина» Интеллектуально-познавательная игра «Хочу всё знать» | Принять участие в качестве болельщиков в интеллектуально-познавательной игре. Подготовить отзывы в виде статьи и фотоотчёта для сайта гимназии, школьной газеты, стендовый вариант. | На родительском собрании по теме «Воспитание патриотических чувств через участие в проектах» поделиться своими впечатлениями, эмоциями, практическими советами по теме, своими наблюдениями, находками. |
Анализ результатов реализации проекта | Подготовить и провести анкеты для учащихся и родителей. Выполнить анализ результатов анкетирования, сделать выводы. Разработать и провести викторину «Город Кемерово- моя малая Родина» Выполнить анализ вовлечённости детей и родителей в проектную деятельность. | Знать правильные ответы на вопросы анкеты. Рефлексию своих знаний через тесты и анкеты, участие в викторине и итоговой игре. | Уметь делать выводы о своих знаниях по теме, помогать другим ребятам отвечать на вопросы. | Анкетирование, тестирование, викторина. | Принять участие в анкетировании. | Донести результаты анкетирования до родителей на родительском классном, общем собрании. | |
Основные направления деятельности педагогов | Цели и задачи | Прогнозируемые приобретения педагога в проектной деятельности | Возможные формы деятельности. | ||||
знания | умения | В деятельности | Для педагогического коллектива | ||||
Обобщение и распространение методического опыта работы по реализации проекта «Город Кемерово-моя малая Родина» | Представление материалов на методическом объединении и на педагогической конференции, на педагогическом совете, участие в районных городских педагогических семинарах, в кон-курсном движении, распространение педагогического опыта, использовать материалы для проведения педагогической практики студентов педагогического колледжа. | -теоретические знания о проектной деятельности, распространение активных форм обучения в российских школах; - этапы проектной деятельности | -ставить педагогические задачи, планировать пути их реализации -прогнозировать результаты -организовать проектную деятельность в классе, в школе -уметь проконсультировать учащихся и родителей по данной деятельности; -уметь собирать материал для выставки, презентации, для познавательной игры, составлять вопросы для викторины по теме. | - организовать познавательную деятельность в классе через просмотр фильмов, презентации по теме проекта, организовать выставку работ, фотовыставку, провести викторину | - узнать о положительном опыте коллег; -использовать активные методы обучения в своей педагогической деятельности; - продолжить педагогическое творчество по данной теме; - подготовить итоги проектной деятельности к участию в конкурсе. |
Материалы интеллектуально-познавательной игры «Хочу всё знать» - Приложении 3
Все материалы для интеллектуально – познавательных игр учебного «Кузбасс – мой край родной»
Приложение 5 (CD диск).
- Мультимедийность учебного проекта «Кузбасс – мой край родной»
Важнейшей характеристикой современных электронных образовательных ресурсов является их мультимедийность, понимаемая как синтез различных видов информации – текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео, при которой возможны различные способы её конструирования, интегрирования и представления. Мультимедиа - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющий пользователю работать с разнородными данными, организованными в виде единой информационной среды.
В подготовке, реализации учебного проекта «Кузбасс – мой край родной» используются следующие мультимедийные средства обучения:
- Презентация в формате PowerPoint (.ppt), в которую интегрировано видео-, аудио-, текстовые и графические материалы, гиперссылки;
- Компьютер с определённым списком программного обеспечения (операционная система семейства Windows или любой linux-based дистрибутив, Adobe Flash Player, Divx, Xvid, Mp3, AC, LAV кодеки для воспроизведения видеоматериалов, Microsoft Office PowerPoint;
- Проектор для демонстрации графического и видеоматериала.
Заключение
Оценка эффективности реализации учебного проекта
«Кузбасс – мой край родной»
На этапе подведения итогов реализации проекта были использованы следующие анкеты:
- анкетирование на начальном этапе учащихся (2-4 классов) по теме: «Кузбасс – мой край родной»;
- анкетирование учащихся по результатам участия в учебном проекте «Кузбасс – мой край родной»;
- анкетирование родителей учащихся по результатам участия в учебном проекте «Кузбасс – мой край родной»;
- вовлечённость родителей и учащихся в проект «Кузбасс – мой край родной», которые включали в себя вопросы, направленные на изучение вовлечённости в совместную деятельность учащихся и родителей.
