Педагогические приёмы коррекционной работы с детьми школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
методическая разработка на тему

Казнова Ирина Евгеньевна

Характеристики педагогических методов и приемов в коррекционной работе с школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогические приёмы коррекционной работы с детьми школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью Выполнила : учитель коррекционной школы VIII вида № 107 Казнова Ирина Евгеньевна

Слайд 2

Педагогический приём- к онкретная операция взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения. Приём характеризуется предметным содержанием, организуемой им познавательной деятельностью и обусловливается целью применения. В педагогической литературе Приём часто трактуется как часть метода, отдельный акт обучения, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных учебных задач.

Слайд 3

Следует отметить.... ........, что один и тот же прием может входить в разные методы. Приёмы в разных методах несут неодинаковую смысловую нагрузку. В одних случаях они будут ведущими, в других — второстепенными. Очень важна правильная сочетаемость приемов, она в известной мере обеспечивает эффективность метода.

Слайд 4

Объяснение Объяснение новых слов или терминов для понимания читаемого или сообщаемого материала- приёмы зрительного запоминания. Используются приёмы на классификацию существующих признаков. Активно включается приём сравнения Показ способов выполнения приемов работы инструментами, написания букв и цифр и т. д. Приёмы получения обратной связи, активизации школьников: реализуется путём постановки вопросов, побуждения учащихся к высказыванию своего понимания трудных мест

Слайд 5

Рассказ Приемы: Разбор новых слов и терминов Целесообразно начинать рассказ с какого-либо занимательно вопроса, факта Излагаемые сведения следует подтверждать примерами Сопровождать наглядной демонстрацией, прослушиванием звукозаписи, просмотром учебных кино и диафильмов. Для лучшей доступности рекомендуется применять прием образности в рассказе Использование картинного плана, помогающего школьникам не только понять и запомнить различные сведения, но и более четко и образно представить объекты, события, явления. Запись плана рассказа на доске Усвоение полученных знаний с помощью упражнений, познавательных игр Излагаемый материал разбивается на короткие логические части, каждая из которых завершается выполнением упражнений, лабораторных работ, наблюдениями, направленными на закрепление знаний. Проведение обобщающей беседы с выделением главной мысли, идеи.

Слайд 6

Метод демонстрации Приём использования естественных натуральных предметов и иллюстративно-изобразительных средств: рисунков, картин, предметно-операционных и графических планов Для рисунков придумать вопросы на сравнение. Графическое содержание учебника можно попросить перерисовать в тетради по предмету. Этим мы получаем конкретность представлений. Все это улучшает внимание и восприятие ребенка.

Слайд 7

Приёмы использования картин -Картину не следует рано показывать для осмысления содержания, -Дети сами при помощи вопросов учителя должны раскрыть содержание картины. -Перед рассматриванием проводится предварительная беседа. -Внимание учеников направляется на характерное, существенное в ее содержании. -Описание картины должно осуществляться по плану. -После просмотра картины необ­ходимо побеседовать на эту тему. -Можно составить рассказ по картине.

Слайд 8

Приём использования предметно-операционного плана Представляет собой ряд полуфабрикатов изделия, доведённых до разной степени готовности и расположенных в логической последовательности. Этот вид пособия и графические планы применяются в первую очередь для обучения младших школьников умению планировать код выполнения изделия на уроках труда, а также служат наглядной опорой на этапе исполнительской деятельности, помогают осуществлять текущий самоконтроль. Используются и простейшие средства символической и схематической наглядности (подвижные таблицы, зарисовки, стрелки-указатели и контуры), элементы цвета для обозначения существенных признаков изучаемых объектов и явлений, условно-графическая запись .

Слайд 9

Показ Показ - это предъявление образа действия разных способов работы (реку показывают на карте от истока до устья, показ полуострова осуществляют обводом его с трех сторон и т.д.) Условие: обеспечить умственно отсталым детям способность видеть все, что им показывают. И нужно научить видеть то, что показывают.

Слайд 10

Беседа Прием: Деление материала беседы на несколько логических частей Разбор каждой части по вопросам Дифференциация вопросов с целью оказания школьникам помощи: -вопрос-побуждение, активизирующий внимание и память детей; -развернутый вопрос, сопровождаемый жестом, чтобы привлечь внимание школьников к определенной части используемой наглядности, арифметической записи, таблице, образцу изделия -вопрос-альтернатива; -вопрос, содержащий в себе ответ Своевременное исправление неверных ответов школьников: - учитель может сам исправить неудачный ответ ученика и предложить запомнить правильную формулировку - более эффективен прием, при котором учитель объясняет отвечающему причину неправильного ответа, создает условия, позволяющие ученику самому понять ошибочность своего вывода, например, привлекая внимание ученика к соответствующей наглядности, пункту плана

Слайд 11

Наблюдение Приём использования системы вопросов Приём выделения существенного в изучаемом Приём сравнения одного объекта с другим, обобщения Наиболее доступно наблюдение натуральных предметов или явлений Приём разделения задачи наблюдения на части.

