«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».
статья по теме

Боркина Ольга Викторовна

Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя  на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методологическая основа урока,

структура учебной деятельности,

основания классификации форм обучения, признаки 

  современного урока, что такое «компетентностный» урок,  диактические цели уроков ,      типы уроков, структура урока, уровневый подход к оценке планируемых результатов.

Даётся оценка урока с применением ЭОРов, требования к оформлению

 плана- конспекта (форматирование, грамотность и стилистика языка). Также показана  форма плана конспекта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok.docx54.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Выступление на ГМО

на тему:

«Современный урок

соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя  на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».

Боркина Ольга Викторовна

учитель начальных классов

высшей категории

г.Серпухов

1 СЛАЙД
Современный урок
СОБЛЮДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ, КАК ФАКТОР, ПОВЫШАЮЩИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ.

Боркина О.В.- учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МОУ СОШ №З
ноябрь2012г.
2 СЛАЙД


Урок –  основная форма
организации учебного процесса

Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно,

а учитель

руководил этим самостоятельным

процессом и давал для

него материал.

К.Д.Ушинский

3СЛАЙД

Методологическая основа
ФГОС НОО

Системно – деятельностный,

компетентностный подход

4СЛАЙД

Учебная деятельность

является ведущей в младшем школьном возрасте

5СЛАЙД

Структура учебной деятельности

  • учебное целеполагание
  • планирование способов достижения учебной цели
  • учебные действия предметные и универсальные
  • контроль и коррекция способа достижения учебной цели
  • оценка результата достижения учебной цели

6 СЛАЙД

Формы  обучения

урочные формы;

внеурочные формы;

внеклассные формы.

7 СЛАЙД
Основания классификации форм обучения

  1. Соответствие  программе.
  2. Обязательность посещения.
  3. Определенность во времени и пространстве.
  4. Состав участников.

8 СЛАЙД

Признаки        Урочные формы

1. Соответствие  программе                                 Соответствует программе

2. Обязательность посещения        Обязательное посещение

3. Определенность во времени и пространстве        Жёстко регламентировано:                        соответствует учебному плану ОУ, расписанию уроков в ОУ

4. Состав участников        Списочный состав  по классном журналу

9 СЛАЙД

Урок! Каким он должен быть в аспекте ФГОС НОП.

КОНФУЦИЙ «КТОПОСТИГАЕТ НОВОЕ,  ЛЕЛЕЯ СТАРОЕ,ТОТ МОЖЕТ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ»

10 СЛАЙД

Признаки  
 современного урока

Ученик – равноправный субъект учебной деятельности.

Функция учителя на уроке меняется с управляющей на организующую

11СЛАЙД

Признаки  
 современного урока

Структура урока  подчинена задаче обеспечения  разнообразия действий учащихся: предметных и универсальных.

Дидактическая цель урока определяется целью учебной деятельности учащихся.

12СЛАЙД

Признаки  
 современного урока

Предоставляемая учащимся свобода выбора учебных действий и источников информации.

Система оценивания на уроке направлена на критериальную оценку результатов достижения учащимися учебных целей (а не оценку личности ученика).

13СЛАЙД

Что такое «компетентностный» урок?

«Компетентностный» урок выдвигает на первое место не информированность ученика,

а способность организовывать свою деятельность

14СЛАЙД

Компетентность

СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ, ПРОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ В ЕЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ, ЖЕЛАНИИ И ГОТОВНОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТИ, В НАЛИЧИИ НЕОБХОДИМОГО ОПЫТА.

15СЛАЙД

Структура компетентности

ЗНАНИЯ

ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ К ЗНАНИЯМ

ГОТОВНОСТЬ К ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ

ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ

16СЛАЙД

СВЯЗЬ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

1ЗНАНИЯ                                                  ПРЕДМЕТНЫЕ

2 ЦЕННОСТНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ                                       ЛИЧНОСТНЫЕ

3УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ                                       МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

4ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ                                                       КОМПЛЕКСНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

17СЛАЙД

Дидактические цели уроков      типы уроков
(ГБОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)

1 Формирование новых знаний и                                    Изучение нового материала

ценностного отношения к ним

2 Формирование предметных  и                                        Закрепление нового материала

универсальных

учебных действий  на основе применения

ранее сформированных знаний

3  Формирование позитивного опыта                       Повторение  изучаемого  материала                                                                                         применения ранее сформированных знаний

и действий на основе их переноса в новые

условия в ситуациях неопределенности

18СЛАЙД

Дидактические цели уроков      типы уроков

4 Контроль  и оценка  планируемых результатов        Контрольный       урок

5 Комбинация   целей                    Комбинированный     урок

19СЛАЙД

Дидактические цели уроков      типы уроков

Цель для учителя: выявление предварительных знаний и опыта учащихся

Цель для учащегося: ученик должен понять перспективы изучения предмета

Вводный урок .

