Особенности организации урока в системно - деятельностном подходе
статья на тему

Ульянова Ольга Николаевна

           В настоящее время произошли серьёзные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.  Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Она должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Потому так важно формировать у ребенка правильную гражданскую активную позицию, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на эти важные задачи и направлен ФГОС нового поколения.  В основу разработки положен системно - деятельностный подход.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
 ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации урока

 в  системно – деятельностном  подходе

 Частное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат №1

ОАО «РЖД»  город Котлас Архангельская область

Ульянова Ольга Николаевна, учитель высшей категории

           В настоящее время произошли серьёзные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.  Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Она должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Потому так важно формировать у ребенка правильную гражданскую активную позицию, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на эти важные задачи и направлен ФГОС нового поколения.  В основу разработки положен системно - деятельностный подход.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности.

        Методологической основой стандартов начального общего образования нового поколения являются системно-деятельностный подход. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствуют формированию тех или иных типов деятельности (например, в дошкольном возрасте – игровой деятельности, а в младшем школьном возрасте – учебной). Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность.

Иными словами, обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации («вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие).

 Каким же быть современному уроку, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков, и критерии оценивания урока и критерии результативности в рамках системно-деятельностного подхода

Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит.

Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

В ФГОС НОО используется понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.

Учитель должен научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.

Творчество педагога должно быть направлено на:

  • создание учебной ситуации,
  • разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию.

Необходимо не только продумать содержание учебной задачи, но и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения.

Учебные ситуации строятся с учетом:

  • возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка),
  • специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего мира типами формируемых умений),
  • меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

Проектирование учебного процесса в этих условиях означает:

  • определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса, например, формирование навыков устной или письменной речи,
  • отбор учебного материала,
  • определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся).
  • прогнозирование возможных действий детей.

Исходя из вышеизложенного, можно определить показатели эффективной организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.

  • Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  • Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  • Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  • Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  • Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  • На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  • Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  • Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  • Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  • Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  • На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Как подготовить современный урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий".     Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

      Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
  • Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются  у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

       В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в части IV. «Требования к условиям реализации основной образовательной программы» уделяется особое  внимание на использование в образовательном процессе современных педагогических  технологий  деятельностного  типа для личностного роста ребенка.

Современные образовательные технологии деятельностного типа:

  • проблемно – диалогическая;
  •  мини – исследования;
  • организация проектной деятельности;
  • оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
  •  сотрудничества;
  • ИКТ;
  • здоровьесберегающие.

.В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.  Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.

 Системно - деятельностный подход в рамках урока с использованием метода проектов базируется на следующих принципах:

1) позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом,

 2) позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях),

3) учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя,

4) учебная деятельность – управляемый учебный процесс,

 5) учебное действие – действие по созданию образа,

6) образ – слово, рисунок, схема, план,

7) оценочное действие – Я умею! У меня получится!

 8) эмоционально-ценностная оценка – Я считаю…(формирование мировоззрения).

Другой метод – информационно-коммуникационные технологии. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:    

                                игровая деятельность;

         создание положительных эмоциональных ситуаций;

         работа в парах;

         проблемное обучение.

Учебники, несмотря на их вариативность, перестают играть роль главного носителя учебной информации. Таким образом, стала очевидной необходимость применения технологий, которые бы формировали, помимо предметных умений и навыков, самостоятельные виды деятельности, состоящие из практического использования предметных и социальных знаний, накопленных в процессе образования. Человек, умело, эффективно владеющий современными технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Применение ИКТ на уроках усиливает:

- положительную мотивацию обучения;

- активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволяют  в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1. Принцип равенства позиций

2. Принцип доверительности

3. Принцип обратной связи

4. Принцип занятия исследовательской позиции.

 Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими

технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Это:  - учет возрастных особенностей;

                                                 - демократический стиль общения на уроке;

                                                  - дифференцированное обучение;

                                                  - игровые технологии;

                                                   - динамические минутки и паузы

       Успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.   Представленные  методы и приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора), на мой взгляд,  дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность. Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся  условиях.

Использованная литература:

  1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
  4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по системно- деятельностному подходу в 1 классе в условиях ФГОС

     Общая цель обучения - формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е....

Разработка урока в системно-деятельностном подходе по ФГОС

Данная творческая разработка по русскому языку УМК «Школа России» в 1-ом классе по теме: «Деление слов на слоги» в системно-деятельностном подходе позволяет  развивать различные УУД.·...

Урок в системно-деятельностном подходе

Урок в системно-деятельностном подходе (ФГОС)...

урок по системно -деятельностному подходу

урок Баштаачы ла айдылаачы...

урок по системно -деятельностному подходу

тема; Тексттердин будумдери...

Основные принципы организации уроков в системно-деятельностном подходе.

Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Этим и определяется системно-деятельностный подход в образовании.Вы не должны огорча...