Инновационное оценивание групповой деятельности обучающихся в сфере введения ФГОС
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Статья посвящена раскрытию вопроса организации эффективной групповой деятельности обучающихся. В ней уделяется внимание возможностям использования техники формирующего оценивания для повышения результативности  групповой работы. Практические материалы, представленные в статье, призваны облегчить труд педагога и помочь в организации продуктивного взаимодействия между обучающимися в ходе групповой работы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Мордовская Наталья Александровна МОУ «Средняя школа №18» г.Котласа

учитель начальных классов

Липатова Елена Юрьевна МОУ «Средняя школа №18»г. Котласа

учитель начальных классов

Аннотация к статье

Статья посвящена раскрытию вопроса организации эффективной групповой деятельности обучающихся. В ней уделяется внимание возможностям использования техники формирующего оценивания для повышения результативности  групповой работы. Практические материалы, представленные в статье, призваны облегчить труд педагога и помочь в организации продуктивного взаимодействия между обучающимися в ходе групповой работы.  

Инновационное оценивание групповой деятельности обучающихся в сфере введения ФГОС 

С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школьную жизнь прочно вошла такая форма деятельности обучающихся, как групповая работа. Но, не смотря на то, что на открытых занятиях она присутствует повсеместно, учителя не спешат использовать её в повседневной деятельности. И на это есть свои причины. Как отмечают сами педагоги:

  • «Я на уроке с целым классом гораздо больше задач решу, чем буду в группах работать…»
  • « Один человек в группе работает, а остальные отдыхают…»
  • «Групповая работа – одна болтовня…»

Таким образом, основными причинами редкого использования групповой работы на уроке являются:

- низкая организация взаимодействия обучающихся в группах и между ними;

- обучающиеся не контролируют (не могут оценить) собственную деятельность и деятельность своих товарищей во время групповой работы;

- большая затрата времени педагога на подготовку к организации групповой работы (разработка оценочных критериев и карт, их обработка).

Как же сделать групповую работу эффективной?

Введение ФГОС ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Довольно часто при оценивании работы, поделанной обучающимися, учитель выступает в роли безапелляционного судьи, носителя абсолютного знания о том, что нужно делать и как это нужно оценивать. Отметка сообщается ученику как окончательный результат, в лучшем случае постфактум аргументируется, что именно в работе ребёнка не позволило ему получить более высокий балл.

Решить данную проблему позволяет техника формирующего оценивания, целью которой является мотивация обучающихся на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, то есть на дальнейшее обучение и развитие.

Попытаемся организовать инновационную групповую деятельность обучающихся, пользуясь методиками и формами работы, предлагаемыми техникой формирующего оценивания.

Первую, из выделенных проблем, решаем путём разработки критериев организации групповой работы.

Т1. Универсальные критерии оценки  групповой деятельности обучающихся.

Критерии

  1. Выбран командир

  1. Распределены обязанности работы в группе:

- командир

- секретарь

-отвечающий

- помощники

  1. В обсуждении задания участвуют все члены группы.

  1. Группа выполнила поставленную задачу.

  1. Отвечающий говорил чётко, громко.

  1. Ребята дали подробный ответ на вопрос

  1. Участники группы внимательно слушают отвечающего, помогают ему найти ответы на встречные  вопросы.

  1. Участники группы внимательно слушают ответы других групп, задают вопросы, активно участвуют в обсуждении проблемы

Данные критерии необходимы педагогу для определения эффективности работы групп. Они универсальны, следовательно, могут использоваться учителем начальной школы  при организации групповой работы на любом уроке.

Вторую и третью проблему решаем, разработав универсальные критерии самооценки и взаимооценки  обучающихся в ходе групповой работы, а так же универсальные оценочные карты, которые будут удобны для работы обучающихся любого возраста и максимально простыми для проверки педагогом. 

Т2. Универсальные оценочные карты групповой деятельности обучающихся.

Карта самооценки

Критерии самооценки

Результат

1.Я понял, почему задание выполняется именно так. Могу выполнить подобное задание.