На вводном уроке отметки

не ставятся !

20СЛАЙД

Дидактические цели уроков      типы уроков

  1. Выявление сформированных знаний, отношений, действий, опыта

2. Систематизация   сформированных знаний, действий. опыта

Обобщающий урок.  Знания выстраиваются

в последовательности (дедуктивной,

индуктивной, хронологической,

пространственной, причинно-  следственной).

21СЛАЙД

Структура урока
(ГБОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)

I. АДАПТАЦИОННЫЙ этап

1 задача:

адаптировать учащихся к деятельности на уроке

2 задача:

выявить предварительные знания учащихся и определить их границы:

интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации)

22СЛАЙД

Структура урока

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

1 задача: формирование знаний, отношений, действий, опыта.

2 задача: разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос.

23СЛАЙД

Структура урока

III. ТВОРЧЕСКИЙ этап.

1 задача: первичное  закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения

2 задача:  повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий.

Итогом урока является презентация учащимися достижения учебной цели.

24СЛАЙД

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Слушают

  1. Словесные методы
  • рассказ (учитель рассказывает)

Дополняют или продолжают рассказ, задают уточняющие вопросы

  • проблемный рассказ

(прервать, или рассказать начало, а продолжение

придумывают дети

Слушают

  • объяснение (учитель проводит объяснение).

Полным ответом отвечают на вопросы учителя по правилу поднятой руки, стоя

  • беседа (учитель проводит беседу)

Вступают в диалог с учителем. Задают встречные вопросы на уточнение и понимание.

  • эвристическая беседа
  • сократическая беседа

(учитель организует беседу)

25СЛАЙД

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

  • Вступают в диалог с учителем.
  • Задают встречные вопросы на уточнение и понимание.
  • Комментируют, оценивают, дополняют ответы одноклассников.
  • демократическая беседа (учитель участвует в беседе)
  • Высказывают свои точки зрения
  • Дополняют и развивают высказывания одноклассников
  • Сравнивают разные точки зрения и находят общие черты.
  • дискуссия

(учитель организует дискуссию)

  • Высказывают свою позицию
  • Противопоставляют её мнению одноклассников
  • Доказывают, аргументируют
  • Приходят к единому мнению
  • диспут

Или вступает в спор

Или организует спор между 2-я группами

Или инициирует диспут столкновением множества точек зрения

26СЛАЙД

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

  • Наблюдают
  • Анализируют
  • Комментируют (если просят)

2. Наглядные методы

  • демонстрация или динамичная иллюстрация (фильм, презентация, анимация…)

(учитель демонстрирует…)

  • Рассматривают
  • Анализируют
  • Описывают
  • иллюстрация (рисунок, модель, фото, карта, схема, модель)

(обычно рассказ или объяснение сопровождаются иллюстрацией)

  • Наблюдают: зрительно, на слух, на запах, на ощупь.
  • Фиксируют результаты наблюдения: устно, письменно, графически
  • Делают выводы по результатам наблюдения

3. Практические

  • наблюдение

(учитель организует наблюдение)

27СЛАЙД

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

  • Наблюдают
  • Работают в соответствие с инструкцией
  • Работают самостоятельно
  • опыт (учитель

-проводит опыт;

-организует проведения опыта по плану, инструкции;

-предлагает самостоятельно провести опыт)

  • Выдвигает гипотезу
  • Выбирают способ её проверки
  • Контролируют, корректируют проведение
  • Фиксируют результат
  • Делают вывод о подтверждении или не подтверждении гипотезы
  • эксперимент

(учитель организовывает эксперимент)

  • Выполняют упражнение по выбору или без
  • Выполняют упражнение фронтально под руководством учителя
  • …в группах, взаимодействуя с одноклассниками
  • …самостоятельно

Упражнение (обучающее, развивающее, контролирующее)

(учитель

-даёт упражнение

-предлагает на выбор учащимся

- проверяет правильность выполнения )

28СЛАЙД

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например,

демонстрация)

  • Выделяют компоненты
  • Выстраивают в определённой последовательности
  • Устанавливают взаимосвязи между компонентами модели
  • Моделирование (фронтально, в группах
  • , самостоятельно)

Модели бывают: вербально-логические,

графические, смешанные.