Анкетирование учащихся (2-4 классов) по теме: «Кузбасс – мой край родной» на начальном этапе
вопросы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Итого |
количество учащихся | 15 | 23 | 18 | 37 | 45 | 56 | 56 | 24 | 61 | 16 | |
% выполнения | 11% | 18% | 14% | 29% | 36% | 44% | 44% | 19% | 48% | 13% | 27% |
Итоговое анкетирование учащихся (2-4 классов) по теме: «Кузбасс – мой край родной»
вопросы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Итого |
количество учащихся | 95 | 90 | 94 | 101 | 112 | 99 | 113 | 101 | 93 | 98 | |
% выполнения | 75% | 71% | 74% | 80% | 88% | 78% | 89% | 80% | 73% | 77% | 78% |
В анкетировании приняли участие – 126 учащихся (2-4 классов)
Рисунок 1
Сравнительная диаграмма результатов анкетирования
Сравнительный анализ результатов анкетирования на начальном и итоговом этапах реализации проекта позволяет сделать следующие выводы:
- отмечен рост учащихся, знающих исторические события и даты родного края – 59%; владеющих географическими знаниями, умеющих ориентироваться по карте – 36%; знающих культурные традиции коренных жителей земли Кузнецкой- 47%.
Во время реализации системно-целевого проекта «Кузбасс – мой край родной» учащиеся повысили уровень знаний на 51% по данным вопросам и расширили их, включаясь в проектную деятельность. После проведения тематических игр, мы отслеживали уровень знаний по каждой теме при помощи вопросов для подготовки к игре «Хочу всё знать!» Приложение
В результате финальных игр ребята показали глубокие знания по теме «Кузбасс-мой край родной» и проявили интерес к изучению истории родного края, города. В процессе подготовки к итоговой игре, учащиеся доказывали своими знаниями и активной подготовкой материалов право быть игроком команды или болельщиком.
Анкетирование учащихся по результатам участия в проекте «Кузбасс – мой край родной»
Вопросы и ответы анкеты | Количество ответов | |
2015-2016уч.год. | ||
1.Обращался ли за помощью при подготовке проекта к родителям? | да | 70% |
нет | 30% | |
2.Была ли интересной совместная работа над проектом ? | да | 100% |
нет | ||
3.Считаешь ли подготовку к проекту познавательной? | да | 100% |
нет | ||
4.Принимал ли участие в проектах раньше? | да | 72% |
нет | 28% | |
5.К каким источникам информации обращался? | книги | 13% |
Интернет | 84% | |
6.Чему научился, принимая участие в проекте? | сотрудничать | 94 % |
Находить информацию | 100% | |
Оформлять презентацию | 52% | |
7.Хотелось бы тебе принять участие в проекте ещё раз? | да | 100% |
нет | 0% |
В анкетировании приняли участие - 160 родителей и 190 учащихся начальной школы
Рисунок 2
% учащихся начальной школы, принявших
участие в анкетировании по результатам участия
в проекте «Кузбасс – мой край родной»
Анкетирование родителей учащихся по результатам участия в
проекте «Кузбасс – мой край родной»
Всего приняли участие в анкете | Количество ответов | |
2014 - 2015уч.год. | ||
1.Обращается ли Ваш ребенок за помощью при подготовке проекта? | да | 75 % |
нет | 25 % | |
2.Была ли интересной совместная работа над проектом? | да | 100% |
нет | - | |
3.Считаете ли вы такую организацию познавательной для вашего ребёнка? | да | 100% |
нет | - | |
4.Интересовало ли участие в проектах ребёнка раньше? | да | 75 % |
нет | 25% | |
5.К каким источникам информации вы обращались? | книги | 15% |
Интернет | 81% | |
6.Чему ребёнок научился, принимая участие в проекте? | сотрудничать | 100% |
Находить информацию | 100% | |
Оформлять презентацию | 57% | |
7.Хотелось бы вам принять участие в проекте ещё раз? | да | 100% |
нет | 0% |
Приняло участие в анкетировании – 160 родителей
Рисунок 3
% родителей, принявших
участие в анкетировании по результатам участия
в проекте «Кузбасс – мой край родной»
По результатам анкетирования делаем вывод, что и учащимся, и их родителям была интересна совместная проектная деятельность (100%). Учащиеся получили положительный опыт работы с информацией: использовались Интернет ресурсы (84%), информация из книг (15%), 100% результат получен при ответах на вопросы:
- была ли интересной совместная работа над проектом?
- хотелось бы ещё принять участие в проектах?
- является такая организация поиска новых знаний познавательной?
В процессе участия в проекте 52 % учащихся научились оформлять презентации, 100% учащихся находить информацию, 95 % с удовольствием сотрудничали со сверстниками, педагогами и родителями.
Данное исследование подтверждает, что интерес к проектной деятельности высокий.
Карта вовлечённости учащихся в проектную деятельность
классы | учащиеся | родители | учащиеся | родители | учащиеся | родители |
2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | ||||
1 класс | 56% | 56% | 78% | 78% | 87% | 87% |
2 класс | 52% | 48% | 69% | 65% | 85% | 85% |
3 класс | 43% | 38% | 58% | 48% | 72% | 72% |
4 класс | 35% | 24% | 46% | 24% | 77% | 26% |
Рисунок 4
% вовлечённости учащихся и родителей в проектную деятельность
посредством проекта «Кузбасс – мой край родной»
По результатам анкетирования была составлена «Карта вовлечённости учащихся и родителей в проектную деятельность» посредством проекта «Кузбасс-мой край родной». Мы видим, что процент участия родителей в 1,2,3,4 классах составляет 24 - 87 %, а в 4 классе - 24 %. Таким образом, делаем вывод, что, принимая участие в проектной деятельности в системе, у учащихся формируются умения использовать различные способы поиска информации в справочной литературе и в учебном информационном пространстве сети Интернет, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Процент самостоятельности выполнения учащимися проектов вырос от 32% до 56%. С каждым годом интерес к проектной деятельности среди родителей и детей повышается. Интеллектуально – познавательные игры в рамках предметных декад стали в гимназии традиционными.
