Работа с цифровыми микроскопами на уроках окружающего мира и технологии.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Работа с цифровыми микроскопами на уроках окружающего мира и технологии.
Учитель начальных классов Никашкина Вера Алексеевна. Из опыта работы.
В основе реализации стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход, направленный на включение ученика в процесс познания окружающего мира под руководством учителя, что предполагает организацию научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Для реализации поставленной цели в школы в 2011 году поступило материально-техническое оборудование, в том числе цифровые микроскопы.
С введением ФГОС изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определённой суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. В начальной школе учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы.
Теперь каждый учитель может проводить уроки по-новому, увлекая детей, представляя информацию более наглядно, разнообразно.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных жизненных ситуациях. Успех урока во многом зависит от его организации.
В интернете и печатных изданиях много информации о применении микроскопа в средней и старшей школе с описанием лабораторных работ. Но как быть с начальными классами? На мой взгляд, на уроках в начальной школе работа с цифровым микроскопом не может лежать в основе урока, скорее она должна строиться как этап урока, целью которого является формирование умения применять цифровые технологии для решения поставленных задач и поддержание интереса к учебной деятельности в целом.
В своей работе я рассмотрела возможность применения цифрового микроскопа на уроках окружающего мира, технологии и внеклассной деятельности. Сложнее всего было определить цель исследования, что можно рассмотреть в микроскоп, чтобы данный этап гармонично вписался в структуру урока и чтобы дети открыли для себя новое знание.
Постановка проблем и их решение присутствует на многих уроках. Ученикам предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций материал урока.
В цели любого урока присутствует процесс развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
В своём выступлении хочу поделиться опытом, как на уроках окружающего мира и технологии применяются универсальные учебные действия при работе с цифровым микроскопом.
- Что такое микроскоп и для чего он нужен? Мы воспользуемся цифровым микроскопом, его преимущество в том, что можно вывести изображение на экран MakBоok.
Цифровой микроскоп– это микроскоп, укомплектованный цифровой системой ввода изображений, с помощью которой изображения передаются в компьютер. Цифровой микроскоп дает возможность не просто наблюдать микро объекты, но и документировать изображения с помощью установленной на микроскоп системы ввода, а при необходимости и проводить измерения на изображениях и их анализ с помощью программного обеспечения.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями:
- состояния вещества, вода как вещество;
- разнообразие веществ: соль, сахар и т.д.;
- почва и её состав, тема урока «Земля – кормилица»;
-зерновые культуры, чайный лист, кофе;
- кожа и её производные, гигиена (волос, ноготь);
- кожа и её функции, гигиена (царапины);
- кожа и её функции, производные и гигиена кожи, отпечатки пальцев;
- части семени фасоли, прорастание семени;
- строение листка, тема урока «Путешествие зелёного человечка»
( хлорофилл).
Фрагмент. Рассматриваем клеточное строение растения на срезе.
Вывод: В листьях растений на свету образуются питательные вещества. Эти питательные вещества используют животные и люди. Растения выделяют кислород.
Признаки предметов- цвет, форма, сравнительные размеры.
Тема урока «Разнообразие овощей и фруктов». Витамины.
Фрагмент.
-Почему овощи и фрукты бывают разных цветов? (Версии школьников)
Давайте выясним это, рассмотрев овощи разных цветов под микроскопом.
Рассмотрение срезов помидора, моркови, зелёного лука и головки лука.
- Внутри их клеток особые включения красного, оранжевого цвета - пластиды. Именно они придают спелым овощам и фруктам красный, желтый или оранжевый цвет. Зеленые листья и плоды тоже содержат пластиды, но зеленого цвета. А уже знакомый нам лук или картофель белые потому, что их пластиды бесцветны.
Пластиды одного вида могут превращаться в другой. Вот почему зеленый помидор поспевает и становится красным.
- наблюдения за животными родного края: паук (увеличение глаза),
жук –дровосек (ножка) и т.д.;
- различные волокна тканей.
Когда на экране появляется предмет, вещество, увеличенное в несколько раз восторг, радость, интерес, эмоции ребёнка невозможно передать, нужно видеть глаза …
Вы услышали такие термины хлорофилл, фотосинтез, пластиды эти понятия даются в средней школе. На уроках используется опережающее обучение.
Заключение хочу сказать, что использование цифрового микроскопа позволяет более интересно и познавательно знакомить учащихся с разными объектами, предметами, веществами вокруг нас. Ученики стараются не только зафиксировать полученный результат, выполнив поэтапные снимки, выделяют главное, обобщают, делают выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».
Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....
Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Пустыни ».
Конспект для использования на уроках окружающего мира в 4 классе...
Интегрированный урок окружающего мира и технологии. 4 класс
Данный конспект урока можно использовать при подготовки урока в 4 классе по теме "Лес- природное сообщество"....
Интегрированный урок "Окружающего мира и технологии"
1. Познакомить учащихся с бытом и культурой славян через организацию исследовательской работы.2. Развивать умения...
Конспект открытого урок окружающего мира в технологии педагогических мастерских. 2 класс.
Педагогическая мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов определяющ...
Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 1 классе. Вселенная или космос. Пластилин – вместо карандашей и красок.
Для учащихся первого класса, обучающихся по развивающей программе Л.В.Занкова, трудно воспринимать материал о Вселенной. Космические тела – это те предметы, которые нельзя потрогать, увидеть рядом. Де...
Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"
Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"....