29СЛАЙД

Компетентностный подход

Традиционный урок

Компетентностный урок

главная идея

знания приводят к личному успеху

к личностному развитию приводит опыт самостоятельного решения проблем

решение проблем

рассматривается как способ закрепления знаний

рассматривается как способ формирования учебной деятельности

признак высокого уровня образованности

способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала

тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых ребёнок способен действовать самостоятельно

30СЛАЙД

Уровневый подход к оценке планируемых результатов

ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Ученик

узнает и называет объекты и явления

выделяет их среди однородных или разнородных

дает определение по памяти

31СЛАЙД

В основе этого уровня - запоминание

Знания – копии

(дословное воспроизведение содержания параграфов…)

32СЛАЙД

Специальные вопросы

Кто это ?

Что  это ?

Дай определение по памяти

Выдели…

Выпиши..

33СЛАЙД

Уровневый подход к оценке планируемых результатов

II. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Ученик

выделяет составные части объектов, этапы процесса (анализ)

сравнивает по частям объекты или явления (сравнение)

устанавливает аналогии и ассоциации. На их основе приводит свои примеры

34СЛАЙД

Знания

Знания – описания

(ученик анализирует информацию, проводит сравнение, приводит свои примеры…)

35СЛАЙД

Специальные вопросы

Из чего состоит?

Как происходит?

На что похоже?

Опиши…

Сравни…

36СЛАЙД

Уровневый подход к оценке планируемых результатов

III. ДОКАЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Ученик

выделяет существенные и несущественные признаки объектов или явлений, различает их

устанавливает причины и следствия

прогнозирует изменение процесса в измененных условиях

пытается дать свое определение, указав существенные признаки

37СЛАЙД

Знания

Знания – убеждения

(ученик умеет доказывать истинность своих знаний, осознает их ценность…)

38СЛАЙД

Специальные вопросы

От чего зависит?

Почему?

Что произойдет, если?

Выдели главное

Дай свое определение

39СЛАЙД

Уровневый подход к оценке планируемых результатов

IV. ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

В готовом виде дать ученику нельзя, можно создать условия для его формирования

Ребенка необходимо освободить от «рамок правильности»

40СЛАЙД

Специальные вопросы

Изобрази, как ты понимаешь (разными способами)

Как доказать, что лиственные деревья зимой не умирают?

41СЛАЙД

Оценка урока с применением ЭОРов

№ п/п

Критерий оценки

+

-

1.

Соответствие содержания урока требованиям к содержанию образовательной области или предмета .(ФГОС НОО)

2.

Соответствие структуры конспекта предъявляемым требованиям

3.

Соответствие конспекта требованиям к оформлению

  • Форматирование
  • Грамотность
  • Формат

(*.doc или *.odt)

4.

Соответствие темы урока предметной программе

42СЛАЙД

Оценка урока с применением ЭОРов

№ п/п

Критерий оценки

+

-

5.

Соответствие типа урока поставленной дидактической цели

6.

Соответствие структуры урока заявленному типу

7.

Соответствие модели организации УПД условиям проведения урока

ИР – информационный ресурс;

ПР – практический ресурс;

КР – контрольный ресурс;

Комбинированный ресурс.

8.

Соответствие задач  этапов урока поставленной цели урока

  • адаптивный этап
  • основной этап
  • творческий этап

43СЛАЙД

Оценка урока

№ п/п

Критерий оценки

+

-

9.

Характер взаимодействия учителя и учащихся на уроке

  • Авторитарный
  • Исполнительский
  • Скрытого управления
  • Инструктивный
  • Автономный

10.

Эффективность деятельности учителя

  • Целенаправленность
  • Разнообразие приёмов и методов
  • Содержательность
  • Научность
  • Корректность
  • Адекватность

44СЛАЙД

Оценка урока с применением ЭОРов

№ п/п

Критерий оценки

+

-

11.

