Технологическая карта учебного занятия "Наш край родной. Чтение и запись многозначных чисел". 4 класс
учебно-методический материал по математике (4 класс)

Михальченко Нина Васильевна

Технологическая карта учебного занятия 

"Наш край родной. Чтение и запись многозначных чисел". 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

Преподаватель_________Михальченко Нина Васильевна__________________________

Класс_____4________________________________________________________________

Учебный предмет: окружающий мир, математика.

Тема раздела программы: Окружающий мир «Родной край –часть большой страны». Математика «Многозначные числа».

Тема учебного занятия: Наш край родной. Чтение и запись четырёхзначных чисел.

Цель: организация деятельности учащихся для повышения уровня знаний учащихся по предметам за счет использования сведений из разных образовательных областей (окружающего мира и математики).

Тип занятия: урок систематизации знаний.

Технологии: технология личностно-ориентированного обучения, приёмы  развития критического мышления (кластер, синквейн).

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- познакомить с географическим положением края, с особенностями природы  и животного мира Байкала, находить его на карте России;

- совершенствовать умения читать и записывать четырехзначные числа, решать задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз, на разностное сравнение;

- систематизировать знания  о единицах длины.

Метапредметные:

Личностные:

 - формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;

- учить уважительно относиться к результату труда одноклассников;

 - развивать познавательный интерес и творческую активность;

-формировать мотивы достижения и социального признания, границы собственного знания и «незнания»;

   - стремиться к совершенствованию собственной речи.

Познавательные УУД:

-осознавать познавательную задачу, работать с политико-административной картой России,  обобщать собственные представления, развивать умения извлекать информацию из карт, схем, иллюстраций, текстов;

- строить рассуждение по теме урока  под руководством учителя;

- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

- уметь осуществлять логические операции; ориентироваться в своей системе знаний, развивать математическую речь.

Регулятивные УУД:

- осознавать, формулировать и удерживать  учебную задачу урока в процессе коллективной работы;

- осуществлять взаимоконтроль  и самоконтроль в индивидуальной, парной и групповой работе;

- уметь договариваться в группе в ходе работы над заданием;

- учиться корректировать,  вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;

- коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы  на отдельных этапах урока.

Коммуникативные УУД:

- работать в группах, учитывать мнение партнера, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-  формировать умение владеть  монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Материально-техническое обеспечение занятия: презентация «Моя малая Родина», политико - административная карта России, учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 4 класс(1-4 кл.)

Межпредметные и внутрипредметные связи: окружающий мир, математика, русский язык, музыка

Продолжительность учебного занятия: 40 мин.

Место проведения: МОУ «Мугунская СОШ».

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Деятельность  обучающихся

Методы и приёмы работы

1.Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент)

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

-Здравствуйте, ребята. поприветствуйте друг друга  доброй улыбкой.

- Присядут девочки, затем мальчики.

 -Любите ли вы путешествия? А вот куда, вы узнаете,  если посмотрите на слайд 1.  

Для нас неведомой страной

Является наш край родной!

- Ребята подберём к слову край синонимы.

-Помните пословицу: «Одна у человека 

мать, одна у него и Родина?

- В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился.  Это его маленькая родина.

- Как называется наша малая родина?

-Определите тему нашего  урока.

-Наш край родной.

- Да, мы будем путешествовать по родному краю.

- Проверить вашу готовность к путешествию поможет небольшой опрос «Это должен знать каждый».   

Дети приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

- Слушают задание отвечают на вопросы учителя.https://vdpo38.ru/files/images/map-irk.png

Отчизна, Отечество, страна, земля, сторона, место, область, местность, Родина.

Определяют тему урока.

Фронтальная работа.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной

  деятельности каждого учащегося.

Групповая работа.

-Ребята, вы сейчас сами выберете, в какой группе вы будете работать и вспомним правила работы в группе.

1  группа «Наш адрес»- 1уровень

-Как называется страна, в которой мы живём?_

- Напишите столицу нашей Родины._

-Как называется область, в которой мы живём?_

- Напишите административный город Иркутской области?_

- Напишите полностью наш адрес._

- В каком году образовалась область?

 2  группа «Природа нашего края»- 2 уровень

- Какие вы знаете озера нашего края?_

- Напишите 3 названия животных  нашей области._

-Напишите 3 названия водоемов нашей области._

-Напишите 3 названия растений  области._

-Напишите 3 названия птиц нашей области._

- Напишите численность населения нашей области.

3 группа «География нашего края»- повышенный уровень

-Найдите на карте России нашу область. Какие районы в ней есть? Постройте маршрут от Тулуна до Иркутска.

-Сколько национальностей проживает в Иркутской области?

Проверка групповой работы.

- Какие вопросы вызвали затруднения? Почему?

-Что требуется для ответов? Запись многозначных чисел. А какой предмет нам поможет? Математика.

 Озвучивают правила работы.

Читают задание. Выполняют.

Читают задание. Выполняют.

Работают по карте в учебнике с.137 , находят область на большой карте.