Портфолио учебного проекта «Кузбасс – мой край родной»
Данный опыт был представлен на гимназическом, районном, городском, региональном, межрегинальном, всероссийском и международном уровнях:
2015 год - в рамках ознакомительной практики студентам педагогического колледжа;
2015 год – гимназическая педагогическая конференция, тема выступления: «Методические рекомендации по организации интегрированных интеллектуально-познавательных игр «Хочу всё знать!» в рамках предметных декад в ОУ»;
2015 год – районный семинар, тема выступления: «Методические рекомендации по организации интегрированных интеллектуально-познавательных игр «Хочу всё знать!» в рамках предметных декад в ОУ»;
2015 год – Всероссийский конкурс «Духовно-нравственное развитие и воспитание: Основы духовно- нравственной культуры в России», Диплом II степени;
2016 год – гимназическая педагогическая конференция; тема выступления: «Системно – целевой проект «Кемерово– столица шахтёрского края»;
2016 год - региональный конкурс «Инновационная мозаика», тема работы: «Системно-целевой проект «Кемерово- столица Кузбасса»;
2016 год - городской Фестиваль педагогических идей (СОШ №45), тема выступления: «Системно – целевой проект «Кемерово – столица шахтёрского края»;
2016 год, 2017 год - Межрегиональный молодёжный научно-образовательный форум «RE:ПОСТ» (патриотизм, образование, студенчество)
2016 год - статья «Методические рекомендации по организации интегрированных интеллектуально-познавательных игр «Хочу всё знать!» в рамках предметных декад в ОУ» в журнал «Профессиональное образование в России и за рубежом» (2016 год).
2017 год - Международная ярмарка «Кузбасский образовательный форум», Диплом I степени.
2017 год - публикация «Сборник научных статей и исследовательских работ по итогам II Межрегионального молодёжного научно-образовательного форума»
Приложение 4
В результате реализации в гимназии учебного проекта «Кузбасс - мой край родной» был собран дидактический материал:
- ребусы: «Географические названия области в ребусах», «Мосты города Кемерово», «Улицы города Кемерово»;
- книга «Достопримечательности города Кемерово»;
- электронный архив презентаций, созданных учащимися;
- проекты «Улицы города, названные именами известных людей», «Промышленные предприятия города Кемерово», «Кемерово в датах и числах», «Мосты города Кемерово», «Достопримечательности города Кемерово», «Красная книга Кузбасса», «Горы и водоёмы Кемеровской области»;
- физминутки «С любовью к городу», «Путешествие по Томской Писанице», слайдовая презентация «На улицах любимого города», фотографии «Город вчера, сегодня».
Накопленный педагогическим коллективом МБОУ «Гимназия №71 («Радуга») опыт гражданско-патриотического воспитания и намеченные ориентиры дают основание для систематизации работы по воспитанию у учащихся гимназии гражданского долга, патриотизма – важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Деятельность по гражданско- патриотическому воспитанию является основополагающей в учебно-воспитательной системе нашего образовательного учреждения и является частью её образовательной среды, реализуется через интеграцию урочной и внеурочной деятельности (уроки, кружки, внеклассные и внешкольные мероприятия, коллективно-творческие дела) в условиях совместной работы педагогического коллектива школы, семьи и других институтов общества в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
"Алтайский край-мой край родной".
Материал об Алтайском крае....
Познавательная игра "Край родной-дальневосточный" по факультативному курсу "Край, в котором я живу"
Урок в виде интерактивной игры.Обобщение знаний об истории края, о городах и поселках края, животном и растительном мире. Игра в командах....
Учебный проект "Кузбасс - мой край родной" - итоговая игра
Данные интеллектуально - познавательные игры проводятся на заключительном этапе после реализации учебного проекта "Кузбасс - мой край родной!" На всех этапах учебного проекта "Кузбасс -...
Край родной , родимый край.
Внеклассное мероприятие в начальной школе...
Учебная программа кружковой деятельности "Родной край"
Кружковая программа расчитана для учащихся начальных классов,ФГОС. Челябинская область. Дети узнают много интересного о родной природе.Об экологических проблемах,которые возникли за много лет....
Технологическая карта учебного занятия "Наш край родной. Чтение и запись многозначных чисел". 4 класс
Технологическая карта учебного занятия "Наш край родной. Чтение и запись многозначных чисел". 4 класс...
- Мне нравится (1)