Результативность

деятельности учащихся

  • Осознанность по отношению к цели деятельности
  • Возможность выбора учащимися способа достижения цели
  • Рефлексивность деятельности
  • Результативность деятельности
  • Оптимальность модели организации УПД

45СЛАЙД

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА

План-конспект должен включать в себя  следующие разделы:

Тема урока

Цель урока

Тип урока

Модели организации УПД* младших школьников

Необходимое оборудование

Структуру и ход  урока

Структура урока должна быть представлена в табличной форме.

*УПД – учебно-познавательная деятельность младших школьников в ИОС (информационно- образовательная среда) начальной школы:

1. АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа.

2. ИСР – индивидуальная самостоятельная работа.

3. СРП – 2 ученика – самостоятельная работа в парах.

4. СРГ – 3-4 ученика – самостоятельная работа в малой группе.

46СЛАЙД

2. Требования к оформлению
плана- конспекта

Форматирование

Для плана-конспекта урока следует использовать формат страницы

А 4, книжную ориентацию.

Значения полей: левое – 3 см, правое –1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см.

В случае использования альбомной (горизонтальной) ориентации листа размеры полей должны быть следующими: левое – 2 см, правое – 2 см, верхнее – 3 см, нижнее – 1,5 см.

47СЛАЙД

2. Требования к оформлению
плана- конспекта

Форматирование

Для основного текста рекомендуется использовать:

шрифт Times New Roman, 12 пунктов;

полуторный межстрочный интервал;

выравнивание по ширине;

абзацный отступ 1,27 см.

В тексте допускаются выделения полужирным или курсивным шрифтом, если это необходимо.

48СЛАЙД

2. Требования к оформлению
плана- конспекта

2.2. Грамотность и стилистика языка

План-конспект урока должен быть написан с соблюдением правил и норм русского языка. Специальные термины должны использоваться в соответствии с установленными в нормативных документах нормами.

49СЛАЙД

ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________________________

(Тема урока)

  1. ФИО (полностью)
  2. Место работы
  3. Должность
  4. Предмет
  5. Класс
  6. Тема и номер урока в теме
  7. Предметная программа и её автор
  8. Цель  урока:
  9. Тип урока
  10. Модель организации УПД младших школьников
  11. Необходимое оборудование
  12. Структура и ход  урока

50СЛАЙД

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
                                                                     
Таблица 1.

Этап

урока

Решаемая задача

Деятель-ность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Название используе-мых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Время

(в мин.)

51СЛАЙД        СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Список литературы

  1. Анализ современного урока. – М, 2001.
  2. Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.
  3. Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А.Ковгородова // Директор школы. – Директор школы. – 2005. – № 2. – С. 49 – 51.
  4. Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса) / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С. 96 – 109.
  5. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С 83 – 88.
  6. Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А.Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2. – С. 13 – 22.
  7. Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
  8. Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990
  9. Смольникова И.А. Структуризация основных требований к ЭОР Электронная публикация http://www.eorhelp.ru/node/8964
  10. Современный экономический словарь / Сост. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева
  11. Токарева, Г.С. Анализ урока. Материалы к организации внутришкольного контроля / Г.С.Токарева, Т.С.Терещенкова // Образование в современной школе. – 2006. – № 1. – С. 16 – 35.
  12. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983
  13. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственный аспект уроков в начальной школе в рамках введения ФГОС.

В наше время перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня ...

Презентация "Современный урок как фактор,повышающий профессиональную компетентность современного учителя"

Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя  на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование  здоровьесберегающих  технологий в начальной школе  в условиях введения  ФГОС НОО"...

Уроки-проекты в начальной школе в рамках введения ФГОС

Уроки-проекты в начальной школе в рамках введения ФГОС...

Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе в условиях введения ФГОС»

Проект - это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, когта мы говорим о методепроектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели, которая завершится практическим результатом. Сегод...

Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках введения ФГОС".

Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках введения ФГОС"....

Использование педагогического оценивания, как одной из базовой компетентности педагога, на уроках математики в первых классах в начальной школе в условиях введения ФГОС.

Основными характеристиками профессиональной деятельности успешного педагога в условиях глобализации современного общества являются педагогическая гибкость, толерантность, готовность и умение действова...