Составляют маршрут.

(Тулун, Зима, Черемхово, Усолье, Ангарск, Иркутск).

Выступление групп.

Итог работы в группах

Личностно-ориентированный подход.

Групповая работа.

3.Формулирование темы урока и его цели. Этап планирования деятельности

Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог.

-  Сегодня у нас необычный урок, два урока в одном. Мы применим знания из области математики по теме «Многозначные числа» и окружающего мира «Наш край родной» и сможем ответить в конце урока на вопросы, которые вызвали затруднения.

-Какие учебные задачи вы ставите? Я попробую (постараюсь) на уроке….Я буду на уроке …Я хочу на уроке…

Записывают число в тетрадях.

- Ребята, урок у нас необычный,  поэтому я вам предлагаю свой план урока. Слайд 2

1.Повторение  изученного.

2. Тема,  задачи урока.

3. Приобретение новых знаний через решение практических задач.( Учитель помогает 3 пункт).

4. Самостоятельная работа.

5. Итог урока.

6. Домашняя работа.

- Начинаем путешествие по родному краю.  Поехали! --Выбираем транспорт. Автобус.  Я  предлагаю выбрать себе соседа.

-Какую дату отмечает наша область,  если она  была образована в сентябре 1937 года?

- 85 лет Иркутской области. А что вы знаете о нашей Иркутской области? Какие национальности проживают?

Каждая группа читает вопрос.

1.В каком году образовалась область?

2.Напишите численность населения нашей области.

3.Сколько национальностей проживает в Иркутской области?

Озвучивают задачи урока.

Составляют план урока.

Дети вычисляют.

Ответы детей.

4.Реализация построенного проекта (решение УЗ)

 Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение.

Физминутка

Работа с информацией.

Работа в парах.

 Из двух карточек нужно выбрать одну.

-Прочитайте и запишите  числа  в тетрадь. Выпишите самое большее число и самое наименьшее.

Площадь- 774тыс.846 км²,   

население- 2 млн.370тыс. 102 человека.  

В Иркутской области проживает примерно 37 национальностей. Русские-2 млн.499 тыс. 500, украинцы- 97тыс.400, чуваши-11тыс400, эвенки-1тыс.272, буряты- 77тыс.667, татары- 39тыс.600,

немцы- 7тыс.600, тофолары-678.

2  уровень – повышенный

Прочитать и записать числа.

 Русские - два миллиона четыреста девяносто девять тысяч пятьсот, украинцы- девяносто семь тысяч четыреста, эвенки - одна тысяча двести семьдесят два, буряты- семьдесят семь тысяч шестьсот шестьдесят семь, татары- тридцать девять тысяч шестьсот,  немцы- семь тысяч шестьсот,  тофолары - шестьсот семьдесят восемь.

Проверка работы.

-Что нового узнали? Какие числа выписали? Задайте друг другу вопросы. Оцените работу в парах.

- Ребята. Мы подъезжаем к столице нашего административного центра- это… (Иркутск).

Звучит  песня «По Ангаре» (А. Пахмутова - Н.

Добронравов).

- О какой реке шла речь? Откуда берёт начало река? Куда бы вы хотели отправиться дальше? К жемчужине Сибири - к батюшке Байкалу.

- Продолжим путешествие  на пароходе.

https://yandex.ru/video/preview/11456864445396261170

- Какой самый большой приток Байкала?  Что ещё знаете о Байкале? Впадает более 366 рек и ручейков, а сколько  вытекает? Слайд 4.

 -Какую легенду знаете о Байкале? Кто такой гид? 

Гид — проводник, экскурсовод, сопровождающий туристов или экскурсантов.  

- Мы на этапе приобретение новых знаний через решение практических задач. Решим задачки.

-Длина Ангары1826 км, а Селенга- 1591 км. На сколько Ангара длиннее чем Селенга? Слайд 5.

-Нас встречают гости  Сибирячок  и   Кеша.  Кто это?

-Они принесли нам задания.

Рыбы Байкала

 Загадка о голомянке.  Слайд 6.

- Ребята. А вы верите, что бывают прозрачные рыбки?

-Что вы узнали из загадки  про голомянку?

-Да, живет в Байкале интересная рыба – голомянка. Голомянка – это эндемик Байкала.

 -Вы знаете, что обозначает это слово? (это виды, характерные только для этого озера)

 Голомянка – это чудо Байкала. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Загадки о рыбах.  Слайд 7.

Работают в парах.

Взаимопроверка.

Дети задают вопросы.

Таблица№1

3б. – нет ошибок

2б. – 1 ошибка

1б. – 2-3 ошибки

0б. – более 3 ошибок

Дети встают в круг и танцуют.

Дети смотрят 2 минуты фильм.

Один из учащихся у доски рассказывает легенду о Байкале.

Дети решают.  Отвечают.

Дети высказывают свои предположения.

Учащиеся читают загадки на слайдах и отвечают.

Парная работа.

Приём ТРКМ

«Тонкие и толстые вопросы».

