Использование мультимедийных презентаций для активизации речи детей с особыми образовательными потребностями
статья по логопедии (1 класс)
Полноценная речь ребёнка – это средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, способ достижения наилучшей социальной адаптации.
В данной работе отражены особенности формирования речи детей с ОВЗ. Автор говорит о своеобразии работы над развитием лексической стороны речи. Учитель делится опытом использования мультимедийных презентаций для формирования активного словарного запаса детей с ОВЗ. Показаны успешные методы работы для активизации речи детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование мультимедийных презентаций для активизации речи детей с особыми образовательными потребностями
Кардашевская Туйаара Иннокентьевна
МОКУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школa №4
E
Аннотация: Полноценная речь ребёнка – это средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, способ достижения наилучшей социальной адаптации.
В данной работе отражены особенности формирования речи детей с ОВЗ. Автор говорит о своеобразии работы над развитием лексической стороны речи. Учитель делится опытом использования мультимедийных презентаций для формирования активного словарного запаса детей с ОВЗ. Показаны успешные методы работы для активизации речи детей.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; лексическая сторона речи; информационно-коммуникативные технологии; мультимедийная презентация; триггеры.
Современный урок невозможно представить без использования информационно-коммуникативных технологий. ИКТ повышает качество и результативность коррекционно-развивающей работы. Для работы я определила целесообразность использования мультимедийных презентаций, как способ коррекции лексической стороны речи, повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в целом.
В комплексном и систематическом подходе к коррекции недостатков речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья большое место отводится работе над лексической стороной речи.
К особенностям лексической стороны речи детей с особыми образовательными потребностями относятся бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудность актуализации словаря, более значительное, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, а также несформированность структуры значения слова, нарушение процесса организации семантических полей.
Наиболее важными причинами бедности словарного запаса детей с интеллектуальными нарушениями являются низкий уровень их познавательной деятельности, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире.
Коррекционно-развивающая работа необходима для преодоления трудностей, возникающих у детей при общении с окружающими людьми, для понимания обращённой к ним речи, а также для построения собственных высказываний.
Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей с ОВЗ (ограниченность словаря, его неточность, значительное преобладание пассивного словаря над активным), я определила следующие задачи:
- Обогащение словарного запаса;
- уточнение значения слов;
- активизация словаря;
- развитие грамматического оформления и высказывания.
Для этого я решила использовать мультимедийные презентации с использованием игр-триггеров.
Триггеры-это средство анимации, позволяющее задать действие выделенному элементу, анимация запускается по щелчку и возможно управление игрой.
Использование триггеров в обучающих играх позволяет сделать их интерактивными. Поэтому, создание собственных электронных дидактических игр в программе Power Point является на сегодня актуальным.
С помощью программы Power Point можно создать свой каталог мультимедийных презентаций с использованием триггеров, который можно пополнять новыми разработками и информацией.
Мультимедийная игра призвана активизировать любознательность, более активно привлекать внимание ребенка своим оформлением, если в ней используются разнообразные триггер-игры.
На уроках с использованием игр-триггеров большинство детей становятся более активными и открытыми. Меняющиеся на экране изображения вызывают у детей большой интерес.
Преимущества уроков с использованием мультимедийных презентаций и игр-триггеров:
- Благодаря тому, что изображения на экране появляются последовательно, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объёме;
- Использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным;
- Дети получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок, сопровождающихся звуковым оформлением.
Хороший эффект для развития лексической стороны речи дает использование следующих игр:
Игра «Найди домашних животных».
На экране изображены дикие и домашние животные. Ребенок должен убрать диких животных, и оставить только домашних. При нажатии клавишей «мышки» на дикое животное, оно исчезнет с экрана монитора. При нажатии на домашнее животное сработает заданный ему эффект, например «качание», «вращение» или «мигание», при котором это животное выполнит свое задание, но останется в поле. По окончании, на экране монитора останутся лишь домашние животные, т.к. дикие исчезнут (кто-то просто упадет, кто-то улетит, а кто-то растворится и т.д.).
Учитель просит ученика объяснять свой выбор, называть животных, задаёт уточняющие и наводящие вопросы по ходу игры, вызывая тем самым ребенка на диалог.
Игра «Назови одним словом».
Ребёнку предлагается показать и назвать одним словом все предметы (слова обобщающего значения). Используя мышку, ребенок выбирает ту, или иную картинку, и называет. При нажатии ребенком на картинки, изображения мигают со звуковым эффектом.
Игра «Найди лишнюю картинку».
На экране появляются несколько картинок одной группы и одна картинка другой группы. Сначала предлагаются группы семантически далёкие (морковь, лук, самолёт, капуста), затем семантически близкие (лук, картофель, репа, груша). Ребенок находит и нажимает мышкой лишнюю картинку, объясняет свой выбор учителя, называет предметы. При нажатии мышкой выбранного изображения, картинка исчезает с поля. Учитель задаёт ученику вопросы на описание предмета, его использования и т.д.
Игра «Разложи по группам».
На экране монитора картинки из двух групп (например, овощи и фрукты). Ребенку с помощью мышки нужно разложить картинки на две группы. При нажатии мышкой, картинки перемещаются. Ученик объясняет свой выбор и называет предметы.
Если, играющий справится с данными заданиями, то в конце получит разные поощрительные картинки-анимации с сопровождением музыки.
Таким образом, внедрение мультимедийных презентаций с использованием игр-триггеров в учебный процесс позволяет сделать коррекционно-развивающую работу более продуктивной и эффективной.
В заключение хочется отметить, что используя в своей работе мультимедийные презентации, с целью повышения эффективности работы по направлению развития лексической стороны речи детей с ОВЗ, можно решить следующие задачи:
- Повысить мотивацию детей к урокам;
- сформировать сотрудничество и новые формы общения между ребенком и учителем;
- ускорить обогащение словарного запаса;
- улучшить положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе работы.
Урок с использованием мультимедийных презентаций с добавлением триггеров в специальной (коррекционной) школе способствует развитию лексической стороны речи у детей с особыми образовательными потребностями. Готовые мультимедийные презентации можно успешно использовать при дистанционном обучении детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей и воспитателей специальных коррекционных школ 2-го вида. Тема "Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями".
Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у обучающихся с недостатками слуха....
Презентация на тему "Формирование УУД у детей с особыми образовательными потребностями"
В презентации расказывается об особенностях формирования УУД у детей с ООП, даны краткие характеристики групп детей с ООП....
Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....
Организация работы ППк по сопровождению образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями
Школьный психолого-педагогический консилиум (ППк).Общая организация работы....
Мастер-класс «Гимнастика для мозга» для родителей и детей с особыми образовательными потребностями с использованием оборудования сенсорной комнаты (в рамках родительской школы «Мы вместе»).
Межполушарное взаимодействие — особый механизм, который объединяет левое полушарие головного мозга и правое полушарие головного мозга в единую, целостно работающую систему.Зачем развивать оба по...
Методические разработки: "Разработка индивидуального плана обучения для детей с особыми образовательными потребностями на психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации
Данный материал будет полезен учителям общеобразовательных школ в работе по сопровождению детей с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями....
Статья на тему : " Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями. "Создание "безбарьерной" образовательной среды".
Инклюзивное образование предполагает создание образовательной среды, которая поддерживает участие всех детей, включая тех, у кого есть особые образовательные потребности. Целью инклюзивного образовани...