Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир логики" для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир логики" разработана на основе методических рекомендаций по внеурочной деятельности С.Гин
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 99 »
УТВЕРЖДЕНА Приказом от ________ № ________ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Мир логики »
(базовый уровень)
для 4 класса
Составитель
Купцова С.А., учитель начальных классов
с.Конобеево
2016 год
Пояснительная записка
Программа курса по выбору «Мир логики» предназначена для учащихся 4 класса, желающих овладеть навыками основных мыслительных операций. Представленная программа может изучаться в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность в начальной школе» по таким направлениям, как социальное и общеинтеллектуальное. Составлена на основе Примерной программы начального общего образования для образовательных учреждений, в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 г. № 373, в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357, от 31 декабря 2015 г № 1576);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
В современных условиях информационного общества одной из важных задач становится воспитание информационной культуры, что предполагает осознание потребности в новых знаниях, определение пробелов в знаниях и выработку стратегий их поиска; сравнение и оценку информационных ресурсов, применение и передачу информации.
К метапредметным результатам обучения на ступени начального общего образования относится формирование познавательных универсальных учебных действий как основы умения учиться. К формируемым учебным действиям относятся следующие: сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений, построение рассуждения об объекте, его свойствах и связях; осуществление подведения под понятие; установление аналогий, обобщение на основе выделения сущностных связей и др.
Развитие умения учиться обеспечивает переход к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию, развитие интеллектуальной инициативы, любознательности, способности к организации познавательной деятельности.
В процессе обучения у учащихся возникает интерес к общественным явлениям, понимание активной преобразующей роли человека в обществе; закладываются первоначальные представления о значении науки, современных технологий и производства в жизни человека и общества; формируется ценностное отношение к образованию; закладываются навыки учебного сотрудничества и организации познавательной деятельности.
Программой курса по выбору «Мир логики» предусматривается дальнейшее совершенствование полученных знаний и умений, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Реализация программы осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода, принципах сотрудничества и сотворчества, взаимодействия и взаимообогащения всех участников образовательного процесса.
Цель курса по выбору «Мир логики»:
обучение навыкам основных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, умозаключения и др.; формирование информационной культуры, освоение умений организации учебного труда.
Образовательные компетенции, формируемые в процессе поучения:
- ценностн о - с м ы с л о в ы е:
- способность воспринимать окружающий мир как дина- мично развивающуюся среду;
- осознание своей роли в Окружающем мире;
- готовность к построению индивидуальной образовательной траектории;
- общекультурные:
- понимание роли науки и образования в жизни человека и общества;
- овладение эффективными способами организации познавательной деятельности;
- интерес к развитию информационно-коммуникационных технологий;
- у ч е б н о - п ознавательные:
- формирование навыков целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, презентации учебно-познавательной деятельности;
- овладение умениями функциональной грамотности;
- освоение способов продуктивной деятельности;
- информационные:
- способность ориентироваться в информационном пространстве;
- умение осуществлять поиск, анализ, хранение, передачу, преобразование информации;
- коммуникативные:
- формирование навыков конструктивного взаимодействия с окружающими;
- овладение эффективными способами устной и письменной коммуникации;
- социально-трудовые:
- владение этикой социальных и трудовых взаимоотношений;
- формирование профессиональной направленности;
- уважительное отношение к результатам труда и творчества;
- личностные:
- способность к эффективному использованию собственных ресурсов;
- формирование рефлексивных умений;
- приобретение опыта социальной активности; развитие навыков самоуправления и самоорганизации.
Контроль:
К концу 4 класса учащиеся:
будут знать правила сравнения объектов; правила классификации объектов; правила построения определения; о существовании различных видов отношений между понятиями; правила построения умозаключений;
будут уметь сужать круг поиска при отгадывании «Да-не- тки»; заполнять таблицу «Общие и отличительные признаки объектов» для сравнения объектов из ближайшего окружения; находить ошибки при классификации объектов ближайшего окружения; находить ошибки в построении определений и умозаключений, выделять вид отношения между понятиями, находить закономерности, сочинять загадки и сюжеты сказок по аналогии.
Учебный план курса (34 ч., 1 ч. в неделю)
№ п/п | Тема | Всего часов на тему, ч | Форма контроля |
1 | Учимся выделять признаки | 7 | Обсуждение, самопроверка, проблемная ситуация |
2 | Учимся сравнивать | 2 | Обсуждение, самопроверка |
3 | Учимся классифицировать | 3 | Проблемная ситуация, самопроверка, игра |
4 | Учимся находить закономерности | 4 | Задание на смекалку, игра, обсуждение |
5 | Учимся выделять вид отношения между понятиями | 6 | Задание на смекалку, обсуждение, игра, самопроверка |
6 | Учимся давать определения | 2 | Обсуждение |
7 | Учимся делать умозаключения | 3 | Рефлексия, обсуждение |
8 | Учимся использовать аналогии | 3 | Обсуждение, задание на смекалку, рефлексия |
9 | Учимся рассуждать | 3 | Рефлексия, обсуждение |
10 | Подведение итогов обучения | 1 | Рефлексия |
Итого | 34 |
Календарно - тематический план «Мир логики»
на 2016 – 2017 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | |
Учимся выделять признаки (7 ч.) | |||||
1. | 1 | Знакомство с курсом «Мир логики» | |||
2. | 2 | Признаки объекта | |||
3. | 3 | Различия | |||
4. | 4 | Сходство | |||
5. | 5 | Существенные признаки | |||
6. | 6 | Характерные признаки | |||
7. | 7 | Упорядочение признаков | |||
Учимся сравнивать (2 ч.) | |||||
8. | 1 | Правила сравнения | |||
9. | 2 | Значение сравнения | |||
Учимся классифицировать (3 ч.) | |||||
10. | 1 | Понятие о классах | |||
11. | 2 | Правила классификации | |||
12. | 3 | Вопросы | |||
Учимся находить закономерности (4 ч.) | |||||
13 | 1 | Алгоритм | |||
14 | 2 | Закономерности в числах и фигурах | |||
15 | 3 | Закономерности в буквах и словах | |||
16 | 4 | Логические задачи | |||
Учимся выделять вид отношения между понятиями (6 ч.) | |||||
17 | 1 | Причина и следствие | |||
18 | 2 | Причинно-следственные цепочки | |||
19 | 3 | Противоположные отношения между понятиями | |||
20 | 4 | Отношения «род – вид» между понятиями | |||
21 | 5 | Упорядочение по родовидовым отношениям | |||
22 | 6 | Виды отношений между понятиями | |||
Учимся давать определения (2 ч.) | |||||
23 | 1 | Определения | |||
24 | 2 | Анализ ошибок в построении определений | |||
Учимся делать умозаключения (3 ч.) | |||||
25 | 1 | Умозаключения | |||
26 | 2 | Анализ ошибок в построении умозаключений | |||
27 | 3 | Язык и логика | |||
Учимся использовать аналогии (3 ч.) | |||||
28 | 1 | Придумывание по аналогии | |||
29 | 2 | Использование аналогии в обучении | |||
30 | 3 | Продолженная аналогия | |||
Учимся рассуждать (3 ч.) | |||||
31 | 1 | Рассуждения | |||
32 | 2 | Анализ ошибок в построении рассуждений | |||
33 | 3 | Юмор и логика | |||
Подведение итогов обучения (1 ч.) | |||||
34 | 1 | Обобщающее занятие | |||
Итого | часов | ||||
по программе | 34 | ||||
выполнено |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...