Фронтальная работа.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: самостоя

тельно выполнить задание, провести самопроверку, корректировка возможных ошибок.

Самостоятельная работа.

Задача №1. Запишите числа и решите задачу.

Самка омуля вымётывает до 30 тысяч икринок. Из10 тыс. выживают до взрослой рыбы 5-7 штук. Сколько выживает из 20 тыс.? 30тыс.?

Задача №2. Выразите в  единицах длины.

Осётр-150 см= ?м?см      

Сиг-75 см=?дм

Хариус-45=?дм?см

Таймень- 145 см=?м?дм?см

Задача№3

Голомянка  прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. Самки  крупные бывают до 25 см, самцы до 12 см. Начертите отрезок 12см. Выразите  в дециметрах  и сантиметрах.

- Что  интересного узнали о рыбах Байкала? Покажите на парте  примерную  длину осётра, тайменя, сига.

 (дети  выставляют баллы) Слайд 8.

- Как вы думаете,  что обозначает слово «Байкал»?

«Байкал»- богатое озеро (бурят.)

-А чем оно богато?

 -Запишите числа.

 В озере водится 1550 видов животных, 1085 видов растительных организмов и водорослей. И много эндемиков. Самые древние обитатели - губки, моллюсков, червей, бычков, рачков. Рыб в озере- 52 вида.        

-А вот ещё один эндемик Байкала.  Назовите? Слайд 9.

  • Нерпа это животное, рыба или млекопитающее?
  • -Как правильно называются конечности у нерпы? (ласты)

- Как называется детеныш нерпы? (белек)

-Ребята, пора возвращаться домой.  Сейчас мы разобьёмся в группы, чтобы составим кластеры и синквейн.

1 группа -кластер «Правила поведения на Байкале»

2 группа-  кластер «Рыбы Байкала»

3 группа- составить синквейн о Байкале.

-Подводим итоги групповой работы. 

Дети выполняют задание, проверяют, оценивают.

Самостоятельная работа.

Самопроверка по эталону.

Подводят  итоги в самостоятельной работе.

Таблица№1

3б. – нет ошибок

2б. – 1 ошибка

1б. – 2-3 ошибки

0б. – более 3 ошибок

Ответы детей.

Синквейн.

1. Байкал. 2. Могучий, уникальный. 3. Радует, удивляет, кормит. 4. Беречь и защищать от бед.

5. Сокровище.

Дети зачитывают. Оценивают работу группы.

Индивидуальная работа.

Приёмы ТРКМ

Групповая работа

6. Итог урока.

Цель: самооценкаучениками собственной учебной деятельностии деятельности одноклассников во время урока, соотнесение цели урока и его результатов

Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подходит к концу. Мы вернулись из путешествия.

- Над какой темой урока работали? Что необычного было в уроке? Какие темы по русскому языку повторили? С какими новыми словами познакомились?

-Вспомните, какие вопросы вызвали у вас затруднения?

-  Удалось ли нам решить, поставленные задачи урока?  

- Подводим итог по листам самооценки.

Учитель выставляет отметки с комментированием.

 - Мне хочется услышать ваши ощущения от урока.

Я сегодня открыл(а) для себя….

Мне удалось……

Я испытывал(а) затруднения ….

- Ребята, перед вами дерево, а на партах яблоки. Красное - я доволен своей работой, жёлтое -  не всё получилось, зелёное- есть над чем поработать.

-Молодцы! Спасибо за урок!

Дети отвечают.

Оценивают себя.

Ставят отметки.

Дети прикрепляют яблочки на дерево.

7. Домашнее задание.

Домашнее задание по выбору (с объяснением) Досмотреть фильм о Байкале.Прочитать с.136, 137. Поработать по карте. Написать эссе о Байкале.

Дети записывают.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация у уроку "Чтение и запись многозначных чисел" 4 класс

Презентация  у  уроку  "Чтение  и  запись  многозначных  чисел"  (М.И. Моро  "Школа  России")  4  класс...

Презентация к уроку "Класс миллионов. Класс миллиардов. Чтение и запись многозначных чисел"

Презентация  к  уроку  "Класс  миллионов  Класс  миллиардов.  Чтение  и  запись  многозначных  чисел"  4  класс ("Школы России"  М...

Урок математики. 3 класс. Чтение и запись многозначных чисел. Закрепление изученного.

Урок закрепления изученного материала по теме "Чтение и запись многозначных чисел" построен в форме путешествия по г. Чебоксары. Материал включает в себя план- конспект  урока и мультимедийную презент...

Урок математики 4 класс "Чтение и запись многозначных чисел"

Конспект урока математики в 4 классе по УМК "Школа 2100"Авторы Т.Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких...

Конспект урока " Чтение и запись многозначных чисел" 4 класс

Конспект урока математики 4 класс «Чтение и запись многозначных чисел»...

Тест по математике по теме "Чтение и запись многозначных чисел", 4 класс

Тест по математике по теме "Чтение и запись многозначных чисел", 4 класс...