Критериальное оценивание
методическая разработка на тему
Критериальное оценивание подразумевает ряд установок:
1.Оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность и личные качества (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия).
2.Работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterialnoe_otsenivanie.docx | 29.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Критериальное оценивание.
Критериальное оценивание подразумевает ряд установок:
1.Оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность и личные качества (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия).
2.Работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы);
При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой, зато появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений (Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы, поэтому вы можете использовать его и при традиционном «пятибалльном» оценивании).
- разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;
- Критерии не должны быть спущены сверху
- Они должны быть четкими, ясными, понятными
- На 1 этапе нет смысла брать много критериев, достаточно 1-2, которые определяют это умение (в начальном звене достаточно 3-4).
На этапе предварительного контроля нужно научить детей выделять критерии задания, ответа и т. д.:
-Что будем оценивать?
-Как будем оценивать?
-Почему ты думаешь, что эти критерии будут важными?
-Кто смог себя оценить?
Для формирования у учащихся первоначального представления о критериях оценки устных ответов учитель дает развернутую содержательную оценку ответа ученика (т. е. формулирует оценочное высказывание), из которой дети определяют требования к данному виду ответа, эти ответы и есть критерии оценки устного ответа.
«Послушайте внимательно, как я буду оценивать ответ, и попробуйте определить, какие требования к нему предъявляются. Ответ Сережи был правильным: он верно дал определение прилагательного, сказал, как оно изменяется, правильно назвал окончания в единственном и множественном числе. Ответ был неполным: Сережа не сказал о связи прилагательного с существительным, о его роли в речи. Он не приводил свои примеры».
В процессе обсуждения на доске записываются критерии оценки.Критерии оценки ответа на тему:
1.Правильность ответа.
2.Полнота ответа.
3.Наличие примеров.
Аналогичный прием используется для оценки устных ответов, содержащих последовательность действий, которые нужно совершить.(н-р, для решения грамматической или орфографической задачи или вида языкового разбора)
Критерии оценки «ответа-действий» (т. е. ответы, в которых важна последовательность действий)
1.Правильность выполнения каждого действия
2.Соблюдение нужного порядка действий
Например, критерии оценки для задания «Подобрать как можно больше однокоренных слов к слову лес»
- Доказательство правильности подбора каждого из слов: объяснение его с помощью слова лес
- Количество подобранных слов.
Таким образом для каждого задания вместе с детьми определяются критерии оценки.
Инструментом оценивания стали шкалы, которые напоминают ребенку измерительный прибор. С ее помощью можно измерить разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т.д.). Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем и учениками в ходе их совместной деятельности на уроке.
Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, непосредственно рядом с работой.
Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще. Учитель, в свою очередь рассматривает адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально, корректируя при необходимости.
Уже в первом классе учащиеся приобретают следующие умения:
-оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью шкалы;
соотносить свою оценку с оценкой учителя;
договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
На первых уроках работая над этим можно выяснить, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу. Необходимо обсудить, что даёт красиво выполненная работа самому себе. Напоминать о том, что все работы нужно делать аккуратно, чисто и в соответствии с образцом. Итак, вырабатывается первый критерий аккуратность. После выполнения предложенного задания ученик может зафиксировать на полях тетради мнение о красоте своей работы. Затем в совместной деятельности вырабатываются другие понятные детям критерии для оценки устных ответов и письменных работ. Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата. Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
Наряду с оценочной шкалой используется также трехцветный индикатор, для обратной связи на уроке, когда учитель должен увидеть весь класс:
- красный – я не знаю, прошу помощи,
- синий – сомневаюсь, не уверен,
- -зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.
Во втором классе у детей появляются оценочные листы (тетрадь «Что я знаю и умею»), в которой ребенок фиксирует свои знания и умения по каждой теме:
ЗУ, З, С, НЗУ.
Таким образом, ребенок видит, какие именно умения ему надо отработать.