+

2.Я понял, как выполнить данное задание, но подобное выполнить не смогу.

3.Не совсем понял, как выполняется данное задание. Не смогу выполнить подобное.

4.Не понял, как выполняется данное задание.

-

5.Активно участвовал в работе группы, помогал товарищам, участвовал в обсуждении задачи.

+

6.Участвовал в работе группы, но не помогал отвечать на вопросы, не задавал вопросы другим группам

7.Не понял, как выполнять данное задание, поэтому не участвовал в работе группы.

-

УНИВЕРСАЛЬНАЯ КАРТА САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 – 4 КЛАССОВ

Понимание

Активность

Т3. Универсальная карта взаимооценки

Критерии взаимооценки

Результат

Здорово

Хорошо

Можно сделать лучше

1.Группа работала над темой.

2.Выступающие говорят чётко и ясно

3.Ребята нашли решение поставленной перед ними задачи

4.Группа дала полный ответ на вопрос

5.Участники группы подробно ответили на встречные вопросы

6.Участники группы внимательно слушали ответы ребят других групп

7.Участники группы участвовали  в обсуждении проблемы, помогая находить  ответы на вопросы другим участникам группы.

8.Из ответа группы я узнал что – то новое для себя.

Новым для меня стало:

*Поскольку во время работы все участники группы заняты обсуждением своей проблемы, то процесс взаимооценивания начнём с момента, когда группы закончат обсуждение и перейдут в режим ответов. Обучающиеся заполняют поля карты условными значками. Восьмой пункт необходим, чтобы выявить степень вовлечённости обучающихся в процесс взаимооценки, исключить «формализм».

Начинать работу по организации групповой деятельности обучающихся будем с первых уроков в первом классе и продолжим  во 2 – 4 классах. Разработанные методики техники формирующего оценивания позволят сделать процесс организации групповой работы более продуктивным.

Т4. Классификация методик ФО для 1 ступени обучения с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Методика ФО

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.Критериальное самооценивание

+

+

+

+

2.Критериальное взаимооценивание

Подготовка

-

+

+

+

3.Карта понятий

Подготовка

-

+/-

+

+

4.Портфолио

+

+

+

+

5.Опросники самодиагностики

Подготовка

-

+/-

+

+

6.Рубрики

Подготовка

-

+/-

+

+

7.Составление тестов

Подготовка

-

Подготовка

-

+

+

8.Недельные отчёты

-

Подготовка

-

+/-

+

Причины не использования отдельных  методик в классах 1 ступени обучения.

Не псе дети читают на начало учебного года. Низкая техника чтения и письма на конец учебного года. Не умеют обобщать, грамотно формулировать ответ на вопрос. Только учатся давать полный ответ. Дети не знают всех одноклассников.

Низкая скорость чтения и письма. Дети не умеют объективно оценить работу товарищей. Чаще оценка основывается на взаимоотношении: «друг – не друг»

Не могут длительно контролировать и сохранять в памяти результаты своей деятельности и деятельности товарищей.

-

 

Рассмотрим поэтапность  процесса повышения эффективности групповой деятельности обучающихся.

Класс

Используемые методики формирующего оценивания

Цель использования

Особенности организации групповой работы в данной возрастной группе

Результат

1

класс

Критериальное самооценивание,

портфолио

Научиться  самостояельно анализировать собственную деятельность.

Выполняя любое задание в группе, дети анализируют собственное понимание выполнения задания на полях тетради, используя условные значки Т2. (Такая работа ведётся и вне групповой деятельности)

Результаты самоанализа групповой деятельности заносят в оценочную карту.

Лучшие результаты фиксируют в папке «Мой портфолио». На столах у ребят сигнальные карты:

       - согласен

       - не согласен

Пользуясь этими сигналами ребята пытаются контролировать ответы ребят других групп

Дети анализируют свою деятельность самостоятельно. Анализируют деятельность товарищей с помощью учителя.

Внимательно слушают ответы других групп, готовы помочь товарищам.

Пополняется папка достижений «Мой портфолио».

