Статья "Развитие познавательных интересов в учебном процессе (из опыта)."
статья на тему
Школьное образование имеет большую прерогативу в развитии человека, которое должно дать адекватные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полноправного социального члена общества, так как данный возрастной период определяет большую потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка. В данной статье я раскрываючто наиболее эффективными средствами включая ребенка в процесс творчества на уроке являются :игровая деятельность , создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnykh_sposobnostey_v_uchebnom_protsesse.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных интересов в учебном процессе (из опыта).
Прекрасная пора детства! Ребенок впервые переступивший порок школы ,попадает в мир человеческий знаний, где ему предстоит открыть много неизвестного, искать оригинальные , нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является творческая познавательная деятельность. В её основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка.
Универсальных приемов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый учитель добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов.
Работая учителем начальных классов , я пришла к выводу , что наиболее эффективными средствами включая ребенка в процесс творчества на уроке являются :игровая деятельность , создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, группах. Использование этих средств в ходе урока происходит комплексно, но определяющим , несущим смысловую нагрузку выступает одно из них, что вытекает из особенностей младшего школьника. Так ,например, в первом классе доминирует игровая деятельность Во втором и третьем и четвертом классе целесообразно использовать парную и групповую работу.
Начальный этап формирования познавательных интересов совпадает во времени с первым полугодием первого класса. Он характеризуется введение элементов
учебно – познавательных игр на различных этапах урока. Так, например , на уроке обучения грамоте при ознакомлении со звуком [д´] [д] предлагаю задание: «Собери в волшебный сундучок все добрые слова , которых слышишь звуки[д´] [д]
Как показывает опыт , на начальном этапе формирования познавательных интересов детей привлекают собственные игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок. Используя постоянно, из урока в урок элементы учебно- познавательных игр. Мы поднялись на ступеньку выше: игра из развлечений стала превращаться в игру работу.
Однако не все дети включались в такую более сложную умственную деятельность , Некоторых и по прежнему волновал лишь сказочный герой, а не решение связанных с ним учебных задач.
Задания познавательного характера присылали ученикам и сказочные герои, которые появлялись при правильных ответах . Я заметила , что легко ранимым детям такое перевоплощение помогало развить самообладание, умение держать себя уверенно даже в затруднительных ситуациях..
Игровой сюжет- это такая форма организации учебной деятельности , при которой урок пронизывается от начала до конца единой игровой линии, темой высказываний. В качестве таких сюжетов выступали вариации на тему известных детям сказок « Золушка» « Колобок» и д.р.
Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствовала активному творческому поиску детей, возбуждала их интерес к знаниям.
В зимнее время за 2-3 минуты до начала урока я говорила : « Ребята представьте , то мы с вами снежинки.( Звучит мелодия вальса) . Вот пошел первый снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно спускаются на землю. Сначала спускаются маленькие хрупкие снежинки ( девочки), затем снежинки побольше ( мальчики). Наступила звездная ночь. Но с восходом зимнего солнца снежинки стали просыпаться, они обрадовались морозному утру , улыбнулись солнышку и сказали друг другу:
« Доброе утро»
Эмоциональным фоном служат нам и девизы, речевки.
Следующим уровнем процесса развития познавательного интереса являются уроки с единым игровым сюжетом, в основе которых лежат та или иная тема высказываний Сюжеты, в которых лежат тексты или фразы, используются на уроках гуманитарного цикла.
Фрагмент урока « Гласные и согласные звуки и буквы»
Тема высказываний : «И звезды с нами говорят»
Урок начинается с приветствия учителя.
Введение в игровой сюжет и постановки цели через загадку :
« Что за звездочки сквозные на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные .а возьмешь – вода в руке.»
На первом этапе работы детям во время минутки чистописания предлагаются различные познавательные задания. Одно из них «ошибку» учителя : « Сколько звуков в снежинке мы слышим во время её полета?»
