Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир логики" для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему

Купцова Светлана Алексеевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир логики" разработана на основе методических рекомендаций по внеурочной деятельности С.Гин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 99 »

                                  УТВЕРЖДЕНА

Приказом от ________ № ________

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

 «Мир логики »

 (базовый уровень)

для 4 класса

Составитель

Купцова С.А., учитель начальных классов

с.Конобеево  

2016 год

Пояснительная записка

Программа курса по выбору «Мир логики» предназначена для учащихся 4 класса, желающих овладеть навыками основных мыслительных операций. Представленная программа может изучаться в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность в начальной школе» по таким направлениям, как социальное и общеинтеллектуальное. Составлена на основе Примерной программы начального общего образования для образовательных учреждений, в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

  •  Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ  от 29.12.2012;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и  науки Российской Федерации от  6октября 2009 г. № 373, в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357, от 31 декабря 2015 г № 1576);
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

В современных условиях информационного общества одной из важных задач становится воспитание информационной культуры, что предполагает осознание потребности в новых знаниях, определение пробелов в знаниях и выработку стратегий их поиска; сравнение и оценку информационных ресурсов, применение и передачу информации.

К метапредметным результатам обучения на ступени начального общего образования относится формирование познавательных универсальных учебных действий как основы умения учиться. К формируемым учебным действиям относятся следующие: сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений, построение рассуждения об объекте, его свойствах и связях; осуществление подведения под понятие; установление аналогий, обобщение на основе выделения сущностных связей и др.

Развитие умения учиться обеспечивает переход к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию, развитие интеллектуальной инициативы, любознательности, способности к организации познавательной деятельности.

В процессе обучения у учащихся возникает интерес к общественным явлениям, понимание активной преобразующей роли человека в обществе; закладываются первоначальные представления о значении науки, современных технологий и производства в жизни человека и общества; формируется ценностное отношение к образованию; закладываются навыки учебного сотрудничества и организации познавательной деятельности.

Программой курса по выбору «Мир логики» предусматривается дальнейшее совершенствование полученных знаний и умений, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Реализация программы осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода, принципах сотрудничества и сотворчества, взаимодействия и взаимообогащения всех участников образовательного процесса.

Цель курса по выбору «Мир логики»:

обучение навыкам основных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, умозаключения и др.; формирование информационной культуры, освоение умений организации учебного труда.

Образовательные компетенции, формируемые в процессе поучения:

  • ценностн о - с м ы с л о в ы е:

- способность воспринимать окружающий мир как дина- мично развивающуюся среду;

- осознание своей роли в Окружающем мире;

- готовность к построению индивидуальной образовательной траектории;

  • общекультурные:

- понимание роли науки и образования в жизни человека и общества;

- овладение эффективными способами организации познавательной деятельности;

- интерес к развитию информационно-коммуникационных технологий;

  • у ч е б н о - п ознавательные:

- формирование навыков целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, презентации учебно-познавательной деятельности;

- овладение умениями функциональной грамотности;

- освоение способов продуктивной деятельности;

  • информационные:

- способность ориентироваться в информационном пространстве;

- умение осуществлять поиск, анализ, хранение, передачу, преобразование информации;

  • коммуникативные:

- формирование навыков конструктивного взаимодействия с окружающими;

- овладение эффективными способами устной и письменной коммуникации;

  • социально-трудовые:

         - владение этикой социальных и трудовых взаимоотношений;

        - формирование профессиональной направленности;

         - уважительное отношение к результатам труда и творчества;

  • личностные:

         - способность к эффективному использованию собственных ресурсов;

        - формирование рефлексивных умений;

 - приобретение опыта социальной активности; развитие навыков самоуправления и самоорганизации.

Контроль:

К концу 4 класса учащиеся:

будут знать правила сравнения объектов; правила классификации объектов; правила построения определения; о существовании различных видов отношений между понятиями; правила построения умозаключений;

будут уметь сужать круг поиска при отгадывании «Да-не- тки»; заполнять таблицу «Общие и отличительные признаки объектов» для сравнения объектов из ближайшего окружения; находить ошибки при классификации объектов ближайшего окружения; находить ошибки в построении определений и умозаключений, выделять вид отношения между понятиями, находить закономерности, сочинять загадки и сюжеты сказок по аналогии.

Учебный план курса (34 ч., 1 ч. в неделю)

п/п

Тема

Всего часов на тему, ч

Форма

контроля

1

Учимся выделять признаки

7

Обсуждение, самопроверка, проблемная ситуация

2

Учимся сравнивать

2

Обсуждение, самопроверка

3

Учимся классифицировать

3

Проблемная ситуация, самопроверка, игра

4

Учимся находить закономерности

4

Задание на смекалку, игра, обсуждение

5

Учимся выделять вид отношения между понятиями

6

Задание на смекалку, обсуждение, игра, самопроверка

6

Учимся давать определения

2

Обсуждение

7

Учимся делать умозаключения

3

Рефлексия, обсуждение

8

Учимся использовать аналогии

3

Обсуждение, задание на смекалку, рефлексия

9

Учимся  рассуждать

3

Рефлексия, обсуждение

10

Подведение итогов обучения

1

Рефлексия

Итого

34

Календарно - тематический план «Мир логики»

на 2016 – 2017 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Учимся выделять признаки (7 ч.)

1.

1

Знакомство с курсом «Мир логики»

2.

2

Признаки объекта

3.

3

Различия

4.

4

Сходство

5.

5

Существенные признаки

6.

6

Характерные признаки

7.

7

Упорядочение признаков

Учимся сравнивать (2 ч.)

8.

1

Правила сравнения

9.

2

Значение сравнения

Учимся классифицировать (3 ч.)

10.

1

Понятие о классах

11.

2

Правила классификации

12.

3

Вопросы

Учимся находить закономерности (4 ч.)

13

1

Алгоритм

14

2

Закономерности в числах и фигурах

15

3

Закономерности в буквах и словах

16

4

Логические задачи

Учимся выделять вид отношения между понятиями (6 ч.)

17

1

Причина и следствие

18

2

Причинно-следственные цепочки

19

3

Противоположные отношения между понятиями

20

4

Отношения «род – вид» между понятиями

21

5

Упорядочение по родовидовым отношениям

22

6

Виды отношений между понятиями

Учимся давать определения (2 ч.)

23

1

Определения

24

2

Анализ ошибок в построении определений

Учимся делать умозаключения (3 ч.)

25

1

Умозаключения

26

2

Анализ ошибок в построении умозаключений

27

3

Язык и логика

Учимся использовать аналогии (3 ч.)

28

1

Придумывание по аналогии

29

2

Использование аналогии в обучении

30

3

Продолженная аналогия

Учимся рассуждать (3 ч.)

31

1

Рассуждения

32

2

Анализ ошибок в построении рассуждений

33

3

Юмор и логика

Подведение итогов обучения (1 ч.)

34

1

Обобщающее занятие

Итого

часов

по программе

34

выполнено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...