2

класс

Критериальное самооценивание,

портфолио,

критериальное взаимооценивание

Научиться оценивать деятельность товарищей

Продолжается работа по оценке собственной деятельности обучающихся в ходе групповой работы (понимание / качество) и деятельности товарищей (других групп). Ребята пытаются без помощи учителя оценить деятельность товарищей

Ребята внимательно слушают ответы товарищей в групп

3

класс

Критериальное самооценивание,

портфолио,

рубрики,

критериальное взаимооценивание

составление тестов, опросники самодиагностики,

карта понятий.

Научиться  выделять главное в ответах товарищей, придумывать задания, контролирующие их деятельность

Работа по самооценке и взаимооценке деятельности в группах.

Ребята составляют тесты, карты понятий по прослушанному материалу.

Наряду с  картой самооценки присутствует опросник самодиагностики.

Придумывают задания для проверки осознанной работы всех участников группы и других групп. Могут выделять главное в ответах товарищей

4

класс

Критериальное самооценивание,

портфолио,

рубрики

критериальное взаимооценивание

составление тестов, опросники самодиагностики,

карта понятий, недельные отчёты

Научиться подводить итог  групповой деятельности за неделю

Работа по самооценке и взаимооценке деятельности в группах.

Ребята наблюдают за работой групп, учатся подводить итог работы каждой группы в течении дня / недели.

Могут назвать группу, которая лучше всех работала на протяжении недели. Обосновать причину выбора.

Таким образом, организация результативной групповой работы требует максимально повысить включённость обучающихся в собственную учебную активность, во все учебные работы, принципиально изменить их роль в учебном процессе. Необходимо, чтобы ученики чувствовали и осознавали себя всё более ответственными за то, что они делают, к каким результатам приходят, и были уверены в том, что добьются прогресса благодаря своим усилиям.

 Библиография.

  1. Бойцова Е. Г. Педагогические возможности педагогической технологии формирующего оценивания образовательных результатов учащихся основной школы / Е. Г. Бойцова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. №4 (48).
  2. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии : Пособие для учителей / Н.И. Запрудский. 2-е изд. Минск, 2004. 288 с.
  3. Крылова О.Н. Развитие знаниевой традиции в современном содержании отечественного школьного образования / О.Н. Крылова. СПб. : Лема, 2010. 355 с.
  4. Крылова О.Н. Тренды оценивания в школе / О.Н. Крылова // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования Материалы II Всероссийской научно-практической конференции // Под общ. ред. О.Б. Даутовой, И.И. Соколовой, В.И. Сопина, З.Н. Ситник., 2014. С. 272-275.
  5. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе / О.Н.Крылова, Е.Г. Бойцова. СПб. : Каро, 2015. 124 с.
  6. Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника / И. Логвина, Л. Рождественская. Narva : TartuUlikool, 2012. 48 с.
  7. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика : Учебное пособие / Н.П. Локалова. СПб., 2009. Режим доступа:  /http://lib100.com/book/pedagogics/shkolnaya_neuspevaemost
  8. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М.А. Пинская. М.: Логос, 2010. 260 с.
  9. Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Улановская. М. : Просвещение, 2014. 80 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  11. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся / И.С. Фишман, Г.Б. Голуб. М. : Учебная литература, 2007. 244 с.
  12. Шакиров Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И. Оценивание учебных достижений учащихся : Методическое руководство / Р.Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. Бишкек : Билим, 2012. 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».

Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя  на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.

Статья по теме  Оценка личностных результатов обучающихся в условиях введения ФГОС.Я считаю ,что личностные результаты самые важные в воспитании детей.Хотелось бы уделить внимание технологиям оце...

Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ

Предложенный материал рассказывает о сопровождении детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы....

Самооценка обучающихся в условиях введения ФГОС

laquo;Самооценка – это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека, его успехов и неудач». Г.А. Цукерман В современном мире каждый человек дол...

Внутриклассное оценивание индивидуальных достижений обучающихся в свете требований ФГОС НОО

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию,  самосовершен...