Интегрированный урок "Окружающего мира и технологии"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
1. Познакомить учащихся с бытом и культурой славян через организацию
исследовательской работы.
2. Развивать умения учащихся работать самостоятельно с текстом, справочной литературой и Интернет-ресурсами.
3. Воспитывать уважительное отношение к традициям и укладу жизни славян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zhili_nashi_predki._umk_shkola_21_veka_pod_redakciey_vinogradovoy_n.f..doc | 73 КБ |
moya_rodina_pravoslavnaya.ppt | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Как работали славяне?
Мы уже знаем, что славяне жили большими семьями. Объединение семей составляло род. От того, как работали все члены семьи, зависело их благополучие и богатство. Каждая семья старалась (особенно в деревнях) сама себя обеспечить всем необходимым для жизни: и питанием, и одеждой, и вещами.
Поскольку пахотной земли было мало, поэтому вырубали или сжигали лес, выкорчевывали пни, подготавливали поле под посевы. Для удобрения использовали золу. Это был тяжелый труд, ведь орудиями труда в те годы были топор да пила.
Вот и получается, что наши предки не могли быть ленивыми, иначе они просто не выжили бы.
Как помогали друг другу
Никогда славянин не оставлял своего брата , соседа, иноземца. Если у кого то в доме случился пожар, то погорельцу помогали построить дом « всем миром». Брали в свою семью осиротевших детей. Кормили заходившего в дом странника, давали на дорогу хлеба, воды или молока, рожай, делились друг с другом .Если случался неурожай, делились друг с другом – кто чем мог.
Как принимали гостей
В старину существовал такой обычай. После обеда стол накрывали чистой скатертью, на середину стола ставили хлеб, а рядом солонку с солью. Зачем так делали? Самыми ценными продуктами в те времена был хлеб да соль. Вот и оставлял хозяин для любого гостя самые ценные продукты. О гостеприимном хозяине говорили: « Хлеб-соль со стола не сходит».
А если кто-то войдет в крестьянский дом в тот момент когда семья обедает, то войдя в горницу скажет: «Хлеб да соль» (так по-старинному желали приятного аппетита) и в ответ услышишь: «Хлеб кушать милости просим»
А еще в каждом доме угощали квасом.
Цель: Формирование и развитие представлений учащихся о быте
и культуре славянского народа.
Задачи:
- Познакомить учащихся с бытом и культурой славян через организацию
исследовательской работы.
- Развивать умения учащихся работать самостоятельно с текстом, справочной литературой и Интернет-ресурсами.
- Воспитывать уважительное отношение к традициям и укладу жизни славян
Оборудование:
- учебник Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» часть 2
- ИКТ (презентация)
- карточки с заданиями 2 вида
- кукла из мочала (образец)
- карта-схема по технологии изготовления куклы
- мочало
- энциклопедия
- славянский костюм для девочки и мальчика
- музыкальные инструменты: бубен, ложки
- рушник, каравай
- жетоны для рефлексии
Ход урока:
Орг/этап.
Ребята! Готовы вы к уроку? (ДА)
На вас надеюсь я , друзья
Вы хороший дружный класс.
Все получится у нас!
Сегодняшний разговор будет посвящен нашей Родине, ее истории наших далеких предков-славян.
Под большим шатром
Голубых небес-
Вижу даль степей
Зеленеется
Это ты, моя
Русь державная,
Моя Родина
Православная!
- Как называется раздел по которому мы работаем? (Как жили наши предки.)
- Предлагаю ряд слов:
Славяне
История
Предки
-Выберите синонимы.(славяне, предки)
-Кто такие предки? (люди которые жили перед нами)
-Кто такие славяне? (на этот вопрос я просила найти ответ….)
(Существует много объяснений происхождения этого слова. Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый»)
На прошлом уроке мы говорили об истории славянских имен.
-Как рождались имена в далекой древности?
Черныш по цвету волос
Беляй
Бессон по внешности, характеру
Хорош
Семушка порядковый номер ребенка
Пятый
- От какого слова произошло слово «фамилия»? (это слово нерусское, пришло к нам из латинского языка переводится как «семья»)
(фамилию давали в зависимости от прозвищ: Косых, Худых, Кривоногов)
(слайд)
Цель урока: Формирование и развитие представлений учащихся о быте и культуре славянского народа.
Тема сегодняшнего урока:
«Какими людьми были наши предки
На уроке работают 3 исследовательские группы: «Родии» «Россы» «Руссы»
1группа работала над вопросом:
- Как выглядели славяне.
Выскажем свое предположение.
Какое высказывание верно?
Мoжно ли по легендам и летописям представить облик славянина?
Какое описание кажется вам наиболее выразительным? Почему?
* Краса девица: глаза голубые, брови соболиные, щеки алые, буд-то маков цвет, шея белая, поступь величавая.
*Носил мужик окладистую бороду, а волосы стриг под горшок.
*Выступает 1гр. исследователей она расскажет нам выглядели славяне.
(слайд) «Славянская семья»
Как выглядели славяне.