Слайд 12

Работа с книгой используется как метод получения новых знаний, а также как метод закрепления и повторения, систематизации и обобщения знаний. Приёмы активизации внимания: учатся находить название учебника, нужную страницу, картинку, текст, понимать условные обозначения. Приёмы , способствующие формированию сознательного чтения: знакомство с натуральными объектами, наблюдения и практические работы, объяснения учителя, экскурсии, словарная работа Приём логического осмысления: ответ на вопросы, подобрать предложение, заполнить пропуски ит.д.

Слайд 13

Упражнения применяются для закрепления знаний, совершенствования умения и навыков. Приёмы , подготавливающие руку к письму Использование опорных сигналов Приём использования развёрнутого образца способа выполнения Алгоритмизация в виде памяток, инструкций, в которых записана последовательность действий при решении уравнений, задач, трудных случаев умножения и деления. Приёмы , требующие сопоставления, установления сходства и различия, подводящие учащихся к пониманию конкретной задачи, актуализирующие их знания и опыт, пробуждающие заинтересованность к предложенной работе. Приём последовательности Проговаривание, комментирование

Слайд 14

Лабораторно-практические работы Приёмы , формирующие последовательность действий Знакомство детей с лабораторным оборудованием и правильным пользованием им Выполнение опытов по показу учителя и словесной инструкции, Выполнение опытов по словесной инструкции с частичной помощью, Выполнение опытов самостоятельно по словесной инструкции. Вопросы, помогающие им соотнести причину и следствие наблюдаемых явлений, установить внутренние связи этих явлений, учит проводить сравнение, делать обобщения и выводы, доказывать их, фиксировать результаты опытов в тетрадях. Запись данных и результатов в тетрадях помогает накоплению конкретных представлений и понятий, а также служит обучению детей элементарной классификации.

Слайд 15

Работа с техническими средствами обучения Использование кинопособий Использование звукозаписей Использование телепередач Использование презентаций

Слайд 16

Самостоятельная работа Самостоятельные работы по образцу Приёмы репродуктивного типа активизируют умственную деятельность учащихся: запись слов с изменением их формы, на составление словосочетаний и предложений. На уроках естествознания и географии это могут быть задания на выбор ответа, классификацию, заполнение пропусков в тексте, заполнение учебных схем и таблиц. Приёмы обобщения имеющихся сведений, приучающая детей самостоятельно разбираться в заданиях учебника, вспоминать необходимые правила, законы, условные обозначения Использование справочных таблиц Использование перфокарт, тестовых заданий, среди них есть задания альтернативных ответов, где нужно ответить «да» или «нет», «правильно» или «неправильно».

Слайд 17

Метод стимулирования Приёмы ободрения, одобрения, благодарности Приём поощрения Приём положительного настроя Приём поддержки Приём невербального воздействия Приём эмоционального воздействия Приём безличной критики

Слайд 18

Игровой метод Сюрпризный момент Приём использования сказочного персонажа Использование занимательных игр: ребусы, кроссворды, загадки. Использование пальчиковых кукол Приём постановки проблемной ситуации Приём соревнования Приём моделирования реальных ситуаций

Слайд 19

Метод контроля и оценки Приём коллективной оценки Приём самооценки Приём взаимной оценки Оценка педагогом Использование средств обратной связи, сигнальных карточек

Слайд 20

Вывод Таким образом, каждый метод можно рассматривать как совокупность приёмов деятельности учителя и учащихся одни и те же приёмы могут быть составляющими разных методов Специфика приёмов придаёт каждому методу своеобразие Важна правильная сочетаемость приёмов , которая обеспечивает эффективность метода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста....

Научная статья Амраховой И.А. на тему: «Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии»

Роль музыкотерапии в учебно-воспитательном, коррекционно-развивающем и лечебно-компенсаторном процессах....

Прием использования логосказки в системе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями

Цель: представление опыта логопедической работы по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста на основе использования логосказок.Задачи:1.   Ознакомить педагогов с &laq...

«Содержание коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения при дизартрии»

Коррекционная работа учащимися начальных классов должна осуществляться в условиях естественного педагогического процесса. Она должна строиться с учетом ведущих дидактических и специфических принципов ...

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Развивающие возможности технологии ЛЕГО - конструирования в работе с детьми школьного возраста в условиях реализации обновленного ФГОС

Выступление на августовской конференции. Данный доклад показывает о необходимости развивать детей с помощью конструктора "Лего"....