Инновационное оценивание групповой деятельности обучающихся в сфере введения ФГОС
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Статья посвящена раскрытию вопроса организации эффективной групповой деятельности обучающихся. В ней уделяется внимание возможностям использования техники формирующего оценивания для повышения результативности групповой работы. Практические материалы, представленные в статье, призваны облегчить труд педагога и помочь в организации продуктивного взаимодействия между обучающимися в ходе групповой работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мордовская Наталья Александровна МОУ «Средняя школа №18» г.Котласа
учитель начальных классов
Липатова Елена Юрьевна МОУ «Средняя школа №18»г. Котласа
учитель начальных классов
Аннотация к статье
Статья посвящена раскрытию вопроса организации эффективной групповой деятельности обучающихся. В ней уделяется внимание возможностям использования техники формирующего оценивания для повышения результативности групповой работы. Практические материалы, представленные в статье, призваны облегчить труд педагога и помочь в организации продуктивного взаимодействия между обучающимися в ходе групповой работы.
Инновационное оценивание групповой деятельности обучающихся в сфере введения ФГОС
С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школьную жизнь прочно вошла такая форма деятельности обучающихся, как групповая работа. Но, не смотря на то, что на открытых занятиях она присутствует повсеместно, учителя не спешат использовать её в повседневной деятельности. И на это есть свои причины. Как отмечают сами педагоги:
- «Я на уроке с целым классом гораздо больше задач решу, чем буду в группах работать…»
- « Один человек в группе работает, а остальные отдыхают…»
- «Групповая работа – одна болтовня…»
Таким образом, основными причинами редкого использования групповой работы на уроке являются:
- низкая организация взаимодействия обучающихся в группах и между ними;
- обучающиеся не контролируют (не могут оценить) собственную деятельность и деятельность своих товарищей во время групповой работы;
- большая затрата времени педагога на подготовку к организации групповой работы (разработка оценочных критериев и карт, их обработка).
Как же сделать групповую работу эффективной?
Введение ФГОС ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Довольно часто при оценивании работы, поделанной обучающимися, учитель выступает в роли безапелляционного судьи, носителя абсолютного знания о том, что нужно делать и как это нужно оценивать. Отметка сообщается ученику как окончательный результат, в лучшем случае постфактум аргументируется, что именно в работе ребёнка не позволило ему получить более высокий балл.
Решить данную проблему позволяет техника формирующего оценивания, целью которой является мотивация обучающихся на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, то есть на дальнейшее обучение и развитие.
Попытаемся организовать инновационную групповую деятельность обучающихся, пользуясь методиками и формами работы, предлагаемыми техникой формирующего оценивания.
Первую, из выделенных проблем, решаем путём разработки критериев организации групповой работы.
Т1. Универсальные критерии оценки групповой деятельности обучающихся.
Критерии |
|
- командир - секретарь -отвечающий - помощники |
|
|
|
|
|
|
Данные критерии необходимы педагогу для определения эффективности работы групп. Они универсальны, следовательно, могут использоваться учителем начальной школы при организации групповой работы на любом уроке.
Вторую и третью проблему решаем, разработав универсальные критерии самооценки и взаимооценки обучающихся в ходе групповой работы, а так же универсальные оценочные карты, которые будут удобны для работы обучающихся любого возраста и максимально простыми для проверки педагогом.
Т2. Универсальные оценочные карты групповой деятельности обучающихся.