По рисунку можно судить о том, как выглядел каждый из членов большой славянской семьи (мать, отец, дед и дети).
Славяне были рослыми, стройными, обладали большой физической силой.
Румяные. Светловолосые, с голубыми глазами они ходили в одежде из полотна. Мужская одежда должна была подчеркивать мужественность, силу мужчины, а женская - скромность, мягкость, обаяние ее носительности. Мужчины летом носили рубахи и просторные шаровары. Рубаху обязательно подпоясывали сплетенным из ниток шнурком. На ноги обували лапти. Гордостью славянских мужчин была большая, окладистая борода, а волосы стригли « под горшок».
Женщины надевали длинные, до земли вышитые сорочки. Им не принято было ходить простоволосыми- это считалось не приличным. Поэтому крестьянки обычно носили на голове платки. Славянки очень любили всевозможные украшения: бусы, серьги, кольца, браслеты. На голове, около висков, они носили височные кольца, которые звенели при каждом движении.
Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки- рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей. Детская одежда славян была одинаковой и для девочек, и для мальчиков. Обычно это была длинная до пят рубаха.
Одежда мальчиков и девочек- подростков отличалась. Мальчик носил простые штаны и рубаху, а девочка- сарафан, сорочку, платье. Длинные волосы девушки заплетали в косы, на голове носили венчики или ленты.
*А теперь выполните задание «Собери картинку», нужно составить образец мужской и женской одежды из разрозненных частей. (работа в группах)
Работаем быстро и правильно! (проверка по слайду)
А сейчас я приглашаю вас посетить картинную галерею и увидеть…..
2.Как работали славяне.
Выскажем свое предположение.
Какое высказывание верно?
*Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались.
*От трудолюбия человека зависит, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки.
Давайте задумаемся над тем, почему одни люди- трудолюбивые, а другие –ленивые.
Вспомним известную шутку:
-Тит, иди молотить!
-Живот болит.
-Тит иди кашу есть!
-А где моя большая ложка?
*Выступает 2 гр. Исследователей, она расскажет нам как работали славяне.
Мы уже знаем, что славяне жили большими семьями. Объединение семей составляло род. От того, как работали все члены семьи, зависело их благополучие и богатство. Каждая семья старалась (особенно в деревнях) сама себя обеспечить всем необходимым для жизни: и питанием, и одеждой, и вещами.
Поскольку пахотной земли было мало, поэтому вырубали или сжигали лес, выкорчевывали пни, подготавливали поле под посевы. Для удобрения использовали золу. Это был тяжелый труд, ведь орудиями труда в те годы были топор да пила.
Вот и получается, что наши предки не могли быть ленивыми, иначе они просто не выжили бы.
Трудно было жить во все времена.
Что помогает выжить в трудный момент? (взаимовыручка)
Забота о ближнем - черта славянского характера. В старину было такое слово- помочь.
Подбери однокоренные слова: помощь, помогать, помощник.
А сейчас мы узнаем как они помогали друг другу.
Никогда славянин не оставлял своего брата, соседа, иноземца. Если у кого то в доме случился пожар, то погорельцу помогали построить дом « всем миром». Брали в свою семью осиротевших детей. Кормили заходившего в дом странника, давали на дорогу хлеба, воды или молока, Если случался неурожай, делились друг с другом – кто чем мог.
Трудились не только взрослые, но и дети. Например: девочки и мальчики вязали куколки из мочала.
Предлагаю сделать такую куклу.(по карте схеме, которая лежит у вас на парте) (работа в паре)
Физкультминутка: «Ручеек»
Выставка работ.
3. Как защищали Родину.
Славяне о себе говорили: «Нам чужой земли не надо не пяди, но и своей вершка не отдадим».
*3 исследоват. гр. изучала это выражение.
Назовите первых древнерусских князей которые защищали свою Родину? (Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский)
Слова Александра Невского, ставшего символом России, остались в назидание врагам и в наследство предков: «Кто к нам с мечом придет, от него и погибнет».
Работа в группах. «Собери пословицу»
1.Трусливому и пень волком кажется.
2.Смелость города берет.
3.Кто с Россией не тягался, в правых не оставался.
1.Лучше смерть принять, чем Родину предать.
2.Смелый воин тысячи водит.
3.Честь солдата береги свято.
1.Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
2.Если народ един, он не победим.
3.Нет в мире краше Родины нашей. (проверка по слайду)
Умели славяне не только защищать Родину, но и принимать гостей и отдыхать.
Как принимали гостей.
В старину существовал такой обычай. После обеда стол накрывали чистой скатертью, на середину стола ставили хлеб, а рядом солонку с солью. Зачем так делали? Самыми ценными продуктами в те времена был хлеб да соль. Вот и оставлял хозяин для любого гостя самые ценные продукты. О гостеприимном хозяине говорили: « Хлеб-соль со стола не сходит».
А если кто-то войдет в крестьянский дом в тот момент когда семья обедает, то войдя в горницу скажет: «Хлеб да соль» (так по-старинному желали приятного аппетита) и в ответ услышишь: «Хлеб кушать милости просим»
А еще в каждом доме угощали квасом. (дополн. мат. из энциклопедии)
Как отдыхали славяне.
Текст учебника (с. 39)
Дети исполняют.
Колыбельная.
Баю-баю-баюшки
Да прискакали заюшки
Люли-люли-люлюшки
Да прилетели гулюшки
Стали гули гулевать
Да стал мой милый засыпать.
А мы просо сеяли, сеяли
Ой дид - ладо сеяли-сеяли.
А мы просо вытопчем, вытопчем
Ой дид - ладо вытопчем, вытопчем.
А чем же вам вытоптать, вытоптать
Ой дид - ладо вытоптать, вытоптать.
А мы коней выпустим выпустим, выпустим
Ой дид - ладо выпустим, выпустим.
А мы коней переймем, переймем
Ой дид - ладо переймем, переймем.
Ах утушка моя луговая
Молодушка, моя молодая.
Ой люли, люли, люли, люли молодая /2р.
Русоволосые и сероглазые
Лицом все светлые и сердцем славные
Древляне, русичи, поляне
Скажите кто мы?
- Мы славяне! (руки вверх)
Своей статью все пригожие
Все разные и все похожие
Зовемся ныне - россияне
Издревле кто мы?
- Мы славяне! (руки вверх)
Мы славяне молодые
Чтим предания святые
Наши предки день за днем
Помогают нам во всем! (НИЗКО КЛАНЯЮТСЯ)
Ребята! ДАВАЙТЕ ВЕРНЕМСЯ К ЦЕЛИ УРОКА
Достиг ли цели наш урок? Поднимите руку кто из вас расширил свои знания о том какими людьми были наши предки.
Рефлексия: Мальчик и девочка в славянском костюме собирают «Солнышко» и «Тучку»
Подведение итогов. Выступление библиотекаря.
Д\з. На этом исследовательская работа не заканчивается, следующая тема: «Какие предметы окружали русских людей».
1 гр. « Скажи какой у тебя дом….»
2 гр. « О первых каменных домах»
3 гр. « По одежке встречают»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как жили наши предки? История Предки Славяне
Черныш по внешности Беляй Бессон порядковый номер Хорош Сёмушка по цвету волос Пятый
Цель: Глубже изучить представление о быте и культуре славянского народа «Какими людьми были наши предки?»
Как выглядели славяне? Краса девица: глаза голубые, брови соболиные, щёки алые, будто маков цвет, шея белая, поступь величавая 2. Носил мужик окладистую бороду, а волосы стриг под горшок.
Как выглядели славяне?
Картинная галерея
И.П.Аргунов Портрет женщины в русском костюме 18 век
Как работали славяне? 1. Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались. 2. От трудолюбия человека зависит, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки.
помочь помощь помощник помогать
Как защищали Родину? «Нам чужой земли не надо, ни пяди, но и своей вершка не отдадим»
1. Лучше смерть принять, чем Родину предать. 2. Смелый воин тысячи водит. 3. Честь солдата береги свято. Трусливому и пень волком кажется Смелость города берёт. Кто с Россией не тягался, в правых не оставался Враг хотел пировать, а пришлось горевать. Если народ един, он непобедим. Нет в мире краше Родины нашей.
Как принимали гостей?
Как отдыхали славяне?
Спасибо за работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок окружающего мира и технологии. 4 класс
Данный конспект урока можно использовать при подготовки урока в 4 классе по теме "Лес- природное сообщество"....
Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 1 классе. Вселенная или космос. Пластилин – вместо карандашей и красок.
Для учащихся первого класса, обучающихся по развивающей программе Л.В.Занкова, трудно воспринимать материал о Вселенной. Космические тела – это те предметы, которые нельзя потрогать, увидеть рядом. Де...
творческий интегрированный проект на основе технологии ,окружающего мира,литературного чтения.
По предмету труда Человек – природа По сфере применения Школа По интересам Познавательный. Экологический. По преобладающим технологическим процессам Ру...
Интегрированное занятие для 2 класса по окружающему миру и технологии (с презентацией)
Данное интегрированное занятие по окружающему миру и технологии на тему "Где живут белые медведи и пингвины" способствует формированию целостного взгляда на мир, развивает коммуникативность, умение ра...
Интегрированный урок по окружающему миру и технологии. Тема урока: «Средневековье.Рыцарские замки.» 4 класс.
В 4 классе по окружающему миру изучается тема веков. Когда мы изучали тему "Средневековье. Рыцарские замки", я вспомнила, что в учебнике Т.В.Просняковой "Технология", предлагается сделать ...
Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"
Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"....
Интегрированный урок окружающего мира и технологии по УМК Школа 2100 с презентацией для 1 класса
Материал предназначен для изучения первоклассниками темы: "Весна - пробуждение природы" из учебника "окружающий мир" по программе образовательной системы "Школа 2100" и соответствует ФГОС ...