Условия развития познавательного интереса в учебном процессе
статья на тему
Предварительный просмотр:
Условия развития познавательного интереса в учебном процессе.
Селиванова З.А. Учитель начальных классов ГБОУ №354.
Проблема интереса в обучении не нова. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.
Познавательный интерес признают одним из самых значительных факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.
Цели познавательной деятельности для ученика трансформируются в мотивы учебной деятельности. Познавательные мотивы составляют одну из групп мотивации учения. Это наиболее характерная группа, поскольку она выражает прямое отношение к познанию – предмету учения.
Ученику «интересно узнавать новое, видеть свое продвижение в познании» [5], которое их привлекает. Познавательные интересы лежат у основания активности, самостоятельности школьника в учении, они формируют и положительное отношение к школе в целом.
На развитие у учащихся потребности в учении и интереса к овладению знаниями оказывает влияние целая совокупность педагогических факторов и методических приемов.
Психологический механизм воздействия этих факторов и приемов состоит в том, что они возбуждают у учащихся переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, и стимулируют их стремление к овладению знаниями. Известный дидакт М.А Данилов утверждал, что «противоречие между знанием и незнанием является движущей силой учения, познавательной активности учащихся». [1].
Чтобы содействовать в учебном процессе встречному движению ученика, учителю следует опираться на познавательный интерес как сильное средство и как внутренний мотив деятельности.
Развитие глубокого, устойчивого познавательного интереса и развивающее обучение – задачи, органично проникающие друг в друга. Познавательный интерес во всех его проявлениях: интеллектуальном, эмоциональном и волевом можно рассматривать как частицу развивающегося обучения, остро и тонко реагирующего на все его подъемы и отклонения.
Если говорить об общих требованиях развивающего обучения, на протекание которого предельно ясно реагирует познавательный интерес, то, опираясь на многовековой опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить о тех главных условиях, соблюдение которых способствует развитию познавательного интереса:
1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся.
Главной почвой для развития познавательного интереса являются ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.
2. Всемирное развитие в деятельности при решении логических задач активности и самостоятельности самого ребенка.
Решая конкретную логическую задачу, активно используя имеющиеся знания, школьник приобретает важнейшие инструменты познания, проделывая путь от овладения простыми и элементарными способами решения к способам сложным, требующим комплекса умений и навыков.
3. Благоприятное общение в учебном процессе.
Благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении в ходе решения логических задач, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, развития познавательного интереса и личности ученика.
4. Эмоциональна атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся – важнейшее условие развития познавательного интереса. Это условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, развивающей и воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.
Создание в начальных классах при обучении решению логических задач условий, обеспечивающих умственное развитие детей, связанное с развитием познавательного интереса, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач является одним из важных направлений развития личности ребенка в целом.
Для успеха всего учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать сложное строение мотивационной сферы, воздействовать на каждую из ее сторон. Учет этих обстоятельств будет способствовать выявлению в каждом отдельном случае причин отсутствия или снижения познавательного интереса. Существует много различных причин снижения интереса к познанию.
Причины, зависящие от учителя: 1) неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего «перегрузку или недогрузку школьников» [2]; 2) не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием; 3) неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом; 4) особенности личности учителя.
Причины, зависящие от ученика: 1) низкий уровень знаний; 2) несформированность учебной деятельности, и прежде всего приемов самостоятельного приобретения знаний; 3) не сложившиеся отношения с классом (эти причины связаны с деятельностью учителя); 4) задержки развития, аномальное развитие.
Познавательный интерес тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности и в этом плане есть выражение и проявление состояния других сторон мотивационной сферы – мотивов и целей.
Чтобы возбудить интерес, полагал А.Н. Леонтьев, нужно создать мотив, а затем открыть школьникам возможность нахождения цели (а точнее системы целей в изучаемом материале). «Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом». [3].
Иногда в качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность, связь с эмоциональными переживаниями ребенка. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых этапах возникновения любознательности ученика, но для поддержания устойчивости интереса необходима сформированность учебной деятельности, а также связанные с ней способности к самостоятельной постановке учебных целей и их разрешению.
В младшем школьном возрасте, писал А.Н. Леонтьев, основной мотив учения состоит в большинстве случаев в самом выполнении учения как объективно значимой деятельности, ибо благодаря выполнению учебной деятельности ребенок приобретает новую социальную позицию. [4].
Наряду с этим происходит развитие познавательных мотивов. Вначале у детей нет выраженного интереса к содержанию уроков и учебных занятий. На следующем этапе интерес к учебным занятиям начинает дифференцироваться, возникает собственно учебный интерес. Интерес перемещается с выполнения учебного действия на его содержать, задачи, которым это действие отвечает, на способы, которым оно выполняется. Если же этих внутренних мотивов учения нет, то интерес младших школьников замыкается на отметке и других важных, но внешних по отношению к учебной деятельности моментах. А это, по мысли А.Н. Леонтьева, создает некоторые новые трудности: ведь подчинение своих действий мотиву, не имеющему отношения к самому содержанию действия и не порождающему прямого интереса к нему, требует волевого характера учебной деятельности. [4]. Выполнение же учебной деятельности, движимой внутренними мотивам учащихся, в меньшей мере требует волевых усилий, т.к. может сопровождаться и непроизвольным интересом.
Следует помнить, что время, когда возникает у школьников дифференцированный интерес к разным сторонам учебной работы и особенно интерес к способам учения, зависит в первую очередь от эффективности учебно-воспитательной работы.
Пути развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики.
Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении. Основные каналы, по которым идет формирование познавательных интересов:
а) само содержание учебных предметов обладает этой возможностью;
б) определенная организация познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Необходимо глубоко продумывать отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, так как это является важнейшим звеном формирования и развития интереса к учению.
Второе, определенная организация познавательной деятельности учащихся, осуществляется путем организации учебной деятельности.
Новый неизвестный материал
Новый неизвестный материал поражает воображение учащихся, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Первоклассники удивляются бесконечному многообразию чисел и фигур, их свойствам и взаимосвязям. Это удивление подкрепляется и позже, когда ученики узнают, что числа не только что-то измеряют, сравнивают, вычисляют, но даже рисуют, проектируют, сочиняют, играют, делают умозаключения, выводы. Всё время нельзя поддерживать познавательный интерес только новыми яркими фактами. Чтобы возбудить желание учиться, необходимо развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе подводить школьников к осознанию привлекательных сторон этой деятельности, чтобы сам процесс обучения содержал в себе положительные заряды интереса. Через самостоятельную работу, организованную с особым интересом, прокладывать путь к познанию, к желанию достичь результата самому.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа – самый надежный показатель качества знаний, умений, и навыков ученика.
Для того, чтобы научить ученика работать самостоятельно, в своей работе я систематизировала и использую подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продумываю последовательность заданий, вариантность и наглядность. Для самостоятельной работы предлагаю учащимся три варианта заданий различной степени трудности: первый вариант – самый трудный, второй – менее сложный и третий – самый легкий.
Предлагая ученику вариант оптимального для него уровня сложности, необходимо осуществлять дифференциацию поисковой деятельности при решении. Работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность.
Проблемное обучение
Проблемное обучение позволяет формировать познавательные интересы учащихся. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос - тема. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Я считаю, что именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития, служит движущей силой обучения.
2.4. Творческая работа
Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями и использованием геометрического материала.
Я считаю, что включение учащегося в творческую деятельность – основной путь развития ребенка.
Прочные знания учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.
2.5. Использование занимательного и игрового материала
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. С. И. Ожегов толкует слово "занимательный” как "способный занять внимание, воображение”. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания стал более продуктивным. Работая учителем, я пришла к выводу, что в процессе игры на уроке математики дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.
Сказки – верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, сопереживать и т.д. Я включаю сказки в уроки математики при повторении и закреплении изученной темы. Наиболее интересно проходят уроки-праздники (КВН, Клуб знатоков, Праздник числа и т.д.). Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам математики. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя. Устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.
Занимательный материал
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упраждения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Развитие познавательных способностей
В процессе учебной деятельности школьника, большую роль , как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Внимание – это форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированости такого познавательного процесса как внимание.
В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.
1 Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах
2 Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами
3 Отыскание чисел по таблицам Шульте
4 Быстрее нарисуй
5 Найди, кто спрятался
6 Найди сходство и различие
7 Прочитай рассыпанные слова
Задания, направленные на развитие восприятия и воображения.
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким.
В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.
Подбери заплатку к сапожку
Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки
Упражнение Геометрические фигуры
Упражнение Треугольники
100-клеточная таблица с графическими изображениями
Таблица с геометрическими фигурами разной формы
Таблица с геометрическими фигурами разного размера
Таблица с геометрическими фигурами не только разной формы, но и белого и черного цвета
100-клеточная таблица, заполненная цифрами
Задания, направленные на развитие логического мышления
Логическое мышление
Интеллект человека . в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.
Задачи на смекалку
Задачи шутки
Числовые фигуры
Задачи с геометрическим содержанием
Логические упражнения со словами
Математические игры и фокусы
Кроссворды и ребусы
Комбинаторные задачи
Задания, направленные на развитие памяти.
Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Например, академик А.Ф.Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект. Психолог Т.Рибо описал слабоумного мальчика, способного легко запомнить ряды чисел. И все-таки память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.
Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.
Запомни двузначные числа.
Запомни математические термины.
Цепочка слов.
Рисуем по памяти узоры.
Запомни и воспроизведи рисунки
Зрительные диктанты
Слуховые диктанты
Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
Задания, направленные на развитие логического мышления.
Интеллект человека, в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.
- Задачи на смекалку
- Задачи шутки
- Числовые фигуры
- Задачи с геометрическим содержанием
- Логические упражнения со словами
- Математические игры и фокусы
- Кроссворды и ребусы
- Комбинаторные задачи
Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство учителя укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
Список литературы
1. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики. // Начальная школа. 1992. № 7-8.
2. Маркова А.К. Мотивация учения школьников. М., 1987.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. с.247.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1989. с.442.
5. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. М, 1988.
6. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. Санкт-Петербург, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение в учебный процесс ИКТ
выступление на МО...
"Развитие познавательного интереса младших школьников в условиях компьютерной поддержки учебного процесса".
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способ...
«Развитие познавательного интереса в процессе изучения английского языка у младших школьников в условиях перехода на новые стандарты»
Сегодня выпускнику средней школы недостаточно владеть определенным объемом знаний, умений и навыков, у него должно быть сформировано умение самостоятельно добывать знания и оперировать ими. Современна...
Статья "Развитие познавательных интересов в учебном процессе (из опыта)."
Школьное образование имеет большую прерогативу в развитии человека, которое должно дать адекватные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полнопра...
ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена рассмотрению технологии проблемно-диалогического общения, которая получает все большее распространение в начальном обучении....
Роль познавательного интереса в учебном процессе.
Ребенок идет в школу. Перед ним открывается дверь в огромную страну Знания. С чем приходит туда ребенок? Как сохранить эту любознательность ребенка и дать ей возможность прорасти в высокую чувств...