Содержание и методика работы с детьми дошкольного возраста по формированию нравственных представлений средствами сказок.
статья на тему

Логинова Татьяна Валентиновна

Приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка. Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновения рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образцы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Марчук Т.В.

Россия, г. Москва

ГБОУ Школа№982 отделение № 6 дошкольное

Содержание и методика работы с детьми дошкольного возраста по формированию нравственных представлений средствами сказок.

Приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка. Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновения рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образцы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям.

Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, силы эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей. Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка, прослушавшего после первого рассказывания взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки помогает пройти путь от смутных неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватывает его воображения, чувства.

Докучные сказки способствуют развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора. А игры забавы в свою очередь способствовали развитию положительных эмоций и взаимоотношений среди детей. Для воспитания у детей добрых чувств, для знакомства с нормами поведения и закрепления их, для сплоченности ребят общими переживаниями инсценировать сказки: «Репка» используя игрушки и театральный уголок, «Лиса, заяц и петух» через пальчиковый театр. Просмотр спектаклей  «Три поросенка». Игры драматизации способствуют у детей развитию воображения, уверенности в себе, смелости.

 С целью приобщения детей к творчеству, развитию воображения и мотивации к творческой инициативе  можно проводить проектную деятельность по различным темам для детей старшего дошкольного возраста: 

  • Проект «Книга историй «Мишки-шалунишки»,
  • Проект «По страницам любимых книг»,
  • Проект  «От куда пришла книга и для чего она нужна людям» и др.

Творческие игры:

  • «В гостях у снежной королевы»
  • «Добрый колобок»
  • «Маша и медведи»
  • «Строим домик»
  • «Добрый теремок»
  • «Дюймовочка»
  • «Цветик- Семицветик»
  • «Поросята и волк» и др.

Исследования ученых и методистов свидетельствуют о том, что именно впервые годы жизни ребенка закладываются основы нравственных понятий и представлений. Поэтому так важно не упустить этот благоприятный период для нравственного развития малыша. Ведь самое главное, чему учит нас сказка - оставаться в душе ребенком, а значит, чуть-чуть Волшебником.

Список используемой литературы:

Архангельский Н.Г. , Нравственное воспитание. - М., Просвещение,1979г.

Деркунская В.Д., Проектная деятельность дошкольников. Центр Педагогического образования Москва 2016г.

Лопатина А., Скребцова М., 600 Творческих игр для больших и маленьких.  «Философская книга» Москва 2014г.

Сухомлинский В.А., Сердце отдаю детям, Киев, 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Монотипия. Применение монотипии в работе с детьми дошкольного возраста».

«Монотипия. Применение монотипии в работе с детьми дошкольного возраста». Монотипия-это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наноситься сначала ...

«Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей...

Методическая разработка"Использование игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста".

Игровые технологии включены мной в образовательную деятельность как необходимый элемент формирования универсальных учебных действий .которые повышают уровень восприятия учебного материала.Обучающие иг...

Консультация для воспитателей " Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

В ФГОС ДО одним из психо-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми,соответствующих их психолого-возрастн...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов(Всемирная организация здравоохранения)...