Дети задумываются и исправляют ошибку учителя : « Сколько звуков в слове снежинка?»
Далее идет работа над словом снежинка.
Чистописание « А теперь летим к звездам». – предлагает учитель Наша снежинка оставляет в полете удивительный узор. На какую букву она похож?
Лучшая пара букв будет пропуском для прогулки по звездному небу», - говорит учитель.
Звучит музыка . Ребятам предлагается закрыть глаза и вообразить звездное небо. Учитель ведет рассказ о звездах.
- Посмотрите, на звездном небе отмечен путь, по которому мы пройдем на этом уроке.
Каждая звезда дает свое задание. За правильный ответ звезда дарит сою улыбку.
Путь к звезде был труден и требовал эмоциональной нагрузки . Здесь нам помогали музыкальные паузы.
И вот ключевой момент урока . « Ребята, у нас на глазах родилась звезда, у нее появился последний лучик. Чтобы звезда светила ярко, нужно помочь ей своими знаниями»
Дети работают с текстом , озаглавливают его, отвечая на вопрос: « Чего больше – согласных букв или звуков?» и т.д.
Оценивая работу детей , учитель говорит « С вашей помощью звезда засверкала. Она без названия. Придумай название этой звезды»
Урок заканчивается выводом , который делает учитель и дети.
Следующим вариантом использования уроков с единой темой высказываний являются уроки , в основе которых лежат темы, события из реальной жизни ребенка. « В гостях у Игры» « Озеро чудес» ( окруж мир)» « Поляна цветов»
На уроках такого типа большое значение имеет выполненная наглядность.
Систематичность уроков с единым игровым сюжетом предполагает:
а) проведение циклов урока на заданную тему по одному предмету
б) проведение интегрированных уроков ( уроки русскому и чтения связаны общей темой высказываний)
Желание самовыразиться влекло за собой и желание постоянно демонстрировать кому- либо свои способности. Это стремление реализовывалось во время парной и групповой работы учащихся. В первом полугодии пребывания в школе в школе. В это время дети знакомились с правилами поведения во время учебной дискуссии.
Одновременно с правилами поведения я вела жест общения во время работы в группе и в паре.
К началу 2класса парной и групповой работе отводилось много места на уроке. Вела карточки «Шаги успеха», которые помогли детям организовать учебный разговор во время парной и групповой работы.
Формируя пары постоянного состава , учитываю психологическую совместимость.
Выбору пары по учебе способствовала анкет, которую дети заполняют на первоначальном этапе организации пары. В анкете вопрос:
С кем ты работал в паре?
Понравилось тебе работать с этим человеком?
Что интересного понравилось тебе в этом человеке?
Испытывал ли ты радость работы с этим человеком?
Не все рождаются творческими личностями. Однако при создании определенных условий , к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставление возможности для творчества, самовыражения и самореализации детей, развития навыков общения, обмена мнениями последует движение вперед по пути познания и творчества.
Мельникова Любовь Александровна
Учитель начальных классов
МБОУ г Владимира «СОШ №21»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные инновационные технологии в учебном процессе (из опыта работы)
В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в инновационных технологиях, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.В своей статье хочу рассказать о тех технология...
Современные инновационные технологии в учебном процессе (из опыта работы)
В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в инновационных технологиях, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.В своей статье хочу рассказать о тех технология...
Современные инновационные технологии в учебном процессе (из опыта работы)
В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в инновационных технологиях, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.В своей статье хочу рассказать о тех технология...
Современные инновационные технологии в учебном процессе (из опыта работы)
В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в инновационных технологиях, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.В своей статье хочу рассказать о тех технология...
Способна ли электронная среда сократить издержки на организацию и ведение учебного процесса? (из опыта работы)
В статье представлен опыт работы в электронной среде обучения "1ученик: 1 компьютер"...
Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса (из опыта работы)
Очень важным критерием эффективности учебного процесса является школьная мотивация....