Учитель создает сводную ведомость знаний и умений по классу.
Такая таблица помогает учителю определить, какие умения надо отработать с каждым конкретным ребенком.
- Для этого может быть предложена дифференцированная работа по группам, где каждая группа отрабатывает свое конкретное умение. Контроль работы в каждой группе может осуществлять сам учитель, либо в каждую группу будет назначен ребенок, хорошо владеющий данным умением. Он будет выступать в роли учителя.
-Может быть предложено дифференцированное домашнее задание на отработку определенных умений.
-Это может быть индивидуальная или парная работа по карточкам.
Оценки за текущие работы не выставляются в журнал, они нужны учителю и ребенку для того, чтобы видеть, какие умения вызывают трудности и над чем необходимо работать. Отработка идет в процессе изучения темы до проведения контрольной работы. Промежуточное оценивание небольших самостоятельных работ показывает, насколько успешно ученик осваивает изучаемый материал данной темы. Одновременно оно выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Соответственно, любые, даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов, так как оценки за них в журнал не выставляются. Таким образом, получая оценку за промежуточную работу, ученик получает четкие ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить свою оценку за итоговую работу. При критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых работ.
Контрольная работа оценивается уровневой отметкой: в, с, н. Если ребенок желает исправить оценку, он имеет право переписать контрольную работу.
Критерии должны отражать не только знание программного материала, но и такие как аккуратность, внимание, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение.
Такая оценка
- позволяет ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося;
- носит информативный характер;
- способствует формированию позитивной самооценки.
Критерии оценивания некоторых форм работ в начальной школе
Умение слушать
1. Смотреть на говорящего.
2.Сидеть спокойно.
3.Молчать в то время, когда кто-то говорит.
4.Задавать вопросы говорящему (если что-то непонятно или на уточнение).
Умение прочитать стихотворение
1.Все слова должны быть понятны.
2. Выделение голосом знаков препинания.
3.Должно быть все слышно.
4.Плавность чтения.
5. Хорошо знать стихотворение наизусть.
6. передать настроение стихотворения («нарисовать» голосом картину)
Критерии устного ответа
1.Соответствует ли ответ заданному вопросу?
2. Последовательно ли отвечал?
3. Можно ли считать ответ убедительным?
4. Достаточно ли было приведено примеров, фактов для подтверждения изложенного?
5. Были ли ошибки по существу изложения?
Критериальное оценивание позволяет оценивать действия не только в письменных работах, но и при выполнении заданий в группах и парах.
По каким критериям группа должна оценить свою деятельность?
Предлагаем вам составить в группах критерии для оценки группы.
Критерии оценки работы в группе
- Организация работы (тихо, не мешать другим, каждый должен быть услышан)
- Стиль общения (вежливо, тактично, не перебивать)
- Ответ команды (четко, убедительно, доказательно)
- Участие в оценке других групп (одобрение, исполнение, дополнение
«Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге. У ученика право аргументировано оспорить отметку»
Основа алгоритма самооценки
(вопросы, на которые отвечает ученик):
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
5 шаг. Каким умением пользовался?
6 шаг. На каком уровне успешности выполнено задание?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критериальное оценивание как педагогическая технология
Дать общее представление о новой системе критериального оцениванияРаскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей ...
Критериальное оценивание
Данный материал поможет педагогу подготовиться к выступлению на методических объединениях, семинарах....
Доклад на тему "Формирование навыков критериального оценивания учащихся младших классов"
«Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разу...
Система критериального оценивания
Выступление...
Методическая разработка "Критериальное оценивание на уроке Музыка 1-4 классах"
Данный материал пригодится для работы как на уроках закрепления знаний, так и на аттестации учсщихся в конце учебного года....
Критериальное оценивание в начальной школе как основа самоконтроля и самооценки обучающихся.
Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их ус...
Критериальное оценивание в начальной школе как основа самоконтроля и самооценки обучающихся.
Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их ус...