Статья "Использование мультисенсорного пособия «Нумикон», как средство повышения математических представлений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)"
статья
В статье раскрыт опыт использования мультисенсорного пособия "Нумикон" на уроках математики в начальных классах, обучающихся по АООП Вариант 1 (обучающиеся с интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fatkova_n.d._statya.docx | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Фатькова Н.Д., учитель-дефектолог
КОУ «Сургутская школа для обучающихся с ОВЗ»
г. Сургут
Использование мультисенсорного пособия «Нумикон»,
как средство повышения математических представлений
у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).
Ключевые слова: математические представления, младшие школьники с интеллектуальными нарушениями, мультисенсорное пособие «Нумикон».
Аннотация: В статье описан опыт использования современного мультисенсорного пособия «Нумикон» на уроках математики с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения. Раскрыты этапы работы с пособием, различные упражнения и игры, направленные на преодоление трудностей овладения математическими представлениями младших школьников с ОВЗ.
Начальный курс математики – это система знаний, усвоение которой обеспечивает существенное влияние на формирование общих и частных, интеллектуальных и практических умений и навыков. Изучение математики в школе для обучающихся с ОВЗ является одним из средств коррекции и социальной адаптации учащихся, подготовки их к овладению профессии. [3, с.2]
Работая учителем начальных классов и осуществляяреализацию АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), столкнулась с острой проблемой низкой познавательной активности, отсутствии учебной мотивации, трудностями овладения математическими представлениями большинством обучающихся с ОВЗ. Связано это с разнородным составом обучающихся. Наряду с учащимися с легкой умственной отсталостью, в классе обучаются дети с синдромом Дауна, учащиеся с аффективно-возбудимым типом личности, с нарушениями эмоционально-волевой и коммуникативной сферы. Для такой категории детей изучение программного материала по предмету «Математика» представляет большие трудности, причины которых объясняются особенностями развития познавательной, эмоционально-волевой сферы и нарушением способности к социальному взаимодействию и поведению.
Основные трудности в изучении математики данной категорией обучающихся связаны с тем, что математические понятия, как правило, абстрактны. Что такое, например, число «5»? В сознании взрослого человека оно связано с множеством различных образов и может означать очень разные вещи. Это и пять пальцев на руке, и пять свечек на именинном торте, и номер автобуса. У детей с интеллектуальными нарушениями абстрактное мышление развито относительно слабо, поэтому для них при обучении счету необходимо представить число как можно большим количеством разнообразных способов.[7, с.1]
Для обучающихсяс интеллектуальными нарушениями требуется применение на урокахинтересных форм обучения, современных дидактических материалов, которые помогут пробудить интерес к учебным занятиям, мобилизовать внимание, активизировать познавательную деятельность младших школьников с интеллектуальными нарушениями. [2, с.25]
Изучая проблему трудностей овладения математики обучающимися, остановилась на современном мультисенсорном пособии «Нумикон». Это уникальная методика и мультисенсорное дидактическое пособие, в котором применяются специальные наборы наглядно-практического материала, разработанные в Англии в 1996–1998 гг. для детей, испытывающих трудности при изучении математики. Шаблоны, включенные в набор «Нумикон», помогают детям установить связь между числом и величиной, которую оно обозначает. Когда при обучении используется только письменное обозначение чисел, добиться этого гораздо труднее. В процессе осуществления детьми различных действий с шаблонами у них формируется собственное представление о числах и величинах. Тот факт, что многие дети с интеллектуальными нарушениями хорошо оперируют со зрительными образами, делает «Нумикон» эффективным пособием в обучении этих детей основам математики. С помощью форм Нумикона можно наглядно продемонстрировать основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна разница между четными и нечетными числами. Нумикон можно использовать, чтобы формировать у ребенка понятие состава числа, простейшие счетные операции - сложение, вычитание. Он также помогает освоить такие темы, как сложение с переходом через десяток, умножение, деление и т. д., и может успешно использоваться при обучении школьников. [5, с.1]
Изучив методические рекомендации к пособию «Нумикон» возник вопрос: «Как организовать использование пособия на уроках математики, пробудив интерес к знаниям у каждого ученика?».В целях решения данной проблемы учителями начальных классовбыл разработан долгосрочный проект «Учусь с Нумиконом», направленный на формирование математических представлений у младших школьников с ОВЗ через использование уникального и современного дидактического пособия.
В рамках реализации проекта, на уроках математики с первого класса начала активно использовать игры и упражнения с пособием «Нумикон».
В пропедевтическом периоде изучения математики применяются интерактивные игры с формами Нумикон по изучаемым темам. Дети в игровой форме знакомятся с такими понятиями как цвет, форма, свойства, величина предмета. Используются упражнения сенсорного, тактильного характера (покрутить формы в руках, надевать на пальчики, вылавливать сачком из воды; найти самую низкую и высокую форму, поиск форм в мелкой крупе или кинестетическом песке, нанизывание форм Нумикон или штырьков на шнурок, отпечатывание форм на пластилине или тесте и т.д.).[6, с.49]
На этапе знакомства с числами дети учатся находить соответствие между числами и формами Нумикона, опираясь на их целостное восприятие, а также пользуясь пересчетом отверстий. На данном этапе применяются задания, когда учащимся предлагаетсяв игровой форме найти шаблон Нумикон, соответствующий данному числу, найти место числа в числовом ряду. Учащимся нравятся интерактивные игры с применением волшебного мешочка (закрытыми глазами нащупать форму и прикрепить её к доске к соответствующей цифре).[1, с.25]
Числовой ряд в пределах 10 изучается и закрепляется так же в игровых упражнениях. Знакомясь с последовательностью чисел в числовом ряду, обучающиеся выполняют задания по выкладыванию форм от меньшей к большей; восстанавливают ряд, в котором одна из форм исчезает или они меняются местами. Например, дети встают в круг, вытягивают наугад форму Нумикон, по команде учителя каждый ученик должен встать в ряд в соответствии с местом числа в числовом ряду. По такой же аналогии можно играть в игру «Соседи числа».
