«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».
статья по теме
Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методологическая основа урока,
структура учебной деятельности,
основания классификации форм обучения, признаки
современного урока, что такое «компетентностный» урок, диактические цели уроков , типы уроков, структура урока, уровневый подход к оценке планируемых результатов.
Даётся оценка урока с применением ЭОРов, требования к оформлению
плана- конспекта (форматирование, грамотность и стилистика языка). Также показана форма плана конспекта урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok.docx | 54.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Выступление на ГМО
на тему:
«Современный урок
соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».
Боркина Ольга Викторовна
учитель начальных классов
высшей категории
г.Серпухов
1 СЛАЙД
Современный урок
СОБЛЮДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ, КАК ФАКТОР, ПОВЫШАЮЩИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ.
Боркина О.В.- учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МОУ СОШ №З
ноябрь2012г.
2 СЛАЙД
Урок – основная форма
организации учебного процесса
Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно,
а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал для
него материал.
К.Д.Ушинский
3СЛАЙД
Методологическая основа
ФГОС НОО
Системно – деятельностный,
компетентностный подход
4СЛАЙД
Учебная деятельность
является ведущей в младшем школьном возрасте
5СЛАЙД
Структура учебной деятельности
- учебное целеполагание
- планирование способов достижения учебной цели
- учебные действия предметные и универсальные
- контроль и коррекция способа достижения учебной цели
- оценка результата достижения учебной цели
6 СЛАЙД
Формы обучения
урочные формы;
внеурочные формы;
внеклассные формы.
7 СЛАЙД
Основания классификации форм обучения
- Соответствие программе.
- Обязательность посещения.
- Определенность во времени и пространстве.
- Состав участников.
8 СЛАЙД
Признаки Урочные формы
1. Соответствие программе Соответствует программе
2. Обязательность посещения Обязательное посещение
3. Определенность во времени и пространстве Жёстко регламентировано: соответствует учебному плану ОУ, расписанию уроков в ОУ
4. Состав участников Списочный состав по классном журналу
9 СЛАЙД
Урок! Каким он должен быть в аспекте ФГОС НОП.
КОНФУЦИЙ «КТОПОСТИГАЕТ НОВОЕ, ЛЕЛЕЯ СТАРОЕ,ТОТ МОЖЕТ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ»
10 СЛАЙД
Признаки
современного урока
Ученик – равноправный субъект учебной деятельности.
Функция учителя на уроке меняется с управляющей на организующую
11СЛАЙД
Признаки
современного урока
Структура урока подчинена задаче обеспечения разнообразия действий учащихся: предметных и универсальных.
Дидактическая цель урока определяется целью учебной деятельности учащихся.
12СЛАЙД
Признаки
современного урока
Предоставляемая учащимся свобода выбора учебных действий и источников информации.
Система оценивания на уроке направлена на критериальную оценку результатов достижения учащимися учебных целей (а не оценку личности ученика).
13СЛАЙД
Что такое «компетентностный» урок?
«Компетентностный» урок выдвигает на первое место не информированность ученика,
а способность организовывать свою деятельность
14СЛАЙД
Компетентность
СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ, ПРОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ В ЕЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ, ЖЕЛАНИИ И ГОТОВНОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТИ, В НАЛИЧИИ НЕОБХОДИМОГО ОПЫТА.
15СЛАЙД
Структура компетентности
ЗНАНИЯ
ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ К ЗНАНИЯМ
ГОТОВНОСТЬ К ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ
ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ
16СЛАЙД
СВЯЗЬ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ
1ЗНАНИЯ ПРЕДМЕТНЫЕ
2 ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ
3УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
4ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ КОМПЛЕКСНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
17СЛАЙД
Дидактические цели уроков типы уроков
(ГБОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)
1 Формирование новых знаний и Изучение нового материала
ценностного отношения к ним
2 Формирование предметных и Закрепление нового материала
универсальных
учебных действий на основе применения
ранее сформированных знаний
3 Формирование позитивного опыта Повторение изучаемого материала применения ранее сформированных знаний
и действий на основе их переноса в новые
условия в ситуациях неопределенности
18СЛАЙД
Дидактические цели уроков типы уроков
4 Контроль и оценка планируемых результатов Контрольный урок
5 Комбинация целей Комбинированный урок
19СЛАЙД
Дидактические цели уроков типы уроков
Цель для учителя: выявление предварительных знаний и опыта учащихся Цель для учащегося: ученик должен понять перспективы изучения предмета | Вводный урок . На вводном уроке отметки не ставятся ! |
20СЛАЙД
Дидактические цели уроков типы уроков
2. Систематизация сформированных знаний, действий. опыта | Обобщающий урок. Знания выстраиваются в последовательности (дедуктивной, индуктивной, хронологической, пространственной, причинно- следственной). |
21СЛАЙД
Структура урока
(ГБОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)
I. АДАПТАЦИОННЫЙ этап
1 задача:
адаптировать учащихся к деятельности на уроке
2 задача:
выявить предварительные знания учащихся и определить их границы:
интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации)
22СЛАЙД
Структура урока
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
1 задача: формирование знаний, отношений, действий, опыта.
