Проектный метод в работе с детьми младшего школьного возраста
проект на тему
Наиболее продуктивным методом обучения в современной педагогике становится метод проектов. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Проектная деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие умений обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_n.n._v.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Воронина Н.Н.,
МБОУ «Бырминская СОШ»,
Кунгурский район
Проектный метод в работе с детьми младшего школьного возраста.
Наиболее продуктивным методом обучения в современной педагогике становится метод проектов. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации [4]. Проектная деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие следующих умений обучающихся:
Информационные: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; структурировать информацию; сохранять информацию.
Коммуникативные: сотрудничать в процессе деятельности; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь; уметь выходить из конфликтных ситуаций и вовремя предотвращать их.
Исследовательские: уметь генерировать идеи; выбирать лучшее решение.
Менеджерские: уметь планировать деятельность; принимать решения; распределять обязанности при выполнении коллективного дела.
Рефлексивные: уметь отвечать на вопросы: «Чему я научился?», « Чему мне необходимо научиться?»
Оценочные: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
Презентационные: выступать перед аудиторией; пользоваться различными средствами наглядности; демонстрировать артистические возможности.
Исследователи характеризуют метод учебного проекта как: личностно-ориетировавнный, обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии; формирующий навыки самостоятельности и мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывающий целеустремлённость, ответственность, инициативность, а также творческое отношение к делу;
интегрирующий знания умения и навыки в разных дисциплинах; здоровьесберегающий [3].
Одна из главных задач современной начальной школы – подготовка
обучающихся к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия.
С позиции отечественных психологов и педагогов Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина учебная деятельность обучающихся первой ступени является ведущей в психическом развитии детей 7-10 лет [1]. Дети младшего школьного возраста уже по природе своей – исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные особенности обучающихся начальной школы, а также опыт работы, применение его считается реальным целесообразным.
Младший школьный возраст – начальный этап вхождения в проектную деятельность. При использовании проектного метода в младшем звене эффективна следующая последовательность: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, от личных проектов к групповым и общеклассным [2].
В проектной деятельности обучающихся младшего звена мы выделяем следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой; обучающиеся: обсуждают, предполагают, предлагают собственные идеи);
-подготовительный (определяется тема и цель проекта, формируются задачи, вырабатывается план действий, согласовываются способы совместных деятельности);
-информационно-операционный (обучающиеся: собирают материал, работают с литературой, компьютером и другими источниками информации; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (защита проектов, обучающие представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
В качестве примера рассмотрим подробнее один из вариантов применения проектного метода в процессе обучения младших школьников.
В первом классе продумываем подготовку к проектной деятельности с помощью несложных творческих заданий, исследований. Работа поводится под девизом: «Чем меньше ребёнок – тем проще проект».
Детям предлагаются задания:
- Изготовь книжку-малышку «Природа в загадках» (индивидуальная работа)
- Вырежи геометрические фигуры и составь орнамент в полосе.
- Что можно купить в магазине на 100рублей?
- Отгадай загадки, вырежи нужные отгадки и приклей так, чтобы получилась сюжетная аппликация (групповая творческая деятельность).
При выполнении творческих заданий в помощь детям предлагаются схемы-«звёздочки».
Назначение
Форма, размеры декоративное оформлении
особенности цветовое
конструкции решение
материалы
В центре схемы пишется название изделия, а лучики указывают те факторы, которые влияют на выполнение изделия, качество. Учитель стимулирует творческий поиск детей, помогает отобрать и обосновать рациональные идеи.
Уже в первом классе формируется умение планировать. Необходимость планирования возникает перед ребёнком в связи с изготовлением несложного изделия из бумаги, обвести трафарет, вырезать по контуру. Шаг за шагом, от задания к заданию, усложняя задачи, мы помогаем детям освоить планирование для разрешения возникших проблемных ситуаций.
Во втором классе мы вводим сам термин «проект», знакомим с особенностями проектной деятельности, предлагаем задания, подготавливающие к выполнению проекта. Мы работаем под девизом: «Обязателен план работы по проекту, заинтересовать обучающихся в проекте»
Задание по изготовлению проекта во 2 классе
- Продумайте общую идею проекта.
- Обсудите конструктивные особенности.
- Продумайте общую технологию изготовления отдельных деталей.
- Подберите материалы и инструменты.
- Распределите работу и реализуйте проект.
- Защитите готовую работу
В 3 и 4 классах мы применяем обобщённый алгоритм выполнения проекта:
Обобщённый алгоритм проектной деятельности
- Поиск проблемы
- Варианты решения проблемы
- Подготовка к реализации её решения(выбор материалов, выбор инструментов, выбор оптимальной конструкции)
- Изготовление проекта.
- Рефлексия, самоконтроль.
- Доработка и усовершенствование проекта.
- Защита проекта.
Отметим, что рефлексия одна из важнейших способностей, которая начинает складываться в младшем школьном возрасте в процессе проектной деятельности.
«Я считаю, что, работая над проектом, я научился…»
«Работа над проектом помогла мне лучше …»,
«Благодаря этой работе я понял …
Богатыми возможностями для организации проектной деятельности обучающихся начальной школы обладают все учебные предметы.
Использование проектного метода позволяет значительно повысить познавательный интерес к предметам, способствует повышению интеллектуального и творческого потенциала детей.
Как показал опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может использоваться в начальной школе.
Использованная литература
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 2006.
- Давыдов В.В Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Истомина Н.Б. Методическое творчество учителя// Начальная школа 1991.№ 4.
- Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса. Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования: Сборник статей под редакцией Н.Ю.Пахомовой, М., 2005.
- Феоктистова В.Ф. исследовательская и проектная деятельность младших школьников – Волгоград 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поисково- исследовательский метод в работе с детьми младшего школьного возраста
Данная работа показывает поисково- исследовательскую деятельность моих учеников, которая вылилась в коллективный прект "Медведи"...
Содержание и методика работы с детьми дошкольного возраста по формированию нравственных представлений средствами сказок.
Приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ре...
Педагогические приёмы коррекционной работы с детьми школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Характеристики педагогических методов и приемов в коррекционной работе с школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью...
Консультация для воспитателей " Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"
В ФГОС ДО одним из психо-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми,соответствующих их психолого-возрастн...
Стендовый доклад: Формы, средства и методы воспитательной работы с детьми с тяжелой умственной отсталостью (Из опыта работы)
Цель воспитания - создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью с опорой на личностное развитие для дальнейшей успешно...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста(из опыта работы)
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов(Всемирная организация здравоохранения)...
«Использование метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста»
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. В основе, которой ...