Карта самооценки
Критерии самооценки | Результат |
1.Я понял, почему задание выполняется именно так. Могу выполнить подобное задание. | + |
2.Я понял, как выполнить данное задание, но подобное выполнить не смогу. | |
3.Не совсем понял, как выполняется данное задание. Не смогу выполнить подобное. | |
4.Не понял, как выполняется данное задание. | - |
5.Активно участвовал в работе группы, помогал товарищам, участвовал в обсуждении задачи. | + |
6.Участвовал в работе группы, но не помогал отвечать на вопросы, не задавал вопросы другим группам | |
7.Не понял, как выполнять данное задание, поэтому не участвовал в работе группы. | - |
УНИВЕРСАЛЬНАЯ КАРТА САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 – 4 КЛАССОВ
Понимание | |
Активность |
Т3. Универсальная карта взаимооценки
Критерии взаимооценки | Результат | ||
Здорово | Хорошо | Можно сделать лучше | |
1.Группа работала над темой. | |||
2.Выступающие говорят чётко и ясно | |||
3.Ребята нашли решение поставленной перед ними задачи | |||
4.Группа дала полный ответ на вопрос | |||
5.Участники группы подробно ответили на встречные вопросы | |||
6.Участники группы внимательно слушали ответы ребят других групп | |||
7.Участники группы участвовали в обсуждении проблемы, помогая находить ответы на вопросы другим участникам группы. | |||
8.Из ответа группы я узнал что – то новое для себя. | Новым для меня стало: |
*Поскольку во время работы все участники группы заняты обсуждением своей проблемы, то процесс взаимооценивания начнём с момента, когда группы закончат обсуждение и перейдут в режим ответов. Обучающиеся заполняют поля карты условными значками. Восьмой пункт необходим, чтобы выявить степень вовлечённости обучающихся в процесс взаимооценки, исключить «формализм».
Начинать работу по организации групповой деятельности обучающихся будем с первых уроков в первом классе и продолжим во 2 – 4 классах. Разработанные методики техники формирующего оценивания позволят сделать процесс организации групповой работы более продуктивным.
Т4. Классификация методик ФО для 1 ступени обучения с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Методика ФО | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1.Критериальное самооценивание | + | + | + | + |
2.Критериальное взаимооценивание | Подготовка - | + | + | + |
3.Карта понятий | Подготовка - | +/- | + | + |
4.Портфолио | + | + | + | + |
5.Опросники самодиагностики | Подготовка - | +/- | + | + |
6.Рубрики | Подготовка - | +/- | + | + |
7.Составление тестов | Подготовка - | Подготовка - | + | + |
8.Недельные отчёты | - | Подготовка - | +/- | + |
Причины не использования отдельных методик в классах 1 ступени обучения. | Не псе дети читают на начало учебного года. Низкая техника чтения и письма на конец учебного года. Не умеют обобщать, грамотно формулировать ответ на вопрос. Только учатся давать полный ответ. Дети не знают всех одноклассников. | Низкая скорость чтения и письма. Дети не умеют объективно оценить работу товарищей. Чаще оценка основывается на взаимоотношении: «друг – не друг» | Не могут длительно контролировать и сохранять в памяти результаты своей деятельности и деятельности товарищей. | - |
Рассмотрим поэтапность процесса повышения эффективности групповой деятельности обучающихся.