2 задача: разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос.
23СЛАЙД
Структура урока
III. ТВОРЧЕСКИЙ этап.
1 задача: первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения
2 задача: повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий.
Итогом урока является презентация учащимися достижения учебной цели.
24СЛАЙД
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Деятельность ученика | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Слушают |
|
Дополняют или продолжают рассказ, задают уточняющие вопросы |
(прервать, или рассказать начало, а продолжение придумывают дети |
Слушают |
|
Полным ответом отвечают на вопросы учителя по правилу поднятой руки, стоя |
|
Вступают в диалог с учителем. Задают встречные вопросы на уточнение и понимание. |
(учитель организует беседу) |
25СЛАЙД
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Деятельность ученика | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
|
|
|
(учитель организует дискуссию) |
|
Или вступает в спор Или организует спор между 2-я группами Или инициирует диспут столкновением множества точек зрения |
26СЛАЙД
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Деятельность ученика | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
| 2. Наглядные методы
(учитель демонстрирует…) |
|
(обычно рассказ или объяснение сопровождаются иллюстрацией) |
| 3. Практические
(учитель организует наблюдение) |
27СЛАЙД
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Деятельность ученика | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
|
-проводит опыт; -организует проведения опыта по плану, инструкции; -предлагает самостоятельно провести опыт) |
|
(учитель организовывает эксперимент) |
| Упражнение (обучающее, развивающее, контролирующее) (учитель -даёт упражнение -предлагает на выбор учащимся - проверяет правильность выполнения ) |
28СЛАЙД
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Деятельность ученика | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
|
Модели бывают: вербально-логические, графические, смешанные. |
29СЛАЙД
Компетентностный подход
Традиционный урок | Компетентностный урок |
главная идея | |
знания приводят к личному успеху | к личностному развитию приводит опыт самостоятельного решения проблем |
решение проблем | |
рассматривается как способ закрепления знаний | рассматривается как способ формирования учебной деятельности |
признак высокого уровня образованности | |
способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала | тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых ребёнок способен действовать самостоятельно |
30СЛАЙД
Уровневый подход к оценке планируемых результатов
ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Ученик
узнает и называет объекты и явления
выделяет их среди однородных или разнородных
дает определение по памяти
31СЛАЙД
В основе этого уровня - запоминание
Знания – копии
(дословное воспроизведение содержания параграфов…)
32СЛАЙД
Специальные вопросы
Кто это ?
Что это ?
Дай определение по памяти
Выдели…
Выпиши..
33СЛАЙД
Уровневый подход к оценке планируемых результатов
II. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Ученик
выделяет составные части объектов, этапы процесса (анализ)
сравнивает по частям объекты или явления (сравнение)
устанавливает аналогии и ассоциации. На их основе приводит свои примеры
34СЛАЙД
Знания
Знания – описания
(ученик анализирует информацию, проводит сравнение, приводит свои примеры…)
35СЛАЙД
Специальные вопросы
Из чего состоит?
Как происходит?
На что похоже?
Опиши…
Сравни…
36СЛАЙД
Уровневый подход к оценке планируемых результатов
III. ДОКАЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Ученик
выделяет существенные и несущественные признаки объектов или явлений, различает их
устанавливает причины и следствия
прогнозирует изменение процесса в измененных условиях
пытается дать свое определение, указав существенные признаки
37СЛАЙД
Знания
Знания – убеждения
(ученик умеет доказывать истинность своих знаний, осознает их ценность…)
38СЛАЙД
Специальные вопросы
От чего зависит?
Почему?
Что произойдет, если?
Выдели главное
Дай свое определение
39СЛАЙД
Уровневый подход к оценке планируемых результатов
IV. ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
В готовом виде дать ученику нельзя, можно создать условия для его формирования
Ребенка необходимо освободить от «рамок правильности»
40СЛАЙД
Специальные вопросы
Изобрази, как ты понимаешь (разными способами)
Как доказать, что лиственные деревья зимой не умирают?