При изучении состава числа дети упражняются в складывании числа из двух форм Нумикона, таким образом наглядно видят, как одно число составляется при помощи других чисел. Закрепление изученного осуществляется в процессе интерактивной игры «Островки» - ученики по двое подходят к учителю получают форму Нумикона, соединяют полученные формы и встают на большой пазл, с изображением соответствующего числа. В данных играх решаются не только учебные, но и коммуникативные задачи, т.к. создается условие для общения, умения договориться, устанавливается коммуникативное взаимодействие между учащимися.
С помощью форм Нумикона можно наглядно объяснить сравнение чисел. Формы можно сравнивать способами наложения и приложения. Также при изучении данной темы используются специальные весы с прозрачными чашечками. Детям предлагается решить неравенство, записанное на доске с помощью форм Нумикона, которые выкладываются в чашечки. В итоге учащиеся с легкостью устанавливают какое число больше, а какое меньше и записывают полученное неравенство.
Арифметические действия сложения и вычитания выполняются в процессе упражнений с формами. Например, чтобы выполнить пример на сложение «3+1»: нужно взять желтую «форму» («тройку») и приложить к ней сверху оранжевую форму («единицу»), тогда получится некоторая фигура, по форме напоминающая «четверку». Чтобы проверить результат, нужно взять светло-зеленую «форму» («четверку») и наложить сверху. Выполняя пример на вычитание «4-3»: нужно желтую форму («тройку») наложить на светло-зеленую «четверку», и тогда сразу будет видна разница, которая и составляет единицу.
С помощью пособия «Нумикон» можно наглядно усвоить и более сложные темы, такие как: сложение и вычитание с переходом через разряд, поразрядное представление чисел, деление, умножение и многое другое, в том числе проценты, дроби, десятичные числа. [7, с.48]
С целью закрепления навыка работы с пособием «Нумикон проводится работа с родителями обучающихся в форме родительских собраний, индивидуальных консультаций. Можно отметить, что многих родителей класса заинтересовала методика, используемая в школеинекоторые из них, приобрели мини набор пособия для занятий в домашних условиях.
По опыту использования пособия «Нумикон» на уроках математики хочется выделить ряд преимуществ:
- интерактивные игры с пособием Нумикон вовлекают всех учащихся в учебный процесс, дети получают возможность учиться играя;
- у обучающихся формируется учебная мотивация и наблюдается положительная динамика в усвоении программного материала;
- упражнения с пособием «Нумикон» можно включать на любом этапе урока и использовать при изучении любой темы программного материала.
Говоря о результатах, можно с уверенностью сказать, что пособие «Нумикон» стало хорошим дополнением к традиционным методам работы по формированию математических представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В конце каждого учебного года проводится промежуточный мониторинг уровня усвоения программного материала по предмету Математика, где наблюдается динамика у каждого обучающегося.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что мультисенсорное пособие «Нумикон» является эффективным способом формирования математических представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Список использованных источников:
- Аткинсон Р., Тэйкон Р., Винг Т. Руководство для учителя и карты с заданиями [Электронный ресурс] / пер. с англ. Е. И. Стальгоровой,М. Л. Шихиревой. 2010
- Бакли С. Как научить математическому мышлению? // Синдром Дауна. XXI век. 2009 № 2 С. 25–28.
- Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 408 с.
- Сладкова Е.А., Терентьева К. Ю. Нумикон и другие способы познакомиться с математикой // Сделай шаг. 2011. № 3 (с. 44).
- Сладкова Е.А., Терентьева К.Ю. Нумикон как эффективный метод обучения детей с синдромом Дауна математике// Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 05.05.12
- Сладкова Е. А., Терентьева К. Ю. Использование Нумикона на занятиях группы подготовки к школе // Синдром Дауна. XXI век. 2011. № 2 (7). С. 48-55.
- Стальгорова Е. И. Система «Нумикон» // Синдром Дауна. XXI век. 2010. № 1 (4), с. 46-50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании районного методического объединения педагогов образовательных организаций, работающих по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
laquo;Личностные учебные действия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)»...
доклад на тему: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Специальные образовательные условия – основной фактор адаптации и эффективного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс инклюзивной школы. В Федеральном законе об образовании в Росс...
Программа коррекционной работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – тяжелые нарушения речи
Программа коррекционного обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на с...
Примерные контрольные работы по чтению и письму для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2.
Цель работы-представить учителю материал для проверки усвоения знаний. Исходя из особенностей программы, материал подобран, учитывая концентричность, т.е. повторяемость из года в год одних и тех же те...
Терминологический словарь для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья тяжелыми нарушениями речи во 2 классе
Терминологический словарь для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья тяжелыми нарушениями речи во 2 классе по учебнику "Окружающий мир" А. А. Плешакова 2 класс системы "Школ...
Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на базе МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»
Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «М...
Контрольно-измерительные материалы по математике для обучающихся 2-4 классов, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
Методическая разработка по теме:Контрольно-измерительные материалы по математике для обучающихся 2-4 классов, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе с ограниченными возможно...