Использование мультимедийных презентаций для активизации речи детей с особыми образовательными потребностями
статья по логопедии (1 класс)

Полноценная речь ребёнка – это средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, способ достижения наилучшей социальной адаптации.

В данной работе отражены особенности формирования речи детей с ОВЗ. Автор говорит о своеобразии работы над развитием лексической стороны речи. Учитель делится опытом использования мультимедийных презентаций для формирования активного словарного запаса детей с ОВЗ. Показаны успешные методы работы для активизации речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных презентаций для активизации речи детей с особыми образовательными потребностями

Кардашевская Туйаара Иннокентьевна

МОКУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школa №4  

E

Аннотация: Полноценная речь ребёнка – это средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, способ достижения наилучшей социальной адаптации.

В данной работе отражены особенности формирования речи детей с ОВЗ. Автор говорит о своеобразии работы над развитием лексической стороны речи. Учитель делится опытом использования мультимедийных презентаций для формирования активного словарного запаса детей с ОВЗ. Показаны успешные методы работы для активизации речи детей.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; лексическая сторона речи; информационно-коммуникативные технологии; мультимедийная презентация; триггеры.

Современный урок невозможно представить без использования информационно-коммуникативных технологий. ИКТ повышает качество и результативность коррекционно-развивающей работы. Для работы я определила целесообразность использования мультимедийных презентаций, как способ коррекции лексической стороны речи, повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в целом.

В комплексном и систематическом подходе к коррекции недостатков речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья большое место отводится работе над лексической стороной речи.

К особенностям лексической стороны речи детей с особыми образовательными потребностями  относятся  бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудность актуализации словаря, более значительное, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, а также несформированность структуры значения слова, нарушение процесса организации семантических полей.

Наиболее важными причинами бедности словарного запаса детей с   интеллектуальными нарушениями являются низкий уровень их познавательной деятельности, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире.

Коррекционно-развивающая работа необходима для преодоления трудностей, возникающих у детей при общении с окружающими людьми, для понимания обращённой к ним речи, а также для построения собственных высказываний.

Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей с ОВЗ (ограниченность словаря, его неточность, значительное преобладание пассивного словаря над активным), я определила следующие задачи:

  1. Обогащение словарного запаса;
  2. уточнение значения слов;
  3. активизация словаря;
  4. развитие грамматического оформления и высказывания.

Для этого я решила использовать мультимедийные презентации с использованием игр-триггеров.

Триггеры-это средство анимации, позволяющее задать действие выделенному элементу, анимация запускается по щелчку и возможно управление игрой.

Использование триггеров в обучающих играх позволяет сделать их интерактивными. Поэтому, создание собственных электронных дидактических игр в программе Power Point является на сегодня актуальным.

С помощью программы Power Point можно создать свой каталог мультимедийных презентаций с использованием триггеров, который можно пополнять новыми разработками и информацией.

Мультимедийная игра призвана активизировать любознательность, более активно привлекать внимание ребенка своим оформлением, если в ней используются разнообразные триггер-игры.

На уроках с использованием игр-триггеров большинство детей становятся более активными и открытыми. Меняющиеся на экране изображения вызывают у детей большой интерес.

Преимущества уроков с использованием мультимедийных презентаций и игр-триггеров:

  • Благодаря тому, что изображения на экране появляются последовательно, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объёме;
  • Использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным;
  • Дети получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок, сопровождающихся звуковым оформлением.

Хороший эффект для развития лексической стороны речи дает использование следующих игр:

Игра «Найди домашних животных».

На экране изображены дикие и домашние животные. Ребенок должен убрать диких животных, и оставить только домашних. При нажатии клавишей «мышки» на дикое животное, оно исчезнет с экрана монитора. При нажатии на домашнее животное сработает заданный ему эффект, например «качание»,  «вращение» или «мигание», при котором это животное выполнит свое задание, но останется в поле. По окончании, на экране монитора останутся лишь домашние животные, т.к. дикие исчезнут (кто-то просто упадет, кто-то улетит, а кто-то растворится и т.д.).

Учитель просит ученика объяснять свой выбор, называть животных, задаёт уточняющие и наводящие вопросы по ходу игры, вызывая тем самым ребенка на диалог.
         Игра «Назови одним словом».

Ребёнку предлагается показать и назвать одним словом все предметы (слова обобщающего значения). Используя мышку, ребенок выбирает ту, или иную картинку, и называет. При нажатии ребенком на картинки, изображения мигают со звуковым эффектом.

Игра «Найди лишнюю картинку».

На экране появляются несколько картинок одной группы и одна картинка другой группы. Сначала предлагаются группы семантически далёкие (морковь, лук, самолёт, капуста), затем семантически близкие (лук, картофель, репа, груша). Ребенок находит и нажимает мышкой лишнюю картинку, объясняет свой выбор учителя, называет предметы.  При нажатии мышкой выбранного изображения, картинка исчезает с поля. Учитель задаёт ученику вопросы на описание предмета, его использования и т.д.

Игра «Разложи по группам».

На экране монитора картинки из двух групп (например, овощи и фрукты). Ребенку с помощью мышки нужно разложить картинки на две группы. При нажатии мышкой, картинки перемещаются. Ученик объясняет свой выбор и называет предметы.

Если, играющий справится с данными заданиями, то в конце получит разные поощрительные картинки-анимации с сопровождением музыки.

Таким образом, внедрение мультимедийных презентаций с использованием игр-триггеров в учебный процесс позволяет сделать коррекционно-развивающую работу более продуктивной и эффективной.

В заключение хочется отметить,  что используя в своей работе мультимедийные презентации, с целью повышения эффективности работы по направлению развития лексической стороны речи детей с ОВЗ, можно решить следующие задачи:

  • Повысить мотивацию детей к урокам;
  • сформировать сотрудничество и новые формы общения между ребенком и учителем;
  • ускорить обогащение словарного запаса;
  • улучшить положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе работы.

Урок с использованием мультимедийных презентаций с добавлением триггеров в специальной (коррекционной) школе способствует развитию лексической стороны речи у детей с особыми образовательными потребностями. Готовые мультимедийные презентации можно успешно использовать при дистанционном обучении детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей и воспитателей специальных коррекционных школ 2-го вида. Тема "Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями".

Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у обучающихся с недостатками слуха....

Презентация на тему "Формирование УУД у детей с особыми образовательными потребностями"

В презентации расказывается об особенностях формирования УУД у детей с ООП, даны краткие характеристики групп детей с ООП....

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....

Мастер-класс «Гимнастика для мозга» для родителей и детей с особыми образовательными потребностями с использованием оборудования сенсорной комнаты (в рамках родительской школы «Мы вместе»).

Межполушарное взаимодействие — особый механизм, который объединяет левое полушарие головного мозга и правое полушарие головного мозга в единую, целостно работающую систему.Зачем развивать оба по...

Методические разработки: "Разработка индивидуального плана обучения для детей с особыми образовательными потребностями на психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации

Данный материал будет полезен учителям общеобразовательных школ в работе по сопровождению детей с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями....

Статья на тему : " Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями. "Создание "безбарьерной" образовательной среды".

Инклюзивное образование предполагает создание образовательной среды, которая поддерживает участие всех детей, включая тех, у кого есть особые образовательные потребности. Целью инклюзивного образовани...