41СЛАЙД
Оценка урока с применением ЭОРов
№ п/п | Критерий оценки | + | - | |
1. | Соответствие содержания урока требованиям к содержанию образовательной области или предмета .(ФГОС НОО) | |||
2. | Соответствие структуры конспекта предъявляемым требованиям | |||
3. | Соответствие конспекта требованиям к оформлению |
(*.doc или *.odt) | ||
4. | Соответствие темы урока предметной программе |
42СЛАЙД
Оценка урока с применением ЭОРов
№ п/п | Критерий оценки | + | - | |
5. | Соответствие типа урока поставленной дидактической цели | |||
6. | Соответствие структуры урока заявленному типу | |||
7. | Соответствие модели организации УПД условиям проведения урока | ИР – информационный ресурс; ПР – практический ресурс; КР – контрольный ресурс; Комбинированный ресурс. | ||
8. | Соответствие задач этапов урока поставленной цели урока |
|
43СЛАЙД
Оценка урока
№ п/п | Критерий оценки | + | - | |
9. | Характер взаимодействия учителя и учащихся на уроке |
| ||
10. | Эффективность деятельности учителя |
|
44СЛАЙД
Оценка урока с применением ЭОРов
№ п/п | Критерий оценки | + | - | |
11. | Результативность деятельности учащихся |
|
45СЛАЙД
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА
План-конспект должен включать в себя следующие разделы:
Тема урока
Цель урока
Тип урока
Модели организации УПД* младших школьников
Необходимое оборудование
Структуру и ход урока
Структура урока должна быть представлена в табличной форме.
*УПД – учебно-познавательная деятельность младших школьников в ИОС (информационно- образовательная среда) начальной школы:
1. АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа.
2. ИСР – индивидуальная самостоятельная работа.
3. СРП – 2 ученика – самостоятельная работа в парах.
4. СРГ – 3-4 ученика – самостоятельная работа в малой группе.
46СЛАЙД
2. Требования к оформлению
плана- конспекта
Форматирование
Для плана-конспекта урока следует использовать формат страницы
А 4, книжную ориентацию.
Значения полей: левое – 3 см, правое –1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см.
В случае использования альбомной (горизонтальной) ориентации листа размеры полей должны быть следующими: левое – 2 см, правое – 2 см, верхнее – 3 см, нижнее – 1,5 см.
47СЛАЙД
2. Требования к оформлению
плана- конспекта
Форматирование
Для основного текста рекомендуется использовать:
шрифт Times New Roman, 12 пунктов;
полуторный межстрочный интервал;
выравнивание по ширине;
абзацный отступ 1,27 см.
В тексте допускаются выделения полужирным или курсивным шрифтом, если это необходимо.
48СЛАЙД
2. Требования к оформлению
плана- конспекта
2.2. Грамотность и стилистика языка
План-конспект урока должен быть написан с соблюдением правил и норм русского языка. Специальные термины должны использоваться в соответствии с установленными в нормативных документах нормами.
49СЛАЙД
ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________________________
(Тема урока)
- ФИО (полностью)
- Место работы
- Должность
- Предмет
- Класс
- Тема и номер урока в теме
- Предметная программа и её автор
- Цель урока:
- Тип урока
- Модель организации УПД младших школьников
- Необходимое оборудование
- Структура и ход урока
50СЛАЙД
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Таблица 1.
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятель-ность ученика | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Название используе-мых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Время (в мин.) |
51СЛАЙД СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Список литературы
- Анализ современного урока. – М, 2001.
- Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.
- Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А.Ковгородова // Директор школы. – Директор школы. – 2005. – № 2. – С. 49 – 51.
- Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса) / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С. 96 – 109.
- Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С 83 – 88.
- Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А.Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2. – С. 13 – 22.
- Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
- Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990
- Смольникова И.А. Структуризация основных требований к ЭОР Электронная публикация http://www.eorhelp.ru/node/8964
- Современный экономический словарь / Сост. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева
- Токарева, Г.С. Анализ урока. Материалы к организации внутришкольного контроля / Г.С.Токарева, Т.С.Терещенкова // Образование в современной школе. – 2006. – № 1. – С. 16 – 35.
- Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983
- Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственный аспект уроков в начальной школе в рамках введения ФГОС.
В наше время перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня ...
Презентация "Современный урок как фактор,повышающий профессиональную компетентность современного учителя"
Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...
Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"
Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"...
Уроки-проекты в начальной школе в рамках введения ФГОС
Уроки-проекты в начальной школе в рамках введения ФГОС...
Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе в условиях введения ФГОС»
Проект - это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, когта мы говорим о методепроектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели, которая завершится практическим результатом. Сегод...
Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках введения ФГОС".
Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках введения ФГОС"....
Использование педагогического оценивания, как одной из базовой компетентности педагога, на уроках математики в первых классах в начальной школе в условиях введения ФГОС.
Основными характеристиками профессиональной деятельности успешного педагога в условиях глобализации современного общества являются педагогическая гибкость, толерантность, готовность и умение действова...