Проектный метод в работе с детьми младшего школьного возраста
проект на тему

Наиболее продуктивным методом обучения в современной педагогике становится метод проектов. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и  учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Проектная деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие  умений  обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_n.n._v.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 Воронина Н.Н.,

                                                                            МБОУ «Бырминская СОШ»,

                                                                                             Кунгурский район

Проектный метод в работе с детьми младшего  школьного возраста.

       Наиболее продуктивным методом обучения в современной педагогике становится метод проектов. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и  учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации [4]. Проектная деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие следующих умений  обучающихся:

 Информационные: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; структурировать информацию; сохранять информацию.

Коммуникативные: сотрудничать в процессе деятельности;  оказывать помощь товарищам и принимать их помощь;  уметь выходить из конфликтных ситуаций и вовремя предотвращать их.

Исследовательские:  уметь генерировать идеи;  выбирать лучшее решение.

Менеджерские: уметь планировать деятельность;  принимать решения; распределять обязанности при выполнении коллективного дела.

Рефлексивные: уметь отвечать на вопросы: «Чему я научился?», « Чему мне необходимо научиться?»

Оценочные: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.

Презентационные: выступать перед аудиторией; пользоваться различными средствами наглядности; демонстрировать артистические возможности.

       Исследователи характеризуют метод учебного проекта как: личностно-ориетировавнный, обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии; формирующий навыки самостоятельности и мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывающий целеустремлённость, ответственность, инициативность, а также творческое отношение к делу;

интегрирующий знания умения и навыки в разных дисциплинах; здоровьесберегающий [3].    

       Одна из главных задач современной начальной школы – подготовка

обучающихся к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия.

      С позиции отечественных психологов и педагогов Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина учебная деятельность обучающихся первой ступени является ведущей в психическом развитии детей 7-10 лет [1].  Дети младшего школьного возраста уже по природе своей – исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

      Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные особенности обучающихся начальной школы, а также опыт работы, применение его считается реальным целесообразным.

     Младший школьный возраст – начальный этап вхождения в проектную деятельность. При использовании проектного метода в младшем звене эффективна следующая последовательность: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, от личных проектов к групповым и общеклассным [2].

      В проектной деятельности обучающихся младшего звена мы выделяем следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

- мотивационный  (учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой; обучающиеся: обсуждают, предполагают, предлагают собственные идеи);

-подготовительный (определяется тема и цель проекта, формируются задачи, вырабатывается план действий, согласовываются способы совместных деятельности);

-информационно-операционный  (обучающиеся: собирают материал, работают с литературой, компьютером и другими источниками информации; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

- рефлексивно-оценочный (защита проектов, обучающие представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

      В качестве примера рассмотрим подробнее один из вариантов применения проектного метода в процессе обучения младших школьников.

       В первом классе продумываем подготовку к проектной деятельности с помощью несложных творческих заданий, исследований. Работа поводится под девизом: «Чем меньше ребёнок – тем проще проект».

  Детям предлагаются задания:

  1. Изготовь книжку-малышку «Природа в загадках» (индивидуальная работа)
  2. Вырежи геометрические фигуры и составь орнамент в полосе.
  3. Что можно купить в магазине на 100рублей?
  4. Отгадай загадки, вырежи нужные отгадки и приклей так, чтобы получилась сюжетная аппликация (групповая творческая деятельность).

  При выполнении творческих заданий в помощь детям предлагаются схемы-«звёздочки».                          

                                                           Назначение

                                         Форма, размеры               декоративное оформлении

                                  особенности                                      цветовое

                                   конструкции                                     решение

                                                                 материалы

В центре схемы пишется название изделия, а лучики указывают  те факторы, которые влияют на выполнение изделия, качество. Учитель стимулирует творческий поиск детей, помогает отобрать и обосновать рациональные идеи.

Уже в первом классе формируется умение планировать. Необходимость планирования возникает перед ребёнком в связи с изготовлением несложного изделия из бумаги, обвести трафарет, вырезать по контуру. Шаг за шагом, от задания к заданию, усложняя задачи, мы помогаем детям освоить планирование для разрешения возникших проблемных ситуаций.

      Во втором классе мы вводим сам термин «проект», знакомим с особенностями проектной деятельности, предлагаем задания, подготавливающие к выполнению проекта. Мы работаем под девизом: «Обязателен план работы по проекту, заинтересовать обучающихся в проекте» 

                  Задание по изготовлению проекта во 2 классе

  1. Продумайте общую идею проекта.
  2. Обсудите конструктивные особенности.
  3. Продумайте общую технологию изготовления отдельных деталей.
  4. Подберите материалы и инструменты.
  5. Распределите работу и реализуйте проект.
  6. Защитите готовую работу

     В 3 и 4 классах мы применяем обобщённый алгоритм выполнения проекта:

                    Обобщённый алгоритм проектной деятельности

  1. Поиск проблемы
  2. Варианты решения проблемы
  3. Подготовка к реализации её решения(выбор материалов, выбор инструментов, выбор оптимальной конструкции)
  4. Изготовление проекта.
  5. Рефлексия, самоконтроль.
  6. Доработка и усовершенствование проекта.
  7. Защита проекта.

       Отметим, что рефлексия одна из важнейших способностей, которая начинает складываться в младшем школьном возрасте в процессе проектной деятельности.

 «Я считаю, что, работая над проектом, я научился…»

«Работа над проектом помогла мне лучше …»,

 «Благодаря этой работе я понял …

       Богатыми возможностями для организации проектной деятельности обучающихся начальной школы обладают все учебные предметы.

Использование проектного метода позволяет значительно повысить познавательный интерес к предметам, способствует повышению интеллектуального и творческого потенциала детей.

       Как показал опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может использоваться в начальной школе.

         

                                 Использованная литература

  1.  Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 2006.
  2. Давыдов В.В Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  3. Истомина Н.Б. Методическое творчество учителя// Начальная школа 1991.№ 4.
  4.  Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса. Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования: Сборник статей под редакцией Н.Ю.Пахомовой, М., 2005.
  5. Феоктистова В.Ф. исследовательская и проектная деятельность младших школьников – Волгоград 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково- исследовательский метод в работе с детьми младшего школьного возраста

Данная работа показывает поисково- исследовательскую деятельность моих учеников, которая вылилась в коллективный прект "Медведи"...

Содержание и методика работы с детьми дошкольного возраста по формированию нравственных представлений средствами сказок.

Приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ре...

Педагогические приёмы коррекционной работы с детьми школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Характеристики педагогических методов и приемов в коррекционной работе с школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью...

Консультация для воспитателей " Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

В ФГОС ДО одним из психо-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми,соответствующих их психолого-возрастн...

Стендовый доклад: Формы, средства и методы воспитательной работы с детьми с тяжелой умственной отсталостью (Из опыта работы) 

Цель воспитания - создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью с опорой на личностное развитие для дальнейшей успешно...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов(Всемирная организация здравоохранения)...

«Использование метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста»

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. В основе, которой ...