Класс | Используемые методики формирующего оценивания | Цель использования | Особенности организации групповой работы в данной возрастной группе | Результат |
1 класс | Критериальное самооценивание, портфолио | Научиться самостояельно анализировать собственную деятельность. | Выполняя любое задание в группе, дети анализируют собственное понимание выполнения задания на полях тетради, используя условные значки Т2. (Такая работа ведётся и вне групповой деятельности) Результаты самоанализа групповой деятельности заносят в оценочную карту. Лучшие результаты фиксируют в папке «Мой портфолио». На столах у ребят сигнальные карты: - согласен - не согласен Пользуясь этими сигналами ребята пытаются контролировать ответы ребят других групп | Дети анализируют свою деятельность самостоятельно. Анализируют деятельность товарищей с помощью учителя. Внимательно слушают ответы других групп, готовы помочь товарищам. Пополняется папка достижений «Мой портфолио». |
2 класс | Критериальное самооценивание, портфолио, критериальное взаимооценивание | Научиться оценивать деятельность товарищей | Продолжается работа по оценке собственной деятельности обучающихся в ходе групповой работы (понимание / качество) и деятельности товарищей (других групп). Ребята пытаются без помощи учителя оценить деятельность товарищей | Ребята внимательно слушают ответы товарищей в групп |
3 класс | Критериальное самооценивание, портфолио, рубрики, критериальное взаимооценивание составление тестов, опросники самодиагностики, карта понятий. | Научиться выделять главное в ответах товарищей, придумывать задания, контролирующие их деятельность | Работа по самооценке и взаимооценке деятельности в группах. Ребята составляют тесты, карты понятий по прослушанному материалу. Наряду с картой самооценки присутствует опросник самодиагностики. | Придумывают задания для проверки осознанной работы всех участников группы и других групп. Могут выделять главное в ответах товарищей |
4 класс | Критериальное самооценивание, портфолио, рубрики критериальное взаимооценивание составление тестов, опросники самодиагностики, карта понятий, недельные отчёты | Научиться подводить итог групповой деятельности за неделю | Работа по самооценке и взаимооценке деятельности в группах. Ребята наблюдают за работой групп, учатся подводить итог работы каждой группы в течении дня / недели. | Могут назвать группу, которая лучше всех работала на протяжении недели. Обосновать причину выбора. |
Таким образом, организация результативной групповой работы требует максимально повысить включённость обучающихся в собственную учебную активность, во все учебные работы, принципиально изменить их роль в учебном процессе. Необходимо, чтобы ученики чувствовали и осознавали себя всё более ответственными за то, что они делают, к каким результатам приходят, и были уверены в том, что добьются прогресса благодаря своим усилиям.
Библиография.
- Бойцова Е. Г. Педагогические возможности педагогической технологии формирующего оценивания образовательных результатов учащихся основной школы / Е. Г. Бойцова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. №4 (48).
- Запрудский Н.И. Современные школьные технологии : Пособие для учителей / Н.И. Запрудский. 2-е изд. Минск, 2004. 288 с.
- Крылова О.Н. Развитие знаниевой традиции в современном содержании отечественного школьного образования / О.Н. Крылова. СПб. : Лема, 2010. 355 с.
- Крылова О.Н. Тренды оценивания в школе / О.Н. Крылова // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования Материалы II Всероссийской научно-практической конференции // Под общ. ред. О.Б. Даутовой, И.И. Соколовой, В.И. Сопина, З.Н. Ситник., 2014. С. 272-275.
- Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе / О.Н.Крылова, Е.Г. Бойцова. СПб. : Каро, 2015. 124 с.
- Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника / И. Логвина, Л. Рождественская. Narva : TartuUlikool, 2012. 48 с.
- Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика : Учебное пособие / Н.П. Локалова. СПб., 2009. Режим доступа: /http://lib100.com/book/pedagogics/shkolnaya_neuspevaemost
- Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М.А. Пинская. М.: Логос, 2010. 260 с.
- Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Улановская. М. : Просвещение, 2014. 80 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся / И.С. Фишман, Г.Б. Голуб. М. : Учебная литература, 2007. 244 с.
- Шакиров Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И. Оценивание учебных достижений учащихся : Методическое руководство / Р.Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. Бишкек : Билим, 2012. 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».
Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...
ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Статья по теме Оценка личностных результатов обучающихся в условиях введения ФГОС.Я считаю ,что личностные результаты самые важные в воспитании детей.Хотелось бы уделить внимание технологиям оце...
Пакет диагностического инструментария как средство оценки достижений обучающихся в условиях введения ФГОС НОО. Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД
Выступление в рамках районного семинара «Дидактика современного урока в условиях введения ФГОС НОО»...
Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ
Предложенный материал рассказывает о сопровождении детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы....
Самооценка обучающихся в условиях введения ФГОС
laquo;Самооценка – это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека, его успехов и неудач». Г.А. Цукерман В современном мире каждый человек дол...
Внутриклассное оценивание индивидуальных достижений обучающихся в свете требований ФГОС НОО
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершен...