Методический семинар "Как избежать профессиональных затруднений"
методическая разработка по теме

Лазуренко Марина Павловна

«Миллионы лет у цветов растут шипы. И миллионы лет барашки все-таки едят цветы. Так неужели же это не серьезное дело — понять, почему они изо всех сил стараются отрастить шипы, если от шипов нет никакого толку? Неужели это не важно, что барашки и цветы воюют друг с другом? Да разве это не серьёзнее и не важнее, чем арифметика толстого господина с багровым лицом?  …  И это все, по-твоему, не важно?»…

Сколько вопросов каждый день задаёт ребёнок…. И очень важно, чтобы, совершая маленькие и большие для себя открытия, самостоятельно приходил к ответу.  «Понять.», «Почему?», «Важно!» - начало творческого пути ребёнка к открытию новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

ОБУЧЕНИЕ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

«ОТКРЫТИЯ» ЗНАНИЙ КАЖДЫМ ШКОЛЬНИКОМ

«Миллионы лет у цветов растут шипы. И миллионы лет барашки все-таки едят цветы. Так неужели же это не серьезное дело — понять, почему они изо всех сил стараются отрастить шипы, если от шипов нет никакого толку? Неужели это не важно, что барашки и цветы воюют друг с другом? Да разве это не серьёзнее и не важнее, чем арифметика толстого господина с багровым лицом?  …  И это все, по-твоему, не важно?»…

Сколько вопросов каждый день задаёт ребёнок…. И очень важно, чтобы, совершая маленькие и большие для себя открытия, самостоятельно приходил к ответу.  «Понять.», «Почему?», «Важно!» - начало творческого пути ребёнка к открытию новых знаний.

Стремление обеспечить оптимальный баланс между глубиной, сложностью, объёмом изучаемого материала с одной стороны и уровнем его доступности и личностной значимости для младших школьников с другой, в свое время подвигли меня на исследования и поиски такой педагогической технологии, которая смогла бы его, этот самый баланс обеспечить.

Из достаточного перечня технологий, представленных в современной дидактике, я отдала предпочтение технологии проблемного обучения. Прежде,  всего потому, что, на мой взгляд, именно она позволяет в полной мере организовать образовательный процесс в формате реализации ключевых слов: «понять»…«почему»... «важно»… Не менее важно и то, что как известно всем здесь присутствующим, психическое, особенно интеллектуальное развитие человека осуществляется только в условиях преодоления «препятствий», «интеллектуальных трудностей» путём собственной творческой деятельности. И, наконец,   серьёзные общественно-политические и социально-экономические изменения в стране повлекли сегодня принципиально отличные от прежних требования к выпускнику школы. Значительные подвижки в приоритетах школьного образования «заставили» педагогов активнее использовать современные образовательные технологии. Проблемное обучение, как известно, не новое педагогическое явление (элементы его можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков у Жана Жака Руссо), а как теория оно появилось в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого столетия. Вместе с тем, сегодня актуальность проблемного обучения возрастает ещё и потому, что в рамках компетентностного подхода и реализации нового образовательного стандарта начального общего образования, оно даёт возможность решить важную социальную задачу – формирование творческой личности в смоделированном учителем творческом образовательном пространстве, в котором учащиеся открывают для себя актуальные знания и осваивают универсальные учебные действия.

Наиболее  приемлемыми для реализации мной оказались концептуальные подходы к организации проблемного обучения и творческого развития учащихся, изложенные в трудах академика Алексея Михайловича Матюшкина.

В течение  4-х лет, создавая условия для вовлечения детей в проблемное обучение согласно концепции Матюшкина и практическим рекомендациям его последователей провожу своих учеников через 4 этапа, составляющих процесс научного творчества, процесс открытия новых знаний. За это время пришлось преодолеть немало неожиданно возникших передо мной профессиональных затруднений, отыскивая для себя те самые «родники в пустыне», которые помогают  выстроить обучение как субъектный продуктивный процесс с максимальной опорой на опыт и интуицию  ребёнка,  научиться чувствовать «порог проблемности», порождать «проблемную доминанту»…  

Как оказалось, совсем не просто организовать процесс обучения таким образом, чтобы у ребёнка создать ощущение «лёгкости», когда он, интуитивно мысля, осуществляя серьёзный мыслительный процесс, идёт к открытию нового.

Сегодня я готова обсудить с вами, уважаемые коллеги,  сформировавшийся за эти годы  алгоритм разрешения тех самых профессиональных затруднений.

  Все начинается с возникновения проблемной ситуации, то есть со столкновения с противоречием. Первый этап  данной технологии – постановка проблемы. Задача учителя на этом этапе – мотивировать учащихся, создать условия, вызывающие познавательную потребность у ребёнка.

Использую известные приёмы создания проблемной ситуации (вывести слайд Е.М. Мельниковой, стр.23).  

Например:  На уроке окружающего мира во 2 классе по теме «Приспособление растений к засушливому климату пустынь», я предлагаю ответить на вопрос:

- От какого слова происходит название слова «пустыня»?

- Пусто.

-  Как вы думаете, много ли растений в пустыне?

- Мало. Почти нет.

(Далее зачитываю отрывок о пышном цветении растительного мира в пустыне в апреле).

***

Тот, кто никогда не бывал в пустыне, представляет ее в виде большого необитаемого пространства со скудной растительностью или вовсе без нее. Но такой пустыня бывает лишь летом или осенью, когда солнце сжигает все и на иссохшей твердой земле не заметно жизни.

 Совсем по-другому выглядит пустыня весной - во время короткого, но бурного цветения. Цветущая пустыня - явление удивительно красивое!
Ранней весной знойная пустыня представляет собой живописный ковер. Склоны гор залиты яркими красками цветущих тюльпанов, на влажном песке первыми зацветают тюльпаны - мелкие, лилово - розовые, затем изысканные желтые, на длинных цветоносах и более крупные ярко-красные. Их сменяют маки - нежные цветки колышутся при малейшем дуновении ветерка, образуя настоящее алое море.

 Возникает проблемная ситуация с удивлением.

- Что узнали из текста?

- Растительность в пустыне есть и её много. Пустыня – цветущая.

- Какая же возникает проблема? В чём мы должны разобраться?

- Как растения приспосабливаются в пустыне?

Учебная проблема выдвинута.

На этом этапе выделяю  первые составляющие алгоритма разрешения профессиональных затруднений при организации проблемного обучения:  

  1. Не давать отрицательных оценок не совсем точно сформулированным ученическим версиям проблемных ситуаций. Уметь показать, что мысль ученика услышана и принята к сведению и побудить его к переформулированию учебной проблемы.
  2. Тщательно подходить к конкретизации проблемы  через оформление проблемного вопроса. Здесь важно не «убить» возникший интерес у школьников к обсуждаемой области неизвестного, т.е. проблемный вопрос должен быть сформулирован в формате оптимального уровня сложности для обучающихся. Он не должен быть слишком сложным, равно как и не должен быть слишком лёгким и соответственно малоинтересным. Как один из вариантов разрешения  данной ситуации практикую организацию работы в группах, сформированных с учётом индивидуальных способностей школьников. Это позволяет формулировать проблемные вопросы или определять содержание проблемного задания оптимальные по уровню сложности для каждого обучающегося.

Итак, проблема выдвинута, проблемный вопрос оформлен. Дальше  второй  творческий этап – поиск решения. Суть этого этапа проста: учитель помогает ученикам открыть новое знание.  Организовать открытие можно по-разному. Я предпочитаю путь к открытию новых знаний, работая с  гипотезами, поскольку именно он, на мой взгляд, является наиболее эффективным.

Практикуемый мною путь поиска решения включает два принципиально разных шага: первый – выдвижение гипотез, второй – их /гипотез/ проверка.

Исходной реплики: «Какие есть идеи?» – обычно бывает достаточно, чтобы вытащить первую гипотезу. Далее, в зависимости от сложности темы и  поставленных к уроку задач практикую либо последовательный, либо одновременный вариант выдвижения гипотез.  Затем организую проверку гипотез, обращаясь к классу со следующими вопросами: «Вы согласны?» или «Как это проверить?» в зависимости от варианта их выдвижения. Я задаю подобные вопросы до тех пор, пока не будет выдвинута и проверена та гипотеза, которую мы посчитали сегодня наиболее убедительной для нас.

Продолжаем урок окружающего мира во 2 классе по теме «Приспособление растений к засушливому климату пустынь» - выдвижение гипотез.

Предлагаю посмотреть иллюстрации: верблюжью колючку. Дети рассматривают внешний вид растения и высказывают свои гипотезы: как верблюжья колючка приспособилась к жизни в пустыне?

- Длинный корень.

- Давайте проверим вашу гипотезу.  Зачем  верблюжьей колючке длинный корень?

- Чтобы доставать до глубоких грунтовых вод.

- Какие ещё особенности  верблюжьей колючки указывают на то, что она приспособилась к выживанию?

- Вместо листьев – колючки.

-Давайте проверим гипотезу. Почему колючки?

- Меньше испаряют влаги.

- Итак, делаем вывод о втором приспособлении: колючки вместо листьев для уменьшения испарения.

- Но это ещё не всё.

Далее даётся задание по группам. Каждая группа работает с текстом об одном из приспособлений растений: 1) утолщённые листья и стебли; 2) быстрый рост весной; 3) листопад и веткопад. И группы высказывают соответствующую тексту гипотезу. Проверяются сначала ошибочные, а затем решающая гипотеза. Дети делают вывод – открывают новое знание.

Существуют три возможных и описанных дидактами  метода поиска решения учебной проблемы, которые я использую в своей практике. Побуждающий к гипотезам диалог, который состоит из отдельных стимулирующих реплик. Подводящий диалог, представляющий собой систему вопросов и заданий, который может разворачиваться как от сформулированной учебной проблемы, так и без неё. Но, какой бы, из трёх способов не использовался, в любом случае учащиеся сами «додумываются» и открывают новое знание, что обеспечивает понимание нового материала. А понимание – есть главный результат поиска решения учебной проблемы.

Организуя деятельность обучающихся на этом этапе, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои мнения, точки зрения на обсуждаемую тему, мне потребовалось совершенствовать компетенции проведения урока в режиме диалога и дискуссий. 

  Продолжая выстраивать алгоритм разрешения профессиональных затруднений в рамках технологии проблемного обучения, на данном этапе выделяю основные его составляющие:  

  1. Быть готовым к приложению интеллектуально-творческих усилий и увеличению временных затрат на подготовку урока.
  2. Овладеть технологией проблемного (побуждающего и подводящего) диалога и исключить из профессиональной практики преобладание монологической речи учителя.
  3. Использовать педагогические приёмы, снижающие чувство неуверенности и интеллектуального риска школьников на шаге выдвижения гипотез при использовании побуждающего диалога.
  4. Не оставлять без внимания ни одного предположения детей при выдвижении гипотез и последующей проверки их правильности.

Третий этап творческого процесса – выражение решения.

Задания ребятам, я, конечно, предлагаю по большей части творческие, потому что именно эти задания лежат в основе той системы, в которой я работаю и элемент которой я пытаюсь представить. В соответствии с формами выражения мысли предлагаю школьникам три предложенных дидактами типа продуктивных заданий:

  • на формулирование;
  • на опорный сигнал;
  • на создание художественного образа.

Выполняя любое из творческих заданий, ученик создает и реализует собственный творческий продукт.

Художественные задания даются на дом, потому что на уроке времени на их выполнение просто нет. А еще они не являются обязательными для каждого ученика и предлагаются по желанию.

Следующий этап проблемного урока – этап воспроизведения знаний, не являясь обязательным, тем не менее, весьма желателен, поскольку развивает активную речь и углубляет понимание нового материала. На этом этапе использую задания разного характера: иногда – репродуктивные, в основном – творческие. Суть творческого воспроизведения вижу в том, чтобы стимулировать учеников пройти два творческих этапа: выражение решения и реализацию продукта, когда каждый ученик самостоятельно выражает полученное на уроке знание и представляет свой результат классу. На этих этапах формируются информационные и личностные компетенции учащихся.

 Современные средства обучения: интерактивная доска, планшетные компьютеры, электронные образовательные ресурсы, чаще всего используемые мною в образовательном процессе, помогают сделать учебный процесс интересным, увлекательным и познавательным.

Таким образом, завершая  алгоритм  двух последних этапах  организации проблемного обучения,  обращаю ваше внимание на такие его составляющие, как:  

  1. Отказаться от традиционных подходов к оцениванию представленных школьниками собственных творческих продуктов на  этапе выражения решения. Активно  использовать разнообразные альтернативные формы оценивания, чтобы не потерять мотивирующую роль оценки.
  2. Не пренебрегать этапом воспроизведения знаний,  поскольку, наряду с личностными он обеспечивает развитие социально-значимых компетентностей обучающихся.

Таким образом, проблемное обучение – это творческий  процесс «производства» новых знаний.

Развитием творческих способностей занимаюсь не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.  Детям нравятся задания, которые требуют от них творчества: «придумать», «найти», «составить», «выбрать», и т. д. – такие задания  развивают ум, волю, чувства и мотивы деятельности и формируют познавательные, личностные и коммуникативные компетенции.

Предлагаю и вам одно из таких заданий: «Назовите не менее пяти предметов, к которым подойдёт следующее определение – кислое, круглое, красное».

- А почему никто не назвал мяч? (Он не кислый.)

- А если его облить лимонным соком?

Сколько вопросов каждый день задаёт ребёнок…. И очень важно, чтобы на каждый вопрос он нашёл ответ, причём не просто «нашел», а «пришёл» к ответу  сам, чтобы каждый ребёнок смог увидеть ключевые слова:  «Понять почему важно!»

В заключении хочу сказать следующее: истинный педагог должен быть пилотом – штурманом, который с высоты полёта видит, к каким вершинам интеллектуального развития нужно привести детей.

Любой урок, любая встреча

Всех вкладов на земле ценней,

Ведь каждый школьный миг отмечен

Неповторимостью своей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль методического объединения в профессиональном росте учителя

Авторский проект "Роль методического объединения в профессиональном росте учителя"...

Роль методического объединения в профессиональном росте учителя

Направление в работе методического Совета – школа совершенствования педагогического опыта: задачи и достижения....

Справка об организации методической деятельности, непрерывного профессионального развития Никовской Н.Д. учителя начальных классов

Методическая   деятельность, непрерывного  профессионального развития  Никовской Н.Д. учителя начальных классов...

Методический семинар на профессиональный конкурс "Учитель года - 2017"

Описан опыт работы учителя по технологии "Развитие критического мышления учащихся начальной школы через чтение и письмо"....

Методические рекомендации по правилам безопасного поведения «Домашние опасности или как избежать неприятных ситуаций дома»

Методические рекомендации по правилам безопасного поведения «Домашние опасности или как избежать неприятных ситуаций дома»...

Диагностический материал для выявления профессиональных затруднений педагогов

Диагностический материал для выявления профессиональных затруднений педагогов...

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В статье раскрываются условия повышения профессиональной компетентности классного руководителя...